Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к ГОСам по специальности "Управление персоналом".
Рынок, на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.
Различают три вида монополии.
Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции: юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.
Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, основанные на владении уникальными природными ресурсами.
Открытая предпринимательская монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией.
Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.
Государственная монополия – полный контроль государства над определенными видами хозяйственной деятельности (например, Рособоронэкспорт).
Чистая монополия – это ситуация, когда существует единственный продавец товара, причем этому товару нет близкого заменителя в других отраслях.
Чистые монополии в настоящее время – редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.
Чистая
монополия характеризуется
а) одна фирма и много покупателей, т. е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свой товар множеству мелких покупателей. Если на данном рынке единственному продавцу противостоит и единственный покупатель, то такой рынок называют двусторонней монополией;
б) отсутствие товаров-заменителей (нет совершенных заменителей продукта монополиста);
в) отсутствие свободы входа на рынок (в отрасль), т. е.существуют практически непреодолимые барьеры на входе.
Естественная монополия – это фирма, которая в состоянии удовлетворить весь рыночный спрос на продукт с меньшими издержками, чем те, которые были бы возможны, если бы две или более фирм поставляли точно такое же количество товара. Такого типа монополию называют естественной потому, что в этом случае входные барьеры основываются на особенностях технологии, отражающих естественные законы производства, а не на правах собственности или правительственных лицензиях.
Примерами естественных монополий являются электрические сети, трубопроводный транспорт (нефтепровод и газопровод), проводная телефонная связь, централизованное теплоснабжение, городская канализация, метрополитен.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ – тип структуры рынка, состоящий из множества мелких фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, и характеризующийся свободным входом на рынок и выходом с рынка.
Монополистическая конкуренция, с одной стороны, схожа с положением монополии, ибо отдельные монополии обладают возможностью контролировать цену своих товаров, а с другой – схожа с совершенной конкуренцией, поскольку предполагается наличие множества мелких фирм, а также свободный вход на рынок и выход с рынка, т. е. возможность появления новых фирм.
Рынок
с монополистической
а) наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей);
б) свободные
вход на рынок и выход с него (отсутствие
барьеров, удерживающих новые фирмы от
вступления на рынок, или препятствий
на пути существующих фирм,
покидающих рынок);
в) разнородная, дифференцированная продукция, предлагаемая конкурирующими фирмами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);
г) совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
д) влияние
на уровень цен, но в довольно узких рамках.
Действующее
предприятие (бизнес) – комплекс активов,
используемый для осуществления
предпринимательской
Государственное предпринимательство состоит в участии государства в предпринимательской деятельности различных юр.лиц.
Гос.предпринимательство
является важной составляющей картины
предпринимательского бизнеса в
странах с рыночно
Основой
гос.предпринимательства
Виды госсобственности:
-муниципальная
-федеральная
Во всем мире гос.предпринимательство представляет собой противоречивое явление. Критериями эффективного функционирования госпредприятий являются:
-использование временно свободных бюджетных ресурсов на началах возвратности
-
возможность установления
-
гос.субсидирование убыточных
-гос.субсидирование
убыточных отраслей
Формы государственно-частного бизнеса:
-
любые взаимовыгодные формы
- государственные контракты;
- арендные отношения;
- финансовую аренду (лизинг);
- государственно-частные предприятия;
-
соглашения о разделе
-
концессионные соглашения.
Рыночная экономика и ее сущность
Рыночная экономика - это такая экономическая система, в которой роль основного регулятора экономических отношений играет рынок. В этой системе распределение ресурсов и формирование пропорций, удовлетворяющих общественные потребности, осуществляется с помощью рыночных механизмов через движение спроса и предложения, через систему цен и прибылей.
Фундаментальной характеристикой рыночной системы является частная собственность, которая позволяет отдельным лицам или предприятиям по своему усмотрению приобретать, контролировать, применять и реализовывать материальные ресурсы. На основе частной собственности реализуются свобода предпринимательства и свобода выбора.
Свобода предпринимательства означает, что частное предприятие вправе приобретать экономические ресурсы, организовывать процесс производства из этих ресурсов товаров и услуг по собственному выбору и продавать их на рынках, исходя из интересов фирмы. Предприятие может свободно вступить в какую-либо конкретную отрасль или выйти из нее.
Свобода выбора предполагает, что владельцы материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать или реализовывать эти ресурсы по своему усмотрению. Она означает также, что работники вправе заняться любым видом труда, на который они способны. Наконец, она позволяет потребителям свободно, в пределах своих денежных доходов, покупать товары и услуги в таком наборе, который они считают для себя наиболее подходящим. Свобода потребительского выбора оказывается самой широкой из этих свобод. Потребитель в рыночной экономике занимает особое положение; в определенном смысле он обладает суверенитетом. Свобода предпринимательской деятельности, в конечном счете, зависит от потребительских предпочтений.
В основе свободы выбора лежит личный интерес. Каждая экономическая единица в состоянии делать то, что выгодно ей самой. Предприниматели стремятся получить большую прибыль, владельцы материальных ресурсов - более высокую цену при продаже или сдаче в аренду этих ресурсов, работающие - большую оплату за свой труд, потребители продукции или услуг - приобрести это благо по самой низкой цене.
Свобода выбора служит основой конкуренции, или экономического состязания. Конкуренция предусматривает:
наличие
на рынке большого количества независимых
покупателей и продавцов
не
существует искусственных юридических
или институциональных
Механизмом, координирующим деятельность всех субъектов, являются рынок и цены.
Рынок - это механизм, с помощью которого осуществляется контакт между носителями спроса и предложения. На основе согласования интересов этих двух субъектов формируется система цен на продукты и услуги.
Сущность рынка проявляется в следующих функциях:
Регулирующая функция. Рынок регулирует все экономические процессы - производство, обмен, разделение и потреблении, определяя пропорции и направления разделения экономических ресурсов на макро- и микроуровнях за счет расширения или сужения спроса и предложений. Рынок способствует формированию оптимальной структуры экономики, стимулируя расширение наиболее перспективных отраслей. Он также действует в направлении повышения эффективности, как всего общественного производства, так и отдельного вида продукции. Внутриотраслевая рыночная конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, ведет к росту производительности труда, повышению качества продукции. Перелив капиталов между отраслями обеспечивает ускоренное развитие наиболее прибыльных и эффективных отраслей.
Стимулирующая функция. Рынок побуждает производителей товаров и услуг к снижению затрат, повышению качества и потребительских свойств товаров. Он создает действующий механизм мотивации труда, стимулирует повышение эффективности экономики на основе внедрения самых передовых достижений НТР.
Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит и другие экономические индикаторы рынок дает участникам производства объективную информацию о необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Функция посредническая. Именно на рынке производители находят друг друга и обмениваются результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбора наиболее подходящего покупателя.
Функция ценообразующая. Именно на рынке происходит признание произведенных затрат. Рынок признает не все затраты, а лишь те из них, которые не превышают сложившийся в данный момент уровень, признаваемый обществом.