Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 18:15, лекция
Задача 1. Этические проблемы в бизнесе возникают из-за несоответствия между экономическими показателями организации (измеряемыми доходами, издержками и прибылью) и показателями социальной ответственностьи (обязательствами бизнеса как системы и бизнесмена, как бизнесмена как руководителя по отношению к коллективу и обществу)
Перед фирмой стоит задача выбрать одну из двух разработанных экспертами моделей организаций, которая бы в большей степени отвечала этическим нормам.
Второй фактор, влияющий
на использование менеджером полученных
данных, касается содержания иформационные
потоки, поступающие в сферу
Наконец, следует иметь
в виду, что использование информации
управленческими кадрами
Одним из важнейших требований к информации, используемой в управлении, является ее оптимальность и полнота. Оптимум информации означает, что она должна содержать все необходимые сведения по всем управляемым параметрам, причем только необходимые сведения об управляемом объекте.
Вторым требованием к информации является ее объективность, соответствие реальному положению дел и состоянию управляемого объекта, наличия в ней надежных, не содержащих искажений сведений.
Третье непременное требование
управляющей системы к
Следует, однако, подчеркнуть,
что когда речь идет об оптимальности,
полноте, объективности и точности
информации, необходимой для управленческой
деятельности, то эта задача должна
решаться каждый раз по-новому, в
зависимости от содержания вполне определенной
проблемы, которую нужно решить данному
органу управления. А ее эффективное
решение возможно только в том
случае, когда поступающая в
Соблюдению этого очень
важного, четвертого по порядку, но не
по значению, требования, в решающей
степени способствует применение в
управленческой деятельности современных
информационных технологий. На начальных
этапах компьютеризации
Цель функционирования информационной управленческой системы устанавливается пользователем, следовательно, человек является важнейшим компонентом такой системы. Информация, ее ввод и извлечение - другой важный компонент. Обработка информации в соответствии с подробными инструкциями пользователя - основной процесс в такого рода системах. Таким образом, информационная управленческая система - это многокомпонентная система, объединяющая людей, процедуры обработки и оборудование - обычно на базе компьютеров - для сбора, обработки, поиска и предоставления информации.
Информационная управленческая система, функционирующая по существу как автоматизированная система управления (АСУ), существенно отличается от системы обработки данных. Системы обработки данных традиционно поддерживали операционные решения, которые в большей мере поддаются программированию и принимаются обычно на низких организационных уровнях управления. В отличие от них автоматизированные системы управления (АСУ) представляют из себя определенную сеть, использующую компьютеры, чтобы поставлять руководству информацию, необходимую для принятия непрограммируемых решений, касающихся проблем, далеких от ясности. Примерами непрограммируемых решений могут быть решения, связанные с текучестью кадров в учреждении или с недоплатой налогов в государственную казну. По мере продвижения вверх по ступеням организационно-управленческой иерархии процесс принятия решений становится все более непрограммируемым, а потому нуждается в использовании АСУ. Нельзя при этом забывать, что люди, являющиеся специалистами - неотъемлемая часть АСУ, поскольку они привносят в нее существенный объем знаний, интеллекта и опыта, необходимые для принятия непрограммируемых управленческих решений.
В реестре современных
информационных технологий существенное
значение имеют системы управления
базами данных (СУБД). Каждая из них
представляет собой пакет программ,
предназначенных для того, чтобы
обеспечить системный, интегрированный
и гибкий подход к организации
данных и доступ к ним, в том
числе и в масштабах целого
ведомства. Например, Министерство труда
и социального обеспечения
Среди новейших информационных
технологий, используемых в целях
совершенствования
Электронная почта, используемая
для коммуникационных взаимодействий,
помогает избежать телефонной "некомпетентности",
когда один из участников коммуникации
отсутствует на месте. В этом заключено
важное преимущество, если учесть, что
только около одной трети телефонных
звонков действительно приводят
к контакту с требуемым абонентом.
Кроме того, электронная почта
дает возможность менеджерам извлекать
предназначенные для них
Факсимильные аппараты работают как фотокопировальные машины, но используют широкомасштабные телекоммуникационные сети. Документы с их помощью могут передаваться в своем оригинальном виде и быстрее, чем другим способом, причем обычно с меньшими затратами.
Автоматизированные рабочие
места, разрабатываемые на основе микрокомпьютерной
и телекоммуникационной технологии,
дают возможность менеджерам получить
доступ к СУБД, к текстовым редакторам,
экспертным системам, электронной почте.
Они существенно сокращают
Проведение телеконференций
основано на использовании
Эта технология особенно эффективна, когда ее используют высшие управленческие кадры в общенациональных государственных учреждениях.
Большие ресурсы для роста
эффективности управленческой деятельности
заложены в системах поддержки принятия
решений (СППР). Они представляют собой
компьютерную информационную систему,
которая поставляет работникам высших
звеньев управления информацию, используемую
для нетрадиционного
На переднем крае современных
информационных технологий находятся
экспертные системы. Опирающиеся на
исследования в области искусственного
интеллекта, экспертные системы предназначены
для того, чтобы подражать процессам
человеческой мыслительной деятельности.
В отличие от других компьютерных
технологий они способны производить
не только вычислительные операции но
и делать выводы, исходя из фактов и
заданных правил, что во многом напоминает
умозаключение думающего
Квалифицированное применение
современных информационных технологий
дает возможность обеспечить качественную
эффективность, количественную эффективность,
рентабельность и экономичность
управленческой деятельности. Если говорят
о качественной эффективности, то имеют
в виду достижение наилучшего из возможных
результатов управленческой деятельности.
Количественная эффективность воплощается
в достижении наилучших конечных
показателей, содействующих достижению
более высокой
Однако применение современных
информационных технологий создает
не только обширное пространство новых
возможностей для повышения эффективности
управленческой деятельности, но и
ряд новых, не существовавших ранее
проблем. Одна из наиболее острых среди
них - компьютерная грамотность или,
в более широком и существенном
смысле, - грамотность управленческих
кадров в области современных
информационных технологий. Такая грамотность
предполагает наличие у руководителей
и менеджеров глубокого понимания,
что такое компьютеры, как они
работают и как соотносятся с
повседневными рабочими функциями;
умение использовать их в повседневной
деятельности, подсказав другим сотрудникам,
где и как они могут
Задача 3. Ситуация: вертикальные коммуникации
Принято считать, что американская модель менеджмента характеризуется ярко выраженным индувидуализмом. По отношению к человеку для многих американских менеджеров свойственен подход как к рабочей силе. Традиционные отношения менеджера (М) с подчиненным (П) схематично выглядят след образом:
Такие отношения в коммуникативном
аспекте отражают жесткую вертикаль,
когда подчиненный подавляется
властью, ему навязывается жесткий
стиль взаимоотношений –
Однако среди современных американских менеджеров наиболее популярными становятся новые схемы отношений с подчиненными:
В таком варианте построения отношений менеджер выступает в роли коллеги подчиненного. Он предпочитает деловые человеческие отношения с сотрудниками.
Вопросы для обсуждения ситуации
Каковы причины трансформации вертикальных коммуникаций?