Социальное развитие организации

Автор работы: 6*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 19:14, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучить и проанализировать управление социальным развитием организации.
В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и значение управления социальным развитием организации.
2. Изучить факторы, влияющие на социальное развитие организации.
3. Рассмотреть социальное планирование, как эффективный способ управления социальным развитием организации.
4. Проанализировать уровень социального развития предприятия

Содержание

Введение 3
1. Управление социальным развитием организации
1.1. Сущность и значение управления социальным развитием предприятия 5
1.2. Факторы социального развития организации 12
1.3. Социальное планирование, как эффективный способ управления социальным развитием организации 18
2. Изучение социального развития филиала «Муравленковскнефть» ОАО «ННГ-Ноябрьскнефтегаз»
2.1 Характеристика объекта исследования
2.2. Анализ социального развития предприятия
2.3. Мероприятия по улучшению управления социальным развитием организации


21
26
43
Заключение 47
Список литературы
Перечень ключевых слов
50
54
Приложения 55

Работа состоит из  1 файл

Проистина.doc

— 1.54 Мб (Скачать документ)
p align="justify">      Очевидно, что изменение продолжительности любого из названных временных отрезков автоматически приводит к удлинению или сокращению других. Потому-то так актуальны в плане социального развития проблемы продолжительности рабочего дня [20, С. 5], жилищного строительства, выпуска производительной, удобной, доступной по цене электробытовой техники, организации работы пассажирского транспорта, торговых предприятий и служб по оказанию услуг населению [34, С. 207]. В этом заключен значительный социальный резерв, в том числе для увеличения продолжительности свободного времени.

      Досуг занимает особое место в гармоничном развитии человека. Величина, структура, содержание, культура использования свободного времени влияют на гуманистическую наполненность образа жизни, мировосприятие работника, его гражданскую позицию и нравственные ценности, что и определяет значимость данного фактора как объекта социального планирования организаций.

      Социальная инфраструктура, как фактор социального развития организации, представляет собой комплекс объектов, предназначенных для жизнеобеспечения работников организации и членов их семей, удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей [33, С. 40]. В условиях Российской Федерации перечень таких объектов включает:

      1) обобществленный жилищный фонд (дома, общежития) и объекты коммунального хозяйства (гостиницы, бани, прачечные и пр.) с сетями энерго-, газо- и теплоснабжения, канализации, водопровода, телефонизации и т.п.;

      2) медицинские и лечебно-профилактические учреждения (больницы, поликлиники, амбулатории, медпункты, аптеки, санатории, профилактории и т. д.);

      3) объекты образования и культуры (школы, детские дошкольные и внешкольные учреждения, Дома культуры, клубы, библиотеки, выставочные залы и т. п.);

      4) объекты торговли и общественного питания (магазины, столовые, кафе, рестораны, подсобные хозяйства для поставки свежих продуктов);

      5) объекты бытового обслуживания (комбинаты, мастерские, ателье, салоны, пункты проката);

      6) спортивные сооружения (стадионы, плавательные бассейны, спортплощадки) и базы массового отдыха, приспособленные для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий;

      7) коллективные дачные хозяйства и садово-огородные товарищества [29, С. 134]. (рис.1.3)

 

      Рис. 1.3. Социальная инфраструктура организации

      Организация в зависимости от своих масштабов, формы собственности, подчиненности, местоположения и других условий может располагать целиком собственной социальной инфраструктурой, иметь набор только ее отдельных элементов или рассчитывать на кооперацию с другими организациями и на муниципальную базу социальной сферы [33, С. 41]. Но при любом варианте забота о социальной инфраструктуре является важнейшим требованием к управлению социальным развитием организации. 

      1.3. Социальное планирование, как эффективный способ управления социальным развитием организации 

      Планирование  социального развития коллектива предприятия  выступает как метод управления социальными процессами в жизни  коллектива.

      План  социального развития современного предприятия содержит такие человеческие показатели и факторы, как повышение доходов и качества жизни работников, совершенствование трудового потенциала и социальной структуры персонала, улучшение социально-трудовых и жилищно-бытовых условий работников, обеспечение высокой работоспособности и продуктивности труда исполнителей, мотивация и удовлетворение потребностей всех категорий персонала, развитие персональных и творческих способностей работников и т.д. [11, 13, 15, 19, 25]

      Основной  задачей плана социального развития коллектива является разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающей гармоничные и всесторонние повышения качества жизни персонала предприятия в быту и качества условий трудовой деятельности [25, С. 301].

      Разработка плана социального развития обычно входит в компетенцию планово-экономического отдела и социологической службы предприятия с привлечением профсоюзного комитета.

      Социальное  планирование выступает частью технико-экономического, так как в ходе составления  плана социального развития решаются многие технико-экономические задачи – повышение производительности труда, организация рабочего места, совершенствуется оплата труда, обеспечивается качество работы и продукции и т.д. Качественная особенность социального планирования, обусловленная самим объектом (всестороннее и гармоничное развитие личности и коллектива), требует дополнительной и специфичной информации и нормативов: данных о социальном и возрастном составе работающих, об их запросах и склонностях, образовании, квалификации, взаимоотношениях в коллективе [27, С. 1044]. Такая информация может быть получена лишь в результате конкретных социологических исследований, выполняемых по особым программам и методам. Для получения информации при составлении планов социального развития используют следующие основные методы:

      1) непосредственное наблюдение за коллективом и деятельностью его общественных организаций (профсоюзов, рабочих комиссий и т.п.), беседы с рабочими и руководителями [30, С. 44];

      2) изучение служебной документации и материалов, характеризующих социальную структуру работников, степень удовлетворения материальных и культурных потребностей [30, С. 46];

      3) анкетный опрос и интервьюирование с целью выяснения мнений работников и их предложений по различным вопросам социальной жизни коллективов; структура анкет и метод обработки данных выбирается по рекомендациям социологических служб [31, С. 121];

      4) анализ и использование опыта планирования социального развития коллективов на других предприятиях, а также литературных данных [31, С. 122];

      5) социальный эксперимент, цель которого — проверить возможности осуществления и эффективность рекомендаций, выработанных в результате анализа собранной информации [33, С. 437];

      6) статистический анализ массовых данных [33, С. 437].

      План  социального развития коллективов  предприятий, как правило, составляется в виде перспективного на год, три, или  пять лет с разбивкой заданий  по кварталам (годам) планируемого периода [5, С. 124].

      Типовая структура плана социального  развития коллектива предприятия включает четыре раздела:

      1) изменение социально-демографической структуры коллектива;

      2) повышение квалификации и образования кадров работающих;

      3) основные мероприятия по улучшению условий и охраны труда, укреплению здоровья работников;

      4) улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих и членов их семей [25, С. 304].

      В целях обеспечения выполнения заданий  по всем пунктам плана устанавливаются  конкретные задания, сроки и лица, ответственные за выполнение; выделяются необходимые средства; коллектив  мобилизуется на выполнение запланированных  мероприятий и работ; вводится контроль за реализацией заданий плана. Мероприятия этого плана включаются в оперативно-календарные планы соответствующих производственных подразделений и отделов, которые несут ответственность за их выполнение наравне с планами производства.

      Все мероприятия плана социального развития коллектива согласуются с другими разделами и в первую очередь с планом по труду, планом технического и организационного развития производства, финансовым планом.

      Источники финансирования мероприятий плана  социального развития разнообразны, но должны быть точно определены. В зависимости от объектов социального планирования они могут финансироваться из фонда, выделяемого на реконструкцию, фондов освоения новой техники, развития производства, а также из кредитов банка, из части амортизационных отчислений, идущих на капитальный ремонт [32, С. 85]. 
 
 
 

      2. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  ФИЛИАЛА «МУРАВЛЕНКОВСКНЕФТЬ» ОАО  «ННГ-НОЯБРЬСКНЕФТЕГАЗ» 

      2.1 Характеристика объекта исследования  

      Филиал «Муравленковскнефть» ОАО «ННГ-Ноябрьскнефтегаз» - один из самых продуктивных нефтедобывающих комплексов Ямало-Ненецкого автономного округа, и самое крупное добывающее предприятие ОАО «Газпром нефть».

      Эксплуатируемая площадь Филиала составляет более 400 кв. километров. Основными видами деятельности предприятия являются разработка, добыча и подготовка углеводородного сырья. Эксплуатационный фонд предприятия составляют более 4000 скважин, 2500 из них - добывающие.

      Общая численность работников филиала  «Муравленковскнефть» ОАО «ННГ-Ноябрьскнефтегаз» составляет около 3 000 человек.

      Каждое  из подразделений (управления и отделы) подчиняются непосредственно своему заместителю генерального директора  по определённым направлениям (приложение 1).

      Филиал  «Муравленковскнефть» состоит из 21 цеха:

  • 11 Цехов добычи нефти и газа;
  • Цех подготовки и перекачки нефти;
  • 2 Цеха текущего обслуживания и ремонта трубопроводов;
  • Цех подготовки производства;
  • Цех поддержания пластового давления;
  • 4 Цеха сбора, подготовки и транспорта газа;
  • Цех химического анализа.

      Работники предприятия подразделяются на: 1) промышленно-производственный персонал; 2) непромышленный персонал.

      К первой группе относятся работники, непосредственно участвующие в  производственном процессе, или обслуживающие  его. Ко второй группе относят всех остальных работников, не занятых в производственном процессе.

      Весь  персонал предприятия можно подразделить на две группы: рабочие и служащие. Штатный состав филиала «Муравленковскнефть» включает в себя: 1) руководителей, 2) специалистов, 3) рабочих (табл.2.1). 

      Таблица 2.1.

Анализ структуры персонала предприятия 

  2008 год 2009 год Абсолют.

отклонение

Темп

прироста %

чел. % Чел. %
Среднесписочная численность ППП,всего, в т.ч: 2902 100 2951 100 49 +2
-рабочие 1934 66,6 1987 67,3 53 +3
-руководители 54 1,9 56 1,9 2 +4
-специалисты 914 31,5 908 30,7 - 6 -1
 

                  Результаты анализа показывают, что состав работающих по категориям  персонала в филиала «Муравленковскнефть»  не значительно, но изменился.

            Как видно по данным таблицы, численность ППП в отчетном году по сравнению с прошлым увеличилась и составила 102 %, что в абсолютном выражении составило 49 человек. Из таблицы видно, что удельный вес рабочих в общей численности работников предприятия увеличился  на 4 % в 2009 г. по сравнению с 2008г. К штату руководителей прибавился 2 человека. А вот доля специалистов уменьшилась. В штате специалистов стало меньше на 6 человек.

      Таким образом, на анализируемом предприятии  наблюдается “профицит” рабочей  силы. 

Информация о работе Социальное развитие организации