Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:58, курсовая работа
В современных условиях постоянно растет интерес к явлению, которое получило название морально-психологического, нравственного или социально-психологического климата коллектива.
Сама проблема психологического климата возникла на базе более общей проблемы – взаимодействия людей в процессе совместной деятельности с ее частными (например, ролевое ожидание) и общими (структурными) аспектами.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата трудового коллектива 5
1.1. Понятие и сущность социально-психологического климата в коллективе 5
1.2. Факторы, определяющие социально-психологический климат. 8
1.3. Влияние социально-психологического климата на жизнедеятельность личности и коллектива 10
1.4. Культура общения и пути формирования социально-психологического климата в коллективе 11
Глава 2. Стили руководства трудовым коллективом и его влияние на социально-психологический климат 11
2.1. Стиль управления руководителя коллективом 11
2.2. Управление коллективом и социально психологический климат 11
2.3. Причины не эффективного руководства коллективом 11
Глава 3. Исследование социально-психологического климата в трудовом коллективе 11
3.1. Общие сведения об объекте исследования 11
3.2. Экспресс методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе 11
3.3. Определение индекса групповой сплоченности Сишора. 11
3.4. Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири. 11
3.5. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
ГЛОССАРИЙ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Саратовский
государственный педагогический университет
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент организации»
на
тему: «Социально-психологический
климат в трудовом коллективе»
Выполнил:
Проверил:
Саратов,
2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
В современных условиях постоянно растет интерес к явлению, которое получило название морально-психологического, нравственного или социально-психологического климата коллектива.
Сама проблема психологического климата возникла на базе более общей проблемы – взаимодействия людей в процессе совместной деятельности с ее частными (например, ролевое ожидание) и общими (структурными) аспектами.
Этой теме посвящено немалое количество публикаций, в которых рассматривается достаточно общие вопросы, связанные с характеристикой природы, роли и факторов климата.
Актуальность данной проблемы диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.
Именно с ходом современного социального прогресса, с его противоречиями, социальными и социально-психологическими тенденциями и последствиями неразрывно связаны многие острые проблемы социально-психологического климата в коллективе.
Однако климат это не только проблема сегодняшних социально-психологических сложностей социального прогресса, но одновременно и проблема решения завтрашних перспективных задач, связанных с моделированием новых, более совершенных, чем прежде, межличностных отношений и человеческих общностей.
Формирование благоприятного социально-психологического климата трудового коллектива является одним из важнейших условий борьбы за качество выполняемой работы. Оно означает вместе с тем и доминирование соответствующего ему стиля повседневной деятельности людей как важнейшего фактора мобилизации творческого потенциала всего общества.
Задача совершенствования социально-психологического климата трудового коллектива не только чрезвычайно актуальна, но и в высшей степени перспективна по степени роста ее удельного веса в ряде других социально-психологических проблем коллектива.
Целью курсовой работы является изучение основных вопросов, касающихся социально-психологического климата в коллективе.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
Социально-психологический климат коллектива – условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияющие на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда [5, 180с]. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Для обозначения психологического состояния группы используются такие понятия как «социально-психологический климат», «психологическая атмосфера», «социальная атмосфера», «климат организации», «микроклимат» и др.
По своему происхождению эти понятия являются во многом метафоричными. Можно провести аналогию с природно-климатическими условиями, в которых живет и развивается растение. В одном климате оно может расцвести, в другом – зачахнуть. То же самое можно сказать и о социально-психологическом климате: в одних условиях группа функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других – люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их личностный рост замедляется.
Когда ведут речь о социально-психологическом климате коллектива, подразумевают следующее:
Благоприятный социально-психологический климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д.
Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в группе. К ним относят:
Социально-
Существенным
элементом в общей концепции
социально-психологического климата является
характеристика его структуры. В структуре
социально-психологического климата становится
очевидным наличие двух основных подразделений
– отношения людей к работе и их отношение
друг к другу. Отношения друг к другу дифференцируются
на отношения между товарищами по работе
и отношения в системе руководства и подчинения
(см. рисунок 1).
Рисунок
1 – Структура социально-психологического
климата
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего в отношениях людей друг к другу и к работе, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии.
На самочувствие личности в коллективе, как справедливо отмечает О.В. Лунева, отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе [7, 56c].
При
обращении к проблемам
Глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на социально-психологический климат рабочих групп.
Локальная макросреда, т.е. организация, в структуру которой входит трудовой коллектив. Размеры организации, статусно-ролевая структура, отсутствие функционально-ролевых противоречий, степень централизации власти, участие сотрудников в планировании, в распределении ресурсов, состав структурных подразделений (половозрастной, профессиональный, этнический) и т.д.
Физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в группе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от трудовой деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного СПК [7, 123c].
Удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти. Привлекательность работы повышают удовлетворенность условиями труда, оплатой, системой материального и морального стимулирования, социальным обеспечением, распределением отпусков, режимом работы, информационным обеспечением, перспективами карьерного роста, возможностью повысить уровень своего профессионализма, уровнем компетентности коллег, характером деловых и личных отношений в коллективе по вертикали и горизонтали и т.д.
Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни сотрудника, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д. – все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на СПК в рабочем коллективе [7, 150c].
Психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на социально-психологический климат. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В следующем параграфе мы рассмотрим, как коллектива влияет на личность индивида входящего в данный коллектив.
Роль социально-психологического климата коллектива в качестве фактора его состояния и продуктивности определяется несколькими обстоятельствами.
Прежде всего, морально-психологический климат коллектива является одним из наиболее существенных элементов в общей системе условий существования и жизнедеятельности коллектива. Особая значимость в системе условий человеческой деятельности определяется, во-первых, тем, что социально-психологический климат характеризует ближайшие, самые непосредственные (в отличии от более удаленных и опосредованных) условия этой жизнедеятельности. Во-вторых, явления климата характеризует не столько внешние по отношению к человеку, сколько внутренние, психологические аспекты этой среды, ее психологическую атмосферу [2, 149c].
Одним из наиболее очевидных проявлений благоприятной атмосферы, способствующей продуктивности совместной деятельности людей, является вниманием, расположение, симпатия человека к человеку.
Другим не менее важным свойством здорового морально-психологического климата коллектива является настроение духовного подъема, жизнерадостности, которое опирается на определенные цели и увлекательные задачи совместной деятельности.
Существенным
условием наиболее полного развертывания
духовного потенциала личности в
коллективе является и обстановка взаимной
ответственности и
Информация о работе Социально-психологический климат в трудовом коллективе