Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:37, дипломная работа
Цель и задачи исследования. Представленная работа ставит своей целью исследование явления наркомании, а также изучение социальных мер предупреждения и преодоления этого социального недуга для выявления наиболее эффективных профилактических мер и видов лечения наркотической зависимости на примере Красноярского края.
Введение ……………………………………………………………..…….3
Глава 1. Наркомания как социальная проблема ………………………7
1.1. Наркомания и ее общественная опасность …………………...…7
1.2. Факторы риска возникновения и развития наркомании ……...11
1.3. Психологический портрет наркомана ………………………….16
Глава 2. Социальные меры предупреждения
и преодоления наркомании .…………………………………………...22
2.1. Профилактика наркозависимости …………………………..…22
2.2. Технология лечения и социальной реабилитации
наркоманов ………………………………………………………...….30
2.3. Системы социальной реабилитации …………………………....37
2.4. Превентивные меры в борьбе с наркоманией
за рубежом ………………………………………………………..…..47
Глава 3. Социальная реабилитация наркоманов в
Красноярском крае и пути ее оптимизации …………………..……54
3.1. Проблема наркомании в Красноярском крае …………………54
3.2. Опыт деятельности учреждений края в оказании
помощи наркозависимым …………………………………………...57
3.3. Организация профилактики наркомании в г. Красноярске …..68
3.4. Краевая программа по преодолению распространения
наркомании, пьянства и алкоголизма в Красноярском крае:
проблемы и решения……………………………………………….…72
Заключение ………………………………………………………….…..77
Библиография ………………………………
д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием;
е) развитие социально-поддерживающего процесса.12
Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ имеет целью предупредить начало употребления психоактивных веществ лицами ранее их не употреблявшими. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована на общую популяцию детей, подростков, молодежи. Первичная профилактика стремится уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, а ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье.
Первичная профилактика алкоголизма и наркомании проводится посредством нескольких стратегий. Первая стратегия - информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие. Вторая стратегия - формирование мотивации на coциально-поддерживающее поведение. Третья стратегия – развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения. Четвертая стратегия - развитие навыков разрешен проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.
В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.
Цель медико-психологических технологий - адаптация к требованиям социальной среды, формирование и развитие социальной и персональной компетентности, ресурсов личности, адаптивных стратегий поведения, эффективного жизненного стиля и поведения. Их осуществлением могут заниматься специалисты в области профилактики, владеющие знаниями и умениями, связанными с медико-психологическими формами работы с населением.
Цель социальных и педагогических технологий - предоставление объективной информации, создание мотивации на здоровый образ жизни, создание сетей социальной поддержки. Эта цель может быть достигнута разными способами: с помощью средств массовой информации, обучения в школе, подготовки специалистов, которые в дальнейшем смогут работать с населением.
Специалисты готовятся из числа руководителей и организаторов учреждений образования, здравоохранения, средств массовой информации, политических деятелей и административных работников, педагогов, волонтеров.
Учреждения
образования, здравоохранения
Специальное антинаркотическое образование политических и государственных деятелей позволит придать профилактической антинаркотической работе в стране государственный характер.
Не менее важной задачей является обучение волонтеров, желающих помогать специалистам в проведении профилактики.
Таким образом, необходимо чтобы все категории граждан, каждая на своем уровне, в меру возможностей, проводили профилактическую работу. Тогда профилактика будет осуществляться с разных сторон, распространяться и развиваться в стране в целом.
К этому виду технологий относятся также альтернативные программы проведения досуга; мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни и прекращение наркотизации (концерты, марафоны и т.д.); социально-поддерживающие системы и институты (общественные и государственные); законодательная система (рис. 1).13
Рисунок 1. Социальные и педагогические технологии первичной профилактики
Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ является избирательной. Она ориентирована на лиц, имеющих эпизоды употребления психоактивных веществ, либо на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии. Необходимость во вторичном профилактическом воздействии возникает в тех случаях, когда заболевание имеет вероятность возникнуть (профилактика для групп риска) либо когда оно возникло, но не достигло пика своего развития.
Вторичная
профилактика наркомании также осуществляется
с применением различных
Во вторичной профилактике социальные технологии направлены на:
Рисунок 2. Социальные технологии вторичной профилактики15
Что касается медико-психологические и психотерапевтические технологии, то они направлены на:
Третичная профилактика-реабилитация наркомании направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики - снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.
Возможности третичной профилактики гораздо ниже, чем первичной и вторичной, так как эффект от превентивного воздействия определяется необходимостью замены патологических звеньев поведения индивида на здоровые. Данный вид профилактики основан на медицинском воздействии, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Он требует индивидуального подхода и направлен на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжелую стадию. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье - обязательное условие проведения третичной профилактики.
Основная
цель процесса реабилитации - построение
пациентом своего успешного поведения,
изменение его в сторону
Задачами третичной реабилитации являются:
В решении этих задач выздоравливающему зависимому требуется помощь психотерапевта, в процессе работы с которым пациент сможет осознать свои эмоциональные личностные проблемы, сформировать желание избавиться от наркотической зависимости, развить умение управлять своим поведением.
После выхода из клиники пациенту вновь приходится сталкиваться с окружающим миром, со стрессами, с новыми требованиями социальной среды. Это кризисное состояние, один из основных проблемных моментов, приводящих к срыву. На данном этапе пациенту необходимо осознание личностных духовных ценностей, в этом ему может помочь экзистенциальная и личностно-ориентированная психотерапия.
После
преодоления пациентом
Процесс реабилитации растягивается на многие годы, поскольку требования среды меняются, и невозможно обучить пациента шаблонам поведения, эффективным при любых обстоятельствах. Поэтому изменение одних способов поведения на другие должно происходить постоянно. Также в процессе реабилитации необходима регулярная отработка навыков проблем-преодолевающего и социально-поддерживающего поведения, потому что никогда эти навыки не бывают абсолютны.
Перечисленные выше задачи условно можно отнести к медико-психологическим и психотерапевтическим технологиям третичной профилактики.
Эту задачу условно можно отнести к социальным технологиям третичной профилактики (рис. 3). Цель социальных технологий - формирование социально-поддерживающей и развивающей среды. Данные технологии позволяют обеспечивать социальную поддержку пациентов. Без оказания такой поддержки пациентам трудно справляться с жизненными проблемами, они могут снова начать употребление наркотиков.
Рисунок 3. Социальные и педагогические технологии третичной профилактики
Таким образом, профилактика является, наверное, основой решения проблемы, связанной с употреблением наркотиков. Безусловно, лучше не допустить развития болезни, чем потом тратить средства на лечение уже заболевших.
Однако эффективная профилактика возможна только в том случае, если входящие в нее мероприятия - плод совместного труда правоохранительных органов, органов здравоохранения и народного образований и хорошо финансируются государством. Начинать эту работу необходимо с детьми младшего возраста. Антинаркотическая пропаганда среди подростков должна быть ненавязчивой. Если прийти и начать рассказывать им о вреде наркотиков, то скорее эффект будет обратным. Надо учить детей осознавать свои проблемы и контролировать чувства, чтобы у них не возникало желания и потребности принять наркотик, а также научить поведению в ситуации, когда наркотик предлагают.
2.2. Технология лечения и социальной реабилитации наркоманов
Что же делать, если человек уже болен? Одной из приоритетных задач современных специалистов по социальной работе в области наркологии является активное воздействие на больного уже в начале процесса лечения. Поэтому имеет смысл, в контексте социальной работы, объединить медицинский и послемедицинский этап работы и обозначить его медико-социальным этапом работы с наркоманами, на котором медики и социальные работники должны действовать сплочённой командой. На этом этапе возникает проблема необходимости преодоления естественного психологического отчуждения, существующего между медицинским персоналом, традиционно исповедующим медикоцентрический подход, основанный на наборе формализованных профессиональных знаний, и специалистами по социальной работе, действующими другими методами. Сближение позиций возможно как с помощью специальных образовательных программ, обеспечивающих дополнительные профессиональные знания у социальных работников, так и через осознание медицинскими работниками всех нюансов социально-психологического состояния своих пациентов.