Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент"
Объектом управления - могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, сбыт, снабжение, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъекты управления - руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности (директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие люди или группы людей осуществляющие управленческое воздействие на объект управления).
различают следующие виды объекта управления:
Уровни объекта управления:
По признаку содержания различают менеджмент:
Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.
Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.
Различают общие и специфические законы управления.
К общим законам управления относятся:
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды.
Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой.
На данном уровне развития теории среди законов управления можно выделить:
Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.
Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй - закономерности менеджмента.
К закономерностям управления относятся:
Исходя из функционального деления работы по управлению, выделяют следующие виды менеджмента: административный, производственный, кадровый, креативный (творческий), экологический, научно-технический, антикризисный, маркетинг рыночный, стратегический маркетинг, логистика и т.д.
Метод управления - это способы работы с конкретными инструментами, средствами управления, способы реализации функций управления.
Методы управления: административные, экономические, социально-психологические.
Принципы управления - общие правила, отражающие требования к управлению в определенных условиях общественного развития.
Автором первых принципов управления был А.Файоль.
Виды менеджмента
Административный менеджмент - это разработка и принятие управленческих решений, распределение заданий между исполнителями и контроль их выполнения.
Инновационный (НТ) менеджмент - это организация и управление исследованиями, разработкой, освоением и распределением нововведений в соответствии с перспективными целями, НТ потенциалом организации и результатами маркетинговых исследований.
Производственный
менеджмент - это организация и
управление поставками материальных ресурсов,
производством и его
Менеджмент персонала (морально - этический) - это организация подбора, обучения, расстановки, оценки и стимулирования персонала, а также создание благоприятного климата в коллективе.
Экологический менеджмент - организация предупреждения, недопущения и установления последствий вредных воздействий производства на окружающую среду.
Инвестиционный менеджмент - это деятельность по выявлению наиболее приоритетных направлений вложения капитала или покупки собственности для извлечения доходов и др. выгод на основе финансовых расчетов эффективности проектов.
Творческий (креативный) менеджмент - это деятельность, основанная на стремлении реализовать опыт, знания, идеи, посредством организации НИОКР, производства, маркетинга.
Стратегический менеджмент
- это обоснование и выбор
67 билет. Понятие, условия и принципы делегирования полномочий.
Элементы проектирования организации. Дифференциация (Д) и интеграция (И).
Дифференциация (Д) означает деление в орг-ции работ между ее частями таким образом чтобы каждая из работ получила определенную завершенность в рамках данного подразделения, то есть Д- это выделение частной организации в зависимости от выдаваемого ей продукта. Для определения степени Д используют следующие параметры: 1) определить цели и задачи; 2) структура, является ли она формальной с жесткой политикой и процедурами или гибкой, ориентирующуюся на текущий момент; 3) уровень взаимодействия, то есть есть ли межгрупповые и межличностные связи в организации; 4)временные границы обратной связи (получение информации о результатах своей работы).
НИОКР | ПРОИЗВОДСТВО | МАРКЕТИНГ | |
Цели | нов. продукт | себестоимость | выс.продажа. |
Структура | высокорганическая. | механистичесмкая. | органическая |
Взаимодейств | на людей | на задачи | на людей |
Обр. связь | очень долгая | долгая | быстрая |
Интеграция (И) означает уровень сотрудничества между частями организации для выполнения требований, предъявленных к этим подразделением.
2 | 3 |
1 | 4 |
Координаты высокий-низкий-высокий, слева ур-нь интеграции, снизу ур-нь дифференциации. 1. не требует специальных интеграц. механизмов, когда частн.орг. не зависит от других. 2. усилия по И. превышает потребности Д. Усиление упр. по объединению подразделении больше чем это необходимокогда много заместителей. 3. треб. привлечения значительного качества ресурсов для интеграции подразделении. В этих условиях создается отдельные управления по принципу матричных орг.структур. 4. усилия по И не обеспеч. треб. Д. Существует в условиях нестаб.внеш .условии и не может сохранятся долго. Развивается либо в сторону 1 или 3 квадрата.
При проектировании работы выделяют 6 уровней в зависимости от объемов и сложности управления организацией: 1)объем управления не велик и сложность управленч. действий не высокая, управленец выполняет производственные функции 2)объем управленческой работы требует выделение специального работника, освобожденного от производственных функций 3)управленческих обязанностей становится больше и возникает необходимость координации этих специальных работников (линейная иерархия) 4)рост управленческих функций требует специализации по отдельным видам работ 5)объем работы по общим функциям и специальным требует их координации, появляется начальник над специалистами 6)развитие управленческой деятельности приводит к необходимости объединения линейной и функциональной иерархии под общим руководством. В этом случае управление организацией становится самостоятельным видом деятельности.
Д. означает передачу задач и полномочий лицу, которые принимает на себя ответственность за их выполнение, цели: 1) разгрузить руководителя; 2) повысить дееспособность нижестоящих звеньев; 3)активизировать человеческий фактор. Д осуществляется в 3 этапа: 1)получение работником индивидуальных заданий; 2) предоставление соответствующих полномочий и ресурсов; 3) формулирование обязательств подчиненных выполнить порученное задание. Принципы(п/ц) делегирования: 1) на основе ожидаемых результатов то есть Д полномочии д.б. достаточным в рамках поставленной задачи подчиненный должен иметь соответственные ресурсы, требования соответствовать уровню задач. 2)п/ц функционального разделения, т.е группировка видов деятельности в зависимости от достижения целей и передача полномочии на каждый уровень организации в соотв. объем. 3) скалярный п/ц – при делегировании всегда д.б. лицо, обладающее верховной властью от которого по цепочке передается полномочия. 4)п/ц единоначалия, чем выше взаимосвязь подчиненного и руководителя, тем меньше вероятность получения противоречивости предсказания и выше ответственность исполнителя. 5) п/ц безусловной ответственности. 6)п/ц соответствия полномочий и ответственности.
1. линейные
полномочия – скалярная цель.
Предается от начальника