Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к ГОСам по специальности "Управление персоналом".
Управление как самостоятельная система претерпела ряд изменений, связанных с развитием общества. Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления в, как минимум, трех сферах человеческой деятельности:
1) оборонительная; 2) политическая; 3) экономическая.
На первом этапе, когда группы были незначительные, управление осуществлялось одним человеком. По мере разрастания и усложнения функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциация функций.
Менеджмент – специфический вид деятельности, который занимается управлением.
Управление – осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды: общества, живой и неживой природы.
Сущность мен-та – управлять всем: производством, финансами, кадрами, ресурсами для упорядочения системы управления, от исходной ситуации – к улучшению результатов.
Элементы, на которые направлена управленческая деятельность, образуют объект управления, направитель управленческой деятельности называется субъектом управления, им может быть отдельный человек или группа людей
Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики, совокупность принципов, методов. средств и форм управления производства, разработанных в условиях рыночной экономики и применяемых в странах с развитой рыночной экономикой с целью повышения эффективности производства, увеличения прибыли и прибавочной стоимости.
Функции менеджмента – специфические действия руководителя в системе управления.
Функции менеджмента классифицируются по двум группам:
1)
общие, те, которые выполняются
всеми руководителями, не зависимо
от сферы деятельности и
2)
специфические, которые
Общие функции управления рассматриваются в теории Анри Файоля, где деятельность руководителя разделена на 5 функций:
1 Планирование – разработка последовательности действий, направленных на выполнение цели: стратегическое (плановые задания на длительный период времени и как правило включает прогнозные действия) и тактическое (детализация стратегического плана на краткосрочный период выполнения действий).
2
Организация – создание
3
Мотивация - связана с процессом
побуждения себя и других
4
Координация (руководство) –
5
Контроль - это системное наблюдение
за выполнением планов, заданий
и результатами хозяйственной
деятельности. Учет и контроль
необходимы для управления плановой,
финансовой, производственной и трудовой
дисциплины на предприятии. Контроль объединяет
все виды управленческой деятельности,
связанные с формированием информации
о состоянии и функционировании объекта
управления (учет), изучения информации
о процессах и результатах деятельности
(анализ), работой по диагностике и оценке
процессов развития и достижения поставленных
целей. Существует три основных вида контроля:
предварительный (применяется по отношению
к трудовым, материальным и финансовым
ресурсам), текущий (осуществляется, когда
работа уже идет и обычно производится
в виде контроля работы подчиненного его
непосредственным начальником) и заключительный
(осуществляется после того, как работа
закончена или истекло отведенное для
нее время).
Обычно существует иерархия (пирамида) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению.
Иерархия управления — инструмент для реализации целей фирмы и гарантия сохранения системы. Чем выше иерархический уровень, тем больше объем и комплексность выполняемых функций, ответственность, доля стратегических решений и доступ к информации. Одновременно растут и требования к квалификации и личная свобода в управлении. Чем ниже уровень — тем больше простота решений, доля оперативных видов деятельности.
Крупные
организации нуждаются в
Руководителей делят на три категории:
1.Руководители низшего звена (операционные руководители). Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.
2.Руководители среднего звена. Они контролируют работу руководителей низшего звена и передают обработанную информацию для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие отделом, декан и т.д. На руководителей среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.
3.Руководители
высшего звена. Самая малочисленная категория.
Они отвечают за разработку и реализацию
стратегии организации, за принятие особо
важных для нее решений. К руководителям
высшего звена относятся: президент компании,
министр, ректор и т.д. Работа руководителя
высшего звена является весьма ответственной,
так как фронт работы большой, а темп деятельности
напряженный. Их работа, в основном, заключается
в умственной деятельности. Они постоянно
должны принимать управленческие решения
Школа научного управления (1900)
Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Фредериком Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. В своих работах "Управление фабрикой" (1903) и "Принципы научного менеджмента" (1911) Тейлор разработал ряд методов научной организации труда, основанных на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда. Его основополагающие принципы управления состоят в следующем: если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он как основатель школы "научного управления" разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Величайший вклад Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента. Становление науки об управлении также связывается с именами Ф. и Л. Гилбертов. Они провели исследования в области трудовых движений, усовершенствовали хронометражные методики, а также разработали научные принципы организации рабочего места. Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое направление в исследованиях: первая научная школа, получившая несколько названий, - "научного менеджмента", "классическая", "традиционная".
Основными принципами Тейлора являются:
1
Разработка оптимальных
2 Подбор и отбор рабочих на те рабочие места, где они могут принести больше пользы;
3
Планирование и подготовка
4 Разработка точных инструкций каждому работнику;
5 Оплата труда по результатам работы;
6
Отделение административной
7
Сотрудничество между
Административная школа управления.(1910)
Административная
школа занималась изучением вопросов
роли и функций менеджера. Считалось,
что как только определялась суть
работы управляющего, легко можно
было выявить наиболее эффективные
методы руководства. Одним из пионеров
разработки этой идеи был Онри Файоль
(1841-1925). Он разделил весь процесс управления
на пять основных функций, которые мы до
сих пор используем в управлении организацией:
это планирование, организация, подбор
и расстановка кадров, руководство (мотивация)
и контроль. Суть разработанных им принципов
управления сводится к следующему: разделение
труда; авторитет и ответственность власти;
дисциплина; единство руководства; единство
распорядительства; подчинение частного
интереса общему; вознаграждение за труд;
координация менеджеров одного уровня;
порядок; справедливость; доброта и порядочность;
устойчивость персонала; инициатива. Из
других представителей "административной
школы" можно выделить М. Блюмфилда,
разработавшего концепцию "менеджмент
персонала", или управление рабочей
силой (1917), и М. Вебера, предложившего концепцию
"рациональной бюрократии" (1921). Он
дал характеристику идеальных типов господства
и выдвинул положение, согласно которому
бюрократия - порядок, устанавливаемый
правилами, является самой эффективной
формой человеческой организации. Основная
черта "классической школы"(научной
и административной) заключается в том,
что существует только один способ достижения
эффективности производства. Поэтому
цель классических менеджеров состояла
в том, чтобы обнаружить этот совершенный
и единственно приемлемый метод управления."Классическая
школа" - один из первых камней в фундаменте
мировой управленческой науки.
Школа человеческих отношений В основу "школы человеческих отношений" (поведенческой школы) (1930-е - 1940-е) гг. положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении). Поэтому основное внимание сосредотачивалось на работнике, а не на его задании. В начале XX в. ученые, изучающие поведение человека в трудовом процессе, были заинтересованы в повышении производительности труда не менее, чем любой из "классических" менеджеров. Они понимали, что, сосредоточив внимание на рабочем, смогут лучше стимулировать его труд. Предполагалось, что люди являются живыми машинами и что в основе управления должна лежать забота об отдельном работнике. Р. Оуэн был реформатором менеджмента в том смысле, что он первым обратил внимание на людей. Его идея состоит в том, что фирма много времени тратит на уход за станками и машинами (смазка, ремонт) и мало заботится о людях. Поэтому вполне разумно тратить такое же время и на "уход" за людьми (живой машиной). Это внимание и забота о них, обеспечение благоприятных условий для отдыха и т.п. Тогда, вероятнее всего, "ремонт" людей не потребуется. Родоначальником "школы человеческих отношений" принято считать Элтона Мэйо. Он обнаружил, что группа рабочих - это социальная система, в которой есть собственные системы контроля. Определенным образом воздействуя на такую систему, можно улучшить, как считал тогда Э. Мэйо, результаты труда. В результате движение "человеческих отношений" стало противовесом всему научному движению. Это связано с тем, что акцент в движении "человеческих отношений" делался на заботе о людях, а в движении научного управления "- на заботе о производстве. Идея состоит в том, что простое проявление положительного внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. Т.е. речь идет о повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Из других ученых этого направления можно выделить Мери Паркетт Фоллет, проанализировавшую стили руководства и разработавшую теорию лидерства.