Роль и значение коммуникации в управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 03:06, курсовая работа

Описание

Цель работы – ознакомить с природой и сложностями коммуникаций ООО «АлтайМАЗсервис», с потенциальными западнями на пути к пониманию сути сообщений, а также с тем, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией, как среди менеджеров, так и за пределами их круга.

Содержание

Введение
1. Коммуникация, её значение в деятельности менеджера.

5




1.1. Сущность коммуникации, значение в профессиональной деятельности менеджера ....

1.2. Виды коммуникаций......................................

1.3. Коммуникационный процесс..........................

1.4. Преграды на пути коммуникаций и пути их преодоления..................................................

1.5. Управленческая информация и закономерности ее движения.............................................

1.6. Особенности обмена письменной информацией................................................................

1.7. Собрания и совещания как форма обмена управленческой информацией.........................

1.8. Организация деловых бесед...........................

1.9. Теория информации......................................

2. ООО «АлтайМАЗсервис»

2.1. Автобиография ООО «АлтайМАЗсермис» ......

2.2. Исследования уровня развития коммуникативных качеств в группе работников одного из цехов.............................................................

2.3. Результаты исследований, проведенных в группе одного из цехов...................................

Выводы и предложения.........................................

Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Российской Федерации

Алтайский государственный промышленно-экономический  корпус.      
 
 
 
 

     
 

По специальности  «Менеджмент»

Тема: «Роль и значение коммуникации в

управление»

 

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Барнаул 2003

 

Содержание: 

Введение

    1. Коммуникация, её значение в деятельности менеджера.

                      5
                        

    1.1. Сущность  коммуникации, значение в профессиональной  деятельности менеджера ....

    1.2. Виды  коммуникаций......................................

    1.3. Коммуникационный  процесс..........................

    1.4. Преграды  на пути коммуникаций и пути  их преодоления..................................................

    1.5.  Управленческая информация и закономерности ее движения.............................................

    1.6.  Особенности обмена письменной информацией................................................................

    1.7.  Собрания и совещания как форма обмена управленческой информацией.........................

    1.8.  Организация деловых бесед...........................

    1.9.  Теория информации......................................

2.    ООО «АлтайМАЗсервис»

 2.1. Автобиография ООО «АлтайМАЗсермис» ......

    2.2. Исследования  уровня развития коммуникативных  качеств в группе работников  одного из цехов.............................................................

    2.3. Результаты  исследований, проведенных в группе  одного из цехов...................................

Выводы  и предложения.........................................

Список  использованных источников.

Приложения.

 

Введение.   

      В жизни большинства людей процесс обучения – коммуникация – занимает 70% времени. Умение говорить, слушать, писать, читать – видимо, важнейшие способности, обеспечивающие совместную деятельность людей и позволяющие накапливать, передавать громадный запас знаний.

      Почти невозможно переоценивать важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди на смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.

      Однако, коммуникации – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов нужен для  того, чтобы сделать наши мысли  понятными другому лицу.

      Каждый  шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны, и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен.ã

      Цель  работы – ознакомить с природой и сложностями коммуникаций ООО  «АлтайМАЗсервис», с потенциальными западнями на пути к пониманию сути сообщений, а также с тем, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией, как среди менеджеров, так и за пределами их круга.

 

    1.  Коммуникация, её значение в деятельности менеджера.

   1.1. Сущность коммуникации, значение в профессиональной  деятельности менеджера  

      Термин  коммуникации широко применяется в  обыденной жизни и среди специалистов. Так, транспортные коммуникации обеспечивают грузовые и пассажирские потоки всеми  видами транспорта от одного пункта до другого. Инженерные коммуникации образуют сложную подземную инфраструктуру города и микрорайонов, подводя к домам и предприятиям воду, тепло, электроэнергию, канализацию и другое. Информационные коммуникации обеспечивают телефонную, радиотелевизионную и космическую связь пользователей.

      Коммуникации – это способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и параметров речи. Какие основные факторы оказывают влияние на эффективность коммуникаций? Дадим краткую классификацию факторов, приложение №1.

      По  общему признанию, коммуникации имеют  огромное значение для успеха деятельности предприятий и представляют одну из сложных проблем менеджмента. По существу это своего рода «кровеносная система» единого организма фирмы. Эффективно работающими руководителями считают тех, кто эффективен в коммуникациях. Менеджеры должны в совершенстве владеть искусством коммуникации, так как, образно говоря, они выполняют работу «чужими руками».

      Коммуникация, буквально означающее общее «общие»  или «разделяемое всеми». В практическом плане – это процесс обмена идеями и информацией, ведущий к  взаимному пониманию. Коммуникационный процесс может происходить между  двумя и более людьми. Его цель – обеспечить передачу и понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны играют в ней активную роль. Например, товаровед сообщает завмагу, как нужно организовать торговлю. Это начало коммуникации. Чтобы она была эффективной, завмаг должен “отреагировать”, то есть изложить свое понимание задачи и ваши ожидания относительно результатов его деятельности.

      Коммуникационный  процесс технологически можно представлять как взаимодействие совокупности элементов, в качестве которых выступают отправитель (лицо, передающее информацию), сообщение (собственно информация), канал (средство передачи информации) и получатель (лицо, которому информация предназначена).

      Эффективность коммуникации зависит от качественных особенностей и механизма действия каждого из указанных элементов. При этом особую роль выполняют отправитель и получатель, так как ими определятся форма кодирования информации, выбор канала, передача, декодирование, а главное, они являются источниками зарождения идеи коммуникаций.

      Коммуникационные  процессы осуществляются в управленческой деятельности постоянно, обеспечивая  функционирование объекта в необходимом  режиме.

      Система коммуникация достаточно сложна и включает множество разновидностей, которые можно классифицировать по ряду признаков (приложение №2). Вертикальные коммуникации предполагают обмен информацией между уровнями и в рамках самой организации. При этом выделяются коммуникации по восходящей снизу вверх (магазин – потребительское общество - райпотребсоюз) и по нисходящей сверху вниз.

      Горизонтальные  коммуникации осуществляются между  подразделениями одной организации (торговый отдел – планово-экономическая  служба - бухгалтерия) либо отдельными исполнителями, а также с деловыми партнерами.

      Конкретная  коммуникация характеризуется, как  правило, совокупностью признаков. Например, рабочее собрание руководителей  подразделений на предприятии можно  квалифицировать как внутрифирменную, формальную, вертикальную, вербальную и невербальную коммуникацию.

      Эффективность коммуникаций указанных видов различна. Данные зарубежных исследований показывают, что результативность горизонтальных связей достигает 90%, вертикальных – 20-25% (то есть такое количество исходящей  от директора информации доходит дои рабочих и правильно понимается ими). Другими словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации.

      Недостаточную эффективность вертикальных как  восходящих, так и нисходящих коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих, покидая кабинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а управляющий цехом – около 40%.Коммункация снизу вверх еще более неэффективна, так как до начальства доходит не более 10% информации. Это убедительно свидетельствует о существующих неиспользованных резервах в организации коммуникаций, возможностях их качественного улучшения. Причин недостатков в коммуникациях множество, в составе которых можно выделить недопонимание важности общения, ошибочную установку сознания, погрешности в формировании сообщения, недостатки памяти людей, неудачный выбор средств обратной связи (приложение №3).

      Все многообразие причин неэффективных  коммуникаций условно можно разделить на две группы: зависящие от «отправителя» информации и связанные с ее «получателем». Такое деление относительно, так как в отдельных случаях успех общения может определяться действием обеих сторон.

      Нередко руководители недооценивают желание  работников и даже руководителей нижнего и среднего уровня быть осведомленными о состоянии дел на предприятии.

      Между тем результаты обследований показывают, что в числе моральных факторов, влияющих на производительность труда, сотрудники на 2-3-е место ставят гласность, информативность.

      Затрудняют  коммуникации также предвзятые представления  людей, отвергающие новые идеи в  силу их новизны, кажущейся с первого  взгляда сомнительной.

      Вступая в деловые отношения, руководитель должен привлечь внимание работника  и далее вызывать интерес к сообщениям. При этом возможны два пути: воздействие на положительные мотивы поведения людей и отрицательные.

      Важное  значение придается фактам, их достоверности  и убедительности, на основе которых  делается заключение.

      Весьма  разнообразны ошибки в построении сообщений, которые могут проявляться в неправильном, с точки зрения семантики, выборе слов, увлечение словами иноязычными. Необходимо соблюдать при построении сообщения такую последовательность: от внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от них – к возражениям и вопросам, далее к заключению и призыву к действию.

      Чтобы избежать ситуации быть непонятым собеседником, следует стремиться к простоте сообщения, использовать словарный состав повседневной речи даже при общении с образованным и проницательным человеком. Одновременно надо учитывать, что доверие к себе можно подорвать, если привести только один ложный или искаженный факт из ста, хотя 99 могут соответствовать действительности.

      Опытный руководитель завершает сообщение четким определением действий исполнителя и сроков на их выполнение.

      Информационная  связь между руководителем и  подчиненным может осуществляться в устной, письменной форме или  с помощью технических средств  связи. По наиболее важным вопросам устное сообщение может быть дополнено письменным предписанием.

      По  данным зарубежных источников, от 5. до 90% бюджета времени руководителя затрачивается на межличностное  общение в ходе проведения совещаний, заседаний, бесед, аудиенций. Непосредственное общение с подчиненными позволяет при помощи особенностей невербального их поведения выявить степень восприятия предаваемой информации. При этом примерами невербальной коммуникации является обмен взглядами, выражение лица (улыбка), выражение согласия или неодобрения посредством известного покачивания головой, поднятые или нахмуренные брови, живой или остановившийся взгляд. Способами выражения своего отношения к сообщению являются также положения рук: скрещенные на груди означают наличие определенного “барьера”, препятствующего согласию, вялая поза – присутствие элемента недоверия к предложениям. Искусством чтения с “лица”, языком мимики, жестов, позы должен владеть каждый руководитель для обеспечения эффективности коммуникаций.

      Согласно  проведенным исследованиям 55% сообщений  воспринимаются через выражение лица, позу, жесты; 38%- через интонацию и тембр голоса, а 7% - через слова, воспринимаемые слушателями, когда мы говорим.

Информация о работе Роль и значение коммуникации в управление