Социально-психологический климат в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание

В современных условиях постоянно растет интерес к явлению, которое получило название морально-психологического, нравственного или социально-психологического климата коллектива.
Сама проблема психологического климата возникла на базе более общей проблемы – взаимодействия людей в процессе совместной деятельности с ее частными (например, ролевое ожидание) и общими (структурными) аспектами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата трудового коллектива 5
1.1. Понятие и сущность социально-психологического климата в коллективе 5
1.2. Факторы, определяющие социально-психологический климат. 8
1.3. Влияние социально-психологического климата на жизнедеятельность личности и коллектива 10
1.4. Культура общения и пути формирования социально-психологического климата в коллективе 11
Глава 2. Стили руководства трудовым коллективом и его влияние на социально-психологический климат 11
2.1. Стиль управления руководителя коллективом 11
2.2. Управление коллективом и социально психологический климат 11
2.3. Причины не эффективного руководства коллективом 11
Глава 3. Исследование социально-психологического климата в трудовом коллективе 11
3.1. Общие сведения об объекте исследования 11
3.2. Экспресс методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе 11
3.3. Определение индекса групповой сплоченности Сишора. 11
3.4. Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири. 11
3.5. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
ГЛОССАРИЙ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

Работа состоит из  1 файл

Финальная часть (всё сделано).doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)
 

 

Продолжение таблицы Б.1

Группа 1 Группа 2
21 11 14
22 9 16
23 5 16
24 17 15
25 7 17
  252 388
  10,08 15,52
 
 

 

    Приложение  В

    Оценка  межличностных отношений  по методике Т. Лири

 

     Методика  создана Т.Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком  в 1954 году [6] и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

     Опросник  содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности.

Таблица В.1

Результаты  тестирования межличностных  отношений по методике Т. Лири

№ п/п I II III IV V VI VII VIII
1 11 7 7 0 1 0 8 9
2 1 1 2 1 1 0 2 4
3 5 1 5 0 2 5 9 5
4 10 8 3 2 0 1 0 1
5 5 5 7 2 0 0 1 12
6 3 12 9 1 6 11 1 10
7 9 9 0 0 3 3 3 3
8 7 3 5 9 1 6 0 11
9 4 0 4 7 5 0 8 5
10 9 8 9 0 0 8 7 2
11 4 5 3 0 0 5 5 2
12 1 10 6 2 1 4 2 3
13 5 13 8 1 2 1 1 5
14 11 6 0 1 0 2 3 7
15 2 9 4 1 1 6 0 9
16 1 11 4 1 1 3 5 11
17 1 8 3 7 1 7 1 2
18 4 2 7 0 1 0 1 0
19 0 10 11 3 1 5 1 0
 
 
 
 
 

Продолжение таблицы В.1

№ п/п I II III IV V VI VII VIII
20 3 3 5 1 0 0 0 10
21 6 8 1 0 0 0 9 7
22 1 11 10 4 0 1 5 1
23 7 9 2 0 3 1 4 2
24 3 7 5 1 5 1 6 9
25 5 10 0 1 0 1 4 4
 
 

 

    Приложение  Г

    Методика  определения стиля  руководства трудовым коллективом

 

     Разработан  В.П. Захаровым на основе опросника  А.Л. Журавлева [6]. Основная методика состоит из 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом. Порядок тестирования содержится в инструкции.

     Инструкция: «Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые  качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. вам следует внимательно прочесть все три утверждения в составе группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует вашему мнению о руководителе. Отметьте выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Не пишите на опроснике! Ставьте отметки только на листе ответов».

     Тест  «Стиль руководства»

     Отвечая на вопросы, оцените степень своего согласия: 1 балл – нет, так совсем не бывает; 2 балла – нет, как правило, так не бывает; 3 – неопределенная оценка; 4 – да, как правило, так бывает; 5 – да, так бывает всегда.

     Вопросы.

    1. Я давал бы подчиненным нужные поручения даже  в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня.
    2. У меня всегда много идей и планов.
    3. Я прислушиваюсь к замечаниям других.
    4. Мне в основном удается привести логически правильные аргументы при обсуждениях.
    5. Я настраиваю сотрудников на то, чтобы они решали свои задачи самостоятельно.
    6. Если меня критикуют, то я защищаюсь, несмотря ни на что.
    7. Когда другие приводят свои доводы, я всегда прислушиваюсь.
    8. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы за ранее.
    9. Свои ошибки я по большей части признаю.
    10. Я предлагаю альтернативы к предложениям других.
    11. Защищаю тех,  у кого есть трудности.
    12. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью.
    13. Я принимаю во внимание точку зрения других и стараюсь  включить ее в проект решения.
    14. Обычно я настаиваю на своей точке зрения и гипотезах.
    15. Я с пониманием выслушиваю и агрессивно  высказываемые контраргументы.
    16. Ясно выражаю свои мысли.
    17. Я всегда признаюсь в том, что не все знаю.
    18. Энергично защищаю свои взгляды.
    19. Я стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими.
    20. Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргумент.
    21. Я помогаю другим советом, как организовать свой труд.
    22. Увлекаясь своими проектами, я обычно не беспокоюсь о чужих работах.
    23. Я прислушиваюсь  и к тем, кто имеет точку зрения, отличающуюся от моей собственной.
    24. Если кто-то не согласен с моим проектом, то я не сдаюсь, а ищу новые пути, как переубедить другого.
    25. Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной.
    26. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях.
    27. Я всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих проектов.
    28. Я понимаю чувства других людей.
    29. Я больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю чужие.
    30. Прежде чем защищаться, я всегда выслушиваю критику.
    31. Излагаю свои мысли системно.
    32. Я помогаю другим получить слово.
    33. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях.
    34. Я меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей.
    35. Как правило, я никого не перебиваю.
    36. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так.
    37. Я трачу много энергия на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступить.
    38. Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу.
    39. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны  и те, которые очень редко просят слова.

     Обработка результатов.

     1) Сложить бальные оценки, проставленные в вопросах 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 36, 37, 40 обозначить сумму через А (она находится в интервале от 20 до 100).

     2) Сложить баллы в вопросах 2, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39 – и обозначить сумму через В.

     3) Если сумма А, по крайней  мере, на 10 баллов превышает сумму  В, то большая часть людей  считают вас хорошим дипломатом, вы способны учесть мнение  других, склонны к демократическому  стилю управления. Если сумма А свыше 85 – склонны к либерально – попустительскому стилю.

     4) Если сумма В как минимум  на 10 баллов больше суммы А,  то вы ведете дискуссию авторитарно,  властно, бесцеремонно, агрессивно, склонны к авторитарному стилю  руководства.

     5) Если суммы А и В различаются менее чем на 10 баллов, то либо вы еще не выбрали свой стиль управления, либо склонны к непоследовательному стилю.

Таблица Г.1

Результаты  тестирования по определению стиля руководства трудовым коллективом

№ п/п Директивный компонент Попустительский компонент Коллегиальный компонент
1 5 9 2
2 3 12 1
3 0 12 4
4 3 5 8
5 2 10 4
6 0 13 3
7 1 10 5
8 6 10 0
9 3 13 0
10 2 8 6
11 0 14 2
12 3 4 9
13 4 4 8
14 0 9 7
15 1 13 2
16 4 10 2
17 3 1 12
18 0 12 4
19 1 13 2
20 2 10 4
21 0 13 3
22 1 10 5
23 2 10 4
24 0 13 3
25 1 10 5

Информация о работе Социально-психологический климат в трудовом коллективе