Развитие маркетингового подхода в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы – изучение и освоение методических основ маркетингового подхода в управлении предприятием.
Для достижения цели в ходе исследования были необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть маркетинговые подходы в управлении предприятием;
дать краткую характеристику предприятия;
провести анализ результатов производственно-сбытовой деятельности и рыночной позиции предприятия;
провести анализ маркетинговой деятельности и использования маркетинга в управлении предприятием;
разработать предложения по развитию маркетингового подхода в управлении предприятием;
произвести расчёт экономического эффекта при внедрении предложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ 7
Обеспечение рыночной позиции предприятия 7
Принципы и задачи маркетинга как специфической функции управления 11
Организация маркетинговой деятельности и функции маркетинга в управлении 13
Использование экономического механизма маркетинговых программ при оптимизации производственно-сбытовой деятельности предприятия 16
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА И ЕГО РОЛЬ В ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА НА ЧУП «ПИЩЕВОЙ КОМБИНАТ БЕЛКООПСОЮЗА» 21
Характеристика предприятия 21
Анализ результатов производственно-сбытовой деятельности и рыночной позиции предприятия 30
Анализ маркетинговой деятельности и использования маркетинга в управлении предприятием 40
Результаты анализа 45
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАРКЕТИНГОВОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ЧУП «ПИЩЕВОЙ КОМБИНАТ БЕЛКООПСОЮЗА» 47
Предложения по развитию маркетингового подхода в управлении предприятием 47
Расчёт экономического эффекта при внедрении предложений 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Работа состоит из  1 файл

Развитие маркетингового подхода в управлении предприятием.doc

— 3.68 Мб (Скачать документ)

 

Решив задачу по обновлению парка оборудования, предприятие  сможет обеспечить рост эффективности  производства и выпуска конкурентоспособной  продукции, что, в свою очередь, повлечет за собой загрузку оборудования, новые рабочие места и рост объемов производства.

Анализ производственной деятельности предприятия производится путём расчета ряда показателей  (см. приложение 5).

1. Рентабельности продаж (реализации) – отношение прибыли  к объёму реализации продукции, рассчитаем за 2008, 2009, 2010 года:

 

Rпрод. = П:В×100,                  (2.11)

где П – прибыль;

       В –  объём реализованной продукции.

 

- за 2008 год:

Rпр. = 579:18255*100=3,17%;

- за 2009 год:

Rпр. = 754:21581×100=3,49%;

- за 2010 год:

Rпр. = 506: 29522*100=1,71%.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу  реализованной продукции. Расчёт показателя выявил падение уровня рентабельности, она низкая и неустойчивая, связана  с уменьшением прибыли в связи  с увеличением стоимости продукции.

2. Рентабельность производства  – отношение прибыли от реализации  к сумме затрат на производство  и реализацию продукции рассчитаем  за 2008, 2009, 2010 года:

 

Rпроиз. = П:З×100,             (2.12)

где П – прибыль;

       З – затраты на производство  и реализацию продукции.

 

- за 2008 год:

Rпр. = 579:18592×100=3,11%;

- за 2009 год:

Rпр. = 754:18114×100=4,16%;

- за 2010 год:

Rпр. = 506: 19869×100=2,55%.

Коэффициент показывает, сколько рублей прибыли предприятие имеет с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Расчёт показателя выявил падение уровня рентабельности производства, предприятие получает мало прибыли от реализации в связи с высокими затратами на производство [4,с.205].

Конкурентная  среда. ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза»является производителем следующей продукции:

  • консервы плодоовощные;
  • консервы мясные и мясорастительные;
  • алкогольная продукция;
  • замороженная продукция.

Динамика реализации продукции ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» представлена (см. таблицу 2.4).

 

Таблица 2.4 – Динамика реализации продукции ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» за 2008-2010 годы по видам продукции, туб.

Наименование продукции

2008

2009

2010

Мясные

341,2

586,2

200,4

Мясорастительные

81,3

5,5

106,5

Первообеденные

148,3

489,9

241,6

Маринады

290,7

307,5

802,1




 

Продолжение таблицы 2.4

Соко-напитки

1521,3

1241,2

1291,7

Протертые

2

3,9

4

Повидло

66,7

121,5

110,5

Томатные

477,9

138,3

224,1

Закусочные

215,3

727,4

300,9

Консервированные

247,9

415,8

452,6

Замороженные ягоды

-

-

105,3

Всего

24502

28283

37987


 

 

Как видно из таблицы 2.4, ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» производит широкий ассортимент консервов, включающий в себя как плодоовощные консервы, так и мясные и мясорастительные. Анализ деятельности предприятия показывает, что объемы производства и реализации продукции нестабильны. Связано это с тем, что работа предприятия сезонная, и объемы производства продукции во многом зависят от урожая. Также большое влияние на объемы реализации имеет количество заключенных договоров. Так, в 2009 году были заключены договоры с Россией на реализацию первообеденных блюд, поэтому их реализация в этом году выросла в 2 раза и достигла 489 туб. Что касается мясорастительных консервов, то их производство и сбыт перераспределяется в зависимости от наличия сырья на предприятии. Так, в 2010 году объемы реализации мясорастительных консервов выросли по сравнению с 2008 годом в 2 раза. Объемы реализации повидла растут, поскольку эта продукция традиционно пользуется спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Структура реализации продукции по областям (см. таблицу 2.5).

 

Таблица – 2.5 Структура реализации продукции ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» по областям в 2008-2010 годах %

Область

Реализация продукции  в %

Минск

2

Минская область

91

Витебская область

1

Гродненская область

2

Брестская область

1

Гомельская область

2

Могилевская область

1


 

Поскольку предприятие расположено в городе Минске, то, как видно из таблицы 2.5, более 90% своей продукции предприятие реализует по Минской области. Незначительный процент продукции реализуется и в других областях.

Что касается экспорта, то за 6 месяцев 2010 года на экспорт реализовано продукции на сумму 23,7 тыс. долл.

При обслуживании потребителей предприятие использует как прямые, так и косвенные  каналы распределения продукции  различных уровней.

Прямой канал  распределения (канал нулевого уровня):

Предприятие имеет  собственный фирменный магазин (розничная торговля) непосредственно на территории предприятия.

Косвенные каналы распределения (розничная торговля, одноуровневый канал):

Доставка продукции  в магазины (розничная торговля) города осуществляется кольцевым развозом автотранспортом предприятия. Для этого диспетчер отдела сбыта принимает заявки (по телефону или через менеджеров по работе с магазинами города) и формирует три рейса по городу (одна автомашина на два района города). Развозку продукции осуществляют грузчики-экспедиторы отдела сбыта и водители транспортного отдела.

Частные предприниматели (розничной  торговли) приобретают продукцию  самовывозом на предприятии.

Предприятие заключает договора с крупными производителями автосельхозтехники, которые приобретают продукцию самовывозом.

Косвенные каналы распределения (оптовая торговля, многоуровневые каналы):

Оптовые предприятия (независимые  посредники) города, области и других областей приобретают продукцию  самовывозом на предприятии.

Доставка продукции оптовым (крупно-мелкооптовым) покупателям (независимым посредникам) города, области и других областей транспортом предприятия.

Каналы  сбыта и их экономическая эффективность. Консервная отрасль Республики Беларусь обладает значительным потенциалом, который позволяет не только предложить населению Беларуси широкий ассортимент разнообразной продукции, но и обеспечить экспортную ориентацию отрасли.

Практически все  отечественные производители консервов выпускают достаточно широкий ассортимент продукции: маринады (овощные, грибные и др.), соленья, закусочные салаты, соусы, фруктовые консервы.

Пищевая промышленность вырабатывает в разнообразном ассортименте также и обеденные консервы – консервированные первые и вторые блюда, готовые к употреблению (см. таблицу 2.6).

 

Таблица 2.6 – Производство, экспорт и импорт консервов (муб)

в Республике Беларусь в 2010 году

Наименование

Производство

Экспорт

Импорт

Консервы всего, в т.ч.

213,1

51,658

229,07

Мясорастительные консервы

1,5

Нет данных

Нет данных

Обеденные консервы

14,94

0,3

0,4

Овощные

80,9

22,768

42,23


 

Продолжение таблицы 2.6

Томатные

24,3

0,69

33,89

Фруктовые

103,6

28,2

152,95

Детские плодо-

овощные консервы

10,4

0,087

Нет данных


 

Наименование  покупателей плодоовощной, мясной и  мясо-растительной консервации и  алкогольных напитков:

Все потребительские  общества Минской области: Березинское  райпо, Борисовское райпо, Вилейское  райпо, Воложинское, Дзержинское, Клецкое, Копыльское, Крупское, Логойское, Любанское, Минское, Молодечненское, Мядельское, Несвижское, Пуховичское, Слуцкое, Смолевичское, Солигорское, Стародорожское, Столбцовское, Узденское и Червенское райпо.

  • ОАО Белбакалея
  • Леор-пластик
  • Минбакалеяторг
  • Вилейская ЦРБ;
  • Мядельская ЦРБ;
  • Воложинский ТМО;
  • Молодечненский отдел городского и районного образования;
  • Школа-интернат.

Также заключаются  торговыми представителями договоров  с рядом магазинов по области.

Анализ  рынка. Консервная отрасль Республики Беларусь обладает значительным потенциалом, который позволяет не только предложить населению Беларуси широкий ассортимент разнообразной продукции, но и обеспечить экспортную ориентацию отрасли.

Производимые  отечественные консервы характеризуются  достаточно широким ассортиментом: маринады (овощные, грибные и др.), соленья, закусочные салаты, первые и вторые блюда, соусы, фруктовые консервы, соки.

Однако необходимо отметить, что консервная продукция  белорусских производителей зачастую слабо конкурирует с импортерами  из ближнего и дальнего зарубежья. Причин этому несколько. Это не только отсутствие широкого ассортимента производимых консервов, но и тара, в которую они упаковываются.

Консервы, готовые  к употреблению, в мягкой упаковке Дой–Пак в Беларуси не производятся. Однако анализ мирового рынка блюд, готовых к употреблению, показывает, что производство консервов в мягкой упаковке типа Дой–Пак является весьма перспективным направлением.

Еще одна особенность  заключается в том, что консервированные блюда в красивой и функциональной упаковке Дой–Пак, которые потребители могли бы регулярно приобретать с такой же лёгкостью и уверенностью в их качестве, как и потребители в высокоразвитых странах мира, до сих пор не представлены в белорусских магазинах.

Таким образом, после проведения техперевооружения ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» планируется выпускать консервы в совершенно новой для Республики Беларусь мягкой упаковке типа Дой–Пак. Это позволит предприятию не только занять свою нишу на белорусском рынке, но и обеспечить экспортный потенциал.

Характеристика  конкурентов. Что касается плодоовощных и обеденных консервов, то их производством занимаются практически все консервные заводы и комбинаты республики (см. таблицу 2.7).

Информация о работе Развитие маркетингового подхода в управлении предприятием