Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:15, лекция
Задача 1. Этические проблемы в бизнесе возникают из-за несоответствия между экономическими показателями организации (измеряемыми доходами, издержками и прибылью) и показателями социальной ответственностьи (обязательствами бизнеса как системы и бизнесмена, как бизнесмена как руководителя по отношению к коллективу и обществу)
Перед фирмой стоит задача выбрать одну из двух разработанных экспертами моделей организаций, которая бы в большей степени отвечала этическим нормам.
Какая схема более эффективна в деловом отношении?
Если Вы управленец, то Вам
важно, чтобы в разработке решения
той или иной проблемы были учтены
интересы и существенные нюансы, касающиеся
максимального количества участников,
- тех людей, которые в дальнейшем
будут реализовывать это
Для того, чтобы это произошло, Вам придется научиться "вытаскивать самого себя за волосы из ситуации", то есть не участвовать в обсуждении самому. Нет, это не совсем точная формулировка. Вы должны вмешиваться в обсуждение, но Вам придется смириться с тем, что у Вас нет своего мнения. Вы можете только обнаруживать противоречия между высказанными позициями, поддерживать тех, кого начинают "задавливать" и тех, кого пытаются устранять из коммуникации, а также Вам необходимо обучиться “подталкивать” обсуждение к следующему этапу (об этапах чуть дальше).
Если Вы не удержите позицию управляющего коммуникацией, а начнете высказывать свое мнение по каждому поводу, то подчиненные просто будут слушать Вас и кивать головами, а это ли Вам нужно?
Чтобы обсуждение темы (пробемы) было законченным и породило в итоге оптимальное решение, Вам придется следить за тем, чтобы коммуникация прошла полный цикл из трех этапов: "Анализ сложившейся ситуации" - "Формулирование целевого состояния" - "Формулирование программы действий по достижению целевого состояния".
Если не сделан анализ причин существующих проблем, бессмысленно формулировать целевое состояние (неясно, какие проблемы там должны быть решены). Если не сформулировано целевое состояние (например, не нарисована общая схема внутрифирменных коммуникаций), то нет смысла переходить к формулированию программы совместных действий.
Управление такой коммуникацией - сложная задача, поскольку управленец должен развить в себе способность особым образом расслаивать внимание.
То есть управленцу необходимо научиться одновременно действовать, видеть смысл и цель собственных действий (и жестко придерживаться этого смысла, не отклоняясь в сторону), а кроме того, в каждой микроситуации четко видеть, какие именно приемы и ходы позволят наиболее эффективно продвинуть коммуникацию дальше по названным выше этапам.
Таким образом, управленец видит ситуацию, самого себя, управляющего ситуацией и при этом отслеживает, как он, управляющий ситуацией, должен действовать, чтобы быть эффективным.
Такое состояние, в котором субъект одновременно видит себя как бы со стороны и способен управлять собственными действиями, направленными на других, мы называем рефлексией. Процесс описанного таким образом управления коммуникацией можно назвать рефлексивным управлением.
Разумеется, нужно попробовать осуществить рефлексивное управление самому, чтобы почувствовать всю сложность управления собственным вниманием в процессе осуществления управленческих воздействий. И хочется предупредить, что получится это сделать далеко не сразу. Однако, игра стоит свеч, поскольку рефлексивное управление превосходит по мощности и руководство, и классическое администрирование и современный западный менеджмент.
Разумеется, небольшая журнальная
статья не может претендовать на полное
изложение социальной технологии управления
организационными изменениями или
техники рефлексивного
Что же касается задачи построения
эффективных внутрифирменных
Будет ли утрачен авторитет менеджера при использовании новой схемы взаимоотношений?
Однозначного ответа нет.
Да менеджер потеряет авторитет если:
Причин может быть множество. Однако, все они проистекают из того самого очевидного тезиса, что на этапе внедрения какой бы то ни было управленческой инновации управлять необходимо людьми, с их интересами, опасениями, целями, способностями, ценностями, а не буквами, цифрами, линиями и точками. Вот несколько возможных вариантов причин управленческих неудач.
1. Проект, подготовленный
управленцами, содержит архитектуру
взаимоотношений, которая
2. Проект, подготовленный
управленцами, требует от сотрудников
тратить значительное время на
дополнительные виды
3. Проект, подготовленный
управленцами, может содержать положения,
противоречащие реальному
4. Проект, подготовленный
управленцами, может содержать интересы
узкой группы людей, которые
получили возможность реально
влиять на его разработку. Это
мгновенно вызывает негативную
реакцию других групп
Разумеется, нами перечислены
далеко не все причины возможных
неудач во внедрении управленческих
проектов. Безусловно, эти же причины
могут сыграть свою роль и при
решении других управленческих задач,
а не только при построении эффективной
системы внутрифирменных
Под социальной технологией мы будем разуметь ту самую технологию управления людьми и человеконаселенными системами, которая кардинально отличается от технологии управления буквами, цифрами, точками и линиями, которую человек использует, работая с информацией.
Нет менеджер не потеряет авторитет если:
1. В проектировании изменений
с необходимостью должны
Речь идет именно о ключевых
сотрудниках, то есть о тех людях,
от которых зависит степень
2. Процесс проектирования,
в котором участвуют все
3. После создания проекта,
устраивающего всех ключевых
сотрудников, ими же должна
быть разработана программа
4. Составленная программа
действий должна быть сразу
же утверждена первыми лицами
как обязательная к исполнению,
более того, первые лица должны
сформировать график принятия
управленческих решений,
5. При возникновении любых
отклонений от утвержденных
Сравните приведенную последовательность с тем, что происходит в Вашей собственной фирме при попытке первых лиц что-либо изменить в коллективной деятельности.
Возможно ли совмещение требовательности
ответственности с добрыми
При проведении авторитарной линии поведения.
Сохранение добрых отношений с подчиненными невозможно
НО это возможно если:
1. Вы не умеете вовлечь
ключевых сотрудников фирмы в
процесс заинтересованного
2. Вы не умеете управлять
процессом заинтересованного
3. Вы не умеете переключать
режимы проектирования и
4. Вы оттягиваете принятие
решений, боитесь высказывать
определенные суждения по тому
или иному вопросу, даже когда
видите, что все ключевые сотрудники
ожидают от Вас вполне
5. Вы не умеете своевременно
замечать отклонения в
Задача 4. Оценить целесообразность и эффективность коммуникации производства на основе анализа. Оценка целесообразности и эффективности коммуникаций производится на основе анализа коммуникативной деятельности менеджера с помощью следующих вопросов:
Где я черпаю информацию?
Какую информацию я распространяю среди своего подразделения?
Находится ли в равновесии моя деятельность и накопление информации?
Каких изменений могу я потребовать от своей организвации?
Достаточно ли я информирован
чтобы иметь возможность
Каким я вижу будущее направления работы своей организации?
Какие внешнии связи я поддерживаю?
Сорезмерно ли я использую в своей деятельности различные средства?
Как я сочетаю свои права и обязанности?
Вопросы для обсуждения ситуации
Все ли направления коммуникативной функции охватывают перечисленные вопросы?