Руководство. Стиль руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 19:34, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - рассмотреть влияние стилей руководства на результаты деятельности предприятия, а также особенности проявления власти и влияния руководителя на примере предприятия ООО «АвтоДен Брянск». Согласно цели, были сформулированы задачи работы:
1. Раскрыть понятие стиля руководства, определить их виды, дать подробную характеристику, основываясь на теориях различных научных деятелей разных эпох;
2. Рассмотреть с точки зрения стилей руководства работу руководителя ООО «АвтоДен Брянск», учитывая технико-экономические показатели данной организации;

Содержание

Введение
1. Теоретические основы выбора эффективного стиля руководства
1.1 Роль руководителя в деятельности предприятия
1.2 Одномерные стили руководства
1.3 Многомерные стили руководства
2. Анализ стиля руководства на предприятии ООО «АвтоДен Брянск»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ стиля руководства на предприятии
2.3 Оценка эффективности стиля управления руководителя предприятия
3. Проявление власти и влияния руководителя при принятии управленческих решений
3.1 Методы разработки и принятия управленческих решений
3.2 Механизм реализации управленческих решений и оценка их эффективности
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Руководство. Стиль руководства.docx

— 77.71 Кб (Скачать документ)

Теория Х описывает  такой тип руководителя, который  стоит на позиции директивных, авторитарных методов управления, так как относится  к своим подчиненным недоверчиво. Наиболее часто они выражают свое отношение следующим образом: 

- каждому человеку  от природы присуще нежелание  работать, поэтому он старается  избегать затрат труда, где  это только возможно; 

- люди стараются  избегать прямой ответственности,  предпочитают быть ведомыми; 

- каждый человек  стремится обеспечить себе полную  безопасность; 

- чтобы заставить  каждого из членов коллектива  работать на достижение единой  цели, необходимо применять различные  методы принуждения, а так же  напоминать о возможности наказания. 

Руководители, придерживающиеся подобной позиции по отношению к  своим подчиненным, как правило, ограничивают степень их свободы, автономии  в организации, стараются не допускать  служащих к участию в управлении компанией. Они стремятся упростить  цели, разбить их на более мелкие, каждому подчиненному поставить  отдельную задачу, что позволяет  легко контролировать ее исполнение. Иерархия в таких организациях, как  правило, очень строгая, каналы сбора  информации работают четко и оперативно. Руководитель такого типа удовлетворяет  элементарные потребности подчиненных  и использует автократичный стиль  управления.  

Теория У описывает  идеальную ситуацию, в которой  взаимоотношения в коллективе складываются, как партнерские и становление  коллектива проходит в идеальной  среде. Эта теория представляет собой  оптимистичный взгляд на работу организации  и включает в себя следующие положения. Работа не является для любого из нас  чем-то особенным. Человек не отказывается от выполнения тех или иных обязанностей, а стремится взять на себя определенную ответственность. Работа для человека так же естественна, как и играть. Если члены организации стремятся  достичь поставленных стилей, они  развивают самоуправление, самоконтроль, делают все возможное для достижения целей. Награда за работу будет строго соответствовать тому, как выполнены  стоящие перед коллективом задачи. 

Изобретательность и творческое начало остаются скрытыми в подчиненных из-за высокого развития технологий. Значительных успехов в  работе достигают руководители, придерживающиеся как теории Х, так и теории У. Но каждый менеджер должен сначала оценить, возможно, ли в тех условиях, в  которых находится организация, применение теории У, а также какие  последствия может вызвать применение теории Х. Существуют такие условия, при которых развитие организации  осуществляется по принципам теории У. Руководители в данном случае в  условиях равноправия имеют полную поддержку со стороны подчиненных  и руководителей среднего звена. При этом руководитель для подчиненного является наставником. Они могут  иметь различные позиции по иным вопросам, но мнение друг друга обязаны  уважать. Менеджер, придерживающийся теории У, позволяет подчиненному самому устанавливать  сроки выполнения заданий, если он хочет  совмещать различные виды деятельности. 

Концепции, соответствующие  теории У, действуют наиболее эффективно в ситуации, когда все члены  коллектива адаптированы к подобному  стиль управления. Такие профессии, как научный сотрудник, учитель, медик, наиболее приспособлены к  руководству по теории У. Низко квалифицированные  работники, требующие постоянного  надзора и контроля, как правило, лучше адаптируются к управлению по теории Х. Широкое применение теории У в работе управления позволяет  достичь высокого уровня производительности, развить творческий потенциал у  работников, создавать гибкие рабочие  места, поощрять коллективный труд, а  также достичь высокого уровня квалификации персонала. 

В рамках «одномерных» стилей управления можно рассматривать  две модели: классическая модель классификации  стилей руководства К. Левина и альтернативная ей модель классификации стилей Лайкерта. Рассмотрим и произведем анализ данных моделей. Модель К. Левина основана на том, что главная роль при классификации  стилей руководства была отдана свойствам  личности и особенностям характера  руководителя. В модели Лайкерта в  эту основу положен ориентир руководителя либо на работу, либо на человека. Обе  рассматриваемые модели относятся  к поведенческому подходу, который  создал основу для классификации  стилей руководства. Эффективность  руководства согласно этому подходу  определяется тем, как относится  менеджер к своим подчиненным. 

Модель К. Левина 

Исследования, проведенные  К. Левиным и его коллегами, были проведены раньше, чем М. Грегор разделил действия и поведение руководителей  на две теории. Рассмотрим основные стили руководства, которые выделил  в своих исследованиях К. Левин (приложение 1). 

Авторитарный стиль  руководства (автократический, директивный, административный). Отличается чрезмерной централизацией власти, самовластным решением всех вопросов, касающихся деятельности организации, ограничением контактов  с подчиненными. Существуют две разновидности  авторитарного стиля: эксплуататорский и благожелательный. 

«Эксплуататорский»  авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным  и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и  берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание. Сотрудники относятся к  приказам руководителя безразлично  или негативно, радуются любой его  ошибке, находят в ней подтверждение  своей правоты. В целом в результате этого в организации или подразделении  формируется неблагоприятный морально-психологический  климат, и создается атмосфера  для развития производственных конфликтов. При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля  руководитель относится к подчиненным  снисходительно, интересуется при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить  по-своему. Если это делается демонстративно, психологический климат ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет  подчиненным определенную самостоятельность, но в ограниченных пределах. Мотивирование  страхом здесь присутствует, но минимально. 

Появление руководителя-автократа  связано с особенностями его  характера. В большинстве случаев  это властные, настойчивые и упорные  люди, с преувеличенными представлениями  о собственных способностях, обладающие большим стремлением к престижности и власти. По темпераменту они являются холериками. 

Демократический стиль  руководства (коллегиальный). Организации, в которых преобладает данный стиль руководства, характеризуются  высокой степенью децентрализации  полномочий, активным участием сотрудников  в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных  обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением. Обычно демократический  стиль применяется в том случае, когда исполнители хорошо разбираются  в выполняемой работе, и могут  внести в нее новизну и творчество. 

На практике выделяют две разновидности демократического стиля: «консультативную» и «партисипативную». В условиях «консультативной» руководитель доверяет подчиненным, консультируется  с ними, стремиться использовать все  лучшие советы, которые предлагают подчиненные. Среди стимулирующих  мер преобладает поощрение, а  наказание используется в исключительных случаях. Сотрудники удовлетворены  такой системой руководства, несмотря на то, что большинство решений  подсказывается им сверху. Подчиненные  стараются оказать своему начальнику помощь и поддержать морально в необходимых  случаях. 

«Партисипативная» разновидность демократического стиля  руководства основана на том, что  руководители полностью доверяют подчиненным  во всех вопросах, всегда их выслушивают  и используют все их предложения, организуют обмен всесторонней информацией, привлекают подчиненных к постановке целей и контролю за их исполнением. 

Либеральный стиль  руководства (нейтральный, попустительский). Его суть состоит в том, что  руководитель ставит перед исполнителями  проблему, создает необходимые организационные  условия для их работы, задает границы  решения, а сам отходит на второй план. За собой он сохраняет функции  консультанта, арбитра, эксперта, оценивающего полученные результаты. При этом поощрение  и наказание отступают на второй план по сравнению с внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей. Подчиненные избавлены  от постоянного контроля и «самостоятельно» принимают решения, стараются найти  путь их реализации в рамках предоставленных  полномочий. Такая работа приносит им удовлетворение и формирует благоприятный  морально-психологический климат в  коллективе. Применение этого стиля  получает все большее распространение  из-за растущих масштабов научно-технической  деятельности и опытно-конструкторских  разработок, которые выполняются  высококлассными специалистами, которые  не хотят находиться под давлением  и опекой. Его эффективность зависит  от реального стремления подчиненных  к этому, четкой формулировкой руководителем  задач и условий их деятельности, его справедливостью в отношении  оценки результатов и вознаграждения. 

Но такой стиль  может превратиться в бюрократический, когда руководитель совсем устраняется  от дел. Он передает все управление в руки независимых руководителей, которые от его имени управляют  коллективом, применяя жесткие авторитарные методы руководства. Становление руководителя-либерала может объясняться многими причинами. По характеру такие руководители люди нерешительные, добродушные, боящиеся ссор и конфликтов. Они недооценивают  значимости деятельности коллектива и  то, что коллектив нуждается в  них. Но может оказаться, что это  высоко творческая личность, захваченная  какой-то сферой своих интересов, но лишенная организаторского таланта. По этой причине обязанности руководителя оказываются для данного руководителя непосильными. 

Авторитарный, демократический  и либеральный стили управления не имеют между собой барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную  цепочку, что показано на схеме 2 (приложение 1). В границах перечисленных стилей управления возможны следующие варианты взаимодействия руководителя и подчиненных: 

- руководитель принимает  решение и дает подчиненным  команду его выполнить; 

- руководитель принимает  решение и разъясняет его подчиненным; 

- руководитель принимает  решение, советуясь с подчиненными; 

- руководитель предлагает  решение, которое может быть  скорректировано после консультаций  с подчиненными; 

- руководитель излагает  проблему, получает советы и рекомендации  подчиненных, на основании которых  принимает решение; 

- руководитель принимает  решение совместно с подчиненными; 

- руководитель устанавливает  рамки, в которых подчиненные  сами принимают решение. 

Для оценки эффективности  каждого из стилей управления Р. Лайкерт  предложил рассчитывать либерально-авторитарный коэффициент (ЛАК). Он определяется отношением сумм либеральных и авторитарных элементов в поведении руководителя. По его мнению, в современных условиях оптимальная величина этого коэффициента составляет 1,9. Таким образом, сегодня  для получения эффективных результатов  руководители должны применять в  два раза больше элементов убеждения, чем принуждения. 

Все вышеописанные  «одномерные» стили руководства  можно представить в виде сводной  таблицы 1 (приложение 2), предложенной отечественным исследователем Э. Старобинским [3, с. 244]. 

В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако при авторитарном управлении присутствует низкая мотивация, меньшая  оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления и другие отрицательные факторы. При либеральном стиле руководства  объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры. Более поздние исследования не полностью  подтвердили выводы о том, что  авторитарное руководство обеспечивает более высокую продуктивность, но меньшую удовлетворенность, чем  демократичное. Исследования Левина дали основу для изучения данного вопроса  другими учеными. Таким образом, исследования Левина основывались, прежде всего, на изучении влияния личностных качеств руководителя на выбор стиля  руководства. В каждом конкретном случае между авторитарным, демократическим  и либеральным стилями существует определенный баланс, и увеличение доли элементов одного из них будет  приводить к уменьшению других. 

Модель Лайкерта 

Лайкерт выделяет два  типа руководителя: руководитель, сосредоточенный  на работе и руководитель, сосредоточенный  на человеке (схема 3 приложение 1). Руководитель, сосредоточенный на работе (или руководитель, ориентированный на задачу) заботится  о проектировании задачи и разработки системы вознаграждений для повышения  производительности труда. В противоположность  первому типу руководителя Лайкерт  ставит руководителя, сосредоточенного на человеке, главной заботой которого являются люди. Он сосредотачивает  внимание на повышении производительности труда, используя совершенствование  человеческих отношений. Данный тип  руководителя позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает опеки и устанавливает  для подразделения высокий уровень  производительности труда, а так  же помогает подчиненным решать проблемы, и поощряют их профессиональный рост. 

Таким образом, Лайкерт  сделал вывод, что стиль руководства  будет ориентированным либо на работу, либо на человека. Стиль руководства, сосредоточенный на человеке способствует повышению производительности труда, но не всегда является оптимальным  поведением руководителя. Как продолжение  своих исследований Лайкерт предложил  четыре базовых стиля руководства, представленных в виде схемы 4 (приложение 1). Руководители, относящиеся к системе 1, имеют характеристики автократа. Руководители системы 2 могут поддерживать авторитарные отношения со своими подчиненными, но они разрешают подчиненным  ограниченно участвовать в принятии решений. Руководители системы 3 проявляют  значительное, но неполное доверие  к подчиненным. Важные решения принимаются  наверху, но многие конкретные решения  принимаются подчиненными. Система 4 характеризуется групповым принятием  решений, участием работников в разработке и выполнении решений, взаимоотношения  носят дружеский, доверительный  характер, руководители ориентированы  на человека, в противоположность  руководителям системы 1, ориентированным  на работу. По мнению Лайкерта, система 4 является наиболее эффективной.  

Информация о работе Руководство. Стиль руководства