Автор работы: Анна Воробьева, 26 Июля 2010 в 21:24, курсовая работа
Все мы живем в системе управленческих и организующих отношений, которые становятся со временем все более сложными, и нельзя полагаться все время на прежний опыт отдельных руководителей или организации в целом. Ведь с каждым днём появляются новые задачи, которые требуют единственно правильного решения.
В настоящее время перед бизнес-сообществом стоит крупная проблема, которую пытаются решить уже многие годы — создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев нового уровня, способных думать и действовать в условиях сложившегося кризисного состояния общества, правильно использовать имеющиеся ресурсы и принимать сложные решения.
Основа успешного руководства при наличии власти заключается в управлении общественными делами, привлечении к этому общества в целом и отдельных граждан, делегируя им властные функции и вместе с ними развивая самостоятельность, самоуправление людей, направляя работу всего общества на путь социального прогресса. А огромная ошибка современной российского мировоззрения заключается в том, что всё сводится к захвату власти.
Так как образование стремиться к открытости в будущем, то сами образовательные системы выступают в качестве сложных открытых, способных к самоорганизации и самораскрытию систем.
Управление образованием включает в себя самые различные аспекты. Это, прежде всего, управление процессами развития системы образования в целом, ее различными подсистемами, структурами и уровнями в особенности. Речь идёт о количественных параметрах, численности образовательных учреждений и обучающихся в них людей. Этот аспект стал актуальным в последние годы в связи с отсутствием необходимой внутренней связи и взаимозависимости между деятельностью образовательных учреждений подсистем начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования и изменениями, происходящими на рынке труда.
Система образования иногда отстает от требований рынка труда, а иногда, ориентируясь на существующие профессии и специальности, создаёт избыток выпускников по некоторым из них, что не всегда сопровождается здоровой конкуренцией и более того, может способствовать социальной напряженности. Поэтому возникает потребность изменения социальной политики, направленной на развитие профессионального образования, что составляет прерогативу социального управления процессами его развития.27
С другой стороны, управление образованием должно уделять внимание качеству образования. Эта проблема становится актуальной в связи с изменением системы российского образования, которой всё больше необходимы не столько дипломированные, сколько знающие и умеющие специалисты. Поскольку качество образования включает в себя как минимум три главные характеристики – качество содержания образования, качество его процесса и качество результата, вопрос заключается в том, как можно управлять качеством образования на федеральном, региональном и местном уровнях. Очевидно, здесь необходим системный подход, предполагающий всестороннее изучение данного вопроса.
Рассмотрим управление образованием на каждом из этих уровней.
На
федеральном уровне реализуется
институционально-системное
Второй уровень управления образованием – региональный – охватывает деятельность всех субъектов Федерации. Он включает в себя реализацию государственных образовательных стандартов и федеральных образовательных программ, создание и внедрение собственных региональных программ и концепций развития образования. Здесь же решаются вопросы финансирования образования. Центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области (государственным органом управления образованием), проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в сфере образования является Департамент образования Ивановской области.29
На
уровне субъектов Федерации
Местный
уровень непосредственно
Переход
России от тоталитарной модели управления
обществом к демократической, от
централизованного ведения
Существует
ряд серьёзных проблем
Наблюдаются недостатки в деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием, к которым относятся:
1. Сложившаяся отрицательная традиция «вмешательства» работников органов управления в самые разнообразные, но несвойственные им функции. Эта традиция складывалась десятилетиями. Она чудовищно перегружает как работников органов управления образованием, так и самих работников образования – руководителей образовательных учреждений, учителей и т.д. Стремление многих управленцев по традиции всё контролировать приводит к неэффективности самого управления и крайне ограничивает возможности развития управляемого объекта – самой системы образования. Примером могут послужить многочисленные тематические, комплексные и другие проверки, когда учитель или руководитель образовательного учреждения не успевают ничего предпринять по итогам предыдущей проверки, как уже прислали следующую.
2. Неразграниченность основных и вспомогательных функций управления. В этом отношении интересны результаты социологического исследования, проведенного среди работников органов управления образованием. По результатам опроса задачи, стоящие перед системой управлением образованием, по степени актуальности сгруппировались плачевным образом. Более половины опрошенных на первое место поставили задачи эффективного управления финансовыми и материальными ресурсами системы. И лишь 40% сказали, что главные задачи органов управления образованием – это управление качеством обучения; нормативно-правовое регулирование; совершенствование механизмов распределения потоков учащихся по различным каналам обучения.
3. Недостаточная управленческая компетентность подавляющего большинства работников органов управления образованием. Исследования в этой области показали, что большинство работников органов управления даже не различают функции, механизмы, задачи и виды управления. Что бы избежать такой ситуации, необходима специальная подготовка управленческих кадров, направленная на активное использование новых направлений в развитии функций управления, связанных с использованием методов стратегического анализа, прогнозирования и проектирования, разграничения компетенций и ответственности; активное включение общественности в разработку и принятие управленческих решений в области образования.30
Эффективность деятельности
В качестве основных принципов модернизации российской системы образования можно выделить следующие три, а именно, повышение:
Соответственно, главными направлениями модернизации системы управления образованием должны стать следующие: управление качеством; управление доступностью и управление эффективностью.
Эти три ключевых момента и должны стать, очевидно, основными, главными функциями органов управления образованием всех уровней, которые по отношению к системе управления в целом будут выполнять интегрирующую, системообразующую роль.
Эффективное управление будет иметь место тогда, когда воздействие на все переменные параметры управляемого объекта в конечном счете обеспечивает главные результаты – новое качество, доступность и эффективность.
Управление доступностью
Проблема доступности распространяется также и на детей-инвалидов, сирот и т.д., а также на начальное и среднее профессиональное образование. Далеко не вся молодежь может попасть в соответствующие учреждения из-за ограниченности приема, транспортной недоступности и т.п. По данным ЮНЕСКО в России всего 69,5% молодежи в возрасте от 15 до 18 лет учится в стационарных учебных заведениях. Вопрос в том, где находятся остальные 30%.
Управление качеством. Следует иметь в виду, что в соответствии с международными стандартами ISO управление качеством подразумевает, в первую очередь, обеспечение качества процесса производства товара или услуги. Обеспечение качества продукции на основе процедур обеспечения качества на каждой стадии жизненного цикла ее производства в международном стандарте ISO 8402 получило название «петли качества».
«Петля качества» для производителей образовательных услуг, и, соответственно, для управления состоит из следующих элементов:
Управление эффективностью образования, включает в себя несколько элементов: