Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 09:30, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы к ГОСам по специальности "Управление персоналом".

Работа состоит из  1 файл

Шпоры.doc

— 798.00 Кб (Скачать документ)

     2 контроль не должен быть чрезмерным и мелочным, так как это ухудшает морально-психологический климат в организации,

     3 контроль должен быть гибким, то есть соответствовать изменениям в стратегии и структуре организации,

     4• контроль должен быть объективным, то есть непредвзятым и нацеленным на конкретные процессы, результаты, людей,

     5 контроль должен быть экономичным, чтобы выгоды, приносимые контролем, превышали затраты на его проведение.

     Виды  контроля:

    1. По степени охвата объекта: сплошной или выборочный
    2. По режиму: нормальный или усиленный
    3. По уровню субъекта контроля: руководителем (предпочтителен), специально назначенным для этого лицом(группой контроля, проверяющим), самими работниками (самоконтроль)
    4. По источнику субъекта контроля внутренний и внешний.
    5. По форме: открытый, наглядный, видимый, неофициальный
    6. По периодичности: предварительный, текущий(стратегический и оперативный) ,итоговый, внезапный.
 
      
  1. Власть  и ее формы. Понятие баланса власти в организации.

     Понятие «власть» в управленческой литературе означает способность того или иного  лица оказывать влияние на поведение  людей с целью подчинять их своей воле. Руководителю она позволяет распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать сотрудников к более эффективной и плодотворной работе, предотвращать возникающие в коллективе конфликты.

     Можно выделить несколько форм проявления власти:

     1 Власть, основанная на принуждении,  в качестве основного инструмента  использует влияние через страх.  Находясь под воздействием страха, люди сознательно или бессознательно  позволяют властвовать над собой,  но на практике, особенно в современных условиях, такая власть оказывается малоэффективной.

     2 Власть, основанная на вознаграждении. Это влияние на людей с помощью  положительных мер воздействия.  Обещание вознаграждения – один  из самых старых и эффективных  способов влияния на работников с целью достижения общих или собственных целей. Поскольку потребности каждого имеют уникальный характер, то и оценка вознаграждения варьируется для каждого человека индивидуально.

     Основой власти является также собственность  на ресурсы. В современных условиях ресурсом, позволяющим осуществлять власть над другими, в значительной мере становится информация, за обладание которой в организации может идти ожесточенная борьба. Получаемая информация позволяет её обладателю принимать оптимальные решения и осуществлять тем самым власть.

     В основе личной власти лежит добровольное подчинение одних людей другим. У  такого подчинения может быть несколько  причин:

     1 Экспертная власть (эталонная) предполагает  способность руководителя влиять  на поведение подчиненных в  силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также специальных знаний.

     2 Власть примера. Характеристики  поведения и черты характера  руководителя настолько привлекательны  для окружающих, что они хотят  быть похожими на него.

     Главной целью руководителя является направление  усилий коллектива на достижение общих  целей при любых условиях, что  достигается с помощью власти. Диапазон власти конкретного лица определяется его возможностями вносить определенные изменения в поведение, отношения и ощущения подчиненных, т.е. влиять на них. В современных условиях возрастает необходимость искать новые основы влияния, способные побудить исполнителя к активному сотрудничеству. Современные управляющие с успехом используют убеждение и участие.

     Убеждение – эффективный способ передачи своей точки зрения, основанный на власти примера и власти эксперта, но исполнитель полностью понимает, что он делает и почему. В этом заключается определенная степень самостоятельности исполнителя, и, следовательно, возникает зависимость руководителя от подчиненных. Особенно эффективно для организаций, когда у человека нет формальной власти над другими или когда он не может предложить никакого вознаграждения.

     Влияние через участие еще в большей  степени использует стремление исполнителей к самостоятельности и инициативе. Руководитель не делает никаких усилий, чтобы убедить исполнителя действовать в соответствии с разработанным планом. Происходит участие исполнителя в принятии решений, что совершенно явно соотносится с потребностями более высокого уровня: компетентность, власть, успех и самореализация.

     Как правило, в организациях складывается так называемый "баланс власти" по горизонтали (когда одни отделы, службы и работники зависят от других отделов, служб и работников, а те в свою очередь, зависят еще от кого-нибудь) и по вертикали (когда одни уровни управления зависят от действий других уровней управления). Баланс власти означает наличие частицы власти у большого числа лиц и структур. 

      
  1. Лидерство. Основные положения теории черт и ее практическая значимость.

     Лидерство - это способность влиять на людей, чтобы побудить их работать в направлении  достижения целей. Лидерство является одним из важных социально-психологических  механизмов реализации власти в группе. Для того чтобы задействовать этот механизм, необходима совместимость целей лидера и участников группы. В этом принципиальное отличие лидерства от власти. Теория черт или теория лидерских качеств является наиболее ранним подходом в изучении и объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» от масс. Исходя из этого подхода, ученые пытались определить лидерские качества, научиться измерять их и использовать для выявления лидеров. Изучение этих вопросов привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, и личностные деловые. К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Психологические качества, такие как смелость, независимость, инициативность, честность, работоспособность и т. д. проявляются на практике главным образом через характер человека. Изучение умственных качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у нелидеров. Личностные деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Теория черт обладает рядом недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможно создать «единственно верный» образ лидера. Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно, интересен, но, к сожалению, до сих пор не очень помог практике. 

      
  1. Лидерство. Основные положения теории «Х и Y»  Дугласа Мак Грегора и ее практическая значимость.

     Лидерство - это способность влиять на людей, чтобы побудить их работать в направлении  достижения целей. МакГрегор утверждает, что существует по меньшей мере два  подхода, которые менеджеры используют для управления подчиненными. Эти  подходы являются следствиями двух различных взглядов на природу человека: принципиально негативного (теория X) и принципиально положительного (теории У). Анализируя отношения менеджеров к подчиненным, МакГрегор пришел к заключению, что их взгляд на природу человека основан на определенной системе предположений или посылок, которые в конечном счете и детерминируют его поведение и действия по отношению к подчиненным.

     Мировосприятие  менеджеров, руководствующихся теорией X, базируется на следующих четырех  постулатах:

     1. Работники генетически ненавидят работу и, если есть возможность, избегают ее.

     2. Так как работники ненавидят  работу, то для того, чтобы они  трудились для достижения целей  организации, их необходимо принуждать, контролировать и грозить им  наказанием.

     3. Работники избегают ответственности и нуждаются в постоянном контроле и руководстве.

     4. Превыше всего работниками ценится  гарантированность рабочего места,  и они практически лишены честолюбивых  помыслов.

     Диаметрально  противоположный подход к природе  человека (теория У) базируется на совсем иных основаниях:

     1. Работники воспринимают труд  как такой же естественный  для человека процесс как отдых  или игра.

     2. Люди способны к самоорганизации  и самоконтролю, если они заинтересованы  в своей деятельности.

     3. Все работники стремятся к ответственности и свободе принятия решений, связанных с выполнением работы.

     4. Все работники наделены высоким  уровнем изобретательности и  воображения, которые редко используются  в современной индустриальной  жизни; это ведет к разочарованию  и превращает человека в противника организации. Креативность, т. е. способность принимать неординарные решения, чрезвычайно широко распространена среди всех членов организации, а не является прерогативой менеджеров

     Теория X — это авторитарный взгляд, ведущий  к прямому регулированию и жесткому контролю всех вышеуказанных переменных организационного поведения. Эта теория предполагает, что люди в своем большинстве нуждаются в принуждении, строгом и постоянном контроле и стимулирование к добросовестной работе предполагает наказание или страх перед возможным наказанием

     Главным принципом Теории Y принципом становится интеграция. Интеграционный принцип  требует от руководства создания творческой атмосферы, «в которой члены  организации успешнее всего могли  бы достичь собственных целей, направляя свои усилия на достижение успеха предприятия» При этом внешний контроль замещается самоконтролем, цели организации интернализируются, усваиваются работниками как собственные, а их достижение удовлетворяет потребность работников в самоуважении и самореализации.

     Основная  заслуга Макгрегора состоит в  том, что он указал направление, в  котором может конструктивно  развиваться стиль управления, если будет достигнут достаточный  уровень доверия между руководством и рабочими. 

      
  1. Типы  субъектов предпринимательского бизнеса.

     Субъектами  предпринимательской деятельности являются граждане - индивидуальные предприниматели  и коммерческие организации - юридические  лица. Обратимся к понятиям типов  и видов субъектов бизнеса, типов  и видов их деловой деятельности. Под типом субъекта бизнеса далее понимается функциональная принадлежность данного субъекта бизнеса, функциональная специализация его действий. Разграничение субъектов бизнеса по признаку их функциональной специализации обусловливает следующую классификацию субъектов бизнеса:

     • предприниматели , осуществляющие инициативную деятельность на свой риск и под  свою исключительную экономическую  и юридическую ответственность, в том числе коллективы предпринимателей и предпринимательские ассоциации;

     •индивидуальные и коллективные потребители продукции (работ, услуг), предлагаемой предпринимателями, в том числе союзы и ассоциации потребителей;

     • работники, осуществляющие трудовую деятельность по найму на контрактной или иной основе, а также их профессиональные союзы;

     •органы государственной и муниципальной  власти и управления в тех случаях, когда они выступают непосредственными  участниками сделок (предоставление правительственных заказов предпринимателям, определение цен, состава и объемов  льгот при выполнении специальных работ и др.); государственные служащие;

     • международные и национальные общественные организации , обладающие директивными полномочиями, и их сотрудники

     Приведенная классификация отражает расширительную трактовку состава субъектов  бизнеса, которая характерна для прагматической концепции бизнеса. Между тем, часто можно встретить узкую трактовку состава субъектов бизнеса, к числу которых относят исключительно предпринимателей. В рамках узкой трактовки происходит отождествление предпринимателей и субъектов бизнеса (бизнесменов), предпринимательской деятельности и деловой деятельности, предпринимательства и бизнеса, предпринимательских отношений и деловых отношений вообще. Именно к сфере предпринимательства адресуются, такие понятия, как бизнес-единица, бизнес-процесс, бизнес-талант. Явление бизнеса шире и богаче, чем предпринимательская деятельность, так как оно охватывает отношения между всеми субъектами разнообразных отношений в обществе и включает действия не только предпринимателей, но и потребителей, наемных работников, государственных органов. При этом предпринимательский бизнес выступает как один из типов деловой деятельности, а соответственно, предприниматели – как один из типов субъектов бизнеса. 

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"