Руководство. Стиль руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:34, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть влияние стилей руководства на результаты деятельности предприятия, а также особенности проявления власти и влияния руководителя на примере предприятия ООО «АвтоДен Брянск». Согласно цели, были сформулированы задачи работы:
1. Раскрыть понятие стиля руководства, определить их виды, дать подробную характеристику, основываясь на теориях различных научных деятелей разных эпох;
2. Рассмотреть с точки зрения стилей руководства работу руководителя ООО «АвтоДен Брянск», учитывая технико-экономические показатели данной организации;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы выбора эффективного стиля руководства
1.1 Роль руководителя в деятельности предприятия
1.2 Одномерные стили руководства
1.3 Многомерные стили руководства
2. Анализ стиля руководства на предприятии ООО «АвтоДен Брянск»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ стиля руководства на предприятии
2.3 Оценка эффективности стиля управления руководителя предприятия
3. Проявление власти и влияния руководителя при принятии управленческих решений
3.1 Методы разработки и принятия управленческих решений
3.2 Механизм реализации управленческих решений и оценка их эффективности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Руководство. Стиль руководства.docx

— 77.71 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение 

1. Теоретические  основы выбора эффективного стиля  руководства 

1.1 Роль руководителя  в деятельности предприятия 

1.2 Одномерные стили  руководства 

1.3 Многомерные стили  руководства 

2. Анализ стиля  руководства на предприятии ООО  «АвтоДен Брянск» 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия 

2.2 Анализ стиля  руководства на предприятии 

2.3 Оценка эффективности  стиля управления руководителя  предприятия 

3. Проявление власти  и влияния руководителя при  принятии управленческих решений 

3.1 Методы разработки  и принятия управленческих решений 

3.2 Механизм реализации  управленческих решений и оценка  их эффективности 

Заключение 

Список используемой литературы 

Приложения 

Введение 

Изучение стиля  руководства в последнее десятилетие  стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Стиль руководства в  значительной степени определяет результаты деятельности организации. Существует много примеров того, как руководитель, возглавив отстающий коллектив  и правильно выбрав стиль руководства, преобразовывает ситуацию, пробуждает творческие силы и энергию сотрудников. И наоборот при ином стиле можно  разрушить эффективно работающий до того коллектив. 

Знание стиля руководства  позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного  резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который  способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание  человеком причин и закономерностей  своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям. Понимание возможного многообразия причин и способов управления, ясное  и вместе с тем гибкое видение  проблем делают руководителя более  свободным, а его деятельность более  успешной. Но независимо от своего стиля, настоящий руководитель, что бы он ни делал и ни говорил, обладает способностью подвигнуть других на самые высокие  достижения; он же дает им свободу и  возможность для дальнейшего  роста. Каждый руководитель в управленческой деятельности выполняет служебные  обязанности в определенном, свойственном только ему стиле работы. 

Актуальность проблемы проявляется в том, что стиль  управления руководителя своими подчиненными во многом определяет успех организации, динамику развития фирмы. От стиля руководства  зависят мотивация работников, их отношение к труду, взаимоотношения  и многое другое. Таким образом, эта  область менеджмента имеет огромное значение в управлении, обязательна  и полезна для изучения. Конкурентоспособность компании любого масштаба напрямую зависит от способности руководства организовать работу так, чтобы коллектив работал как единое целое. 

Объект исследования - ООО «АвтоДен Брянск». 

Предмет исследования в данной работе - процесс осуществления  руководства организацией в зависимости  от стиля руководителя. 

Цель курсовой работы - рассмотреть влияние стилей руководства  на результаты деятельности предприятия, а также особенности проявления власти и влияния руководителя на примере предприятия ООО «АвтоДен Брянск». Согласно цели, были сформулированы задачи работы: 

1. Раскрыть понятие  стиля руководства, определить  их виды, дать подробную характеристику, основываясь на теориях различных  научных деятелей разных эпох; 

2. Рассмотреть с  точки зрения стилей руководства  работу руководителя ООО «АвтоДен  Брянск», учитывая технико-экономические  показатели данной организации; 

Методы исследования: сравнительный анализ, наблюдение, исследование документов предприятия, анализ теоретических источников. 

Теоретической основой  данной работы стали труды отечественных  ученых - маркетологов, экономистов  В. Р. Веснина, О. С. Виханского, О. В. Волкогоновой, А. И. Орлова, С. Г. Светунькова, Е. В. Стояновой  и др. 

Также при написании  работы использовались разработки отечественных  и зарубежных ученых в области  управления. При написании работы использовались учебные пособия  и учебники по стратегическому менеджменту, маркетингу, экономической теории, социологии и теории управления, монографии и научные статьи в периодических  изданиях, а также учредительные  документы, финансовая отчетность предприятия  ООО «АвтоДен Брянск». 

1. Теоретические  основы выбора эффективного стиля  руководства 

1.1 Роль руководителя  в деятельности предприятия 

Руководитель - это  ключевое звено в кадровой системе. Опираясь на аппарат, руководитель направляет деятельность всего коллектива организации. Он одновременно и представитель  высшего звена управления (или  собственника) в управленческом коллективе, и лидер коллектива. 

По занимаемому  в управленческой иерархии уровню руководители составляют три звена: первичное, среднее  и высшее. К первичному звену принято  относить руководителей на уровне цехов, участков, производств (как линейных так и функциональных). Среднее  звено - руководитель крупных структурных  подразделений организаций. Высшее звено - это те руководители, которые, как правило, подчинены уже не другим руководителям, а собственникам - хозяева организации. 

Виляние, которое  оказывает руководитель, принято  называть авторитетом. Авторитет бывает формальный, определенный должностью, и реальный, который определен  отношением подчиненных к руководителю, и его взаимоотношениями с  вышестоящими руководителями, руководителями равного уровня управления. Главной  и определяющей должна быть формальная власть руководителя - власть должности, а неформальная власть может только дополнять реальный авторитет, усиливать  его или ослаблять. 

Основными способностями  руководителя являются: решительность, смелость, способность руководить, знания, способность понимать и принимать  решения, способность убеждать и  улаживать конфликты, бодрость, оптимизм. При отсутствии любого из этих качеств  руководителя, постоянно будут возникать  ситуации, с которыми он не сможет справиться, и с каждой такой оплошностью  его авторитет будет падать. 

Главная составная  часть трудовой деятельности руководителя - это организаторская работа. И  важнейшая ее особенность состоит  в том, что руководитель организует работу людей; взаимосвязывает работу человека и техники; организует людей  на совместный, коллективный труд. Поскольку  руководитель организует труд подчиненных, то и планирует работу коллектива. Важнейшими его обязанностями являются налаживание совместной деятельности, передача и распространение передового опыта, создание благоприятных условий  для развития и реализации способностей каждого работника, формирование ответственного и рачительного отношения к ресурсам, обеспечение благоприятного морально-психологического климата в трудовом коллективе. Методы управления руководителя должны быть ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации  и т.п. 

Среди средств, которыми пользуется руководитель, добиваясь  высокой эффективности работы коллектива, важное место принадлежит контролю. Осуществляется он в форме взаимодействия подчиненного и руководителя. При  этом необходимо соблюдать тактичность, культуру общения, сочетать требовательность к подчиненному с готовностью  оказать ему помощь в выполнении работы. Подчиненными контроль воспринимается как оценка их труда, личного вклада в коллективный результат. Оценка работы членов коллектива зависит от профессиональной подготовленности руководителя: чтобы  объективно оценить работу другого, надо быть самому квалифицированным  специалистом. Справедливость оценки предполагает четкое разграничение  недостатков, которые коренятся  в профессиональной подготовке работника, и тех, что связаны с объективными условиями организации труда, качеством  инструмента, сырья и т.п. 

Большую роль во взаимоотношениях между руководителем и подчиненным  имеет справедливость карьерного роста  всех членов коллектива. Так, отбор  на выдвижение и замещение вакантных  должностей должен зависит от знаний и навыков работников, их вклада в деятельность предприятия и  прочих характеристик. Более того, работники  должны знать о своих перспективах в данном коллективе, так как в  противном случае это говорит  о плохой постановке работы с персоналом.  

Несмотря на то, что  руководителям на предприятиях отводятся  схожие роли, каждый из них играет эту  роль по-своему, исходя из выбранного им стиля управления. 

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в  свойственном только ему стиле. Стиль  руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив  к инициативному и творческому  подходу к выполнению возложенных  на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может  служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности  обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать  в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений  и поведения. Степень, до которой  управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его  забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства  данного руководителя.  

Стиль руководства _ типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в  процессе достижения поставленной цели. Одной из составляющих функций управления является лидерство (руководство). Стиль  руководства - индивидуально-типические характеристики устойчивой системы  методов, способов, приемов воздействия  руководителя на коллектив с целью  выполнения организационных задач  и управленческих функций. Это привычная  манера поведения руководителя по отношению  к подчиненным, чтобы оказать  на них влияние и побудить их к  достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего  о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи - все  отражает стиль руководства, характеризующий  данного лидера. 

Стиль отличается устойчивостью, которая проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта устойчивость относительна, так как стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль  руководства соответствующий сложившийся  ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица. Но при всей их значимости особенности личности не исключают другие компоненты, формирующие стиль управления. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет и общую объективную основу.  

Объективно, какой  бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме  этого существуют и другие объективные  компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика  сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты  исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности  и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля  показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции  и функции регулирования взаимоотношений  в коллективе, характер сложившихся  в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы. Существуют два похода к изучению стиля руководства: поведенческие  теории и ситуационные теории, которые  будут рассмотрены в следующей  части работы. 

1.2 Одномерные стили  руководства 

Используя для анализа  различные источники можно определить разные классификации стилей руководства. Существует два подхода к изучению стилей: традиционный и современный. К традиционному подходу относятся  «одномерные» стили управления. «Одномерные» стили, характеризуются одним каким-то фактором, к ним относятся: авторитарный, демократический и либерально-попустительский. Изучение стиля руководства и  само возникновение этого понятия  связаны с именем известного психолога  К. Левина. В 30-е годы он вместе со своими сотрудниками провел эксперименты, и  определил 3 ставших классическими  стиля руководства - одномерные. Позднее  предпринимались попытки терминологических  изменений, и те же самые стили  руководства стали обозначаться как директивный, коллегиальный  и попустительский (либеральный) [15, с. 18]. 

Начать рассмотрение стилей руководства необходимо с  рассмотрения системы Дугласа Мак  Грегора. Его труды по практическому  управлению содержат утверждения о  том, что подчиненные ведут себя, таким образом, как вынуждают  их вести себя руководители. Подчиненный  любого ранга может стараться  отвечать требованиям своего руководства  и выполнять возложенные на него задачи. Исследования Мак Грегора  показывают, что изначальным двигателем поставленной цели являются, прежде всего, желания руководителя. Если руководитель верит в то, что его работники  справятся с поставленной задачей, он подсознательно управляет ими  так, что бы улучшить их деятельность. Но если действия руководства отличаются неуверенностью, это приводит к перестраховке, а, следовательно, тормозит развитие [8, с. 126]. Работы Мак Грегора помогают менеджерам избегать неуверенности  и стремиться к достижению максимального  успеха. Он описывает систему руководства  с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Одна из крайних позиций названа  теория Х, а другая теория У.  

Информация о работе Руководство. Стиль руководства