Разработка стратегии предприятия ОАО НПК «Родник Здоровья»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 23:31, курсовая работа

Описание

Задача настоящей работы состоит в рассмотрении методологических положений концепции стратегического управления, а так же в приобретении первичных навыков практического применения основных методов стратегического менеджмента.

Объектом исследования выбрано ОАО НПК «Родник Здоровья», являющегося представителем сетевого маркетинга. Предмет исследования – анализ среды фирмы, ее стратегическая направленность и положение на рынке, пути повышения эффективности деятельности посредством выбора стратегии фирмы.

Содержание

Введение--------------------------------------------------------------------------------------------------------3

1 Общие сведения о предприятии-----------------------------------------------------------------------4

1.1 Основные направления деятельности организации-------------------------------------------5

1.2 Маркетинговая деятельность организации------------------------------------------------------6

1.3 Финансовый потенциал организации-------------------------------------------------------------7

1.4 Используемая технология----------------------------------------------------------------------------9

1.5 Персонал организации---------------------------------------------------------------------------------9

1.6 Менеджмент организации---------------------------------------------------------------------------10

2 Стратегический анализ внешней среды организации-----------------------------------------11

2.1 Общая характеристика отрасли-------------------------------------------------------------------17

2.2 Оценка неконкурентных факторов внешней среды-----------------------------------------18

2.3 Оценка конкурентных сил в отрасли------------------------------------------------------------20

2.4 Оценка конкурентов----------------------------------------------------------------------------------20

2. 5 Определение ключевых факторов успеха и оценка привлекательности отрасли-------24

3 Анализ исходного стратегического положения организации-------------------------------24

3.1 Оценка эффективности действующей стратегии---------------------------------------------24

3.2. Оценка конкурентоспособности организации по ценам и издержкам----------------25

3.3 Анализ конкурентной позиции организации--------------------------------------------------26

3.4 SWOT-анализ, позиционирование угроз и возможностей----------------------------------27

4 Разработка и реализация стратегии организации-------------------------------------------33

4.1 Определение миссии и целей организации-----------------------------------------------------33

4.2. Определение корпоративной стратегии и разработка деловых стратегий-----------------37

4.3. Определение функциональных стратегий--------------------------------------------------41

4.4. Внутриорганизационные стратегические преобразования-------------------------------44

Заключение---------------------------------------------------------------------------------------------------46

Список литературы----------------------------------------------------------------------------------------48

Работа состоит из  1 файл

КР по СМ.doc

— 442.00 Кб (Скачать документ)

      "ХИМФАРМ". Основные направления деятельности  фирмы - производство биологически  активных пищевых добавок на  основе натуральных растительных  компонентов. 

      2. "МИРРА-М".  Разработчик и производитель косметических средств и профилактических препаратов для поддержания здоровья.

      "БИОКОР". Специализируется как разработчик  и производитель биологически  активных добавок к пище и  витаминизированных продуктов питания.

      "БИОРИТМ". Производство сухих таблетированных  смесей на основе растительного  сырья сублимационной сушки.

      "БИОФИТ".  Деятельность компании: Исследование, разработка, производство и реализация  биологически активных добавок  к пище из натурального растительного сырья (ягод, фруктов, овощей, злаков) для лечебно - профилактического питания детей и взрослых.

      «СИБИРСКОЕ  ЗДОРОВЬЕ» Основной сферой деятельности корпорации является разработка, производство и распространение продукции : БАД, лечебная и декоративная косметика.

      "АРТЛАЙФ". Основной сферой деятельности  компании является разработка, производство  и распространение продукции:  БАД, средств гигиены, косметики.

      "FABERLIC". Разработка, производство и реализация  косметики, БАД, парфюмерии.

      “ДИОД”. Разработка, производство и реализация БАД.

      “ЛЕОВИТ”. Разработка, производство и реализация продуктов специализированного  питания. 

     Доли  рынка, занимаемые, по мнению НПК «РоЗ»  им самим и его конкурентами в  зависимости от объемов реализации (млн.руб) представлены в таблице 1

     Таблица 1 Доли рынка, занимаемы НПК «РоЗ»  и его конкурентами

п/п

 
Наименование
Страна  регистрации Доля  рынка, %
2002 2003 2004 2005
1 НПК «РоЗ» РФ 0,5 4,6 4,8 6,2
2 Сибирское Здоровье РФ 2,8 3,2 3,9 2,8
3 VISION Англия 10,5 10,98 11,94 12,9
4 Мирра-М РФ 30,6 25,02 22 19
5 Химфарм Казахстан 23,4 20,27 20,4 21,2
6 Биокор РФ 0,7 0,97 0,96 0,8
7 Биоритм РФ 1,3 1,36 1,4 1,3
8 Биофит РФ 1,7 1,6 1,6 1,8
9 Артлайф РФ 28,5 32 33 34
 

     Более наглядно динамику роста можно проследит  на диаграммах.

Рис. 4 Динамика увеличения (уменьшения) долей рынка по годам

Рис. 5 Соотношения  долей рынка, занимаемых компаниями в 2002 году

Рис.6 Соотношения  долей рынка, занимаемых компаниями в 2005 году

     По  диаграммам можно сделать вывод, что прямыми конкурентами «РоЗ»  на данный период являются: Сибирское  Здоровье, Vision и Биофит. Причем корпорация «Сибирское здоровье» уступает свои позиции, а динамика увеличения доли рынка НПК «РоЗ» выше по сравнению с прямыми конкурентами. Такая динамика обусловлена созданием собственного производства для расширения ассортимента.

     С этой целью приобретены и запущены в производство линии:

     - по разливу жидкостей (масло  «РОЗ-Амарант»),

     - по производству кремов и бальзамов,

     - по производству витаминнно минеральных  сухих смесей («Фитококтейли),

     - по производству БАД,

     - по производству косметических  масок на нетканой основе,

     - по производству и фасовке  солей для ванн,

     -оборудование  для фасовки и упаковке парфюмерной продукции (производство сырья для линии осуществляется по договору эксклюзивной поставке во Франции компанией Parfa Drom Fragrance Internation).

     Основными факторами конкурентоспособности  «РоЗ» является высокое качество продукции, стабильная работа и высокая квалификация работников организации. Отличительным преимуществом продукции «РоЗ» является то, что изготовлена она по самым современным технологиям: криогенная технология, технология углекислотной экстракции, которые делают продукцию безопасной для применения не только детям и беременным женщинам, но и людям страдающим от тех или иных заболеваний в стадии обострения, т.е. продукция компании в отличии от конкурентов (за исключением ЗАО «Биофит») – это только нутрицевтики. Большая часть продукции всех остальных компаний составляет парафармацевтики (БАД приближенные к мед.препаратам).

     Существенным  недостатком в развитии компании является слабый охват рынков Западно-Сибирского, Сибирского и Восточных регионов РФ, впрочем, как и конкурентами. Однако, если конкуренты предпримут более интенсивное стратегию продвижения на данных регионах раньше НПК «РоЗ», то компания лишится возможности занять большую долю на этих рынках сбыта, а следовательно и увеличения всей доли рынка в данной сфере деятельности. Это является недостатком еще и потому, что компания имеет меньше представительств в странах СНГ, по сравнению с конкурентами и не имеет представительств в странах ЕЭС.

2. 5 Определение ключевых факторов успеха и оценка

привлекательности отрасли

 

    Основные  направления достижения конкурентных преимуществ – дифференциация продукции  – обеспечение предприятием уникальности и более высокой ценности услуг  для потребителя с точки зрения качества,  наличия особых характеристик, методов сбыта:

    1. продуктовая дифференциация –  предоставление комплекса услуг,  включающего консультирование клиента,  поставку оборудования, проектирование, монтаж, техническое обслуживание  и ремонт в отличие от узкоспециализированных конкурентов;

    2. дифференциация персонала – наем  и тренинг персонала, который  осуществляет свои функции более  эффективно, чем персонал конкурента;

    3. дифференциация имиджа – создание  имиджа, с лучшей стороны отличающего  от конкурентов. Внедрение контроля качества в соответствии со стандартами ISO 9000 позволит предприятию обеспечить данный аспект.

          3 Анализ исходного стратегического положения организации

3.1 Оценка эффективности действующей стратегии

     Спрос на продукцию компании, не смотря на снижение платежеспособности покупателей и все еще отрицательное отношение к подобной продукции, в данный период все же растет о чем свидетельствует увеличение товарооборота компании, рост доходов от основной деятельности ежегодно более чем на 90%. Кроме того, продукция и услуги компании не подвержены сезонным колебаниям спроса, что увеличивает ее возможности увеличения сбыта.

     Ценовая политика компании направлена на потребителя  с невысоким уровнем дохода. Однако, компания ориентирована не только на данный сегмент рынка. Ее покупателями являются и люди высокого социального статуса, особенно это относится к центральным регионам РФ. Соотношение, высокое качество/доступная цена является на сегодняшний день одним из критериев привлекательности для потребителя и расширения рынка сбыта. Не стремительный, но стабильный рост на продукцию и услуги связан и с повышением информативности населения в области питания, здравоохранения и других составляющих улучшения качества жизни.

     Рынками сбыта НПК «РоЗ» являются РФ и  страны СНГ. Вполне развитая транспортная инфраструктура позволяет осуществлять компании доставку продукции бесперебойно. Поэтому риски снижения спроса из-за возможного прекращения транспортного сообщения в связи с труднодоступностью регионов отсутствуют.

3.2. Оценка конкурентоспособности организации

по  ценам и издержкам

    Конкурентоспособность цен и издержек свидетельствует  о прочности позиции организации.. Возможно, одной из причин низких издержек является «эффект от масштаба».

    Для проведения оценки конкурентоспособности организации по ценам и издержкам необходим анализ «цепочки потребностей». Под цепочкой ценностей, следуя М. Портеру, будем понимать согласованный набор видов деятельности, создающих ценность для предприятия, начиная от исходных источников сырья для поставщиков данного предприятия вплоть до готовой продукции, доставленной конечному пользователю, включая обслуживание потребителя.

    В своем классическом виде цепочка  ценностей выглядит следующим образом:

  1. сырьё
  2. исследование и разработки
  3. производство
  4. маркетинг
  5. распределение
  6. обслуживание

    Я считаю, что самым слабым звеном в этой цепочке для предприятия  «РоЗ» будет являться сырьё. Изучив деятельность предприятия, я могу сделать вывод, что все звенья данной цепочки работают слаженно. Сырьё – это единственный фактор, который полностью зависит не от деятельности нашего предприятия, а от внешних условий. С сырьём могут быть проблемы в том плане, что доставка происходит в основном из-за рубежа, а это достаточно рискованные операции. В остальном на предприятии всё работает слаженно. Для начала, «РоЗ» имеет очень сильный инновационный отдел. На предприятии постоянно происходят исследования и внедряются новые разработки. Во-вторых, само производство очень слажено. Маркетинговая политика также не отстаёт. Распределение и обслуживание предприятия всегда были на высоте. 

3.3 Анализ конкурентной позиции организации

    Оценка  конкурентной (позиции) силы организации

    Ключевые  факторы 

    успеха  в отрасли

Вес Организация Конкуренты
    Срок  исполнения

    заказов

0,05 4 0,2 8 0,4
    Качество  выполнения

    заказов

0,20 5 1,8 8 1
    Уровень цен 0,20 10 2 8 0,2
    Уровень научных 

    исследований

0,15 5 1,2 7 1,05
    Имидж 0,20 3 2 10 0,2
    Квалификация  персонала 0,10 8 0,8 9 0,4
    Финансовое  положение 0,10 5 0,7 7 0,7
    Взвешенная  общая оценка 1,00   8,7   3,95
 

    Общая оценка конкурентной силы нашего предприятия в несколько раз  ниже конкурентой силы предприятий – конкурентов. Основное преимущество «РоЗ» по сравнению с предприятиями – конкурентами является уровень цен и квалификация персонала. В этих факторах наше предприятие является безусловным лидером. Предприятия – конкуренты имеют достаточно высокий уровень научных исследований. В сегодняшние дни это очень актуальная проблема, поэтому предприятия стараются не экономить на инновациях и развитии научного потенциала. Единственное преимущество конкурентов – это сроки исполнения заказов. Это связано с тем, что конкурентами являются небольшие по объёмам производства компании, работающие с частными лечебными учреждениями.

3.4 SWOT-анализ, позиционирование угроз и возможностей 

 

     Применяя  метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями.  

МАТРИЦА SWOT для

ОАО НПК «РоЗ» 
 

Возможности 

1.Выход на  новые для компании рынки сбыта  (страны СНГ, ЕЭС и Азии)

2.Наличие патента  на ноу-хау и возможность производства, не имеющего аналога в мире  продукта («Плацентоль»)

3.Увеличение  разнообразия во взаимосвязанных  продуктах и номенклатуры

4.Вертикальная  интеграция

5.Высокий уровень  сервиса

6.Завоевание ослабленных позиций конкурентов (ухудшение позиций конкурентов)

7.Стабильный  круг потребителей

Угрозы 

1.Наличие 3 прямых  конкурентов

2.Неблагоприятная  политика правительства (отсутствие  законодательной базы и т.д.)

3.Замедление  роста рынка

4.Рост цен на сырье

5.Неурожай

6.Возрастание  силы торга у поставщиков и  покупателей

7.Снижение уровня  жизни основной массы населения

8.Непродуманные  реформы правительства в сфере  ЖКХ (рост тарифов)

9.Негативное  отношение населения к данной  сфере бизнеса

10.Агресивный маркетинг со стороны конкурентов

11.Падение репутации  в связи с большим количеством  подделок БАД

12.Отсутствие  культуры питания и стремления  вести здоровый образ жизни

13.Снижение темпов  роста зар.платы в среднем по  РФ

Сильные стороны 

1.Высокая компетентность компании в данной сфере деятельности.

2.Высокий уровень  квалификации персонала.

3.Высокая технология  производства и современное оборудование.

4.Высокое гарантированное  качество продукции.

5.Возможности  производственного роста и развития +введение произ-х линий для новых продуктов

6.Наличие инновационных  способ-й и возможности их реализации

7.Дальнейшее  расширение произ-х площадей

8.Усиливающаяся  конкурентная позиция

9.Невысокая цена  продукции (доступность)

10.Высокие этические  нормы

ПОЛЕ  СИВ 

1).используя сильные стороны 1 и 5 компания может реализовать возможность 1 

2) используя  силь. сторону 2 можно реализовать  возможность 5 

3)используя сильную  сторону 6 можно реализовать возможность  2 

4) используя  сильную сторону 3 можно реализовать  возможность3 

5)используя сильные  стороны 5 и 1 можно при наличии  ресурсов реализовать возможность  4 

6) используя  сильные стороны 5,8,9 можно реализовать  возможность 6 

7)используя сильные  стороны 4,5,9 можно реализовать  возможность 7

ПОЛЕ  СИУ 

1)используя сильные стороны 3,6,7,8,9 можно попытаться устранить угрозу 1 

2)используя сильные  стороны 5,6 можно устранить угрозу 3 

3)используя сильные  стороны 2,4,9 можно устранить угрозу 6 

4)используя сильные  стороны 1,5,10 можно устранить угрозу 9 

5)компания не  может оказывать существенного воздействия на внешнюю среду для устранения угроз 2,7,11,12,13

Слабые  стороны 

1.Недостаток  собственных средств для формирования  запасов и затрат

2.Разрозненность, несогласованность действий и  нездоровая конкуренция структуры  г.Омска и отсутствие внимания руководства к данной проблеме

3.Отсутствие  управленческих навыков в области  менеджмента среди структурных  лидеров в отдельных СЗХ и  владельцев ИЦ

4.Недостаточность  номенклатуры продукции

5.Отсутствие  внимания маркетингового отдела  к разработке привлекательного каталога товаров

ПОЛЕ  СЛВ 

1)за счет возможностей 1 и 2 компания может преодолеет  слабую сторону 1

2)За счет сильной  стороны 1 можно преодолеть слабые  стороны 2 и 3 

3) за счет  возможности 3  и сильной стороны  5 можно преодолеет слабую сторону 4

ПОЛЕ  СЛУ 

1)компания не  может оказывать воздействия  для устранения угроз 5,10 

2)компания должна  находиться в поиске возможностей  для устранения угрозы 4 (вертикальная  интеграция) 

3)за счет сильной  стороны 1 компания вполне может  избавиться от слабой стороны 2 

4) компания легко  может избавиться от слабой  стороны 4

Информация о работе Разработка стратегии предприятия ОАО НПК «Родник Здоровья»