- способность понимать людей:
умение вчувствоваться в поведение
собеседника; способность видеть
в человеке личность; стремление
обогатить человека духовно;
- устойчивость - адекватная реакция
на ситуацию: контроль над эмоциями;
постоянство действий;
- уверенность в себе - стремление
брать на себя ответственность:
осведомленность о своих достоинствах
и недостатках; настойчивость в
достижение цели;
- скромность в быту: отсутствие
устремленности к роскоши;
рационализм в обращение с вещами;
склонность к самообслуживанию;
- эрудированность: широта и глубина
в различных областях науки
и техники; хорошая осведомленность
в философии, политологии, истории;
знания в области человековедения.
Указанные выше качества являются становым
хребтом лидерского потенциала.
Выявление степени выраженности этих
качеств и свойств личности осуществляется
совокупностью различных методов:
наблюдением за деятельностью индивида,
путем изучения продуктов его
деятельности, а также с помощью
личностных тестов. Каждый менеджер должен
оценить наличие и характер названных
качеств у себя лично. Результаты
самооценки нужно положить в основу
самовоспитания.
- Содержание работы руководителя.
Понятие стиля руководства, факторы
его формирования и развития.
- Характеристика «одномерных»
стилей управления.
Выбор
стиля управления
Стиль управления — представляет собой манеру поведения
руководителя по отношению к подчиненным,
позволяющая влиять на них и заставлять
делать то, что в данный момент нужно.
Стили управления складываются под
влиянием конкретных условий и обстоятельств.
В связи с этим можно выделить "одномерные",
т.е. обусловленные одним, каким то фактором,
и "многомерные", т.е. учитывающие
два или белее обстоятельств при построении
взаимоотношений "реководитель-подчиненный",
стили руководства.
"Одномерные"
стили управления
К ним относятся: авторитарный (директивный),
демократический (разрешительный) и либеральный
(попустительский).
Параметры взаимодействия руководителя
с подчиненными |
Авторитарный стильуправления |
Демократический
стильуправления |
Либеральный стильуправления |
Приемы принятия
решений |
Единолично решает все
вопросы |
Принимая решения, советуется
с коллективом |
Ждет указания руководства
или отдает инициативу в руки подчиненных |
Способ доведения
решений до исполнителей |
Приказывает, распоряжается,
командует |
Предлагает, просит, утверждает
предложения подчиненных |
Просит, упрашивает |
Распределение ответственности |
Полностью в руках руководителя |
В соответствии с полномочиями |
Полностью в руках исполнителей |
Отношение к инициативе |
Подавляет полностью |
Поощряет, использует в интересах
дела |
Отдает инициативу в руки
подчиненных |
Принципыподбора кадров |
Боится квалифицированных
работников, старается от них избавится |
Подбирает деловых, грамотных
работников |
Подбором кадров не занимается |
Отношение к знаниям |
Считает, что все сам
знает |
Постоянно учится и требует
того же от подчиненных |
Пополняет свои знания и поощряет
эту черту у подчиненных |
Стиль общения |
Жестко формальный, необщительный,
соблюдает дистанцию |
Дружески настроен, любит
общаться, положительно идёт на контакты |
Боится общения, общается
с подчиненными только по их инициативе,
допускаем фамильярное общение |
Характер отношений
с подчиненными |
По настроению, неровное |
Ровное, доброжелательное, требовательное |
Мягкое, нетребовательное |
Отношение к дисциплине |
Жесткое, формальное |
Сторонник разумной дисциплины,
осуществляет дифференцированный подход
к людям |
Мягкое, формальное |
Отношение к моральному
воздействию на подчиненных |
Считает наказание основным
методом стимулирования, поощряет избранных
только по праздникам |
Постоянно использует разные
стимулы |
Использует поощрение
чаще, чем наказание |
Предпосылкой постановления различных
"одномерных" стилей управления стали
теории "Х" и "Y" Дугласа Мак-Грегора.
Так, согласно теории "Х", люди изначально
ленивы и при первой же возможности
избегают работы. У них полностью
отсутствует честолюбие, поэтому
они предпочитают быть руководителями,
не брать на себя ответственность
и искать защиты у сильных. Что бы заставить
людей трудиться, нужно использовать принуждение,
тотальный контроль и угрозу наказаний.
Однако, по мнению Мак-Грегора, люди таковы
не по своей природе, а вследствие тяжелых
условий жизни и труда, которые начали
меняться к лучшему лишь со второй половины
ХХ в. В благоприятных же условиях человек
становится тем, кем он есть на самом деле,
и его поведение отражается уже другой
теорией — "Y". В соответствии с ней
в таких условиях люди готовы брать на
себя ответственность за дело, более того,
даже стремятся к ней. Если их приобщить
к целям фирмы, охотно включаются в процесс
самоуправления и самоконтроля, а так
же в творчество. И такое приобщение является
функцией не принуждения, а вознаграждения,
связанного с достижением поставленных
целей. На таких работников опирается
руководитель, исповедующий демократический
стиль.
Характеристика "одномерных" стилей
управления была предположена отечественным
исследователем Э.Старобинским.
- «Многомерные» стили управления и управленческая решетка.
Многомерные"
стили управления. "Теория X" и
"Теория Y"
В 1960 году Дуглас Макгрегор опубликовал
свою точку зрения на биполярность мнений
о том, как надо управлять людьми. "Теория
Х" и "Теория У", представленные
в книге "Человеческая сторона предприятия",
завоевали широкое признание у менеджеров.
Теория
Х
- Человек изначально не любит работать и будет избегать работы.
- Человека следует принуждать, контролировать, угрожать наказанием для достижения целей организации.
- Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, он избегает ответственности.
Теория У
- Работа так же естественна, как игра для ребенка.
- Человек может осуществлять самоуправление и самоконтроль. Награда — результат, связанный с достижением цели.
- Средний человек стремится к ответственности.
Таким образом, формируются
два взгляда на управление: авторитарный взгляд,
ведущий к прямому регулированию и жесткому
контролю, и демократический взгляд, который
поддерживает делегирование полномочий
и ответственности.
На основе этих теорий разработаны
и другие, которые представляют собой
различные сочетания вышеприведенных.
В западном бизнесе популярна
также теория "управленческой
решетки", разработанная Р.Блейком
и Дж.Мутоном. Они указывали, что трудовая
деятельность разворачивается в силовом
поле между производством и человеком.
Первая силовая линия определяет отношение
руководителя к производству. Вторая линия
(вертикальная) определяет отношение руководителя
к человеку (улучшение условий труда, учет
желаний, потребностей и т.д.).
Рассмотрим различные стили
руководства, приведенные на рис. 10.
Рис.10. Стили
руководства
- Тип 1.1 — руководитель ни о чем не заботится, работает так, чтобы не быть уволенным. Такой стиль считается чисто теоретическим.
- Тип 9.1 — стиль жесткого администрирования, при котором для руководителя единственной целью является производственный результат.
- Тип 1.9 — либеральный или пассивный стиль руководства. В данном случае основное внимание руководитель уделяет человеческим отношениям.
- Тип 5.5 находится в середине "управленческой решетки". При таком компромиссе достигаются средние результаты труда, не может быть резкого прорыва вперед. В то же время такой стиль руководства способствует стабильности и бесконфликтности.
- Тип 9.9 считается наиболее эффективным. Руководитель старается так построить работу своих подчиненных, чтобы они видели в ней возможности самореализации и подтверждения собственной значимости. Цели производства определяются совместно с сотрудниками.
- Смысл понятия «мотивация».
Потребность, вознаграждение и их виды.
отивация – процесс
побуждения себя и других людей к деятельности
для достижения личных целей и целей организации
(в бизнесе – это нахождение способов
побудить людей работать целенаправленно
и эффективно).
Мотив - это то, вызывает определенные
действия человека.
Потребности – ощущение человеком физиологически
или психологически недостатка чего-либо
(осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее
побуждение к действию).
Стимул – внешний фактор, побуждающий
к труду (принуждение, материальное и моральное
поощрение).
Вознаграждение – это все, что человек
считает ценным для себя. Ценности у людей
специфичны.
Чтобы эффективно выполнять функцию мотивации, менеджеры должны
понимать существующие теории трудовой мотивации, их сегодня насчитывается
несколько десятков.
Процессуальные теории мотивации:
Суть этого подхода в том, что мотивация возникает
и может изменяться в процессе какого-либо
действия (труда), она инициируется этим
процессом, ожиданиями индивида, изменением
ситуации. Процессуальные теории мотивации акцентируют
внимание на процессе мотивации. Процесс мотивации раскрывается
в теориях, объясняющих, почему люди готовы
осуществлять определённые действия,
затрачивая большие или меньшие усилия.
1. Теория ожидания Виктора Врума.
Основное содержание теории состоит
в том, что мотивация определяется
ожидаемым результатом деятельности,
ожидаемым вознаграждением и ожидаемой
ценностью вознаграждения. Человек направляет
свои усилия на достижение какой-либо
цели только тогда, когда будет уверен
в большой вероятности удовлетворения
за этот счёт своих потребностей или достижения
цели.
Мотивация = Ожидание того, что усилия
дадут желаемые результаты ? Ожидание
того, что результаты повлекут за собой
ожидаемое вознаграждение ? Ожидаемая
ценность вознаграждения (валентность).
Если значение любого из этих факторов
мало, то будет слабой и мотивация и низки
результаты труда.
Вывод: валентность низка, значит, мотивация будет
ослабевать.
Так как разные люди обладают различными
потребностями, то конкретное вознаграждение
они оценивают по-разному. Руководство
должно сопоставить предложенное вознаграждение
с потребностями сотрудников и привести
в соответствие.
Наиболее эффективно мотивация работает
тогда, когда люди верят в обязательное
достижение цели в случае приложения определенных
усилий. Если сотрудником возможность
достижения цели оценивается не высоко,
следовательно, эффективность резко падает.
2. Теория справедливости (равенства) Стейси
Адамса.
Люди субъективно определяют отношение
полученного вознаграждения к затраченным
усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением
других людей, выполняющих аналогичную
работу. Несправедливое по их оценкам
вознаграждение приводит к психологическому
напряжению. Если человек считает свой
труд недооценённым, он будет уменьшать
затраченные усилия. В этом случае необходимо
мотивировать данного работника – или
изменить уровень затрачиваемых усилий
либо получаемое вознаграждение. Некоторые
организации держат сумму выплат в тайне.
Но это не решает проблему, т.к. люди начинают
подозревать несправедливость даже там,
где её на самом деле нет. На практике менеджер
должен рассказывать, объяснять, почему
существует разница в вознаграждениях.
3. Модель Портера – Лоулера (синтез теории ожидания и теории справедливости).
Уровень приложенных усилий определяется
ценностью вознаграждения и степенью
уверенности в том, что определённый уровень
усилий действительно повлечет за собой
соответствующий уровень вознаграждения.
В модели взаимосвязаны основные переменные:
усилие индивида, полученные результаты,
вознаграждение (внутреннее и внешнее),
осознание своей роли в процессе труда,
особенности конкретного человека, степень
удовлетворения и самоуважения.
- Первоначальные концепции
мотивации.
- Первоначальные концепции
- Хотя сейчас общепризнанно, что основные допущения, заложенные в первоначальных концепциях мотивации, неверны, понять их все же важно. И хотя руководители в отдаленные времена в большей степени неверно понимали поведение людей, приемы, которыми они пользовались в тех условиях, часто были очень эффективными. Поскольку эти приемы «работали» и применялись много сотен лет, в отличие от пары десятилетий существования современных теорий, первоначальные концепции мотивации глубоко укоренились в нашей культуре. Многие руководители, особенно те, кто не имеет специальной подготовки, все еще испытывают сильное влияние этих концепций. И вполне вероятно, что вы встретитесь с такими примерами в работе.
Более того, вы можете испытать искушение самому применить эти простые и прагматические подходы. Но это, скорее всего, будет ошибкой. Люди, являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом. Поэтому их мотивы трудовой деятельности окажутся более сложными и трудными для воздействия, если не понять хотя бы что-то в природе мотивации. И, наконец, хотя это соображение по значимости и не последнее, мы надеемся, что краткий исторический обзор поможет вам лучше осознать, что эффективность мотивации, как впрочем и все в управленческой деятельности, связана с конкретной ситуацией.
ПОЛИТИКА КНУТА И ПРЯНИКА. За тысячи лет до того, как слово «мотивация» вошли в лексикон руководителей, было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Самым первым из применяемых приемов был МЕТОД КНУТА И ПРЯНИКА. В Библии, древних преданиях и даже античных мифах можно найти множество историй, в которых короли держат награду перед глазами предполагаемого героя или заносят меч над его головой. Однако королевские дочери и сокровища предлагались лишь немногом избранным. Предлагаемые «пряники» в награду за большинство дел едва ли были съедобны. Просто принималось как само собой разумеющееся, что люди будут благодарны за все, что позволило бы им и их семьям выжить.
Это было обычным явлением в странах Запада в конце XIX в. В течение почти всего периода промышленной революции экономические и социальные условия жизни в сельских местностях Англии были так тяжелы, что фермеры наводняли города и буквально выпрашивали как милостыню возможность работать по 14 ч. в сутки на грязных, опасных для жизни фабриках за плату, которой едва хватало, чтобы выжить. Когда Адам Смит писал свой труд «Исследование о природе и причинах богатства народов», жизнь для простого человека была очень тяжелой. На его концепцию «экономического человека», которая рассматривалась выше, несомненно, очень большое влияние оказало наблюдение этих жестоких реалий. В условиях, когда большинство людей боролось за выживание, был вполне понятен вывод, к которому пришел Смит, о том, что человек всегда, когда ему представится такая возможность, будет стараться улучшить свое экономическое положение.
Когда, примерно в 1910 г., возникла «школа научного управления», жизнь трудящихся существенно не улучшилась, несмотря на достижения технологии. Однако Тейлор и его современники уже осознали всю глупость заработков на грани голода. И они сделали мотивацию по типу кнута и пряника более эффективной, когда объективно определили понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладу. Увеличение производительности труда, явившееся результатом использования этого метода мотивации, в сочетании с более эффективным применением специализации и стандартизации, было впечатляющим. Успех мотивации по типу кнута и пряника был так велик, что приятные ощущения от него до сих пор сохраняются у руководителей.
Постепенно, однако, благодаря в основном эффективности, с которой организации применяли достижения технологии и специализацию, жизнь обычных средних людей, в конце концов, начала улучшаться. И чем больше она улучшалась, тем -лучше управляющие начинали понимать, что простой «пряник» не всегда заставляет человека трудиться усерднее. Этот факт заставил специалистов в области управления искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте.
ПОПЫТКИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В УПРАВЛЕНИИ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. Как писали еще Тейлор и Гилбрет, «новости о теории подсознательного Зигмунда Фрейда распространились по Европе и наконец достигли Америки». Однако тезис о том, что люди не всегда поступают рационально, был слишком радикальным, и менеджеры не сразу «накинулись» на него. Хотя попытки применить в управлении психологические мотивы были и раньше, только с появлением работы Элтона Мэйо стало ясно, какие потенциальные выгоды это сулит, а также то, что мотивация по типу кнута и пряника является недостаточной.
Элтон Мэйо был одним из немногих академически образованных людей своего времени, который обладал как верным пониманием научного управления, так и подготовкой в области психологии. Он создал себе известность и репутацию в ходе эксперимента, проводимого на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923 -1924 гг. Текучесть рабочей силы на прядильном участке этой фабрики достигла 250%, тогда как на других участках составляла лишь 5 - 6%. Материальные способы стимулирования производства, предложенные экспертами по эффективности, не смогли повлиять на текучесть кадров и низкую производительность участка, поэтому президент фирмы обратился с просьбой о помощи к Мэйо и его товарищам.
После внимательного изучения ситуации Мэйо определил, что условия труда прядильщика давали мало возможностей для общения друг с другом и что их труд был малоуважаем. Мэйо чувствовал, что решение проблемы снижения текучести кадров лежит в изменении условий труда, а не в увеличении вознаграждения за него. С разрешения администрации он в качестве эксперимента установил для прядильщиков два 10-минутных перерыва для отдыха. Результаты проявились немедленно и были впечатляющими. Текучесть рабочей силы резко снизилась, улучшилось моральное состояние рабочих, а выработка сильно возросла. Когда впоследствии инспектор решил отменить эти перерывы, ситуация вернулась к прежнему состоянию, доказав таким образом, что именно нововведение Мэйо улучшило состояние дел на участке.
Эксперимент с прядильщиками укрепил уверенность Мэйо в том, что для руководителей важно принимать во внимание психологию работника, особенно некоторую ее «нелогичность». Он пришел к следующему выводу: «До сих пор в социальных исследованиях и исследованиях промышленности остается недостаточно осознанным то, что такие маленькие нелогичности в сознании «среднего нормального» человека накапливаются в его действиях. Возможно, они и не приведут к «срыву» в нем самом, но обусловят «срыв» его трудовой деятельности». Однако и сам Мэйо полностью не понял важности своих открытий в этой области, так как психология тогда была еще в зачаточной стадии развития.
Первые крупные исследования поведения работника на рабочем месте явились основной частью экспериментов в Хоторне, которые проводились Мэйо и его сотрудниками в конце 1920-х годов а будут подробно Описаны ниже в этой книге. Работа в Хоторне началась как эксперимент по научному управлению. Она закончилась спустя почти восемь лет осознанием того, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, значительно влияют на производительность индивидуального труда. Выводы, к которым пришла группа, работавшая в Хоторне, позволили основать новое направление менеджмента - концепцию «человеческих отношений», которая доминировала в теории управления до середины 1950-х годов.
Однако эксперименты в Хоторне не дали модели мотивации, которая бы адекватно объяснила побудительные мотивы к труду. Психологические теории мотивации труда появились гораздо позднее. Они возникли в 1940-х годах и развиваются в настоящее время.
- Содержательные теории мотивации.
Содержательные
теории мотивации: теории Маслоу,
МакКлеленда, Герцберга.
Содержательные теории м-ции
в первую очередь стараются определить
потребности, побуждающие людей к действию,
особенно при определении объема и содержания
работы. При закладке основ современных
концепций мотивации наибольшее значение
имели работы трех человек: Абрахама Маслоу,
Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.
Теория Маслоу.
Люди имеют множество
разл потребностей, к-рые можно разделить
на 5 осн категорий
Физиологические п-сти явл-ся
необходимыми для выживания (в еде, воде,
убежище, отдыхе).
П-сти в безопасности и уверенности
в будущем (п-сти в защите от физических
и психологич опасностей со стороны окружающего
мира и уверенность в том, что физиологич
п-сти будут удовлетворены в будущем).
Проявлением п-стей уверенности в будущем
является покупка страхового полиса или
поиск надежной работы с хорошими видами
на пенсию.
Социальные п-сти, иногда
называемые потребностями в причастности,
— это понятие, включающее чувство принадлежности
к чему или кому-либо, чувство, что тебя
принимают другие, чувства социального
взаимодействия, привязанности и поддержки.
П-сти в уважении (потребности
в самоуважении, личных достижений, компетентности,
уважении со стороны окружающих, признании).
П-сти самовыражения — п-сть
в реализации своих потенциальных возможностей
и росте как личности.
Все эти потребности можно
расположить в виде строгой иерархической
структуры; потребности нижних уровней
требуют удовлетворения в первую
очередь и, след-но, влияют на поведение
чел-ка прежде, чем на мотивации начнут
сказываться п-сти более высоких уровней.
В каждый конкретный момент времени чел-к
будет стремиться к удовлетворению той
п-сти, к-рая для него явл-ся более важной
или сильной; применение: для того чтобы
мотивировать конкретного чел-ка, рук-ль
должен дать ему возм-сть удовлетворить
его важнейшие п-сти посредством такого
образа действий, который способствует
достижению целей всей орг-ции. Осн критика
теории Маслоу: не удалось учесть индивидуальные
отличия людей и не получила полного подтверждения
и концепция наиважнейших п-стей. Удовлетворение
какой-либо одной п-ти не приводит к автоматическому
задействованию п-стей следующего уровня
в кач-ве фактора м-ции деят-ти чел-ка.
Другой моделью мотивации,
делавшей основной упор на потребности
высших уровней, была теория Дэвида МакКлеланда.
Он считал, что людям присущи три потребности:
власти, успеха и причастности.