Социальный менеджмент

Автор работы: Анна Воробьева, 26 Июля 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание

Все мы живем в системе управленческих и организующих отношений, которые становятся со временем все более сложными, и нельзя полагаться все время на прежний опыт отдельных руководителей или организации в целом. Ведь с каждым днём появляются новые задачи, которые требуют единственно правильного решения.
В настоящее время перед бизнес-сообществом стоит крупная проблема, которую пытаются решить уже многие годы — создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев нового уровня, способных думать и действовать в условиях сложившегося кризисного состояния общества, правильно использовать имеющиеся ресурсы и принимать сложные решения.
Основа успешного руководства при наличии власти заключается в управлении общественными делами, привлечении к этому общества в целом и отдельных граждан, делегируя им властные функции и вместе с ними развивая самостоятельность, самоуправление людей, направляя работу всего общества на путь социального прогресса. А огромная ошибка современной российского мировоззрения заключается в том, что всё сводится к захвату власти.

Работа состоит из  1 файл

мой.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

       Таким образом, социальное управление — это  во многом продукт социальных организаций.

       В настоящее время без признания  разумности социальной организации, включая  общество, невозможно дальше продвинуться к пониманию принципов ее функционирования.

       Предположение о разумности организации не означает, что у нее действительно есть разум, который имеет определенное местонахождение. Речь идет лишь о том, что для того, чтобы лучше понять социальную организацию и социальное управление, следует воспользоваться аналогией с живым организмом. 
     Разумность человека проявляется в том, что он способен распознавать и удовлетворять свои потребности. Этой способностью он обязан нервной системе, головному и спинному мозгу. Без этой способности он не был бы  человеком. То же самое относится и к социальным организациям. Если бы социальная организация не обладала способностью выявлять и решать свои проблемы, она не была бы организацией. Этим она обязана своему механизму управлению.

       Таким образом, «разумность» социальных организаций  обеспечивается социальным менеджментом. Другими словами, социальный менеджмент – это то, что обеспечивает разумное поведение социальной организации. 8

       Управленческая  деятельность призвана обслуживать реализацию целей и функций управления, обеспечивать подготовку и проведение в жизнь управленческих решений. Ее можно определить как набор выработанных историческим опытом, научным познанием и талантом людей навыков, умений, способов, средств целесообразных действий человека в сфере управления.

       Управленческая  деятельность отличается интеллектуальным характером, поскольку всегда есть процесс выработки, принятия и практической реализации управленческих решений, призванных изменять состояние и течение общественных процессов, уровень использования социальных ресурсов общества, а опосредованно — сознание и поведение людей. Она должна адекватно отражать социальную действительность, вскрывать имеющиеся ресурсы, находить средства и резервы, выбирать оптимальные способы совершенствования социальных систем и перевода их на новый уровень.

       Во  многом управленческая деятельность является информационной, потому что связана  с получением, осмыслением, систематизацией, хранением, выдачей социальной и, прежде всего, управленческой информации. Существуют большие трудности в получении того, что олицетворяет собой информацию, пригодную для управления. Хаос фактов, событий, данных при их субъективном истолковании, не является информацией. Информацией может быть только то, что характеризует тот или иной общественный процесс в целом, с выявлением причин и движущих сил, определяющих его состояние и динамику. Поэтому управленческая деятельность в основе своей и посвящена поиску, отбору, переработке и анализу социальной информации, которая и лежит в основе целесообразной управленческой деятельности.

       Анализируя  дальше систему управления, необходимо выделить следующие ее компоненты. Помимо объекта и субъекта управления, организационных и управленческих отношений и соответствующих видов деятельности, в нее входят функции управления, под которыми понимают конкретные направления деятельности. Функции управления можно классифицировать по их общим значениям, разделяя их на функции целевые и организационные. Назначение целевых функций состоит в направленности к определенной цели системы, которая может охватывать разные уровни социальной организации. Поскольку суть управления состоит в достижении цели, целевые функции являются не только необходимым, но и определяющим элементом, как управленческой деятельности, так и всей системы управления, ее становления и развития.

       Становление и развитие социального менеджмента  связано с тем, что в современных условиях нарастают тревожные тенденции, угрожающие разрушению человека как личности, его связей с обществом, оскудению его духовности и культуры.

       К их числу следует отнести:

       а) нарастающую социальную дифференциацию, как между странами, так и внутри отдельных стран, что в сочетании с борьбой за ресурсы может привести к текущим локальным конфликтам и повлечь за собой высокую угрозу глобального потрясения;

       б) происходящие планетарные изменения в природной среде (нарастание «парникового эффекта» и грядущее за ним изменение климата, истощение озонового слоя, сокращение площади лесов и деградация почв, нарастающее загрязнение почвы, воды и атмосферы токсичными отходами человеческой деятельности);

       в) стремительный рост численности населения Земли при сокращении ресурсных возможностей планеты;

       В результате возрастает противоречие между личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности мира, таящая в себе возможности нарастающих социальных взрывов и катастроф. Углубление этого противоречия ведет к деградации личности, укреплению ложных ценностей в духовном мире, что и является, в конечном счете, причиной антисоциального поведения, нарастающей агрессивности, возникающих военных конфликтов.9

       Под влиянием социального менеджмента формируется новая культура управления. В ней особое значение приобретают рациональное начало, знания, современные концепции, научное проектирование и программирование, математическое и социальное моделирование. Эти методы научного управления направляются на более полное использование социальных ресурсов, «человеческого фактора». Формирование управленческих знаний, управленческих концепций, проектов и программ перестает быть привилегией руководящего центра и становится достоянием местных сообществ, быстро развивается муниципальный менеджмент. Последний затронул, прежде всего, органы местного самоуправления, муниципальные образования, где коренным образом изменил качество взаимоотношений между жителями территорий, промышленными финансовыми группами и органами местного самоуправления. В кризисных ситуациях, в период моделирования общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на плавных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактических задач, поступательность их достижения.

       Социальный  проект представляет собой такую  разновидность программы, в которой отражены не только актуальные ориентиры, общие задачи, но и уточнены сроки достижения подцелей, скоординированы усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного развития объекта и использования социальных нормативов. Словом, проект характеризуется глубокой проработкой социальных задач и включает меры не только социально-диагностического, но и организационно-управленческого (технологического) обеспечения.

       Таким образом, чтобы достойно ответить на вызовы ХХ1-го века, необходимы инновационный метод освоения социального пространства, поиск средств, которые способны не только изучать и предсказывать различные социальные перемены, но так же активно воздействовать на практическую жизнь, оказывать воздействие на развитие сложных социальных систем и получать прогнозируемый социальный результат.

1.2. История развития  социального менеджмента

       В настоящее время сложно сказать, когда и как зародились наука и искусство управления. Управление всегда существовало там, где люди работали группами. Даже в самых древних обществах требовались личности, которые бы координировали и направляли деятельность групп. К примеру, египетские пирамиды — это памятник управленческого искусства того времени, поскольку строительство таких уникальных сооружений требовало четкости в планировании, организации работы великого множества людей, контроля за их деятельностью.

       При всем многообразии различных взглядов на развитие и становление управления можно выделить главные положения, лежащие в основе тех или иных этапов становления социального менеджмента.

       Началом научного изучения социального управление можно считать сочинение древнегреческого философа Платона (V-IV вв. до н.э.) «Государство»10, где он отмечал, что управление (правление) – это не просто искусство, но деятельность, которая во многом может и должна быть упорядочена. Он давал правила, советы для управления человеческими коллективами. Вслед за Платоном, его ученик Аристотель считал, что с помощью разумного управления государство может обеспечить социальное благополучие людей. В качестве основных функций управления он рассматривал законодательную, исполнительную и судебную.

       В конце XIX и начале XX века основное внимание экономической науки было приковано к фирме и к вопросам ее управления. Появился менеджмент как наука и искусство управления фирмами. Основатели менеджмента совсем иначе отнеслись к управлению, чем их предшественники.

       Возникновение современной науки управления связывается с именем Ф. Тейлора (1856—1915), представителем классической школы.

       В основе системы Тейлора лежали методы рационализации труда отдельных рабочих, обусловившие перестройку процесса производства и соответственно организацию процесса управления. Именно эта сторона тейлоровского учения нашла широкое применение в работе промышленных предприятий.

       Наряду  с вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и производственных подразделений, которые составляли основу системы Ф. Тейлора, началась разработка более общих принципов организации труда и управления. Родоначальником этого направления в классической школе считается А. Файоль, впервые предложивший классификацию функций управления. Согласно ему, существует 5 функций управления:

  • предвидение;
  • планирование;
  • организацию;
  • координирование;
  • контроль.

       Они отличаются от функций управления, выделяемых античными философами. Это  отличие объясняется различием объектов управления (общество и фирма). В таком случае получается, что различные организации имеют различные функции и принципы управления и должны изучаться независимо друг от друга. Именно это и наблюдается при изучении вопросов управления обществом и фирмой: общество изучает социология, политология, государствоведение и правоведение, социальная философия, история; фирму – менеджмент, экономика и организация производства.11

       Совершенствованием  организации производства промышленного предприятия занимался Г. Форд (1863—1947), сделавший дальнейший шаг в использовании системы Ф. Тейлора и применивший ее в массовом производстве, что потребовало соответствующей организации системы управления. С этой целью Форд применял следующие принципы организации управления:

  • точный расчет и планирование всего процесса производства, его ступеней и связей;
  • учет и планирование условий работы;
  • подготовка сырья, материалов, механизмов, рабочей силы;
  • осуществление производства по стандартной технологии; постоянный поиск путей совершенствования производства.

       Родоначальником другого направления в теории управления является Э. Мэйо (1880—1949), представитель школы «человеческих отношений». В результате экспериментов с группами рабочих на заводах фирмы «Уэстерн электрик» в городе Хоторне, продолжавшихся 13 лет, Мэйо пришел к выводу,

       что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы.12

       Основные  положения этого направления сводятся к выявлению роли отношений в малых неформальных группах и утверждению того, что в практике управления необходимо выявлять и использовать социально-психологические особенности группы.

       Школа «социальных систем» использует выводы школы «человеческих отношений», рассматривая человека в организации как социально ориентированное и направляемое существо, обладающее различными потребностями, влияющими на среду в организации. В то же время среда оказывает влияние на формирование потребностей.

       В модели «Человеческие ресурсы» сотрудники рассматриваются как источник неиспользованных резервов и как важнейшая возможность наладить более рациональное планирование и принятие решений в общей структуре предприятия. Удовлетворение сотрудников уже не является важнейшей целью, а становится результатом личной заинтересованности работающего.

       Наиболее  часто употребляемое толкование термина «менеджмент человеческих ресурсов» — мобилизация сотрудников посредством активной работы менеджеров. На самом деле можно привести очень много толкований и, хотя они различаются по некоторым пунктам, выделить несколько общих черт. Три основные из них:

  • отношение к человеческому фактору как источнику доходов;
  • создание простора деятельности для каждого сотрудника, чтобы он мог внести свой личный вклад в общее дело;
  • интеграция кадровой политики в общую политику предприятия общества.

       Целью этого вида менеджмента является принятие на работу, умение удержать, совершенствование и профессиональная подготовка компетентных и заинтересованных сотрудников, которые эффективно и результативно помогут реализовать цели организации. 13

       В становлении и развитии социального  менеджмента большую роль сыграли исследования Макса Вебера(1864–1920) – немецкого социолога и историка. Он исследовал взаимоотношения экономики с другими сферами человеческой деятельности (политикой, правом и т.д.). Основное внимание в его исследованиях обращено на социологию экономического поведения людей. Главной идеей М. Вебера является идея экономической рациональности, которая нашла последовательное воплощение в современном менеджменте. Идея рациональности получила развитие в концепции рациональной бюрократии. М. Вебер считал развитие бюрократии перспективной стороной исторического процесса. По его мнению, бюрократия обладает точностью, быстротой, компетентностью, постоянством управленческого процесса; она обеспечивает служебную тайну, единоначалие, субординацию, сведение до минимума конфликтов и экономичность.

Информация о работе Социальный менеджмент