Роль и значение коммуникации в управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 03:06, курсовая работа

Описание

Цель работы – ознакомить с природой и сложностями коммуникаций ООО «АлтайМАЗсервис», с потенциальными западнями на пути к пониманию сути сообщений, а также с тем, что можно предпринять, чтобы более эффективно обмениваться информацией, как среди менеджеров, так и за пределами их круга.

Содержание

Введение
1. Коммуникация, её значение в деятельности менеджера.

5




1.1. Сущность коммуникации, значение в профессиональной деятельности менеджера ....

1.2. Виды коммуникаций......................................

1.3. Коммуникационный процесс..........................

1.4. Преграды на пути коммуникаций и пути их преодоления..................................................

1.5. Управленческая информация и закономерности ее движения.............................................

1.6. Особенности обмена письменной информацией................................................................

1.7. Собрания и совещания как форма обмена управленческой информацией.........................

1.8. Организация деловых бесед...........................

1.9. Теория информации......................................

2. ООО «АлтайМАЗсервис»

2.1. Автобиография ООО «АлтайМАЗсермис» ......

2.2. Исследования уровня развития коммуникативных качеств в группе работников одного из цехов.............................................................

2.3. Результаты исследований, проведенных в группе одного из цехов...................................

Выводы и предложения.........................................

Список использованных источников.

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Российской Федерации.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

      Как и семантические барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией  могут создавать значительные преграды для понимания.

      Если  один пример культурных различий в  невербальной коммуникации - склонность американцев с недоумением реагировать на «каменное выражение» лица у собеседников, в то время как улыбка нечасто не часто гостит на лицах русских и немцев.

      Плохая  обратная связь.

      Другим  ограничителем эффективности межличностного обмена информацией может быть отсутствие обратной связи по поводу посланного вами сообщения. Обратная связь важна, поскольку дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали.

      Как мы видели, существует множество причин по которым сообщение переданное, по вашему мнению, в полном соответствии с вашей идеей, может быть не понято. Ниже предлагается ряд способ обеспечения обратной связи для совершенствования вашего умения поддерживать межличностные контакты.

      Неумение слушать.

      Эффективная коммуникация возможна, когда человек  одинаково точен, отправляя и  принимая сообщение. Необходимо уметь  слушать. К несчастью, немногое научились  слушать с той степенью эффективности. Которая в принципе в наших  силах. Наша система образования подчеркивает важность чтения, письма и умения обращаться с числами, при этом почти не уделяется внимание развитию умения слушать. Многим кажется, что слушать – означает лишь веси себя спокойно и дать другому человеку говорить. Однако это лишь незначительный фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания. Как показали исследования, управляющий по сути дела слушает лишь с25%-й эффективностью. Согласно другому исследованию, эффективное слушание является важнейшим качеством эффективно функционирующего менеджера. Типичный ответ тысяч руководителей, встречающийся чаще всего, выглядит примерно так: «Мне нравится мой начальник, он слушает меня» или «Я могу с ним разговаривать».

      Когда вам сообщают о задании, новых  приоритетах в работе, изменение  рабочих процедур, проблемах, связанных с работой, или новых идеях, способных повысить эффективность отдела или организации, важно услышать конкретные излагаемые вопросы. Но мало воспринимать факты – нужно прислушиваться к чувствам.

      К примеру, к вам в контору зашел работник поговорить о связанной с работой проблеме, и, кроме конкретных фактов, обсуждаемых с вами, он вдруг говорит о том, что сходит с ума, взбешен или в восторге от чего-либо. О чувствах часто говорит язык поз и жестов и тон голоса. Руководитель, например, среднего звена, который слишком быстро сосредотачивается на конкретных фактах вопросах, по сути дела не дает говорящему возможности поделиться с ним своими чувствами. Почувствовав, что разговаривающий с вами сотрудник встревожен, рассержен и просто в бешенстве от чего-то, вы можете, например, сказать следующее: «Мэри, в вашем голосе звучит тревога. Почему бы вам ни быть со мной откровеннее?» или «Боб, давайте поговорим об этом. Мне кажется, вам хочется это обсудить». Выслушивание фактов и чувств – это выслушивание сообщения полностью. Поступая так, вы расширяете свои возможности понять ситуацию и даете знать об уважительном отношении к тому, что в действительности говорящий человек старается передать вам. Некоторые наставления по эффективному слушанию приведены в приложении №8.

      Помимо  умения эффективно слушать существует еще ряд способов, которые можно  использовать для повышения отдачи межличностных коммуникаций.

      Проясняйте  свои идеи перед началом  их передачи.

      Прояснение  собственных идей перед их передачей означает, что вам необходимо систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы или идеи, которые вы хотите сделать объектами передачи. Для любой передачи в адрес вышестоящего руководителя, подчиненного или коллеги, вам, в принципе, нужна определенная тема, как объект передачи. Некоторые из таких тем перечислены в приложении.

 

      Будьте  восприимчивы к потенциальным  семантическим проблемы. Не жалейте сил на то, чтобы исключить из сообщения двусмысленные слова или утверждения. Вместо фразы: «Барбара, чрезвычайно важно, чтобы я получил отчет утром в четверг. Тогда у меня будет время его посмотреть и попросить у вас уточнений, которые мне могут понадобиться к совещанию, намеченному на 9 часов утра в пятницу».Употребляя точные слова, - а не общего характера, вы выигрываете в результативности.

      Следите за языком собственных  поз, жестов и интонациями. Следите за выражением своего лица, жестами, позой и интонацией, чтобы не посылать противоречивых сигналов. Постарайтесь взглянуть на себя и услышать себя так же, как видит и слышит вас собеседник. Посылая гармоничные знаки, которые не содержать противоречивых сообщений, вы добиваетесь большей ясности и понимания ваших слов.

      Излучайте эмпатию и открытость.

      Эмпатия – это внимание к чувствам других людей, готовность “влезть в их шкуру”. Это все равно, что спрашивать самого себя: «Кто этот человек, к которому я собираюсь обратиться? Каковы его потребности и интересы? В каком он сегодня настроении?» Активно пользуясь эмпатией при обмене информацией, мы пытаемся соответствующим образом настроить принимающую сторону и приспособить вариант кодирования и передачи сообщения к индивиду ил группе и ситуации. Удачное применение эмпатии может заметно уменьшить возможность неверного понимания или декодирования сообщения принимающей стороной.

      Например, некоторые люди предпочитают структурированность, детальность и повторения. К таким  людям, вероятно, наиболее эффективно было бы обратиться письмом или подробным  меморандумом. Другие, напротив, не любят  структурированности и детальности сообщений. В это случае, наиболее подходящей была бы неформальная беседа. Некоторые люди чувствуют себя тревожно или небезопасно в определенных ситуациях или остро реагируют на критику. Они могут реагировать избирательно или неправильно истолковывать предложения по усовершенствованию, если они не представлены в дипломатичной и обещающей поддержку манере. Эмпатия означает также честную попытку увидеть ситуацию, поднимаемые вопросы и проблемы с точки зрения другого человека.

      Эмпатия при обмене информацией подразумевает также поддержание открытости в разговоре. Старайтесь избегать скороспелых суждений, оценок и стереотипов. Вместо этого, старайтесь увидеть, прочувствовать и понять ситуация и затрагиваемые проблемы в контексте собеседника. Это вовсе не означает, что вам следует соглашаться с тем, что говорит собеседник. Это значит только, что вы пытаетесь понять его слова.

      Добивайтесь установления обратной связи. Существует ряд способов установления обратной связи. Один из них – задавать вопросы. К примеру, вы только что обсудили изменение процедуры выполнения работ и можете задать такой вопрос: «Билл, с чего, по-вашему, следует начать , изменяя процедуры выполнения работ, чтобы все прошло гладко?» Задав этот вопрос с не угрожающей интонацией, вы должны внимательно выслушать Билла и сравнить услышанное с тем, что именно вы изначально намеривались сообщить. Конечно, если вопросов, связанных с изменением процедуры выполнения работ много, лучше их записать. В любом случае, вероятно, разумно направить подчиненному записку, сообщив в ней письменно об изменении  процедуры его работ.

      Другой  способ задавать вопросы – заставить  человека пересказать ваши мысли. Вы можете сказать, например: «Боб, а не уверен, что мы охватили все моменты, поэтому будьте добры, рассказать мне, что считаете наиболее важными вопросами в связи с проектом, над которым вам предстоит работать?»

      Еще один способ создания обратной связи  заключается в оценке языка поз, жестов и интонаций человека, которые  как будто указывают на замешательство или непонимание. Например, вы даете новое задание работнику, не появляется ли в выражении его лица напряженность? Не заметно ли в нем легкое раздражение не смотрит ли человек вниз, слушая вас? Эти сигналы, если они присутствуют, должны сообщить вам, что человек, может быть, не вполне понимает задание или расстроен им. Может случиться, что работник отреагирует на ваши слова с колебаниями в голосе: «Да-да, ... , конечно, я возьмусь за это». Любой из этих знаков – факт обратной связи, свидетельствующий о возможной неудовлетворенности или непонимании. Если вы чувствуете это, можно прибегнуть к методам задавания вопросов, описанным выше.

      Обратную  связь можно установить также  путем контроля первых результатов  работы. Соответствующая информация позволит вам оценить, в какой мере воплощается то, что вы намеривались сообщить. Это – пример выполнения контрольной функции, о чем речь пойдет дальше.

      Наконец, еще один способ установления обратной связи – проведение с подчиненными политики открытых дверей. Пусть они  знают, что вы готовы обсудить с ними любые вопросы, затрагивающие их интересы, и подкрепить свои слова действиями. Если работнику, пришедшему поговорить с вами, вы сообщаете о том, что заняты, ваши подчиненные узнают “реальный” стиль вашего управления. С другой стороны, вы не хотите, чтобы вас без конца прерывали. Поэтому вы, к примеру, можете выделить определенный час в течение дня, когда вы готовы выслушать подчиненных по любому интересующему их вопросу.

      Очевидно, что все эти рекомендации требуют  от вас концентрации и ориентирования энергии на конкретные цели в процессе обмена информацией.

 

      Организационные коммуникации.

      Понимание процесса межличностного обмена информацией  и методов совершенствования  вашего умения обращаться, должно способствовать росту эффективности вашей управленческой деятельности. В дополнение к межличностным контактам управляющий должен иметь представление о преградах на пути обмена информацией в организации и методах совершенствования такого обмена. О сильном влиянии коммуникаций на успехи организации сообщал Артур Вуд, бывший руководитель фирмы «Сервис» Рассказывая о том, как его фирма сумела увеличить объем продаж с 5 до 15 млрд. долл./год, он заявил: «Много лет назад мы поняли, что существует только один способ расширить дело – улучшить коммуникации».  

      Преграды  в организационных  коммуникациях.  

      Искажение сообщений. Когда информация движется внутри организации вверх и вниз, смысл сообщений несколько искажается. Такое искажение может быть обусловлено рядом причин. Сообщения могут искажаться непреднамеренно в силу затруднений в межличностных контактах. Сознательное искажение информации может иметь место, когда какой-либо управляющий не согласен с сообщением. В этом случае управляющий модифицирует сообщение так, чтобы изменение смысла происходило в его интересов.

      Проблемы  обмена информацией вследствие искажения  сообщений могут возникать также  вследствие фильтрации. Концепция фильтрации относится к тенденции искажения  сообщений по мере их движения вверх, вниз или с уровня на уровень организации  или отдела. В организации существует потребность фильтровать сообщения с тем, чтобы с одного какого-то уровня на другой уровень организации или отдела направлялись только те сообщения, которые его касаются. Для ускорения движения информации или придания сообщения большей ясности различные сведения приходится суммировать и упрощать перед направлением сообщения в разные сегменты организации. Поскольку именно управляющие определяют, какие сообщения направлять, всевозможные преграды в межличностных контактах могут подталкивать их к отсеиванию одних и акцентированию других сообщений. Такой отбор может стать причиной непопадания важной информации в другой сектор организации или поступления информации туда с существенным искажением содержания. Согласно одному исследованию, лишь 63% содержания информации, отправляемой советом директоров, доходило до вице-президентов, 40% - до начальников цехов и 20% - до рабочих.

      Сообщения, отправляемые наверх, могут искажаться в силу несовпадения статусов уровней  организации. Руководители высшего звена обладают более высоким статусом, поэтому возникает тенденция снабжать их только положительно воспринимаемой информацией. Это может приводить к тому, что подчиненный не информирует руководителя о потенциальной или существующей проблеме, поскольку «не хочет сообщать начальнику плохие новости». Далее, поскольку подчиненные часто хотят получить одобрение от руководителя они могут говорить ему только то, что он хочет услышать. Исследования показали, что статусные различия сильно отражаются на качестве обмена информацией. Дополнительной причиной ухудшения поступающей наверх информации может быть повышенное внимание руководителей среднего звена к сообщениям верхних этажей власти по сравнению с информацией от их подчиненных. В числе других причин, мешающих работникам передавать информацию наверх, могут быть страх перед наказанием и ощущение бесполезности этого дела.

Информация о работе Роль и значение коммуникации в управление