Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа
Целью курсовой работы – изучение и освоение методических основ маркетингового подхода в управлении предприятием.
Для достижения цели в ходе исследования были необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть маркетинговые подходы в управлении предприятием;
дать краткую характеристику предприятия;
провести анализ результатов производственно-сбытовой деятельности и рыночной позиции предприятия;
провести анализ маркетинговой деятельности и использования маркетинга в управлении предприятием;
разработать предложения по развитию маркетингового подхода в управлении предприятием;
произвести расчёт экономического эффекта при внедрении предложений.
ВВЕДЕНИЕ 5
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ 7
Обеспечение рыночной позиции предприятия 7
Принципы и задачи маркетинга как специфической функции управления 11
Организация маркетинговой деятельности и функции маркетинга в управлении 13
Использование экономического механизма маркетинговых программ при оптимизации производственно-сбытовой деятельности предприятия 16
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА И ЕГО РОЛЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА НА ЧУП «ПИЩЕВОЙ КОМБИНАТ БЕЛКООПСОЮЗА» 21
Характеристика предприятия 21
Анализ результатов производственно-сбытовой деятельности и рыночной позиции предприятия 30
Анализ маркетинговой деятельности и использования маркетинга в управлении предприятием 40
Результаты анализа 45
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ЧУП «ПИЩЕВОЙ КОМБИНАТ БЕЛКООПСОЮЗА» 47
Предложения по развитию маркетингового подхода в управлении предприятием 47
Расчёт экономического эффекта при внедрении предложений 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Решив задачу по обновлению парка оборудования, предприятие сможет обеспечить рост эффективности производства и выпуска конкурентоспособной продукции, что, в свою очередь, повлечет за собой загрузку оборудования, новые рабочие места и рост объемов производства.
Анализ производственной деятельности предприятия производится путём расчета ряда показателей (см. приложение 5).
1. Рентабельности продаж (реализации) – отношение прибыли к объёму реализации продукции, рассчитаем за 2008, 2009, 2010 года:
Rпрод. = П:В×100, (2.11)
где П – прибыль;
В – объём реализованной продукции.
- за 2008 год:
Rпр. = 579:18255*100=3,17%;
- за 2009 год:
Rпр. = 754:21581×100=3,49%;
- за 2010 год:
Rпр. = 506: 29522*100=1,71%.
Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Расчёт показателя выявил падение уровня рентабельности, она низкая и неустойчивая, связана с уменьшением прибыли в связи с увеличением стоимости продукции.
2. Рентабельность производства
– отношение прибыли от
Rпроиз. = П:З×100, (2.12)
где П – прибыль;
З – затраты на производство и реализацию продукции.
- за 2008 год:
Rпр. = 579:18592×100=3,11%;
- за 2009 год:
Rпр. = 754:18114×100=4,16%;
- за 2010 год:
Rпр. = 506: 19869×100=2,55%.
Коэффициент показывает, сколько рублей прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Расчёт показателя выявил падение уровня рентабельности производства, предприятие получает мало прибыли от реализации в связи с высокими затратами на производство [4,с.205].
Конкурентная среда. ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза»является производителем следующей продукции:
Динамика реализации продукции ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» представлена (см. таблицу 2.4).
Таблица 2.4 – Динамика реализации продукции ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» за 2008-2010 годы по видам продукции, туб.
Наименование продукции |
2008 |
2009 |
2010 |
Мясные |
341,2 |
586,2 |
200,4 |
Мясорастительные |
81,3 |
5,5 |
106,5 |
Первообеденные |
148,3 |
489,9 |
241,6 |
Маринады |
290,7 |
307,5 |
802,1 |
Продолжение таблицы 2.4
Соко-напитки |
1521,3 |
1241,2 |
1291,7 |
Протертые |
2 |
3,9 |
4 |
Повидло |
66,7 |
121,5 |
110,5 |
Томатные |
477,9 |
138,3 |
224,1 |
Закусочные |
215,3 |
727,4 |
300,9 |
Консервированные |
247,9 |
415,8 |
452,6 |
Замороженные ягоды |
- |
- |
105,3 |
Всего |
24502 |
28283 |
37987 |
Как видно из таблицы 2.4, ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» производит широкий ассортимент консервов, включающий в себя как плодоовощные консервы, так и мясные и мясорастительные. Анализ деятельности предприятия показывает, что объемы производства и реализации продукции нестабильны. Связано это с тем, что работа предприятия сезонная, и объемы производства продукции во многом зависят от урожая. Также большое влияние на объемы реализации имеет количество заключенных договоров. Так, в 2009 году были заключены договоры с Россией на реализацию первообеденных блюд, поэтому их реализация в этом году выросла в 2 раза и достигла 489 туб. Что касается мясорастительных консервов, то их производство и сбыт перераспределяется в зависимости от наличия сырья на предприятии. Так, в 2010 году объемы реализации мясорастительных консервов выросли по сравнению с 2008 годом в 2 раза. Объемы реализации повидла растут, поскольку эта продукция традиционно пользуется спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Структура реализации продукции по областям (см. таблицу 2.5).
Таблица – 2.5 Структура реализации продукции ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» по областям в 2008-2010 годах %
Область |
Реализация продукции в % |
Минск |
2 |
Минская область |
91 |
Витебская область |
1 |
Гродненская область |
2 |
Брестская область |
1 |
Гомельская область |
2 |
Могилевская область |
1 |
Поскольку предприятие расположено в городе Минске, то, как видно из таблицы 2.5, более 90% своей продукции предприятие реализует по Минской области. Незначительный процент продукции реализуется и в других областях.
Что касается экспорта, то за 6 месяцев 2010 года на экспорт реализовано продукции на сумму 23,7 тыс. долл.
При обслуживании потребителей предприятие использует как прямые, так и косвенные каналы распределения продукции различных уровней.
Прямой канал распределения (канал нулевого уровня):
Предприятие имеет собственный фирменный магазин (розничная торговля) непосредственно на территории предприятия.
Косвенные каналы распределения (розничная торговля, одноуровневый канал):
Доставка продукции в магазины (розничная торговля) города осуществляется кольцевым развозом автотранспортом предприятия. Для этого диспетчер отдела сбыта принимает заявки (по телефону или через менеджеров по работе с магазинами города) и формирует три рейса по городу (одна автомашина на два района города). Развозку продукции осуществляют грузчики-экспедиторы отдела сбыта и водители транспортного отдела.
Частные предприниматели (розничной торговли) приобретают продукцию самовывозом на предприятии.
Предприятие заключает договора
с крупными производителями
Косвенные каналы распределения (оптовая торговля, многоуровневые каналы):
Оптовые предприятия (независимые посредники) города, области и других областей приобретают продукцию самовывозом на предприятии.
Доставка продукции оптовым (крупно-мелкооптовым) покупателям (независимым посредникам) города, области и других областей транспортом предприятия.
Каналы сбыта и их экономическая эффективность. Консервная отрасль Республики Беларусь обладает значительным потенциалом, который позволяет не только предложить населению Беларуси широкий ассортимент разнообразной продукции, но и обеспечить экспортную ориентацию отрасли.
Практически все отечественные производители консервов выпускают достаточно широкий ассортимент продукции: маринады (овощные, грибные и др.), соленья, закусочные салаты, соусы, фруктовые консервы.
Пищевая промышленность вырабатывает в разнообразном ассортименте также и обеденные консервы – консервированные первые и вторые блюда, готовые к употреблению (см. таблицу 2.6).
Таблица 2.6 – Производство, экспорт и импорт консервов (муб)
в Республике Беларусь в 2010 году
Наименование |
Производство |
Экспорт |
Импорт |
Консервы всего, в т.ч. |
213,1 |
51,658 |
229,07 |
Мясорастительные консервы |
1,5 |
Нет данных |
Нет данных |
Обеденные консервы |
14,94 |
0,3 |
0,4 |
Овощные |
80,9 |
22,768 |
42,23 |
Продолжение таблицы 2.6
Томатные |
24,3 |
0,69 |
33,89 |
Фруктовые |
103,6 |
28,2 |
152,95 |
Детские плодо- овощные консервы |
10,4 |
0,087 |
Нет данных |
Наименование покупателей плодоовощной, мясной и мясо-растительной консервации и алкогольных напитков:
Все потребительские общества Минской области: Березинское райпо, Борисовское райпо, Вилейское райпо, Воложинское, Дзержинское, Клецкое, Копыльское, Крупское, Логойское, Любанское, Минское, Молодечненское, Мядельское, Несвижское, Пуховичское, Слуцкое, Смолевичское, Солигорское, Стародорожское, Столбцовское, Узденское и Червенское райпо.
Также заключаются
торговыми представителями
Анализ рынка. Консервная отрасль Республики Беларусь обладает значительным потенциалом, который позволяет не только предложить населению Беларуси широкий ассортимент разнообразной продукции, но и обеспечить экспортную ориентацию отрасли.
Производимые отечественные консервы характеризуются достаточно широким ассортиментом: маринады (овощные, грибные и др.), соленья, закусочные салаты, первые и вторые блюда, соусы, фруктовые консервы, соки.
Однако необходимо
отметить, что консервная продукция
белорусских производителей зачастую
слабо конкурирует с
Консервы, готовые к употреблению, в мягкой упаковке Дой–Пак в Беларуси не производятся. Однако анализ мирового рынка блюд, готовых к употреблению, показывает, что производство консервов в мягкой упаковке типа Дой–Пак является весьма перспективным направлением.
Еще одна особенность заключается в том, что консервированные блюда в красивой и функциональной упаковке Дой–Пак, которые потребители могли бы регулярно приобретать с такой же лёгкостью и уверенностью в их качестве, как и потребители в высокоразвитых странах мира, до сих пор не представлены в белорусских магазинах.
Таким образом, после проведения техперевооружения ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» планируется выпускать консервы в совершенно новой для Республики Беларусь мягкой упаковке типа Дой–Пак. Это позволит предприятию не только занять свою нишу на белорусском рынке, но и обеспечить экспортный потенциал.
Характеристика конкурентов. Что касается плодоовощных и обеденных консервов, то их производством занимаются практически все консервные заводы и комбинаты республики (см. таблицу 2.7).
Информация о работе Развитие маркетингового подхода в управлении предприятием