Ситуационные задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:15, лекция

Описание

Задача 1. Этические проблемы в бизнесе возникают из-за несоответствия между экономическими показателями организации (измеряемыми доходами, издержками и прибылью) и показателями социальной ответственностьи (обязательствами бизнеса как системы и бизнесмена, как бизнесмена как руководителя по отношению к коллективу и обществу)
Перед фирмой стоит задача выбрать одну из двух разработанных экспертами моделей организаций, которая бы в большей степени отвечала этическим нормам.

Работа состоит из  1 файл

ситуационные задачи.docx

— 262.38 Кб (Скачать документ)

Второй фактор, влияющий на использование менеджером полученных данных, касается содержания иформационные  потоки, поступающие в сферу управления, должны помогать направлять и концентрировать  внимание управленцев на насущных проблемах  управленческого труда, тем самым  мотивируя их более активную и  эффективную деятельность.

Наконец, следует иметь  в виду, что использование информации управленческими кадрами требует  поддержки и содействия должностных  лиц, функционирующих на верхних  этажах управленческой пирамиды. В  этом - решающий залог соответствия получаемой информации сфере деятельности, компетентности и полномочиям субъекта управления, который ее использует.

Одним из важнейших требований к информации, используемой в управлении, является ее оптимальность и полнота. Оптимум информации означает, что  она должна содержать все необходимые  сведения по всем управляемым параметрам, причем только необходимые сведения об управляемом объекте.

Вторым требованием к  информации является ее объективность, соответствие реальному положению  дел и состоянию управляемого объекта, наличия в ней надежных, не содержащих искажений сведений.

Третье непременное требование управляющей системы к поступающей  в ее распоряжение информации - точность, характеризующая степень детализации  информации, ее приближение к реальному  состоянию управляемого объекта, которое  она выражает.

Следует, однако, подчеркнуть, что когда речь идет об оптимальности, полноте, объективности и точности информации, необходимой для управленческой деятельности, то эта задача должна решаться каждый раз по-новому, в  зависимости от содержания вполне определенной проблемы, которую нужно решить данному  органу управления. А ее эффективное  решение возможно только в том  случае, когда поступающая в управленческую сферу информация своевременна и  оперативна. Только такая информация, которая поступает, обрабатывается, интерпретируется и используется вовремя, тогда, когда возникает необходимость  в принятии того или иного решения, служит оптимизации, повышению эффективности  управленческой деятельности.

Соблюдению этого очень  важного, четвертого по порядку, но не по значению, требования, в решающей степени способствует применение в  управленческой деятельности современных  информационных технологий. На начальных  этапах компьютеризации производственной, банковской и иных сфер деятельности, внедрение информационных технологий означало лишь приобретение компьютера для автоматизации работы с документами, содержащими большие объемы информации. Затем появлялись друг за другом все  более сложные и эффективные  информационные технологии, которые  находили все более широкое применение в сфере управленческой деятельности. В соответствии с этим развивался процесс перехода от простой информационной поддержки рутинных производственных или финансово-бухгалтерских операций до современных возможностей различных  управленческих информационных систем, облегчающих принятие эффективных  управленческих решений.

Цель функционирования информационной управленческой системы устанавливается  пользователем, следовательно, человек  является важнейшим компонентом  такой системы. Информация, ее ввод и извлечение - другой важный компонент. Обработка информации в соответствии с подробными инструкциями пользователя - основной процесс в такого рода системах. Таким образом, информационная управленческая система - это многокомпонентная  система, объединяющая людей, процедуры  обработки и оборудование - обычно на базе компьютеров - для сбора, обработки, поиска и предоставления информации.

Информационная управленческая система, функционирующая по существу как автоматизированная система  управления (АСУ), существенно отличается от системы обработки данных. Системы  обработки данных традиционно поддерживали операционные решения, которые в  большей мере поддаются программированию и принимаются обычно на низких организационных  уровнях управления. В отличие  от них автоматизированные системы  управления (АСУ) представляют из себя определенную сеть, использующую компьютеры, чтобы поставлять руководству информацию, необходимую для принятия непрограммируемых  решений, касающихся проблем, далеких  от ясности. Примерами непрограммируемых  решений могут быть решения, связанные  с текучестью кадров в учреждении или с недоплатой налогов в  государственную казну. По мере продвижения  вверх по ступеням организационно-управленческой иерархии процесс принятия решений  становится все более непрограммируемым, а потому нуждается в использовании  АСУ. Нельзя при этом забывать, что  люди, являющиеся специалистами - неотъемлемая часть АСУ, поскольку они привносят  в нее существенный объем знаний, интеллекта и опыта, необходимые  для принятия непрограммируемых  управленческих решений.

В реестре современных  информационных технологий существенное значение имеют системы управления базами данных (СУБД). Каждая из них  представляет собой пакет программ, предназначенных для того, чтобы  обеспечить системный, интегрированный  и гибкий подход к организации  данных и доступ к ним, в том  числе и в масштабах целого ведомства. Например, Министерство труда  и социального обеспечения может  обзавестись единой базой данных, которая будет содержать сведения и файлы на всю клиентуру, хотя клиенты подразделяются на более  чем два десятка различных  категорий по характеру обеспечения, а сотрудники этого ведомства  специализируются на работе с определенными  группами клиентов.

Среди новейших информационных технологий, используемых в целях  совершенствования управленческой деятельности и повышения ее эффективности, значительная роль принадлежит автоматизации  офисных операций. Она представляет собой результат применения современных  достижений в области технологии производства и использования микросхем, а также разработки продуктов  и в сфере телекоммуникаций. Наиболее распространенные технологии офисной  автоматизации - это текстовые редакторы, электронная почта, факсимильная связь, автоматизированные рабочие места  и технологические возможности  проведения телеконференций. Возьмем  к примеру, текстовый процессор. Он сокращает время, необходимое  для черновой подготовки, редактирования, копирования и распечатки текста; распространения и сортировки по файлам текстов материалов. Текстовый  процессор совершает обработку  текстов; подключаясь к нескольким дисплеям и принтерам, рассредоточенным по всему учреждению, создает возможность  доступа к тексту всех сотрудников  учреждения.

Электронная почта, используемая для коммуникационных взаимодействий, помогает избежать телефонной "некомпетентности", когда один из участников коммуникации отсутствует на месте. В этом заключено  важное преимущество, если учесть, что  только около одной трети телефонных звонков действительно приводят к контакту с требуемым абонентом. Кроме того, электронная почта  дает возможность менеджерам извлекать  предназначенные для них сообщения  в удобное для них время. Кстати, у менеджеров появляется возможность  тиражировать и направлять одно и  то же сообщение сразу многим заинтересованным лицам.

Факсимильные аппараты работают как фотокопировальные машины, но используют широкомасштабные телекоммуникационные сети. Документы с их помощью могут  передаваться в своем оригинальном виде и быстрее, чем другим способом, причем обычно с меньшими затратами.

Автоматизированные рабочие  места, разрабатываемые на основе микрокомпьютерной  и телекоммуникационной технологии, дают возможность менеджерам получить доступ к СУБД, к текстовым редакторам, экспертным системам, электронной почте. Они существенно сокращают объем  рутинных, повторяющихся и утомительных операций, высвобождая значительную часть времени специалиста, занимающегося  управленческой деятельностью, для  более важных дел.

Проведение телеконференций  основано на использовании телекоммуникационных технологий, таких, как телефонные линии, многоканальная, а также микроволновая  и спутниковая связь. Все это  обеспечивает возможность личного  общения на значительном расстоянии, экономит время и деньги, обычно затрачиваемые при переездах, а  необходимые для управленческой деятельности коммуникационные взаимодействия освобождаются от каких бы то ни было географически-пространственных ограничений.

Эта технология особенно эффективна, когда ее используют высшие управленческие кадры в общенациональных государственных  учреждениях.

Большие ресурсы для роста  эффективности управленческой деятельности заложены в системах поддержки принятия решений (СППР). Они представляют собой  компьютерную информационную систему, которая поставляет работникам высших звеньев управления информацию, используемую для нетрадиционного полиструктурного принятия непрограммируемых управленческих решений. Они способны оказать поддержку  руководителю и менеджеру в принятии нетривиальных решений, облегчают  пользователю манипуляции множеством разнообразных данных, разработку моделей  и построение сценариев. Поэтому  их использование повышает качество управленческих решений, особенно если это связано с множественными целями и требует учета множественных  вариантов.

На переднем крае современных  информационных технологий находятся  экспертные системы. Опирающиеся на исследования в области искусственного интеллекта, экспертные системы предназначены  для того, чтобы подражать процессам  человеческой мыслительной деятельности. В отличие от других компьютерных технологий они способны производить  не только вычислительные операции но и делать выводы, исходя из фактов и  заданных правил, что во многом напоминает умозаключение думающего человека. Такие функции экспертной системы  обеспечиваются наличием базы знаний, содержащей знания эксперта - человека, а также генератором выводов, содержащим правила и стандартные  оценки, используемые экспертом, чтобы  прийти к определенному заключению. Эти системы могут с успехом  применяться в таких сложных  видах управленческой деятельности, как анализ инвестиционных проектов или определение характера чрезвычайных действий в случае наводнения, землетрясения, технологической катастрофы и других экстремальных ситуаций, в которых  всегда существует множество неопределенных, непредсказуемых элементов. Поэтому  их часто называют "интеллектуальными  консультационными системами".

Квалифицированное применение современных информационных технологий дает возможность обеспечить качественную эффективность, количественную эффективность, рентабельность и экономичность  управленческой деятельности. Если говорят  о качественной эффективности, то имеют  в виду достижение наилучшего из возможных  результатов управленческой деятельности. Количественная эффективность воплощается  в достижении наилучших конечных показателей, содействующих достижению более высокой производительности труда или снижению темпов инфляции. Рентабельность означает наилучшее  соотношение между показателями на входе и выходе системы, например, соотношение между затратами  и полученными результатами. Экономичность  означает минимальную затрату ресурсов для принятия и осуществления  управленческого решения.

Однако применение современных  информационных технологий создает  не только обширное пространство новых  возможностей для повышения эффективности  управленческой деятельности, но и  ряд новых, не существовавших ранее  проблем. Одна из наиболее острых среди  них - компьютерная грамотность или, в более широком и существенном смысле, - грамотность управленческих кадров в области современных  информационных технологий. Такая грамотность  предполагает наличие у руководителей  и менеджеров глубокого понимания, что такое компьютеры, как они  работают и как соотносятся с  повседневными рабочими функциями; умение использовать их в повседневной деятельности, подсказав другим сотрудникам, где и как они могут применяться. Компьютерная грамотность управленческого  персонала включает в себя также  понимание того, как эффективно пользоваться информационными технологиями, как  и любыми другими ресурсами социальной организации или системы - финансовыми, материально-техническими и людскими. Менеджеры не должны питать иллюзий, будто повышение эффективности  управленческой деятельности просто следует  за применением информационных технологий подобно тому, как весна следует  за зимой, а лето - за весной. Им необходимо оценивать различные варианты и  возможности предполагаемого применения той или иной информационной технологии или комплекса таких технологии с точки зрения интересов и  целей соответствующей организации  или системы в целом. Следовательно, и в области применения современных  технологий в практике управленческой деятельности необходимо

 

Задача 3. Ситуация: вертикальные коммуникации

Принято считать, что американская модель менеджмента характеризуется  ярко выраженным индувидуализмом. По отношению  к человеку для многих американских менеджеров свойственен подход как  к рабочей силе. Традиционные отношения  менеджера (М) с подчиненным (П) схематично выглядят след образом:


 


 


 

 

 

Такие отношения в коммуникативном  аспекте отражают жесткую вертикаль, когда подчиненный подавляется  властью, ему навязывается жесткий  стиль взаимоотношений – однонаправленный.

Однако среди современных  американских менеджеров наиболее популярными  становятся новые схемы отношений  с подчиненными:

В таком варианте построения отношений менеджер выступает в  роли коллеги подчиненного. Он предпочитает деловые человеческие отношения  с сотрудниками.

 


 


 

 

Вопросы для обсуждения ситуации

Каковы причины трансформации  вертикальных коммуникаций?

 

  • Упрощают взаимодействие в связке «начальник-подчинённый»
  • Облегчают взаимодействие с начальником и подчинёнными для руководителей среднего звена
  • Оптимизируют взаимодействие команды на всех уровнях
  • Повышают гибкость и мобильность управленческой цепочки
  • Увеличивают лояльность сотрудников за счёт правильно выстроенных властных коммуникаций
  • Повышают поддержку идей руководства на нижестоящих уровнях
  • Снимают напряжение при коммуникациях между руководством и подчинёнными
  • Развивают личностный ресурс руководителей среднего звена, предлагая новые модели поведения
  • Обычно вертикальные коммуникации в компаниях строятся хаотично, что делает компанию неповоротливой и конфликтной в сфере трансляции идей и задач с высшего уровня персонала до низшего
  • Для грамотного построения вертикальных коммуникаций необходимо понимание многих аспектов деятельности компании, а также психологии восприятия власти. Всё это можно быстро усвоить только при интенсивном обучении
  • Благодаря обучению можно сформировать собственную модель коммуникаций, максимально соответствующую корпоративной культуре и целям компании
  • Цели и идеи руководства доносятся до исполнителей без потерь и реализуются вовремя
  • Исчезает конфликтный барьер на стыках перехода власти и передачи полномочий
  • Руководитель любого уровня чувствует себя комфортно в компании, где ответственность и полномочия каждого абсолютно понятны и прозрачны
  • Растёт лояльность персонала всех уровней
  • Компания заслужила репутацию надёжного партнёра, достойного доверия
  • Компания обладает управленческой оперативностью независимо от её величины, всегда быстро и адекватно реагирует на любые изменения рыночной ситуации
  • Руководитель всегда уверен в поддержке своего коллектива и едином понимании задач компании

Информация о работе Ситуационные задачи