Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:30, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к ГОСам по специальности "Управление персоналом".
2 контроль не должен быть чрезмерным и мелочным, так как это ухудшает морально-психологический климат в организации,
3 контроль должен быть гибким, то есть соответствовать изменениям в стратегии и структуре организации,
4• контроль должен быть объективным, то есть непредвзятым и нацеленным на конкретные процессы, результаты, людей,
5 контроль должен быть экономичным, чтобы выгоды, приносимые контролем, превышали затраты на его проведение.
Виды контроля:
Понятие «власть» в управленческой литературе означает способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинять их своей воле. Руководителю она позволяет распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников к более эффективной и плодотворной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты.
Можно выделить несколько форм проявления власти:
1
Власть, основанная на принуждении,
в качестве основного
2
Власть, основанная на вознаграждении.
Это влияние на людей с
Основой власти является также собственность на ресурсы. В современных условиях ресурсом, позволяющим осуществлять власть над другими, в значительной мере становится информация, за обладание которой в организации может идти ожесточенная борьба. Получаемая информация позволяет её обладателю принимать оптимальные решения и осуществлять тем самым власть.
В основе личной власти лежит добровольное подчинение одних людей другим. У такого подчинения может быть несколько причин:
1
Экспертная власть (эталонная) предполагает
способность руководителя
2
Власть примера.
Главной
целью руководителя является направление
усилий коллектива на достижение общих
целей при любых условиях, что
достигается с помощью власти.
Диапазон власти конкретного лица определяется
его возможностями вносить
Убеждение – эффективный способ передачи своей точки зрения, основанный на власти примера и власти эксперта, но исполнитель полностью понимает, что он делает и почему. В этом заключается определенная степень самостоятельности исполнителя, и, следовательно, возникает зависимость руководителя от подчиненных. Особенно эффективно для организаций, когда у человека нет формальной власти над другими или когда он не может предложить никакого вознаграждения.
Влияние через участие еще в большей степени использует стремление исполнителей к самостоятельности и инициативе. Руководитель не делает никаких усилий, чтобы убедить исполнителя действовать в соответствии с разработанным планом. Происходит участие исполнителя в принятии решений, что совершенно явно соотносится с потребностями более высокого уровня: компетентность, власть, успех и самореализация.
Как
правило, в организациях складывается
так называемый "баланс власти"
по горизонтали (когда одни отделы,
службы и работники зависят от
других отделов, служб и работников,
а те в свою очередь, зависят еще от кого-нибудь)
и по вертикали (когда одни уровни управления
зависят от действий других уровней управления).
Баланс власти означает наличие частицы
власти у большого числа лиц и структур.
Лидерство
- это способность влиять на людей,
чтобы побудить их работать в направлении
достижения целей. Лидерство является
одним из важных социально-психологических
механизмов реализации власти в группе.
Для того чтобы задействовать этот
механизм, необходима совместимость целей
лидера и участников группы. В этом принципиальное
отличие лидерства от власти. Теория черт
или теория лидерских качеств является
наиболее ранним подходом в изучении и
объяснении лидерства. Первые исследователи
пытались выявить те качества, которые
отличают «великих людей» от масс. Исходя
из этого подхода, ученые пытались определить
лидерские качества, научиться измерять
их и использовать для выявления лидеров.
Изучение этих вопросов привело к выделению
четырех групп лидерских качеств: физиологические,
психологические или эмоциональные, умственные
или интеллектуальные, и личностные деловые.
К физиологическим относят такие качества
человека, как рост, вес, сложение или фигура,
внешний вид или представительность, энергичность
движений и состояние здоровья. Психологические
качества, такие как смелость, независимость,
инициативность, честность, работоспособность
и т. д. проявляются на практике главным
образом через характер человека. Изучение
умственных качеств и их связи с лидерством
проводилось многими учеными, и в общем
их результаты совпадают в том, что уровень
этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров.
Личностные деловые качества носят в большей
степени характер приобретенных и развитых
у лидера навыков и умений в выполнении
своих функций. Теория черт обладает рядом
недостатков. Во-первых, перечень потенциально
важных лидерских качеств оказался практически
бесконечным. По этой причине стало невозможно
создать «единственно верный» образ лидера.
Суммируя сказанное, можно сделать заключение,
что подход, изучающий лидерские качества,
несомненно, интересен, но, к сожалению,
до сих пор не очень помог практике.
Лидерство - это способность влиять на людей, чтобы побудить их работать в направлении достижения целей. МакГрегор утверждает, что существует по меньшей мере два подхода, которые менеджеры используют для управления подчиненными. Эти подходы являются следствиями двух различных взглядов на природу человека: принципиально негативного (теория X) и принципиально положительного (теории У). Анализируя отношения менеджеров к подчиненным, МакГрегор пришел к заключению, что их взгляд на природу человека основан на определенной системе предположений или посылок, которые в конечном счете и детерминируют его поведение и действия по отношению к подчиненным.
Мировосприятие менеджеров, руководствующихся теорией X, базируется на следующих четырех постулатах:
1. Работники генетически ненавидят работу и, если есть возможность, избегают ее.
2.
Так как работники ненавидят
работу, то для того, чтобы они
трудились для достижения
3. Работники избегают ответственности и нуждаются в постоянном контроле и руководстве.
4.
Превыше всего работниками
Диаметрально противоположный подход к природе человека (теория У) базируется на совсем иных основаниях:
1.
Работники воспринимают труд
как такой же естественный
для человека процесс как
2.
Люди способны к
3. Все работники стремятся к ответственности и свободе принятия решений, связанных с выполнением работы.
4.
Все работники наделены
Теория X — это авторитарный взгляд, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю всех вышеуказанных переменных организационного поведения. Эта теория предполагает, что люди в своем большинстве нуждаются в принуждении, строгом и постоянном контроле и стимулирование к добросовестной работе предполагает наказание или страх перед возможным наказанием
Главным принципом Теории Y принципом становится интеграция. Интеграционный принцип требует от руководства создания творческой атмосферы, «в которой члены организации успешнее всего могли бы достичь собственных целей, направляя свои усилия на достижение успеха предприятия» При этом внешний контроль замещается самоконтролем, цели организации интернализируются, усваиваются работниками как собственные, а их достижение удовлетворяет потребность работников в самоуважении и самореализации.
Основная
заслуга Макгрегора состоит в
том, что он указал направление, в
котором может конструктивно
развиваться стиль управления, если
будет достигнут достаточный
уровень доверия между
Субъектами
предпринимательской
•
предприниматели , осуществляющие инициативную
деятельность на свой риск и под
свою исключительную экономическую
и юридическую ответственность,
в том числе коллективы предпринимателей
и предпринимательские
•индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, в том числе союзы и ассоциации потребителей;
• работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;
•органы
государственной и
• международные и национальные общественные организации , обладающие директивными полномочиями, и их сотрудники
Приведенная
классификация отражает расширительную
трактовку состава субъектов
бизнеса, которая характерна для прагматической
концепции бизнеса. Между тем, часто можно
встретить узкую трактовку состава субъектов
бизнеса, к числу которых относят исключительно
предпринимателей. В рамках узкой трактовки
происходит отождествление предпринимателей
и субъектов бизнеса (бизнесменов), предпринимательской
деятельности и деловой деятельности,
предпринимательства и бизнеса, предпринимательских
отношений и деловых отношений вообще.
Именно к сфере предпринимательства адресуются,
такие понятия, как бизнес-единица, бизнес-процесс,
бизнес-талант. Явление бизнеса шире и
богаче, чем предпринимательская деятельность,
так как оно охватывает отношения между
всеми субъектами разнообразных отношений
в обществе и включает действия не только
предпринимателей, но и потребителей,
наемных работников, государственных
органов. При этом предпринимательский
бизнес выступает как один из типов деловой
деятельности, а соответственно, предприниматели
– как один из типов субъектов бизнеса.