Социальный менеджмент

Автор работы: Анна Воробьева, 26 Июля 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание

Все мы живем в системе управленческих и организующих отношений, которые становятся со временем все более сложными, и нельзя полагаться все время на прежний опыт отдельных руководителей или организации в целом. Ведь с каждым днём появляются новые задачи, которые требуют единственно правильного решения.
В настоящее время перед бизнес-сообществом стоит крупная проблема, которую пытаются решить уже многие годы — создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев нового уровня, способных думать и действовать в условиях сложившегося кризисного состояния общества, правильно использовать имеющиеся ресурсы и принимать сложные решения.
Основа успешного руководства при наличии власти заключается в управлении общественными делами, привлечении к этому общества в целом и отдельных граждан, делегируя им властные функции и вместе с ними развивая самостоятельность, самоуправление людей, направляя работу всего общества на путь социального прогресса. А огромная ошибка современной российского мировоззрения заключается в том, что всё сводится к захвату власти.

Работа состоит из  1 файл

мой.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)
fy">       Образование задает новые формы общественной жизни, обеспечивает становление общностей людей, адекватных своей истории и культуре, реализует функцию развития способностей человека.

       Так как образование стремиться к открытости в будущем, то сами образовательные системы выступают в качестве сложных открытых, способных к самоорганизации и самораскрытию систем.

       Управление  образованием включает в себя самые  различные аспекты. Это, прежде всего, управление процессами развития системы образования в целом, ее различными подсистемами, структурами и уровнями в особенности. Речь идёт о количественных параметрах, численности образовательных учреждений и обучающихся в них людей. Этот аспект стал актуальным в последние годы в связи с отсутствием необходимой внутренней связи и взаимозависимости между деятельностью образовательных учреждений подсистем начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования и изменениями, происходящими на рынке труда.

       Система образования иногда отстает от требований рынка труда, а иногда, ориентируясь на существующие профессии и специальности, создаёт избыток выпускников по некоторым из них, что не всегда сопровождается здоровой конкуренцией и более того, может способствовать социальной напряженности. Поэтому возникает потребность изменения социальной политики, направленной на развитие профессионального образования, что составляет прерогативу социального управления процессами его развития.27

       С другой стороны, управление образованием должно уделять внимание качеству образования. Эта проблема становится актуальной в связи с изменением системы российского образования, которой всё больше необходимы не столько дипломированные, сколько знающие и умеющие специалисты. Поскольку качество образования включает в себя как минимум три главные характеристики – качество содержания образования, качество его процесса и качество результата, вопрос заключается в том, как можно управлять качеством образования на федеральном, региональном и местном уровнях. Очевидно, здесь необходим системный подход, предполагающий всестороннее изучение данного вопроса.

       Рассмотрим  управление образованием на каждом из этих уровней.

       На  федеральном уровне реализуется  институционально-системное управление. Здесь разрабатываются основные направления социальной политики в сфере образования, федеральная программа его развития, законодательство об образовании, нормы и принципы функционирования образовательных учреждений в стране, создаются государственные образовательные стандарты, принимаются решения о совершенствовании оплаты труда и росте заработной платы преподавательского состава и стипендиального фонда студентов, аспирантов и докторантов. В настоящее время руководство образованием в Российской Федерации на федеральном уровне власти осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) и подчиненная ему Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).28

       Второй  уровень управления образованием –  региональный – охватывает деятельность всех субъектов Федерации. Он включает в себя реализацию государственных образовательных стандартов и федеральных образовательных программ, создание и внедрение собственных региональных программ и концепций развития образования. Здесь же решаются вопросы финансирования образования. Центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области (государственным органом управления образованием), проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление и координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в сфере образования является Департамент образования Ивановской области.29

       На  уровне субъектов Федерации преобладает  системный подход к управлению образованием. Это означает:

  • нацеленность на преодоление разобщенности между различными образовательными учреждениями дошкольного, школьного, дополнительного, профессионального образования и формирование единого образовательного пространства в субъекте Федерации;
  • включение этих учреждений в систему связей с различными структурами производства, культуры, науки, государственными органами и установление между ними социального партнёрства;
  • стимулирование инновационной деятельности образовательных учреждений, направленной на повышение их эффективности и рост престижа образования;
  • подготовку управленческих кадров для учреждений образования;
  • контроль за своевременным финансированием поддержку в финансовом и материально-техническом обеспечении образовательных учреждений.

       Местный уровень непосредственно реализуется  в конкретных образовательных учреждениях.

       Переход России от тоталитарной модели управления обществом к демократической, от централизованного ведения хозяйства  к рыночной экономике поставил перед обществом ряд проблем. Среди них находятся проблемы образования, в том числе и профессионального, и проблема управления им. За последние годы появились публикации об отставании России от мирового уровня в области образования.

       Существует  ряд серьёзных проблем управления образованием, одна из которых заключается  в обеспечении общедоступного бесплатного образования в соответствии с принятыми государственными образовательными стандартами на всех ступенях существующей в стране системы образования.

       Наблюдаются недостатки в деятельности региональных и муниципальных органов управления образованием, к которым относятся:

       1. Сложившаяся отрицательная традиция «вмешательства» работников органов управления в самые разнообразные, но несвойственные им функции. Эта традиция складывалась десятилетиями. Она чудовищно перегружает как работников органов управления образованием, так и самих работников образования – руководителей образовательных учреждений, учителей и т.д. Стремление многих управленцев по традиции всё контролировать приводит к неэффективности самого управления и крайне ограничивает возможности развития управляемого объекта – самой системы образования. Примером могут послужить многочисленные тематические, комплексные и другие проверки, когда учитель или руководитель образовательного учреждения не успевают ничего предпринять по итогам предыдущей проверки, как уже прислали следующую.

       2. Неразграниченность основных и вспомогательных функций управления. В этом отношении интересны результаты социологического исследования, проведенного среди работников органов управления образованием. По результатам опроса задачи, стоящие перед системой управлением образованием, по степени актуальности сгруппировались плачевным образом. Более половины опрошенных на первое место поставили задачи эффективного управления финансовыми и материальными ресурсами системы. И лишь 40% сказали, что главные задачи органов управления образованием – это управление качеством обучения; нормативно-правовое регулирование; совершенствование механизмов распределения потоков учащихся по различным каналам обучения.

       3. Недостаточная управленческая компетентность подавляющего большинства работников органов управления образованием. Исследования в этой области показали, что большинство работников органов управления даже не различают функции, механизмы, задачи и виды управления. Что бы избежать такой ситуации, необходима специальная подготовка управленческих кадров, направленная на активное использование новых направлений в развитии функций управления, связанных с использованием методов стратегического анализа, прогнозирования и проектирования, разграничения компетенций и ответственности; активное включение общественности в разработку и принятие управленческих решений в области образования.30

         Эффективность деятельности любого  образовательного учреждения в  условиях рыночной экономики  во многом зависит от использования современных методов и принципов менеджмента.

       В качестве основных принципов модернизации российской системы образования  можно выделить следующие три, а именно, повышение:

  • качества (образования);
  • доступности (образования);
  • эффективности (образовательной системы).

       Соответственно, главными направлениями модернизации системы управления образованием должны стать следующие: управление качеством; управление доступностью и управление эффективностью.

       Эти три ключевых момента и должны стать, очевидно, основными, главными функциями органов управления образованием всех уровней, которые по отношению к системе управления в целом будут выполнять интегрирующую, системообразующую роль.

       Эффективное управление будет иметь место  тогда, когда воздействие на все переменные параметры управляемого объекта в конечном счете обеспечивает главные результаты – новое качество, доступность и эффективность.

         Управление доступностью образования  требует решения многих проблем.  В частности, проблема школьного образования. Известно, что общеобразовательная школа с 1 по 11 класс теряет «по дороге» 4,7 млн. человек. Из них примерно 700 тыс. человек поступает в учреждения начального профессионального образования, 800 тыс. чел. – среднего профессионального. Но более 3 млн. человек уходят из школы «в никуда», пополняя ряды преступников, наркоманов и т.п. Отказ от школьного образования – это не только огромная социальная опасность, но и экономическая «яма», особенно в условиях напряженной демографической ситуации. За каждой школой может быть закреплена определенная территория – микрорайон, за которую она будет нести ответственность. Если какие-либо территории оказываются не охваченными, то вмешивается муниципальный уровень. Он должен будет либо построить новую школу, или обеспечить доставку учащихся в действующие школы, например, автобусами. Если же муниципальный уровень этого сделать не в состоянии, вмешивается региональный уровень – строит новые школы и т.д. Эта модель уже отрабатывается в ряде регионов РФ.

       Проблема  доступности распространяется также и на детей-инвалидов, сирот и т.д., а также на начальное и среднее профессиональное образование. Далеко не вся молодежь может попасть в соответствующие учреждения из-за ограниченности приема, транспортной недоступности и т.п. По данным ЮНЕСКО в России всего 69,5% молодежи в возрасте от 15 до 18 лет учится в стационарных учебных заведениях. Вопрос в том, где находятся остальные 30%.

       Управление  качеством. Следует иметь в виду, что в соответствии с международными стандартами ISO управление качеством подразумевает, в первую очередь, обеспечение качества процесса производства товара или услуги. Обеспечение качества продукции на основе процедур обеспечения качества на каждой стадии жизненного цикла ее производства в международном стандарте ISO 8402 получило название «петли качества».

       «Петля  качества» для производителей образовательных  услуг, и, соответственно, для управления состоит из следующих элементов:

  • изучение потребностей рынков труда и образовательных услуг;
  • набор абитуриентов;
  • формирование программ, форм и методов обучения;
  • обеспечение обучения ресурсами;
  • организация процесса обучения;
  • аттестация выпускников, присвоение квалификации выпускникам;
  • мониторинг трудоустройства выпускников (для общеобразовательной школы – мониторинг дальнейшей «судьбы» выпускников, это касается продолжения образования в учреждениях профессионального образования, в том числе по профессиям, приоритетным для социально-экономического развития территории).

       Управление  эффективностью образования, включает в себя несколько элементов:

  1. Выделение бюджета развития, обеспечивающего реализацию в системе образования инвестиционных проектов, прежде всего, по модернизации учебного оборудования системы образования. Создание систем информационного обеспечения процессов принятия управленческих решений, в том числе модернизация образовательной статистики.31 Например, В 2006 году закончилось выполнение ивановской областной целевой программы «Информатизация системы общего образования Ивановской области» на 2004–2006 годы, основной целью которой являлось создание единого информационно-образовательного пространства Ивановской области. Финансирование программы за 3 года составило 55,7 млн р., что позволило обеспечить все общеобразовательные учреждения современной компьютерной техникой (средний показатель по области – 29 учащихся на 1 компьютер) и начать внедрять информационно-коммуникационные технологии в систему управления образованием.32
  2. Создание системы управления человеческими ресурсами системы образования.
  3. Создание системы маркетинга образовательных услуг и служб по связям с общественностью для выработки и разъяснения образовательной политики.
  4. Создание специальных сервисных служб для осуществления закупок для системы образования (в этот блок входит и проведение, например, ремонтных работ школьных зданий на конкурсной основе).33

Информация о работе Социальный менеджмент