Ситуационные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:15, лекция

Описание

Задача 1. Этические проблемы в бизнесе возникают из-за несоответствия между экономическими показателями организации (измеряемыми доходами, издержками и прибылью) и показателями социальной ответственностьи (обязательствами бизнеса как системы и бизнесмена, как бизнесмена как руководителя по отношению к коллективу и обществу)
Перед фирмой стоит задача выбрать одну из двух разработанных экспертами моделей организаций, которая бы в большей степени отвечала этическим нормам.

Работа состоит из  1 файл

ситуационные задачи.docx

— 262.38 Кб (Скачать документ)

 

Задача 9. Выбор индивидуального типа руководства коллективом является одной из наиболее важных задач для менеджера. Обычно выделяются пять основных типов руководства.

1.невмешательство: низкий  уровень заботы о производстве  и о людях. Руководитель не  руководит, много делает сам.  Руководитель  добивается минимальных  результатов, которых достаточно  только для того, чтобы сохранить  свою должность в данной организации.

2. Теплая компания: высокий  уровень заботы о людях. Стремление  к установлению дружеских отношений,  приятной атмосферы и удобного  темпа работы. При этом руководителя  не особо интересует, будут ли  достигнуты конкретные и устойчивые  результаты.

3. Задача. Внимание руководителя  полностью сосредоточено на производстве. Человеческому фактору либо вообще  не уделяется внимание либо  уделяется его крайне мало.

4. золотая середина. Руководитель  в своих действиях старается  в достаточной степени сочетать  как ориентацию на интересы  человека так и  на выполнение  задачи. Руководитель не требует  слишком много от сотрудников,  но и не занимается попустительством.

5. команда: руководитель  полность поглащен стремлением  к достижению оптимального соединения  интересов через внимание к  производству, и к людям. Вопрос  заключается в том, чтобы быть  деловым и человечным. Общие обязательства  которые берут на себя сотрудники  по достижению целей организации,  ведут к доверию и уважению  во взаимоотношениях.

 

Какой стиль руководства  по вашему мнению, является наилучшим? Дайте обоснование своей позиции. В тоже время нельзя утверждать, что есть некий оптимальный стиль  руководства, который всегда срабатывает, поскольку ситуация сильно отличаются друг от друга. Подумайте, может ли быть гибкий стиль руководства.

Руководитель, который хочет  работать как можно более эффективно, получить все, что можно от подчиненных, не может позволить себе применять  какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Если бы кого-то попросили назвать какой-то один - «лучший» стиль руководства, это был бы «адаптивный», или, как удачно выразился Арджирис, стиль, «ориентированный на реальность». Давая описание этого ориентированного на реальность стиля, Арджирис отмечает, что он 
 
«развивается по многим направлениям. Кроме того, разрабатываются правила принятия решений, которые могут служить ориентирами того, как и когда надо менять стили руководства». Если проанализировать соответствующую литературу, можно заметить, что считающийся «эффективным» стиль руководства меняется в зависимости от ситуации... ни один стиль руководства не может считаться самым эффективным... Поэтому эффективные руководители - это те, кто может вести себя по-разному - в зависимости от требований реальности».  

 

 Модель принятия решений  руководителем Врума-йеттона.  

 

Источник: Victor H. Vroom, «A New Look at Managerial Decision Making», Organizational Dynamics, vol. 1, no. 4 (Spring 1973), p. 70. Copyright ©1973 by AMACOM. Reproduced by permission of the publisher.

 
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать  или обосновать какую-либо теорию. Мы разделяем ситуационный подход к  лидерству и полагаем, что при  соответствующей подготовке руководители смогут научиться выбирать стиль, сообразный ситуации. В некоторых ситуациях  руководители могут добиться эффективности  своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и  роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчиненным  в какой-то степени участвовать  в принятии решений, а не структурировать  условия осуществления работы. Со временем те же самые руководители сочтут необходимым сменить стиль, сообразуясь с изменением характера  задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны  высшего руководства и многими  другими факторами, характерными для  организации.

Резюме

1. Три основных подхода  к пониманию сути лидерства  - это подход с позиций личных  качеств, поведенческий подход  и ситуационный подход. 
 
2. Подход с позиций личных качеств сделал попытку определить соотношение между наличием конкретных личных качеств и эффективностью руководства. 
 
3. Поведенческий подход дал классификацию стилей руководства - манеры поведения с подчиненными - в континууме от автократичного до либерального стиля. 
 
4. В высшей степени авторитарный или автократичный руководитель навязывает свою волю подчиненным путем принуждения, вознаграждения или ссылки на традицию. Предположения автократа, которые МакГрегор назвал теорией «X», не принимают во внимание способностей исполнителей. Руководитель демократичный, позволяющий подчиненным участвовать в принятии решений, чьи предположения МакГрегор назвал теорией «У», предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения, разумной веры или харизмы. Он избегает навязывать свою волю подчиненным. Либеральный руководитель дает подчиненным практически полную свободу. 
 
5. Лайкерт делит руководителей на тех, кто ориентирован на работу и тех, кто ориентирован на человека. Руководитель, ориентированный на работу, заботится о том, чтобы спроектировать задачу на максимальную производительность и разработать систему вознаграждений для стимулирования желания работать усерднее. Руководитель, ориентированный на человека, старается оказывать влияние путем улучшения человеческих отношений. Лайкерт предложил континуум четырех систем (стилей) лидерства: от эксплуататорско-авторитарного до демократичного стиля, того, что позволяет подчиненным участвовать в принятии решений. 
 
6. Группа в Университете штата Огайо разработала двумерную модель поведения руководителя. Исследователи классифицировали руководителей по уровню внимания к подчиненным и к структуре, считая, что самое эффективное - это сочетать оба аспекта. На основе этой концепции Блэйк и Мутон применили управленческую решетку. Они обнаружили, что самым эффективным «лидером команды» будет тот, в чьем стиле проявлялась большая забота о людях и не меньшая - о производительности. 
 
7. Создалось впечатление, что нет никакого устойчивого соотношения между стилем руководства и уровнем производительности. Поскольку, кроме поведения руководителя и его личных качеств, имеются и другие факторы, влияющие на эффективность его деятельности, сейчас прочно утвердилось мнение, что эффективность руководителя имеет ситуационный характер. 
 
8. Четыре ситуативных модели руководства повлияли на развитие теории лидерства. Ситуативная модель Фидлера рассматривает три переменных: отношения между руководителем и членом группы, структура задачи и должностные полномочия. Подход «путь-цель» Митчела и Хауса исходит из того, что руководитель мог сделать и сделал для облегчения пути или средств, с помощью которых подчиненные достигают цели. S рамках модели жизненного цикла руководителя Херси и Бланшара утверждается, что наиболее эффективный стиль руководства всегда разный - в зависимости от зрелости исполнителей. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона основана на пяти видах поведения и семи потенциальных ситуациях. Хотя ни одна из этих теорий не получила полного подтверждения в исследованиях, убеждение, что руководители должны выбирать стиль руководства сообразно ситуации, не вызывает сомнений. Не существует какого-то одного оптимального стиля лидерства. 
 
9. Ситуационный подход к лидерству выявляет несколько способов повышения эффективности руководства; например, переформирование групп, чтобы добиться психологической совместимости с личностью руководителя, перепроектирование задачи или модификация должностных полномочий. Сейчас стало ясно, что самым эффективным стилем в сегодняшнем быстро меняющемся мире является стиль адаптивный, или то, что Арджирис назвал стилем, ориентированным на реальность.

 

 

Задача 10. ОАО выпустило 900 обыкновенных акций и 100 привилегированных, а так же 150 облигаций. Номинальная стоимость всех видов ценных бумаг составляет 100000 руб. за единицу. Купон по облигациям – 12%. Дивиденды по привилегированным акциям 15%. Определите размер дивиденда по каждой ценной бумаге, если прибыль к распределению составила 16000 руб.

 

Решение

Дивиденд по привилегированной  акции определяется по формуле:

100 000*15% = 15 000 руб.

Сумма дивидендов по всем привилегированным  акциям равна:

15 000*100 = 1 500 000 руб.

Однако если финансовые средства предприятия не позволяют одновременно выплатить доходы по облигациям, привилегированным  и обыкновенным акциям, то сначала  начисляется и оплачивается доход  по облигациям, потом дивиденды по привилегированным акциям, потом  по обыкновенным акциям.

Доход по одной облигации  составляет:

100 000*12% = 12 000 руб.

Поскольку прибыль к распределению  составляет 16 000 руб., то этой прибыль хватает на выплату доходов по одной облигации и еще часть дохода по второй облигации.

А дивиденды по акциям равны  нулю.

 

Задача 11. ОАО планирует в будущем году выпустить 50000 обыкновенных акций. Номинальная стоимость одной такой акции на сумму 150000 руб. с 5% дивидендом. Определите дивиденд по одной обыкновенной акции, если прибыль к распределению ОАО может составить 20000 руб.

 

Решение

Дивиденды по обыкновенным акциям рассчитываются от прибыли к  распределению, при этом прибыль  равномерно распределяется между владельцами  всех обыкновенных акций.

20 000 / 50 000 = 0,4 рубля

Дивиденд по одной обыкновенной акции составляет 0,4 рубля.

Задача 12.

Предприятие получило за год  прибыль в размере 1,2 млн. руб. Амортизационные  отчисления за этот период достигнули 1 млн. руб. Величина условно-чистой продукции  составила 3,2 млн. руб., материальные затраты 2,3 млн. руб., незавершенное производство – 0,3 млн. руб. определите величину расходов на заработную плату и величину валовой  продукции.

Решение:

Валовая продукция (ВП)охватывает как конечную, завершенную, так и промежуточную, незавершенную продукцию, включая комплектующие изделия, полуфабрикаты, продукцию, изготовление которой только начато.  
Товарная продукция (ТП)- продукция предприятия, предназначенная к реализации. В состав товарной продукции любого периода (месяца, квартала, года) включается стоимость произведенной в данном периоде продукции, предназначенной к реализации, независимо от того, когда она фактически будет реализована .  
Размер условно -чистой продукции = ТП – материальные затраты = 3.2 млн.

  1. Найдем товарную продукцию ТП =3,2+2,3=5,5 млн. руб, отсюда

ВП = ТП + прирост остатков незавершенного производства.

ВП = 5,5+0,3=5,8 млн. руб.

  1. Найдем чистую продукцию. Чистая прод-ция – это вновь созданная стоимость на предприят. В нее входят – заработн. плата с отчислениями и прибыль. Это условно-чистая продукция, но с амортизацией

ЧП = ЗП + П 
ЧП – чистая прод-ция 
ЗП – заработная плата 
ЧП = Усл. Чист продукция- амортизация=3,2-1=2,2 млн.

Отсюда найдем расходы  на заработную плату, которые обозначим  Х.

2,2 млн= Х + 1,2млн

Х = 2,2 млн– 1,2 млн = 1 млн.

Величина расходов на заработную плату равна 1 млн., валовая продукция равна 5,8 млн. руб.

 

Задача 13.

Сравните  рентабельность изделия в 1 и 2 квартале.

Показатель

Ед измерения

1 квартал

2 квартал

1

Количество выпускаемых изделий

шт

230

295

2

Цена одного изделия

руб

600

630

3

Себестоимость одного изделия

руб

500

510


Решение: 
Определим объем товарной продукции изделия в 1 кв:  
1 кв = 230 х 600 = 138000 руб.

2кв = 295 х 630 = 185850 руб.

Себестоимость изделий

1 кв =230 * 500 = 115000 руб.

2 кв = 295 х 510 = 150450 руб.  
Прибыль по изделий   
1 кв = 138000 - 115000 = 23000 руб.

2 кв = 185850-150450 = 35400 руб.

  Рентабельность товарного выпуска  изделия определим по формуле:  
RTB = (Пв : Ств) х 100, где

Пв - прибыль ;  
Ств - себестоимость товарной продукции

RTB 1 кв = 23000/115000 х 100 = 20 %

RTB. 2 кв = 35400/150450 х 100 = 23,53 %

Рентабельность изделия  во 2 кв выше на 3,53 %, за счет увеличение прибыли на 12400 руб. 
 
Задача 14. практика знает разные пути обеспечения конкурентоспособности фирмы. Среди них:

  1. снижение издержек производства до уровня ниже, чем у конкурентов.
  2. Более высокий технический уровень продукции, чем у конкурентов
  3. Более высокая надежность изделий
  4. Более высокая скорость доставки товара
  5. Более совершенный дизайн товара
  6. Улучшенная упаковка
  7. Повышенная насыщенность рекламы
  8. Индивидуализация изделия по требованию заказчика
  9. Более совершенное техническое обслуживание проданного изделия
  10. Длительные сроки гарантии и другие

Дайте ответы на след вопросы:

  1. Какие другие пути повышения конкурентоспособности фирмы вы можете предложить?

 

  1. Патентоспособность (новизна) конструкции (структуры, состава) товара (с повышением патентоспособности товара повышается его конкурентоспособность);
  2. Рациональность организационных и производственных структур системы (структура должна отвечать принципам рационализации структур и процессов, тогда она будет способствовать повышению конкурентоспособности товара);
  3. Конкурентоспособность персонала системы (повышение конкурентоспособности персонала повышает конкурентоспособность товара);
  4. Прогрессивность информационных технологий (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
  5. Прогрессивность технологических процессов и оборудования (с увеличением удельного веса прогрессивных технологий повышается конкурентоспособность товара);
  6. Научный уровень системы управления (менеджмента) (с увеличением количества применяемых научных подходов, принципов и современных методов повышается конкурентоспособность товара);
  7. Обоснованность миссии системы (миссия системы должна быть ориентирована на достижение конкурентоспособности системы и ее товаров).

 

  1. Какие из помянутых и предлож вами направлений деятельности по повыш конкурен фирмы по вашему мнению наиболее действительными?

В результате оценки конкурентоспособности  продукции производителем могут  быть приняты следующие пути повышения  конкурентоспособности :

  • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья,  полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;
  • изменение порядка проектирования продукции;
  • изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы  контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и  монтажа;
  • изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и  цен на запасные части;
  • изменение порядка реализации продукции на рынке;
  • изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и  сбыт продукции;
  • изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве  продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;
  • изменение системы стимулирования поставщиков;
  • изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

Информация о работе Ситуационные задачи