Ситуационные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:15, лекция

Описание

Задача 1. Этические проблемы в бизнесе возникают из-за несоответствия между экономическими показателями организации (измеряемыми доходами, издержками и прибылью) и показателями социальной ответственностьи (обязательствами бизнеса как системы и бизнесмена, как бизнесмена как руководителя по отношению к коллективу и обществу)
Перед фирмой стоит задача выбрать одну из двух разработанных экспертами моделей организаций, которая бы в большей степени отвечала этическим нормам.

Работа состоит из  1 файл

ситуационные задачи.docx

— 262.38 Кб (Скачать документ)
  1. Исключить доминирующе-агресивную схему конфликтного поведения, которая с руководителем вряд ли возможна, а также схему уклонения от работы как изолирующую и не продуктивную.
  2. Научится терпению и терпимому отношению к неустраювающему вас руководителю. Поведение трудного руководителя – модель для того чтобы научиться решать разногласия, не разрушая отношений.
  3. Искать точки соприкосновения. Не поддаваясь искушению легкого пути – свалить все неувязки на плохого руководителя.
  4. Используйте различные тактики. Вам легче изменить свое поведение соответственно обстоятельствам, чем изменить поведение вашего руководителя. На все положительное, что есть в поведении вашего руководителя реагируйте с одобрением и предложением о сотрудничестве. Жалобы свидите к минимуму.
  5. Попробуйте отнестись к плохому руководителю как к проблемной конфликтной ситуации, которая может быть разрешена если не полность, то хотябы частично.

 

Вопросы для обсуждения ситуации:

Какие коммуникативные проблемы и барьеры характерны для ситуации?

Если ваш руководитель по вашему мнению находится не на своем  месте и его действия вызывают у вас раздражения что вы постарались  бы применить на практике?

Каким образом можно более  рационально преодолеть трудности  в осуществлении коммуникаций?

Все виды управленческой деятельности основаны на обмене информацией. Поэтому коммуникации и называют связующими процессами. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой понятия. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается. Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей.

По характеру восприятия информации коммуникации делятся на прямые или целевые (в которых  цель сообщения заложена в его  тексте), косвенные (в которых информация заложена скорее "между строк") и смешанные.

Коммуникации обеспечивают реализацию основных функций управления – планирования, организации, мотивации  и контроля. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей  деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе организации.

Одна из главных сфер возникновения  проблем в организациях – неэффективные  коммуникации. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не смогут работать вместе и достигать общих целей. Значит, эффективные коммуникации являются условием успешной работы любой организации. Соответственно эффективность управления персоналом

пропорциональна     эффективности     коммуникационных     процессов     в организации.

Коммуникации важны для  руководителей по следующим причинам:

  • руководители тратят большую часть своего времени на коммуникации (по данным экспертов около 75-95% времени), поэтому они заинтересованы в улучшении данного вида деятельности;
  • коммуникации необходимы для эффективного управления, хорошо налаженные коммуникации содействуют организационной эффективности;
  • мастерство коммуникации необходимо также для выражения действенности авторитета и воли руководителя.

Осуществление коммуникаций в организации или в группе приводит к выполнению и реализации следующих функций коммуникации, из которых ни одна не имеет приоритета над другой:

  • Информативная функция – передача истинных или ложных сведений, играющая определенную роль в процессе принятия решений, т.к. позволяет предоставлять необходимую информацию для принятия решений, для идентификации и оценки альтернативных решений;
  • Мотивационная функция – побуждает работников к исполнению и улучшению работы, используя управление поведением, убеждение, внушение, просьбы, приказы и т.д.;
  • Контрольная функция – отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;
  • Экспрессивная функция – способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности.

Таким образом, коммуникации отражают не только процесс передачи и получения информации, но и также ее восприятие, понимание и усвоение.

Из всех видов коммуникаций межличностные сталкиваются с самым  большим количеством барьеров, препятствующих эффективному восприятию информации получателем [26]. При декодировании сообщения  возможно действие помех, ограничивающих понимание информации и возникающих  либо в физическом окружении, либо в  сфере эмоций человека. Выделяют три  типа барьеров: личностные, физические и семантические.

Коммуникационные барьеры

Макробарьеры  коммуникаций

Микробарьеры коммуникаций

Перегрузка информационных сетей и искажение информации

Отношение отправителя информации к получателю

Потребность     в     более     сложной информации

Отношение получателя к отправителю  информации

Интернационализация            деловых контактов     и     возрастание     роли иностранных языков

Восприятие получателем  многозначных слов и отсутствие обратной связи


Личностные барьеры –  это коммуникативные помехи, порождаемые  человеческими эмоциями, системами  ценностей, неумением слушать собеседника, различия в образовании, поле, расе, социально-экономическом статусе, потребностях, интересах, накопленном опыте, психологическая  несовместимость людей, участвующих  в коммуникации.

Если   барьеры   непреодолимы,   то   информация   получателем   либо полностью отвергается, либо искажается.

Понятие «аффинити» было введено  Л.Рон Хаббардом при описании межличностной коммуникации. Под  аффинити понимается эмоциональный  фон общения, т.е. чувства, влечения, симпатии собеседников. Только при ее наличии люди могут искренне общаться друг с другом. Каждому уровню аффинити соответствует определенный уровень коммуникации. Ниже уровня апатии коммуникации не наступают. Т.е. способность общения с другим человеком связана с вашей эмоциональной реакцией на этого человека [45].

Физические барьеры представляют собой коммуникативные помехи, возникающие  в материальной среде коммуникаций. Окружающая обстановка, шумы, невербальные средства коммуникаций способны препятствовать или наоборот содействовать восприятию, пониманию и усвоению передаваемой информации. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме  слов (жесты, движение, позы, выражение  лица, взгляды, улыбки, интонация, модуляция  голоса, плавность речи, время, пространственное расположение и т.д.). Исследования показали, что 55% информации воспринимается через  жесты, позы и выражение лица, 38% через  интонации и модуляции голосом, и только 7% через слова. Практически  невербальная информация подавляет  вербальную и важнее не что говорится, а как говорится. Соответственно значение и влияние невербальной коммуникации огромно.

Обычно начальник отдела в кабинете сидел за столом, а  собеседник располагался с другой стороны  на некотором расстоянии, что создавало  психологическую дистанцию между  собеседниками и четко указывало  на старшинство при взаимодействии. Затем после перестановки в кабинете посетителям предлагалось садиться рядом с начальником за специальным  столом для совместного просмотра документов, что создавало равенство сторон и большую восприимчивость.

Методы управления экологией  позволяют преодолеть физические барьеры. Отправитель стремится так изменить окружающую обстановку, чтобы повлиять на чувства и поведение получателей, поэтому экологические методы позволяют преобразовать физические барьеры в позитивные факторы коммуникаций.

Исследование коммуникаций в пространстве называют проксемикой (взаимодействие человека и окружающей физической среды). Установление межличностной  дистанции влияет на результат коммуникации. Так, публичное расстояние превышает 3,5 метра, социальная дистанция - 1 - 3,5 метра, личностная дистанция - до 1 метра, интимная дистанция - от15дм до 50 сантиметров[73].

Семантические барьеры  означают различные значения, приписываемые разными людьми одним и тем же символам. Символы многозначны и при выборе одного из них может возникнуть непонимание. Используемые в коммуникациях ограничения сужают возможность интерпретации и понимания сообщений и привносят субъективность в толкование и оценку информации.

Сложность в передаче сообщений  А.И.Герцен описывает так: «Люди думают, что достаточно доказать истину, как  математическую теорему, чтобы ее приняли; что достаточно самому верить, чтобы  другие поверили. Выходит совсем иное: один говорит одно, а другие слушают и понимают другое, оттого что их развития разные» [45]

Семантика приводит к ограниченной базе используемых в коммуникациях  символов. Практически все коммуникации осуществляются посредством символов, декодирование которых и субъективная интерпретация может привести к  эмоциональным барьерам, блокирующим  межличностное общение. Особенно сложные  проблемы могут возникнуть при построении коммуникаций между представителями разных культур. Обе стороны должны знать не только буквальные значения слов используемого языка, но и интерпретировать их в контексте использования (интонации, громкость, сопровождающие жесты).

 

Задача 7. Открыто ООО его возглавил один из начальников строительно-монтажного управления СМ-9 известный своей деловой хваткой, ответственностью, жесткостью в управлении подчиненными. Хорошо знающий строительное дело, своих поставщиков стройматериалов. Фирма развивалась довольно быстро и заняла большую долю рынка индивидуального строительства получив устойчивый имидж быстро и качественно работающий фирмы сдающей объекты с нулевого цыкла-под ключ. Но в последнее время появились многочисл конкуренты.

 

Многие клиенты, имеющие  деньги предпочитают ремонт евро, кот  требует повышенной квалификации работников. Фирма может вести не дорогие  и качественное стр-во для для  менее обеспеч. слоев населения, но они потеряли свою платежеспособность, нуждаются в кредитах под низкий процент. Чтобы закончить строительство, даже если и имеют средства для  его начала.

Вопросы для обсуждения:

Какой должна быть стратегия (пути достижения цели) предприятия, если основной его целью на ближайшие  два года являются: восстановление постоянного рынка ИЖС в городе его расширения?

 

Стратегия реструктуризации – совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией функционирования предприятия.

Для стратегического планирования характерно использование типовых  классификационных группировок  отдельных частных вариантов  выбора направлений и характера  развития. Формирование стратегий предполагает выбор одного из нескольких (обычно не более десяти) заранее разработанных  вариантов в той или иной сфере  в зависимости от внешних стратегических факторов и сделанного ранее выбора.

В целом комплекс стратегического  планирования включает в себя следующие  элементы: 
·   определение классификационных признаков стратегических вариантов; 
·   классификацию стратегий; 
·   формирование элементарных (базисных) стратегических вариантов; 
·   определение структуры множества базисных вариантов для их комбинирования при создании комплексных вариантов; 
·   формирование комплексных стратегических вариантов; 
·   определение критериев сравнения вариантов; 
·   анализ и сравнение комплексных вариантов для определения осуществимости и эффективности; 
·   выбор комплексной стратегии; 
·   определение критериев для пересмотра принятой стратегии; 
·   создание упрощенных версий принятой стратегии для информирования различных категорий заинтересованных в деятельности предприятия лиц; 
·   разработка механизмов реализации стратегии; 
·   разработка механизмов контроля соответствия принимаемых на предприятии решений избранной стратегии.

На практике разработка стратегии  – это выполнение следующих этапов: 
·   уточнение границ предприятия, его идентификацию в хозяйственной, деловой, административной и иных средах в системе рыночной экономики; 
·   анализ стратегического потенциала предприятия; 
·   определение в соответствии с потенциалом предприятия возможных зон хозяйствования; 
·   анализ рынка продукции в сфере, определяемой стратегическим потенциалом предприятия, – зоне хозяйствования; 
·   позиционирование предприятия в зоне хозяйствования; 
·   определение технологической стратегии; 
·   формирование вариантов и выбор товарно-рыночной стратегии предприятия; 
·   формирование вариантов и выбор ресурсно-рыночной стратегии предприятия; 
·   анализ возможностей создания интеграционной зоны предприятия, определение интеграционной стратегии предприятия; 
·   разработка финансово-инвестиционной стратегии предприятия; 
·   разработка вариантов и выбор социальной стратегии предприятия; 
·   определение стратегии управления.

Информация о работе Ситуационные задачи