Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 18:37, шпаргалка
Работа содержит 30 ответов на вопросы по дисциплине "Менеджмент"
Основные этапы развития корпоративного менеджмента в России.
История возникновения и понятие корпорации.
Основные признаки корпоративных объединений
Принципы деятельности корпорации.
Внутренняя и внешняя среда корпораций.
Виды корпораций.
Преимущества и недостатки в деятельности корпораций.
Основы корпоративного права в системе корпоративного управления.
Финансирование деятельности корпораций. Управление корпоративными финансами.
Менеджмент корпораций.
Стратегия корпорации. Этапы процесса разработки корпоративной стратегии.
Субъекты корпоративных отношений.
Типы отношений в корпорации.
Государство – как субъект корпоративных отношений. Особенности корпоративного управления на предприятиях с государственным участием
Взаимодействие корпораций с внешней средой. Проблемы конфликтов общества и корпораций.
Социальная ответственность корпораций.
Экономическая концентрация и тенденции к монополизации экономики. ФАС.
Модели корпоративного управления. Модели инсайдеров и аутсайдеров.
Основные механизмы корпоративного управления.
Основные виды корпоративных объединений.
Инвестиционная политика корпорации.
Инновационная политика корпораций.
Корпоративная структура. Формы реорганизации компании: слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование.
Корпоративная культура.
Корпоративный кодекс: разработка и принципы, основные требования.
Сущность корпоративных конфликтов.
Холдинговые компании и финансово-промышленные группы.
Корпоративное планирование и корпоративный контроль.
Особенности корпоративного управления в России: отличительные признаки, факторы национальной модели, проблемы.
Зарубежный опыт корпоративного управления.
Основные признаки финансово-промышленных групп (ФПГ):
• во главе ФПГ стоит финансовая компания;
• иногда ФПГ основана на структуре торгового дома;
• важную роль играет участие промышленной части, которую составляют предприятия различных отраслей;
• характерная единая политика ценообразования;
• имеет единое имущество;
• организационное единство и юридическая самостоятельность.
28. Корпоративный контроль
Понятие корпоративного контроля. Корпоративные интересы и управление
Корпоративный контроль определяется как возможность субъектов акционерных отношений обеспечивать постоянное влияние на принятие стратегических управленческих решений.
В широком
смысле корпоративный контроль —
это вся совокупность возможностей
извлечь выгоду от деятельности корпорации,
которая тесно связана с таким
понятием, как «корпоративный интерес».
Корпоративное управление представляет
собой постоянное, преемственное
обеспечение корпоративных
Корпоративное управление технически сводится к трем важнейшим направлениям, а именно:
1) управлению
собственно капиталом и
2) управлению
технологическим процессом,
3) управление денежными потоками, оборотным капиталом, пассивами.
Именно такое корпоративное управление выводит корпорацию на уровень экономических отношений. Через корпоративное управление акционерное общество перестает быть замкнутым образованием, оно превращается в одного из субъектов экономических отношений, в рамках которых такое общество взаимодействует с другими корпорациями, а также физическими лицами.
В процессе корпоративного управления возникает также взаимодействие интересов одной корпорации с интересами других. Поэтому в процессе корпоративного управления возникает такое явление, как «конфликт интересов».
29. Особенности копоративного управления в России: отличительные особенности, факторы национальной модели, проблемы.
При проведении приватизации в России за основу была взята американская модель как наиболее развитая, предполагающая перераспределение собственности через фондовый рынок. Однако фондовые рынки в стране создать до сих пор не удалось - капитал пошел мимо них на захват фирм через механизм банкротства. К тому же сами корпорации из-за высокого налогообложения стали уходить в тень.
Поэтому
существующая в России практика корпоративного
управления включает два противоположных
подхода, во многом нейтрализующих друг
друга. В то же время в ее рамках
формально присутствуют все необходимые
элементы, свойственные классическим
моделям (соотношение между
Но в
российской модели корпоративного управления
нарушается основополагающий принцип
разделения прав собственности и
контроля, и, либо собственники управляют
всеми процессами в корпорации, включая
оперативную деятельность, либо, наоборот,
эффективный собственник
В целом
российское корпоративное управление
развиваются в русле
- повышения прозрачности информации;
- параллельного
процесса расширения
- у силения правового (судебного) контроля, в том числе для защиты прав мелких акционеров;
- ужесточения
регламента выпуска акций,
- сближения правового статуса акций и облигаций;
- ужесточения
регулирования взаимоотношений
между различными юридически
независимыми, но экономически
Но соответствие мировому уровню достигнуто только по соблюдению требований к полному и своевременному раскрытию финансовой информации; в остальном - все ниже среднего. Специфику российским корпоративным отношениям придают: -значительная доля государства в капитале многих корпораций, в том числе крупнейших (Газпром, ЛУКОЙЛ, РАО ЕС, «Сухой» и пр.);
- низкая,
по сравнению с Европой, доля
банков и финансовых
- слабость
рынка ценных бумаг, не
- последствия
приватизации, в результате которой
основными инвесторами стали
трудовые коллективы и
- отсутствие
законодательного ограничения
- мягкость
законодательных норм
- слабость правовой инфраструктуры;
- недостаточная
развитость банковской системы;
- безразличное
отношением к акциям, поскольку
многим они достались даром
(акционирование долгое время
рассматривалось как смена
- отсутствие
достаточного числа
- непрозрачность
отношений собственности и
- незнание акционерами своих прав.
Ключевыми особенностями:
- перманентный
процесс перераспределения
- жесткий
контроль инсайдеров над
- завышение роли исполнительных органов;
- значительное
доминирование первого лица
Для российского корпоративного управления в целом характерно наличие двух параллельных тенденций: менеджеры постепенно становятся и контролирующими акционерами в корпорации, а внешние акционеры по мере консолидации контроля сами начинают функционировать в качестве менеджеров или передают эти функции доверенным представителям группы акционеров, связанным с ним не окладом или контрактом, а целым комплексом экономических и внеэкономических интересов. К недостаткам российского корпоративного управления, отмечаемым международными экспертами, относят:
-выпуск и размещение ценных бумаг и принятие других серьезных решений менеджерами без согласия совета директоров или общего собрания акционеров;
- размещение
первоначального выпуска акций
по цене значительно ниже
- отсутствие
прозрачности структуры
- максимальная
ориентация на внутренние
- слабое участие независимых внешних директоров;
- преобладание
у мелких держателей акций
интереса не к получению
- отсутствие
долгосрочной финансовой
- относительно
распыленная собственность (
- устойчивая
тенденция к концентрации
- формирование сложных типов корпоративных структур (при отсутствии тяготения к какому-либо одному);
- фактическое
отсутствие внешнего
30 Зарубежный опыт корпоративного управления
В настоящее
время в мире существует довольно
много различных моделей
ного управления. В зависимости от особенностей каждая страна формирует свою специфиче-
скую модель корпоративного управления. Вместе с тем все национальные системы корпора-
тивного управления основываются на четырех моделях корпоративного управления: англо-
американской, континентальной, японской и семейной.
Первая названная модель корпоративного управления характерна для таких стран, как
США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия и Австралия. Владельцами капитала компаний
в этих странах выступают, в основном, институциональные и частные инвесторы, которые ори-
ентируются на краткосрочные цели получения дохода за счет курсовой разницы. Высшим орга-
ном управления корпорацией является общее собрание акционеров. В связи с большой распы-
ленностью акций указанные собрания носят больше формальный характер.
Основным органом в данной модели корпоративного управления является Совет дирек-
торов, который распоряжается всей деятельностью акционерного общества, защищает интере-
сы акционеров, обеспечивает качество корпоративного управления и несет ответственность за
нее перед собранием акционеров и контролирующими государственными органами. Совет ди-
ректоров осуществляет подбор и назначение президента, главного администратора, вице-
президентов, казначея и других менеджеров корпорации, которые предусмотрены в уставе ком-
пании. Главный администратор , как правило, имеет огромныеполномочия и подотчетен совету директоров и акционерам.
.Континентальная (немецкая) модель управления корпорацией характерна для таких
стран Западной Европы, как Германия, Нидерланды, Швейцария, Австрия, Норвегия. Кроме
того, названная модель функционирует в ряде французских и бельгийских компаний. На ее
формирование оказал влияние целый ряд факторов объективного и субъективного характера.
Среди них следует выделить, прежде всего, высокую степень концентрации акционерного капи-
тала, доминирующую роль банков в принятии корпоративных решений и сравнительно неболь-
шую распыленность акций среди частных инвесторов. Так, в крупных компаниях на долю
5 крупнейших акционеров приходится более 40 % акций каждой из этих компаний [2]. Помимо
этого, фондовый рынок обладает значительно меньшей ликвидностью, чем в США и Велико-
британии. Поэтому континентальная модель характеризуется более высоким уровнем концен-
трации собственности и наличием стратегических инвесторов с блокирующими пакетами акций,
среди которых большую роль играют банковские структуры.
На формирование японской модели оказали влияние политико-экономические условия
послевоенного развития Японии, ее культура и традиции. Названная модель исторически фор-