Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 23:31, курсовая работа
Задача настоящей работы состоит в рассмотрении методологических положений концепции стратегического управления, а так же в приобретении первичных навыков практического применения основных методов стратегического менеджмента.
Объектом исследования выбрано ОАО НПК «Родник Здоровья», являющегося представителем сетевого маркетинга. Предмет исследования – анализ среды фирмы, ее стратегическая направленность и положение на рынке, пути повышения эффективности деятельности посредством выбора стратегии фирмы.
Введение--------------------------------------------------------------------------------------------------------3
1 Общие сведения о предприятии-----------------------------------------------------------------------4
1.1 Основные направления деятельности организации-------------------------------------------5
1.2 Маркетинговая деятельность организации------------------------------------------------------6
1.3 Финансовый потенциал организации-------------------------------------------------------------7
1.4 Используемая технология----------------------------------------------------------------------------9
1.5 Персонал организации---------------------------------------------------------------------------------9
1.6 Менеджмент организации---------------------------------------------------------------------------10
2 Стратегический анализ внешней среды организации-----------------------------------------11
2.1 Общая характеристика отрасли-------------------------------------------------------------------17
2.2 Оценка неконкурентных факторов внешней среды-----------------------------------------18
2.3 Оценка конкурентных сил в отрасли------------------------------------------------------------20
2.4 Оценка конкурентов----------------------------------------------------------------------------------20
2. 5 Определение ключевых факторов успеха и оценка привлекательности отрасли-------24
3 Анализ исходного стратегического положения организации-------------------------------24
3.1 Оценка эффективности действующей стратегии---------------------------------------------24
3.2. Оценка конкурентоспособности организации по ценам и издержкам----------------25
3.3 Анализ конкурентной позиции организации--------------------------------------------------26
3.4 SWOT-анализ, позиционирование угроз и возможностей----------------------------------27
4 Разработка и реализация стратегии организации-------------------------------------------33
4.1 Определение миссии и целей организации-----------------------------------------------------33
4.2. Определение корпоративной стратегии и разработка деловых стратегий-----------------37
4.3. Определение функциональных стратегий--------------------------------------------------41
4.4. Внутриорганизационные стратегические преобразования-------------------------------44
Заключение---------------------------------------------------------------------------------------------------46
Список литературы----------------------------------------------------------------------------------------48
"ХИМФАРМ".
Основные направления
2. "МИРРА-М". Разработчик и производитель косметических средств и профилактических препаратов для поддержания здоровья.
"БИОКОР".
Специализируется как
"БИОРИТМ".
Производство сухих
"БИОФИТ".
Деятельность компании: Исследование,
разработка, производство и реализация
биологически активных добавок
к пище из натурального
«СИБИРСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» Основной сферой деятельности корпорации является разработка, производство и распространение продукции : БАД, лечебная и декоративная косметика.
"АРТЛАЙФ".
Основной сферой деятельности
компании является разработка, производство
и распространение продукции:
БАД, средств гигиены,
"FABERLIC". Разработка, производство и реализация косметики, БАД, парфюмерии.
“ДИОД”. Разработка, производство и реализация БАД.
“ЛЕОВИТ”.
Разработка, производство и реализация
продуктов специализированного
питания.
Доли рынка, занимаемые, по мнению НПК «РоЗ» им самим и его конкурентами в зависимости от объемов реализации (млн.руб) представлены в таблице 1
Таблица 1 Доли рынка, занимаемы НПК «РоЗ» и его конкурентами
№
п/п |
Наименование |
Страна регистрации | Доля рынка, % | |||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
1 | НПК «РоЗ» | РФ | 0,5 | 4,6 | 4,8 | 6,2 |
2 | Сибирское Здоровье | РФ | 2,8 | 3,2 | 3,9 | 2,8 |
3 | VISION | Англия | 10,5 | 10,98 | 11,94 | 12,9 |
4 | Мирра-М | РФ | 30,6 | 25,02 | 22 | 19 |
5 | Химфарм | Казахстан | 23,4 | 20,27 | 20,4 | 21,2 |
6 | Биокор | РФ | 0,7 | 0,97 | 0,96 | 0,8 |
7 | Биоритм | РФ | 1,3 | 1,36 | 1,4 | 1,3 |
8 | Биофит | РФ | 1,7 | 1,6 | 1,6 | 1,8 |
9 | Артлайф | РФ | 28,5 | 32 | 33 | 34 |
Более наглядно динамику роста можно проследит на диаграммах.
Рис. 4 Динамика увеличения (уменьшения) долей рынка по годам
Рис. 5 Соотношения долей рынка, занимаемых компаниями в 2002 году
Рис.6 Соотношения долей рынка, занимаемых компаниями в 2005 году
По диаграммам можно сделать вывод, что прямыми конкурентами «РоЗ» на данный период являются: Сибирское Здоровье, Vision и Биофит. Причем корпорация «Сибирское здоровье» уступает свои позиции, а динамика увеличения доли рынка НПК «РоЗ» выше по сравнению с прямыми конкурентами. Такая динамика обусловлена созданием собственного производства для расширения ассортимента.
С этой целью приобретены и запущены в производство линии:
- по разливу жидкостей (масло «РОЗ-Амарант»),
- по производству кремов и бальзамов,
-
по производству витаминнно
- по производству БАД,
- по производству косметических масок на нетканой основе,
- по производству и фасовке солей для ванн,
-оборудование
для фасовки и упаковке
Основными
факторами
Существенным недостатком в развитии компании является слабый охват рынков Западно-Сибирского, Сибирского и Восточных регионов РФ, впрочем, как и конкурентами. Однако, если конкуренты предпримут более интенсивное стратегию продвижения на данных регионах раньше НПК «РоЗ», то компания лишится возможности занять большую долю на этих рынках сбыта, а следовательно и увеличения всей доли рынка в данной сфере деятельности. Это является недостатком еще и потому, что компания имеет меньше представительств в странах СНГ, по сравнению с конкурентами и не имеет представительств в странах ЕЭС.
Основные направления достижения конкурентных преимуществ – дифференциация продукции – обеспечение предприятием уникальности и более высокой ценности услуг для потребителя с точки зрения качества, наличия особых характеристик, методов сбыта:
1.
продуктовая дифференциация –
предоставление комплекса
2.
дифференциация персонала –
3.
дифференциация имиджа –
Спрос на продукцию компании, не смотря на снижение платежеспособности покупателей и все еще отрицательное отношение к подобной продукции, в данный период все же растет о чем свидетельствует увеличение товарооборота компании, рост доходов от основной деятельности ежегодно более чем на 90%. Кроме того, продукция и услуги компании не подвержены сезонным колебаниям спроса, что увеличивает ее возможности увеличения сбыта.
Ценовая политика компании направлена на потребителя с невысоким уровнем дохода. Однако, компания ориентирована не только на данный сегмент рынка. Ее покупателями являются и люди высокого социального статуса, особенно это относится к центральным регионам РФ. Соотношение, высокое качество/доступная цена является на сегодняшний день одним из критериев привлекательности для потребителя и расширения рынка сбыта. Не стремительный, но стабильный рост на продукцию и услуги связан и с повышением информативности населения в области питания, здравоохранения и других составляющих улучшения качества жизни.
Рынками сбыта НПК «РоЗ» являются РФ и страны СНГ. Вполне развитая транспортная инфраструктура позволяет осуществлять компании доставку продукции бесперебойно. Поэтому риски снижения спроса из-за возможного прекращения транспортного сообщения в связи с труднодоступностью регионов отсутствуют.
Конкурентоспособность
цен и издержек свидетельствует
о прочности позиции
Для проведения оценки конкурентоспособности организации по ценам и издержкам необходим анализ «цепочки потребностей». Под цепочкой ценностей, следуя М. Портеру, будем понимать согласованный набор видов деятельности, создающих ценность для предприятия, начиная от исходных источников сырья для поставщиков данного предприятия вплоть до готовой продукции, доставленной конечному пользователю, включая обслуживание потребителя.
В своем классическом виде цепочка ценностей выглядит следующим образом:
Я считаю, что самым слабым звеном в этой цепочке для предприятия «РоЗ» будет являться сырьё. Изучив деятельность предприятия, я могу сделать вывод, что все звенья данной цепочки работают слаженно. Сырьё – это единственный фактор, который полностью зависит не от деятельности нашего предприятия, а от внешних условий. С сырьём могут быть проблемы в том плане, что доставка происходит в основном из-за рубежа, а это достаточно рискованные операции. В остальном на предприятии всё работает слаженно. Для начала, «РоЗ» имеет очень сильный инновационный отдел. На предприятии постоянно происходят исследования и внедряются новые разработки. Во-вторых, само производство очень слажено. Маркетинговая политика также не отстаёт. Распределение и обслуживание предприятия всегда были на высоте.
Оценка конкурентной (позиции) силы организации
Ключевые
факторы
успеха в отрасли |
Вес | Организация | Конкуренты | ||
Срок
исполнения
заказов |
0,05 | 4 | 0,2 | 8 | 0,4 |
Качество
выполнения
заказов |
0,20 | 5 | 1,8 | 8 | 1 |
Уровень цен | 0,20 | 10 | 2 | 8 | 0,2 |
Уровень
научных
исследований |
0,15 | 5 | 1,2 | 7 | 1,05 |
Имидж | 0,20 | 3 | 2 | 10 | 0,2 |
Квалификация персонала | 0,10 | 8 | 0,8 | 9 | 0,4 |
Финансовое положение | 0,10 | 5 | 0,7 | 7 | 0,7 |
Взвешенная общая оценка | 1,00 | 8,7 | 3,95 |
Общая оценка конкурентной силы нашего предприятия в несколько раз ниже конкурентой силы предприятий – конкурентов. Основное преимущество «РоЗ» по сравнению с предприятиями – конкурентами является уровень цен и квалификация персонала. В этих факторах наше предприятие является безусловным лидером. Предприятия – конкуренты имеют достаточно высокий уровень научных исследований. В сегодняшние дни это очень актуальная проблема, поэтому предприятия стараются не экономить на инновациях и развитии научного потенциала. Единственное преимущество конкурентов – это сроки исполнения заказов. Это связано с тем, что конкурентами являются небольшие по объёмам производства компании, работающие с частными лечебными учреждениями.
Применяя
метод SWOT, удается установить линии
связи между силой и слабостью, которые
присущи организации, и внешними угрозами
и возможностями.
МАТРИЦА
SWOT для
ОАО
НПК «РоЗ» |
Возможности 1.Выход на
новые для компании рынки 2.Наличие патента
на ноу-хау и возможность 3.Увеличение
разнообразия во 4.Вертикальная интеграция 5.Высокий уровень сервиса 6.Завоевание ослабленных позиций конкурентов (ухудшение позиций конкурентов) 7.Стабильный круг потребителей |
Угрозы 1.Наличие 3 прямых конкурентов 2.Неблагоприятная
политика правительства ( 3.Замедление роста рынка 4.Рост цен на сырье 5.Неурожай 6.Возрастание силы торга у поставщиков и покупателей 7.Снижение уровня жизни основной массы населения 8.Непродуманные реформы правительства в сфере ЖКХ (рост тарифов) 9.Негативное отношение населения к данной сфере бизнеса 10.Агресивный маркетинг со стороны конкурентов 11.Падение репутации в связи с большим количеством подделок БАД 12.Отсутствие культуры питания и стремления вести здоровый образ жизни 13.Снижение темпов роста зар.платы в среднем по РФ |
Сильные
стороны 1.Высокая компетентность компании в данной сфере деятельности. 2.Высокий уровень квалификации персонала. 3.Высокая технология
производства и современное 4.Высокое гарантированное качество продукции. 5.Возможности
производственного роста и 6.Наличие инновационных
способ-й и возможности их 7.Дальнейшее расширение произ-х площадей 8.Усиливающаяся конкурентная позиция 9.Невысокая цена продукции (доступность) 10.Высокие этические нормы |
ПОЛЕ
СИВ 1).используя сильные
стороны 1 и 5 компания может реализовать
возможность 1 2) используя
силь. сторону 2 можно реализовать
возможность 5 3)используя сильную
сторону 6 можно реализовать возможность
2 4) используя
сильную сторону 3 можно реализовать
возможность3 5)используя сильные
стороны 5 и 1 можно при наличии
ресурсов реализовать 6) используя
сильные стороны 5,8,9 можно реализовать
возможность 6 7)используя сильные стороны 4,5,9 можно реализовать возможность 7 |
ПОЛЕ
СИУ 1)используя сильные
стороны 3,6,7,8,9 можно попытаться устранить
угрозу 1 2)используя сильные
стороны 5,6 можно устранить угрозу
3 3)используя сильные
стороны 2,4,9 можно устранить угрозу
6 4)используя сильные
стороны 1,5,10 можно устранить угрозу
9 5)компания не может оказывать существенного воздействия на внешнюю среду для устранения угроз 2,7,11,12,13 |
Слабые
стороны 1.Недостаток
собственных средств для 2.Разрозненность,
несогласованность действий и
нездоровая конкуренция 3.Отсутствие
управленческих навыков в 4.Недостаточность номенклатуры продукции 5.Отсутствие
внимания маркетингового |
ПОЛЕ
СЛВ 1)за счет возможностей 1 и 2 компания может преодолеет слабую сторону 1 2)За счет сильной
стороны 1 можно преодолеть слабые
стороны 2 и 3 3) за счет возможности 3 и сильной стороны 5 можно преодолеет слабую сторону 4 |
ПОЛЕ
СЛУ 1)компания не
может оказывать воздействия
для устранения угроз 5,10 2)компания должна
находиться в поиске 3)за счет сильной
стороны 1 компания вполне может
избавиться от слабой стороны 2 4) компания легко может избавиться от слабой стороны 4 |
Информация о работе Разработка стратегии предприятия ОАО НПК «Родник Здоровья»