Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:58, курсовая работа
В современных условиях постоянно растет интерес к явлению, которое получило название морально-психологического, нравственного или социально-психологического климата коллектива.
Сама проблема психологического климата возникла на базе более общей проблемы – взаимодействия людей в процессе совместной деятельности с ее частными (например, ролевое ожидание) и общими (структурными) аспектами.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата трудового коллектива 5
1.1. Понятие и сущность социально-психологического климата в коллективе 5
1.2. Факторы, определяющие социально-психологический климат. 8
1.3. Влияние социально-психологического климата на жизнедеятельность личности и коллектива 10
1.4. Культура общения и пути формирования социально-психологического климата в коллективе 11
Глава 2. Стили руководства трудовым коллективом и его влияние на социально-психологический климат 11
2.1. Стиль управления руководителя коллективом 11
2.2. Управление коллективом и социально психологический климат 11
2.3. Причины не эффективного руководства коллективом 11
Глава 3. Исследование социально-психологического климата в трудовом коллективе 11
3.1. Общие сведения об объекте исследования 11
3.2. Экспресс методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе 11
3.3. Определение индекса групповой сплоченности Сишора. 11
3.4. Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири. 11
3.5. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
ГЛОССАРИЙ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
Рисунок
3 – Групповая сплоченность в коллективе
Средний индекс групповой сплоченности равен 15,52, иначе говоря, показатель групповой сплоченности достаточно высокий. В данном коллективе можно говорить о таких чувствах, как коллективизм, взаимная ответственность, уверенность отдельного индивида в своем коллективе, существуют общие внутриколлективные интересы и цели, которые достигаются сообща и при общем согласии.
По результатам тестирования (приложение В) получили следующие данные:
I. Авторитарный тип.
52% – уверенные в себе люди, упорные и настойчивые, но не обязательно лидеры. В их числе 32% сотрудников с адаптивным поведением, 20% с умеренно-адаптивным поведением.
48
% – доминантные, энергичные, компетентные,
успешные в делах, любят давать советы,
требуют к себе уважения и могут быть авторитетными
лидерами их поведение можно расценить
как экстремальное.
II. Эгоистичный тип.
У 100% сотрудников эгоистические черты, ориентированы на себя и имеется склонность к соперничеству. В их числе 48% сотрудников с адаптивным поведением, 40% - с умеренно – адаптивным поведением и 12% с экстремальным поведением.
III. Агрессивный тип.
92%
сотрудников обладают
8% – требовательны, прямолинейны, откровенны, строги в оценки других, непримиримы, склонны обвинять во всем окружающих, ироничны и раздражительны. Их поведение ближе к экстремальному.
IV. Подозрительный тип.
96%
сотрудников относятся
4%
испытывают трудности в
V. Подчиняемый тип.
92%
сотрудников скромны,
8% – застенчивы и кротки, имеют склонность подчинятся без учета ситуации, их поведение можно назвать экстремальным.
VI. Зависимый тип.
92% – конформны, мягки, ожидают помощи и советов, доверчивы и вежливы. В том числе 60% имеют адаптивное поведение и 32% умеренно – адаптивное поведение.
8%
имеют склонность к
VII. Дружелюбный тип.
88% склонны к сотрудничеству, кооперации, гибки и компромиссны при решении проблем и конфликтных ситуаций, стремятся быть в согласии с окружающими, следуют условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с другими. В их числе имеют адаптивное поведение 52% сотрудников и 36% умеренное.
12%
сотрудников дружелюбны и
VIII. Альтруистичный тип.
84% сотрудников ответственны, деликатны, мягки, эмоциональное отношение проявляется в симпатии, сострадании, умеют подбодрить и отзывчивы. В их числе 56% - с адаптивным поведением и 28% с умеренно – адаптивным.
16% – гиперответственны, стремятся помочь и сострадать всем, навязчивы в своей помощи и слишком активны по отношению к окружающим. Их поведение близко к экстремальному.
Из
данных процентных соотношений вывели
средний показатель: 55% коллектива имеют
адаптивное поведение; 27,5% – умеренное;
17,5% – экстремальное поведение (рисунок
4).
Рисунок 4 – Межличностные отношения в коллективе
Результаты
исследования по определению стиля руководства
трудовым коллективом представлены в
приложении Г. На рисунке 5 представлена
диаграмма распределения оценок сотрудников.
Рисунок
5 – Стиль руководства трудовым коллективом
в группе
По результатам тестирования 20% коллектива считают, что руководитель ориентирован на собственное мнение и оценки. Стремится к власти, уверен в себе, склонен к жесткой формальной дисциплине, большая дистанция с подчиненными, не желает признавать ошибки. Игнорирует инициативу, творческую активность людей. Единолично принимает решения. Контролирует все действия подчиненных. Авторитарный стиль руководства.
В коллективе 72% сотрудников считают, что руководитель сочетает требовательность и контроль с инициативным и творческим подходом к выполняемой работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделять ответственность. Демократичность в принятии решения. Данный стиль руководства определяется, как демократический.
Что руководитель демонстрирует снисходительность к работникам, считают 8% сотрудников. У него отсутствует требовательность и строгая дисциплина, контроль, полная либеральность, панибратство с подчиненными. Существует склонность перекладывать ответственность в принятии решений.
Подводя итоги, по результатам проведенного исследования видим, что в коллективе преобладает благоприятный психологический климат. Поведенческий и когнитивный компонент положительны, что говорит о высоком уровне сотрудничества. Данный факт подтверждается и высоким уровнем групповой сплоченности.
Руководитель данного коллектива использует в основном демократический стиль управления. Присутствуют элементы ситуативного стиля управления в решении трудовых задач.
Все выше сказанное ставит руководителя перед необходимостью совершенствования знаний с целью создания наиболее благоприятного социально-психологического климата в своем коллективе.
В реальных организациях таких групп, которые полностью бы отвечали всем требованиям коллектива, в действительности почти нет. Большинство реально существующих групп занимает промежуточное положение между слаборазвитой группой и высокоразвитым коллективом. По отдельным своим социально-психологическим параметрам эти группы вполне могут претендовать на то, чтобы называться коллективами, однако по другим серьезно уступают.
В ходе подготовки курсовой работы и проведения экспериментального исследования были решены следующие задачи:
1. На социально психологический климат влияют многие факторы, как внутренние, так и внешние, а так же типы межличностных отношений – авторитарный, зависимый и др. Для установления благоприятного социально – психологического климата в коллективе необходимо знать и учитывать все психологические и социальные особенности влияния всех факторов и групповых процессов на поведение индивиды.
2.
На поведение индивида в
3. Положительно влияют друг на друга такие компоненты социально - психологического климата как: когнитивный компонент, эмоциональность и коллегиальный стиль руководства, когнитивный компонент и дружелюбие, поведение людей и групповая сплоченность.
4.
Из выше изложенных результатов мы видим,
что стиль руководства непосредственно
влияет на социально – психологический
климат в коллективе.
Затраты – выраженные в денежной форме расходы предприятий, предпринимателей, частных производителей на производство, обращение, сбыт продукции. Экономическое содержание понятия "затраты" аналогично "издержкам", однако на практике в бухгалтерском учете чаще употребляются словосочетания с "затратами", в экономическом анализе – с "издержками". Принято выделять виды затрат: материальные, на оплату труда, на ремонт и восстановление основных средств, дополнительные (на обучение, социально-культурные нужды) и др.
Коллектив (от лат. collectivus – собирательный) – группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, в более широком смысле – люди, объединенные общими идеями, интересами. Коллектив работников одного предприятия иногда называют трудовым коллективом.
Макросреда – экономическая, природная, социально-культурная, политическая среда, в условиях которой функционирует фирма, которая окружает фирму.
Общество – 1) граждане страны, ее население, рассматриваемые в совокупности с их историей, интересами, потребностями, желаниями, убеждениями, поведением, психологией; 2) объединение граждан, предприятий для осуществления общей хозяйственной деятельности (хозяйственное общество); 3) объединение лиц, граждан по интересам; общественная организация, создаваемая в целях содействия какому-либо делу; 4) сложившаяся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворения потребностей. Общество поддерживается в силу обычаев, традиций, законов.
Психологическая совместимость – способность двух и более людей согласовывать свои действия и сохранять доброжелательность во взаимоотношениях при различных видах совместной деятельности.
Психологические барьеры – особое психологическое состояние, выражающееся в неадекватной пассивности субъекта и препятствующее выполнению им, тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении негативных переживаний и установок – стыда, страха, тревоги, чувства вины, заниженной самооценки, связанных с задачей и текущей ситуацией. В социальном поведении человека психологические барьеры представлены, в первую очередь, коммуникативными барьерами (барьерами в общении с определенным человеком или группой людей), проявляющимися в отсутствии гибкости межличностных социальных установок, а также барьерами смысловыми. Субъективно психологические барьеры переживаются как трудность в общении и взаимопонимании, застенчивость, некоммуникабельность, что способствует возникновению внутренних конфликтов, неадекватно заниженной самооценке.
Подчиненный – должностное лицо, подчиняющееся старшему по должности.
Руководитель – работник, принимающий решения по важнейшим вопросам деятельности аппарата управления с целью обеспечения эффективного труда производственного коллектива. В круг должностных обязанностей руководителя входит подбор и расстановка кадров, координация работы исполнителей, производственных звеньев и подразделений управления.
Социально-
Социальный прогресс – восхождение к более сложным формам общественной жизни; изменение в социальных отношениях, ведущее к росту социальной свободы и социальной справедливости.
Социальные отношения – отношения людей друг к другу, складывающиеся в исторически определенных общественных формах, в конкретных условиях места и времени; отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Различают классовые, национальные, этнические, групповые и личностные социальные отношения.
Информация о работе Социально-психологический климат в трудовом коллективе