Социально-психологический климат в трудовом коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 10:58, курсовая работа

Описание

В современных условиях постоянно растет интерес к явлению, которое получило название морально-психологического, нравственного или социально-психологического климата коллектива.
Сама проблема психологического климата возникла на базе более общей проблемы – взаимодействия людей в процессе совместной деятельности с ее частными (например, ролевое ожидание) и общими (структурными) аспектами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы социально-психологического климата трудового коллектива 5
1.1. Понятие и сущность социально-психологического климата в коллективе 5
1.2. Факторы, определяющие социально-психологический климат. 8
1.3. Влияние социально-психологического климата на жизнедеятельность личности и коллектива 10
1.4. Культура общения и пути формирования социально-психологического климата в коллективе 11
Глава 2. Стили руководства трудовым коллективом и его влияние на социально-психологический климат 11
2.1. Стиль управления руководителя коллективом 11
2.2. Управление коллективом и социально психологический климат 11
2.3. Причины не эффективного руководства коллективом 11
Глава 3. Исследование социально-психологического климата в трудовом коллективе 11
3.1. Общие сведения об объекте исследования 11
3.2. Экспресс методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе 11
3.3. Определение индекса групповой сплоченности Сишора. 11
3.4. Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири. 11
3.5. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
ГЛОССАРИЙ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11

Работа состоит из  1 файл

Финальная часть (всё сделано).doc

— 387.00 Кб (Скачать документ)

     Либеральный стиль руководства характеризуется безынициативностью, невмешательством в процесс тех или иных работ. Либерал предпринимает какие-нибудь действия только по указаниям вышестоящего руководства, стремиться уклониться от ответственности за решения. Обычно в такой роли выступают люди недостаточно компетентные, не уверенные в прочности своего служебного положения. Либералы непринципиальны, могут под влиянием разных людей и обстоятельств изменять свое решение по одному и тому же вопросу. В организации, где руководитель-либерал, часто важные вопросы решаются без его участия.

     Во  взаимоотношениях с подчиненными либерал  корректен и вежлив. Положительно реагирует на критику, не требователен к подчиненным и не любит контролировать их работу.

     В стремлении приобрести и укрепить авторитет  он способен предоставлять подчиненным  различного рода льготы, выплачивать  незаслуженные премии, посылать в  интересные командировки без видимой необходимости.

     Таким образом, либерал старается поддерживать свой авторитет. Может за нерадивого подчиненного сам выполнить работу, не любит увольнять плохих работников.

     Ситуативный стиль управления гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива [10, 345c].

     Еще один критерий эффективности руководителя, это степень авторитета руководителя. Выделяются три формы авторитета руководителя:

  1. формальный авторитет обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемая должность;
  2. моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя;
  3. функциональный авторитет определяется компетентностью руководителя, деловым качеством и его отношением к своей профессиональной деятельности.

     Низкий  функциональный авторитет приводит, как правило, к потере его влияния на сотрудников, что вызывает в качестве ответной реакции агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.

     В следующем параграфе мы будем  выявлять наилучшие пути управления коллективом для более эффективной  деятельности сотрудников и организации.

    2.2. Управление коллективом и социально психологический климат

     Социальная  психология рассматривает коллектив как особое качество группы, связанное с общей деятельностью.

     Можно выделять основные характеристики, которые  указываются различными авторами как  обязательные признаки коллектива. Прежде всего, коллектив  это объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели (в этом смысле коллективом не может быть хотя и сплоченная, но антисоциальная группа, например группа преступников).

     Во-вторых, добровольный характер объединения, причем под «добровольностью» здесь пожимается не стихийность  образования коллектива, а такая характеристика группы, когда  она не просто «задана» внешними обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно построенных ими отношений, на базе общей деятельности. Существенным признаком коллектива является его целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенная структурой руководства и управления. Наконец, коллектив представляет собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

     Чтобы группу сотрудников можно было назвать  коллективом,  нужно начинать с  постановки ясных целей, которые  представляют собой довольно мощное объединяющее средство. Сначала эти цели необязательно должны быть большими и сложными, чтобы люди могли в них легко разобраться и наверняка добиться успеха. Успех порождает доверие, согласие и взаимопонимание, а это ключ к новому успеху. Ничто так не сплачивает коллектив, как поиск решений, поэтому с людьми нужно как можно чаще советоваться. Творчество людей дает возможность раскрывать, по-новому потенциал коллектива.

     Существуют  два типа коллективов формальные и неформальные [3, 59с]. Формальные создаются руководством на определенный срок, временно или постоянно, в целях выполнения какой-то официальной работы. Это могут быть подразделения, находится в рамках иерархической структуры предприятия или учреждения, а могут быть и межфункциональные, необходимые для корректировки   деятельности основных подразделений,  совместного поиска важных решений.

     Одновременно  с созданием формальных групп  спонтанно возникает множество  неформальных, вместе образующих неформальную организацию. В нее объединяются те же самые сотрудники коллективов для достижения своих собственных целей далеких от официально установленных, находя в процессе повседневного служебного общения все больше точек соприкосновения.

     В любом коллективе существует так  называемая «шкала престижа»,  где работники занимают место в соответствии с признанием коллег. Это место далеко не всегда совпадает с формальным положением человека в официальной «табели о рангах». Часто бывает так, что наиболее высоким авторитетом в коллективе пользуется человек,  формально не занимающий никаких ответственных должностей. Такой человек становится неформальным лидером данного коллектива.

     Лидер и руководитель  это не  одно и то же. Различие тут такое же, как между формальной и неформальной группой. Лидер это такой человек,  который по отношению к группе может рассматриваться как его зеркало. Им может быть только тот, кто несет на себе черты, приветствуемые и одобряемые именно в данной группе. Поэтому пересаживание лидера в другую группу или его назначение сверху в качестве руководителя малоэффективно.

     Силу  всякого коллектива составляет его  сплоченность, которая зависит от умелого управления руководителя.

     Для руководителя коллектив – главная опора в его работе. Ведь коллектив потенциально может добиться большего, чем каждый из его членов в сумме. Кроме того, в коллективе люди, как правило, меньше подвержены стрессам, зато вырабатывают больше идей и лучше решают крупные междисциплинарные проблемы. В коллективе всегда возникает особый дух соревнования, подтягивающий отстающих и существенно повышающий общую эффективность работы.

     Он  потенциально является невероятным  стимулом, фактором поддержки и воодушевления. Люди могут получать удовольствие от членства в коллективе, посвящать  себя ему, ставить высокие цели, создавать стимулирующую и творческую среду.

     Итак, мы видим четыре основных фактора, влияющие на эффективность работы сотрудников:

     1) организационные  статус, размер и состав коллектива;

     2) среда, в которой функционирует  коллектив, состояние коммуникаций в конкретное место, где коллектив работает;

     3) важность и характер задач,  стоящих перед людьми;

     4) свобода организации собственной  работы, позволяющая сотрудникам  на деле трудиться более слаженно  и заинтересованно [9, 301c].

     Взаимоотношения подчиненных с руководителем, психологический климат коллектива, результаты его работы зависят от стиля управления, реализуемого руководителем.

    2.3. Причины не эффективного  руководства коллективом

      Исследователи пришли к некоторым обобщениям относительно содержания деятельности современного руководителя. Эти обобщения позволяют выделить те способности и умения, которые требуются от умелого, грамотного, эффективного руководителя в настоящее время и в будущем.

     М. Вуддок и Д.Френсис на основании исследования, выделяют одиннадцать факторов, которые, по их мнению, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия [5, 133c]:

    1. Стрессы, давление и неопределенность во все большей мере присутствуют в большинстве форм жизни организаций. Поэтому от умелых руководителей требуется способность эффективно управлять собой и своим временем.

    2. Эрозия традиционных ценностей привела к серьезному расстройству личных убеждений и ценностей. Поэтому от современных руководителей требуется способность прояснить свои личные ценности.

    3. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от руководителей требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.

    4. Организационные системы не в состоянии обеспечить все возможности для обучения, требующиеся современному руководителю. Поэтому каждый руководитель должен сам постоянно поддерживать собственный рост и развитие.

    5. Проблем становится все больше, и они все сложнее, в то время как средства их решения зачастую более ограничены. Поэтому способность решать проблемы быстро и эффективно становится все более важной частью управленческих навыков.

    6. Постоянная борьба за рынки сбыта, энергетические ресурсы и прибыльность делают необходимыми выдвижение новых идей и постоянное приспосабливание- Поэтому руководители должны быть изобретательны и способны гибко реагировать на изменение ситуации.

    7. Традиционные, иерархические отношения затрудняются. Поэтому эффективное управление призывает к использованию навыков влияния на окружающих, нс прибегая к прямым приказам.

    8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего. Поэтому требуются новые, более современные управленческие приемы, и многие руководители должны освоить иные подходы в отношении своих подчиненных.

    9. Большие затраты и трудности связаны ныне с использованием наемных работников. Поэтому от каждого руководителя требуется более умелое использование людских ресурсов.

    10. Возрастающие масштабы изменений требуют освоения новых навыков, развития новых подходов и борьбы с возможностью собственного «устаревания». Поэтому руководителю требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.

    11. Сложные проблемы во все большей мере требуют объединения усилий нескольких людей, совместно осуществляющих их решение. Поэтому руководитель должен уметь создавать и совершенствовать группы, способные быстро становиться изобретательными и результативными в работе.

     Итак, в XXI в. управленческая деятельность потребует наличия у руководителей следующих навыков и способностей:

    • способность управлять собой;

    • разумные личностные ценности;

    • четкие личные цели;

    • упор на постоянный личный рост;

    • навык решать проблемы;

    • изобретательность и способность к инновациям;

    • высокая способность влиять на окружающих;

    • знание современных управленческих подходов;

    • способность руководить;

    • умение обучать и развивать подчиненных;

    • способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

     Поскольку каждая управленческая задача предъявляет  те или иные конкретные требования, мы не считаем, что каждый из вышеупомянутых факторов в равной мере имеет отношение к любой ситуации. Однако они действительно обеспечивают основу для оценки каждым работником своих возможностей по отношению к требованиям их работы. Когда какие-либо из этих навыков и способностей отсутствуют у руководителя, возникает ограничение. Таким образом, из приведенного определения может быть выведен список из одиннадцати потенциальных ограничений [1, 240c].

     1. Неумение управлять собой.

     Есть  немало руководителей, которые рискуют своим здоровьем, позволяя волнениям и рабочим заботам поглощать их энергию. Те руководители, которые не умеют правильно «разряжаться», не полностью используют свое время, энергию и навыки, не способны справиться со стрессами, возникающими в жизни управленца, ограничены неспособностью управлять собой. 
 

Информация о работе Социально-психологический климат в трудовом коллективе