Развитие маркетингового подхода в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы – изучение и освоение методических основ маркетингового подхода в управлении предприятием.
Для достижения цели в ходе исследования были необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть маркетинговые подходы в управлении предприятием;
дать краткую характеристику предприятия;
провести анализ результатов производственно-сбытовой деятельности и рыночной позиции предприятия;
провести анализ маркетинговой деятельности и использования маркетинга в управлении предприятием;
разработать предложения по развитию маркетингового подхода в управлении предприятием;
произвести расчёт экономического эффекта при внедрении предложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ 7
Обеспечение рыночной позиции предприятия 7
Принципы и задачи маркетинга как специфической функции управления 11
Организация маркетинговой деятельности и функции маркетинга в управлении 13
Использование экономического механизма маркетинговых программ при оптимизации производственно-сбытовой деятельности предприятия 16
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА И ЕГО РОЛЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА НА ЧУП «ПИЩЕВОЙ КОМБИНАТ БЕЛКООПСОЮЗА» 21
Характеристика предприятия 21
Анализ результатов производственно-сбытовой деятельности и рыночной позиции предприятия 30
Анализ маркетинговой деятельности и использования маркетинга в управлении предприятием 40
Результаты анализа 45
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ЧУП «ПИЩЕВОЙ КОМБИНАТ БЕЛКООПСОЮЗА» 47
Предложения по развитию маркетингового подхода в управлении предприятием 47
Расчёт экономического эффекта при внедрении предложений 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Работа состоит из  1 файл

Развитие маркетингового подхода в управлении предприятием.doc

— 3.68 Мб (Скачать документ)

 

Таблица 2.7 – Крупнейшие производители консервов в Республике Беларусь

Брестская область

1. ОАО «Пружанский  консервный завод»

2. ОАО «Ляховичский  консервный завод»

3. ОАО «Кобринский  консервный завод»

4. ОАО «Барановичский  комбинат пищевых продуктов»

5. ОАО «Горынский агрокомбинат»

Витебская область

6. ОАО «Глубокский  консервный завод»

Гомельская область

7. ОАО «Ельский консервный  завод»

Гродненская область

8. УДП «Гродненский  консервный завод»

Минская область

9. УП «Слуцкий консервный  завод»

10. МОУП «Борисовский консервный завод»

Могилевская область

11. ОАО «Быховский консервно-овощесушильный  завод»


 

Производимые  отечественными предприятиями консервы практически не отличаются друг от друга. К тому же консервная продукция  белорусских производителей слабо конкурирует с импортерами из ближнего и дальнего зарубежья. Главный недостаток отечественных производителей – отсутствие широкого ассортимента производимых консервов. Вследствие этого, потребность республики в данных продуктах удовлетворяется частично за счет импорта.

Однако производством  консервов в мягкой упаковке в  Республике Беларусь не занимается никто. Поэтому конкурентов по данному  виду продукции нет, и у предприятия  есть все шансы занять свободную  на рынке нишу.

Для того, чтобы  оценить конкурентную позицию ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза», следует провести SWOT-анализ относительно данного предприятия.

SWOT-анализ формируется  на основе данных о сильных  и слабых сторонах компании, о её возможностях и угрозах.

Сравнивая ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» с ее конкурентами, можно выделить ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Сильные стороны:

  • одно из самых крупных перерабатывающих предприятий в Республике.
  • активная роль маркетинга (большое внимание уделяется маркетингу в регионе, лучшее знание заказчиков, лучшее обслуживание);
  • многономенклатурный характер производства;
  • ассортимент выпускаемой продукции постоянно расширяется
  • наличие сертификатов соответствия или международных сертификатов качества;
  • при обслуживании потребителей предприятие использует как прямые, так и косвенные каналы распределения продукции различных уровней.
  • хорошая репутация у предприятия;

Слабые  стороны:

  • низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия.
  • высокая степень износа оборудования.
  • недостаточное качество изготавливаемых изделий.
  • предприятие нуждается в дополнительном привлечении оборотных средств за чет банковского кредита или инвестирования;
  • малое количество денежных средств направляемое на модернизацию производства;
  • объемы производства и реализации продукции нестабильны;
  • ухудшении его финансового состояния;
  • падение прибыльности предприятия.

Возможности:

  • консервная отрасль Республики Беларусь обладает значительным потенциалом;
  • выход на новые рынки или сегменты рынка;
  • консервы, готовые к употреблению, в мягкой упаковке Дой–Пак в Беларуси не производятся;
  • расширение ассортиментной линии.

Угрозы:

  • производством плодоовощных и обеденных консервов занимаются практически все консервные заводы и комбинаты республики;
  • консервная продукция белорусских производителей слабо конкурирует с импортерами из ближнего и дальнего зарубежья;
  • возможность появления новых конкурентов;
  • возрастающее давление на цены у покупателей и поставщиков;
  • растущее конкурентное давление.

Матрица будет  также содержать сильные и  слабые стороны и возможности  и угрозы в сочетании друг с  другом. Это позволит лучше понять и оценить конкурентоспособность фирмы.

На основе полученных данных сделаем выводы о сложившейся  конкурентной позиции фирмы, и о  путях решения по данной ситуации, дадим оценку конкурентоспособности  фирмы (см. таблицу 2.8).

 

Таблица 2.8 – SWOT- анализ для ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза»

 

Стороны

 

Возможности:

1.консервная отрасль  Республики Беларусь обладает  значительным потенциалом, который  позволяет не только предложить  населению Беларуси широкий ассортимент  разнообразной продукции, но и обеспечить экспортную ориентацию отрасли;

2.выход на новые  рынки или сегменты рынка;

3.консервы, готовые к  употреблению, в мягкой упаковке  Дой-Пак в Беларуси не производятся;

4.расширение ассортиментной  линии.

 

Угрозы:

1.производством плодоовощных и обеденных консервов занимаются практически все консервные заводы и комбинаты республики;

2.консервная продукция  белорусских производителей слабо  конкурирует с импортерами из  ближнего и дальнего зарубежья;

3.возможность появления  новых конкурентов;

4.возрастающее давление  на цены у покупателей и  поставщиков;

5.растущее конкурентное  давление.

 

Сильные стороны:

1. одно из самых крупных перерабатывающих предприятий в Республике.

2.маркетинг;

3.широкий ассортимент;

4.ассортимент выпускаемой  продукции постоянно расширяется;

5.наличие сертификатов  соответствия или международных  сертификатов качества;

6.использует как прямые, так и косвенные каналы распределения  продукции различных уровней.

7.хорошая репутация  у предприятия;

 

Поле «СИВ»

Таким образом, после проведения техперевооружения ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» планируется выпускать консервы в совершенно новой для Республики Беларусь мягкой упаковке типа Дой-Пак. Это позволит предприятию не только занять свою нишу на белорусском рынке, но и обеспечить экспортный потенциал.

 

Поле «СИУ»

Долю рынка можно  увеличить за счет проведения рекламной  компании в которой акцент будет  ставиться на выгодные цены и качество продукции.

 

 

 

 




 

 

Продолжение таблицы 2.8

Слабые стороны:

1.низкая заинтересованность  рядовых сотрудников в развитии предприятия.

2.высокая степень износа  оборудования.

3.недостаточное качество  изготавливаемых изделий.

4.предприятие нуждается  в дополнительном привлечении  оборотных средств за чет банковского кредита или инвестирования;

5.малое количество  денежных средств направляемое  на модернизацию производства;

6.объемы производства  и реализации продукции нестабильны;

7.ухудшении его финансового  состояния;

8.падение прибыльности предприятия.

Поле «СЛВ»

 

Высокая степень износа оборудования, а следовательно и  недостаточное качество изделий  мешает увеличению экспорта.

Так как руководство  но в достаточном количестве формирует  денежные средства на модернизацию оборудования, оно вынуждено прибегнуть к заёмным средствам.

 

 

 

 

Поле «СЛУ»

 

Конкуренты, которые модернизируют  своё производство, начнут изготавливать  более качественную продукцию и  по более выгодной цене, что позволит им  в большом количестве экспортировать продукцию.

 

 

 

 


 

После изучения белорусского рынка консервов и проведения SWOT– анализа на ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» пришли к выводу, что в Беларуси ниша консервированных блюд (закуски, салаты, первые блюда и др.), готовых к употреблению, занята не полностью. А производством готовых консервов в мягкой упаковке типа Дой–Пак в Беларуси никто не занимается. Еще одна особенность заключается в том, что консервированные блюда в красивой и функциональной упаковке Дой–Пак, которые потребители могли бы регулярно приобретать с такой же лёгкостью и уверенностью в их качестве, как и потребители в высокоразвитых странах мира, до сих пор не представлены в белорусских магазинах.

Анализ мирового рынка блюд, готовых к употреблению, показывает, что производство консервов в мягкой упаковке типа Дой–Пак является весьма перспективным направлением.

Данный продукт  является инновационным для Беларуси как с точки зрения рецептур, технологии изготовления, вида упаковки, так и по вкусовым качествам. Потребители знакомы с такой упаковкой по кетчупам и майонезам импортных производителей.

Однако специалисты  считают, что этот сегмент – «революция в культуре питания». Белорусское  общество все больше походит на общество потребления западного типа, поэтому возникает необходимость в готовой качественной пище в удобной и функциональной упаковке.

 

    1. Анализ маркетинговой деятельности и использования маркетинга в управлении предприятием

 

Стратегической  целью развития ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» является финансовое оздоровление и перспективное развитие предприятия, заключающееся в создании условий для привлечения инвестиций, направленных на техническое перевооружение производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции с улучшением качества, снижение себестоимости и обеспечение прибыли.

Консервное  производство является одним из сложнейших производств пищевой промышленности. Оно отличается разнообразием используемого  сырья, множеством процессов и их параметров. Поэтому стратегическим направлением развития предприятия является как более полное использование имеющихся мощностей с выпуском на их основе новых видов продукции, так и внедрение новых технологий.

Выпуск нового вида продукции – консервов в мягкой упаковке Дой–Пак – позволит предприятию освоить незанятый отечественными производителями сектор рынка.

Маркетинг является основополагающим для экономической, технической, производственно, коммерческой, организационной политики и деятельности предприятия ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза», так как практически от реализации выпускаемой продукции зависит финансовое и экономическое состояние всего предприятия.

Управление  качеством продукции на основе концепции  маркетинга включает следующие этапы:

  • изучение рынка и оценка возможностей предприятия по удовлетворению его требований («анализ ситуации»);
  • выработка рыночного поведения предприятия в условиях конкуренции производителей аналогичной продукции;
  • координация деятельности подразделений предприятия по гибкому приспособлению производства и сбыта в соответствии с постоянно изменяющимися условиями рынка.

Задача специалистов по маркетингу ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» состоит в том, чтобы разработать план и стратегию создания и реализации продукции, следить за их выполнением, контролировать результаты и вносить необходимые уточнения в программу маркетинга.

Основными задачами маркетинговой деятельности на предприятии являются:

  • поиск и изучение состояния рынков сбыта продукции, выявление потребителей, формирование рыночной политики предприятия;
  • формирование банка данных для принятия обоснованных маркетинговых решений;
  • планирование, участие в выполнении и контроль реализации мероприятий, направленных на обеспечение эффективности деятельности предприятия ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» в условиях рынка;
  • разработка необходимых управляющих воздействий.

Основными функциями службы маркетинга являются:

  • определение рыночной ситуации, установление рынков сбыта продукции;
  • определение оптимального ассортимента продукции;
  • определение рыночной доли но каждому виду продукции;
  • определение причин спроса на все виды продукции;
  • прогнозирование и определение рыночного спроса на продукцию предприятия;
  • изучение групп покупателей и их покупательской способности;
  • изучение номенклатуры повышенного спроса на рынках и подготовка предложений по их проектированию и изготовлению;
  • прогнозирование и определение требований потребителей к продукции, изготавливаемой предприятием ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» и тенденции изменений этих требований;
  • изучение существующих и потенциальных конкурентов, их сильных и слабых сторон, технического уровня и качества выпускаемой продукции. применяемых технологий и разработки и изготовления изделий в сравнении с возможностями своего предприятия;
  • разработка предложений по повышению технического уровня и качества изделий, стабильности качества изготовления продукции, совершенствования технологии изготовления, разработка краткого описания требуемой на рынке сбыта продукции;
  • оценка возможностей поставщиков, выбор поставщиков, анализ качества поступающих сырья, материалов, готовой продукции комплектующих изделий и разработка необходимых мер по обеспечению их качества;
  • изучение цен на выпускаемую продукцию на внешнем и внутреннем рынках;
  • участие в определении оптимальной стоимости продукции с учетом состояния рынка, возможностей и целей предприятия;
  • подготовка контрактов (хоздоговоров) с учетом требований потребителей;
  • представление руководству предприятия предложений для решения или принятия и осуществление необходимых самостоятельных решений, безотлагательность которых продиктована ситуацией на рынке;
  • проведение комплекса мер по стимулированию сбыта продукции, в том числе организация рекламы, эффективности форм продажи изделий, стимулирование торговых работников к увеличению сбыта продукции;
  • осуществление обратной связи с потребителями и определение их требований и платежеспособности;
  • проведение постоянного анализа контрактов (хозяйственных договоров), подготовка предложений по их уточнению (расторжению) на основе изменения требований потребителей, потребностей рынка, изменений стабильности работы и качества продукции поставщиков сырья, материалов;
  • организация системы получения необходимой информации о продукции от потребителей, организация сбыта;
  • подготовка руководству предприятия отчетов о работах по маркетингу.

Информация о работе Развитие маркетингового подхода в управлении предприятием