Разработка стратегии развития ООО «Sab КБЕ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является разработка стратегии развития ООО «Sab КБЕ». Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. проанализирована сущность и дана краткая характеристика стратегического управления;
2. проанализированы основные виды стратегий;
3. разработана стратегия развития ООО «Sab КБЕ».
Объект исследования - ООО «Sab КБЕ».
Предмет исследования - процесс разработки стратегии компании.

Содержание

Оглавление 2
Введение 3
1. Теоретические основы разработки стратегии развития организации 7
1.1. Понятие стратегии. Факторы влияющие на стратегию развития предприятия 7
1.2. Виды стратегий 16
1.3. Этапы стратегического планирования 24
2. Разработка стратегии развития предприятия 36
2.1. Краткая характеристика предприятия 36
2.2. Анализ внешней среды предприятия 41
Качество 44
Высокое 44
2.3. Разработка стратегии развития предприятия 50
2.4. Выявление устойчивых конкурентных преимуществ 53
Формирование стратегии роста предприятия 54
Заключение 57
Список литературы 62
Приложения 63

Работа состоит из  1 файл

стратегия развития.doc

— 423.50 Кб (Скачать документ)

Оглавление 

Введение

     В экономических публикациях представлено многообразие взглядов на устойчивое развитие, даны многочисленные толкования многогранного понятия "развитие". Различные методологические основы исследования данной проблемы позволяют предположить, что в настоящее время не существует однозначного единого подхода к ее решению.

     Проведенный анализ отечественной экономической  литературы показывает, что российские ученые в обеспечении устойчивого развития предприятия делали акцент в основном на развитие производства, использование внутренних резервов предприятия. Очевидно, что необходимо расширение аспектов изучения проблемы, учитывая специфические условия хозяйствования российских предприятий.

     Исследование  теоретических вопросов устойчивого  развития компании позволяет обосновать необходимость уточнения понятийного  аппарата применительно к современным  рыночным условиям хозяйствования. Устойчивость компании – это состояние компании, сложившееся под воздействием системы факторов внешней и внутренней среды, характеризующееся экономическими индикаторами устойчивости и определяющее в динамике перспективы ее развития.

     Устойчивое  развитие компании – состояние функционирования в результате выполнения стратегии развития, характеризуемое постоянством или положительным изменением значения индикаторов устойчивости, находящихся в определенных границах, принятых для оценки устойчивого функционирования в определенный период времени.

     Одним из основополагающих принципов, обеспечивающих устойчивое развитие, является стратегическое управление компаний. В условиях жесткой  конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации на рынке компания должна не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими в ее окружении.

     Стратегическое  управление, нацеленное на стабильное, устойчивое развитие компании, укрупнено  можно рассматривать как динамическую совокупность взаимосвязанных управленческих процессов: определение миссии и стратегических целей, анализ внешней и внутренней среды, определение стратегии развития компании, разработка функциональных стратегий, разработка стратегических планов, их выполнение, контроль и оценка выполнения.

     Обеспечение устойчивого развития компании должно сопровождаться постоянной диагностикой хозяйственной деятельности, позволяющей  определить и сопоставить величину устойчивого развития. Именно на основе данной диагностики компания может выработать или скорректировать стратегию деятельности, определяющую ее устойчивое развитие.

     Все вышесказанное обусловливает актуальность темы данной работы.

     Целью настоящей курсовой работы является разработка стратегии развития ООО «Sab КБЕ». Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  1. проанализирована сущность и дана краткая характеристика стратегического управления;
  2. проанализированы основные виды стратегий;
  3. разработана стратегия развития ООО «Sab КБЕ».

     Объект исследования - ООО «Sab КБЕ».

     Предмет исследования - процесс разработки стратегии компании.

     Сущностное  понимание стратегии и стратегического  развития подробно рассмотрено в  работах Ансоффа И., Клиланда Д., Кинга  У., Мак-Дональда М., Риггса Дж., Портера М. В работах перечисленных авторов подробно анализируются основные составляющие стратегии и этапы стратегического планирования. Вместе с тем в этих трудах не учитывается специфика экономики России, ее нефтяной составляющей.

     В частности, в работах И. Ансоффа первостепенное внимание уделяется проблемам стратегического развития производственных компаний, оценке стратегических преимуществ, а также межотраслевому выбору. В то же время практически не отражена специфика нефтяных корпораций, обусловленная высокими темпами роста и внутриотраслевой ориентацией.

     Заслуживают быть отмеченными обобщающие работы российских ученых Виханского О.С., Гончарова  В.В., Кудинова Ю.С., Медведева Ю.Н., Наливкина  Ю.Н., Подольского Ю.Л., Сорокина Л.Р., Шестакова Н.В., Алекперова В.Ю. и др. Однако исследователи исходили из положительной динамики нефтяной отрасли и учитывали особенности переходной экономики, то есть роста всех основных показателей деятельности. Исходя из возможного снижения цен и стабилизации объемов добычи ученым необходимо сосредоточить внимание на новых приоритетах стратегического развития.

     Так, в работах Алекперова В. Ю. подробно рассматриваются проблемы стратегического  управления в условиях позитивной динамики отрасли, в качестве основных направлений  использования ресурсов он предлагает расширение переработки и увеличение добычи. Тем не менее, в условиях стагнации и негативной динамики следует менять направления инвестирования, уделять большее внимание стратегическим финансовым резервам корпораций.

     Вопросам  управления стратегическим развитием посвящены работы Ефремова В.С., Ворожейкина И. Е., Ная Д., Хэнди Ч. В частности, в трудах Ефремова В.С. рассмотрены механизмы минимизации сопротивления переменам, а также основные стратегические модели. В работах Ворожейкина И.Е. основное внимание уделяется психологическим и экономическим аспектам перемен.

     Работа  состоит из двух глав, введения и  заключения.

     В первой главе рассматриваются теоретические  основы разработки стратегии развития организаци, во второй главе проводится разработка стратегии развития предприятия ООО «Sab КБЕ».

 

1. Теоретические основы  разработки стратегии  развития организации

     1.1. Понятие стратегии. Факторы влияющие на стратегию развития предприятия

 

     Понятие «стратегия» вошло в число  управленческих терминов в 1950-е годы, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большую актуальность. В течение многих лет в научной литературе ведутся дебаты, что представляет собой рыночная стратегия, какие элементы к ней относятся. Известно, что конечная цель стратегии – это получение продукта (услуги) в соответствии с запросами потребителей и увеличение прибыли компании. Стратегия предусматривает наличие цели и средств ее достижения, а также выбор того или иного поведения компании на рынке. Немаловажно и предвидеть изменения в конкурентной среде, чтобы использовать их в своих интересах.

     В научной и специальной литературе стратегия рассматривается как  система управления (таблица 1). Под ней порой понимается и бюджетирование, и долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегическое рыночное управление. Все перечисленные нами понятия имеют во многом схожее содержание и нередко используются как однопорядковые, но определенные отличия очевидны.

     Первоначально понятие стратегии и связанные с его использованием идеи пришли в экономическую науку из военной сферы. Сам термин «стратегия» происходит от греческого strategia , то есть искусство или наука быть полководцем. В древнем Китае в период между 480 и 221 гг. до н.э. уже была написана книга под названием «Искусство стратегии». Брюс Хендерсон, основатель « Boston Consulting Group », отмечает, что многие принципы стратегии были выделены из военного искусства. В качестве примера он приводит знаменитое рассуждение из работы Сун-Цзу «Искусство стратегии»: «Высшее совершенство состоит в том, чтобы сломить сопротивление врага в бою. Следовательно, высшая форма полководческого искусства в том, чтобы расстроить планы врага». Стратегия придает смысл всему тому, что можно сегодня назвать нормой рационального поведения, относится ли это к организации или же к отдельному человеку.

     Таблица 1

     Основные  научные школы стратегического  управления*

Научные школы,

основные

представители

Сущность

видения

стратегического

процесса

Методы и  подходы, наиболее

эффективные при разработке

стратегии компании

Школа Дизайна ,

Ф. Селзник (1957)

У. Ньюман (1951)

К. Эндрюс (1965)

стратегии как

процесс

осмысления

Максимальный  учет особенностей и

факторов  развития компании; SWOT – анализ;

Планирования,

И. Ансофф (1965)

стратегии как

формальный

процесс

Структурирование  и формализация процесса принятия решений  в рамках политики компаний; сценарное  планирование;
Позиционирования ,

Л. Шендаль,

К. Хаттена (середина 70-х гг.),

М. Портер (1980.1985)

стратегии как  аналитический процесс Анализ конкурентной позиции компании;

оценка  взаимосвязей между стратегией и

результатом; матричные методы анализа;

Предпринимательства, Й. Шумпетер (1950)

А. Коул (1959)

стратегии как  процесс предвидения Оперативная модификация  стратегии;

использование ограничено, из-за более

высокой цены ошибки в сравнении с

бизнес  – единицами;

Когнитивная,

Г. Саймон (1947, 1957)

Дж. Марч (1958)

стратегии как  ментальный

процесс

Зависимость содержания стратегии от когнитивного стиля  мышления разработчика

выявление узких мест, мешающих адекватной оценке положения компании;

Обучения,

Ч. Линдблом (1959)

Г. Хамел (1990)

стратегии как  развивающийся процесс Активное управление переменами;

максимальная  мобилизация

индивидуального потенциала для

реализации  политики компании;

Власти,

Г. Аллисон (1971)

Г. Эстли (1984)

стратегии как  процесс ведения переговоров Дополнение  перспективных стратегий

в целях  снижения агрессивности внешней

и внутренней среды;

Культуры,

Э. Ренман (1968)

Р. Норманн (1968)

стратегии как  коллективный процесс Обоснование миссии и глобальных целей

развития  компании; выявление

нематериальных  ресурсов развития;

механизмы общественного согласия при

обосновании стратегии;

Внешней среды,

Дж. Фриман (1977)

Д. Пью (1979)

стратегии как  реактивный

процесс

Выявление и прогнозирование характеристик внешней среды, ограничивающих стратегический выбор компании;
Конфигурации,

А. Чандлер (1962)

Г. Минцберг (1978)

стратегии как  процесс трансформации Описание относительно последовательной реализации стратегии  внутри устойчивых состояний, которые нарушаются случайными и довольно драматичными скачками в новое состояние.
  • Составлено автором по данным “Школы стратегий”, Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж.
 

     Таким образом, по исследованиям 1960-х годов, теория стратегического планирования заключалась в определении долгосрочных целей и задач предприятия, адаптации курса действий и размещении ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

     В более поздних работах (1970-1980-е  годы) понятия «бизнес-стратегия» и  «стратегическое планирование» все теснее увязываются с проблемами конкуренции и конкурентной борьбы. В своей работе «Мышление стратега» Кеничи Омайе пишет: «Я думаю, однако, что наше мышление станет более четким, если мы зарезервируем термин «стратегия» для обозначения действий, нацеленных непосредственно на изменение сильных сторон предприятия, имеющих отношение к его конкурентам. Мы должны отличать эти действия от тех, что нацелены на повышение нормы, прибыли, упорядочение организационной структуры, повышение эффективности управленческих процедур, совершенствование подготовки персонала».

     В конце 80-х годов, когда стратегическое планирование все еще было редким явлением, профессор Майкл Портер писал, что «субститутов для стратегического  планирования нет. Совершенствование  качества становится бессмысленным без знания того, какое качество значимо в каждом конкретном случае. Формирование корпоративной культуры становится бесполезным, если компания не занимается конкуренцией. Предпринимательство без стратегической перспективы скорее приведет к неудаче, чем к успеху». Справедливость Портера находит подтверждение и сегодня.

     Другой  видный современный специалист по стратегическому  управлению Фрэд Р. Дэвид считает, что  «Стратегии должны эффективно капитализировать сильные стороны фирмы, способствовать преодолению слабых сторон, извлечению преимуществ, благодаря благоприятным внешним условиям и успешному отклонению от внешних опасностей».

     Еще один исследователь, Квин ( The State of Strategic Thinking ) отмечает, что стратегия должна содержать ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела. Она также должна поддерживать инициативу, концентрировать главные усилия в нужное время в нужном месте, предусматривать такую гибкость поведения, чтобы использовать минимум ресурсов для достижения максимального результата. Стратегия предполагает скоординированное руководство, корректное расписание действий и обеспеченность гарантированными ресурсами.

Информация о работе Разработка стратегии развития ООО «Sab КБЕ»