Социальный менеджмент

Автор работы: Анна Воробьева, 26 Июля 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание

Все мы живем в системе управленческих и организующих отношений, которые становятся со временем все более сложными, и нельзя полагаться все время на прежний опыт отдельных руководителей или организации в целом. Ведь с каждым днём появляются новые задачи, которые требуют единственно правильного решения.
В настоящее время перед бизнес-сообществом стоит крупная проблема, которую пытаются решить уже многие годы — создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев нового уровня, способных думать и действовать в условиях сложившегося кризисного состояния общества, правильно использовать имеющиеся ресурсы и принимать сложные решения.
Основа успешного руководства при наличии власти заключается в управлении общественными делами, привлечении к этому общества в целом и отдельных граждан, делегируя им властные функции и вместе с ними развивая самостоятельность, самоуправление людей, направляя работу всего общества на путь социального прогресса. А огромная ошибка современной российского мировоззрения заключается в том, что всё сводится к захвату власти.

Работа состоит из  1 файл

мой.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

       Задача  образовательных учреждений заключается в удовлетворении потребности общества в экономических благах, получивших наименование образовательные услуги. Качество образовательных услуг можно определить не только тем, сколько и каких услуг предоставлено, а количеством и качеством собственного труда обучавшегося и степенью реализации его личных способностей.

       Поскольку корневое понятие «образование»  распространяется и на «образование»  как результат (образованность), и на «образование» как образовательный процесс, позволяющий получить необходимый результат, то и понятие «качество образования» относится и к результату, и к процессу.

       Оценка качества образования должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды, т.е. оценки потребителей образовательных услуг и внутренние оценки качества в самой системе.

       Рассмотрим  несколько способов оценки качества образования.

       Самооценка  обучающихся и обучающих. До последнего времени этот вопрос в педагогике вообще не поднимался. А в условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» самоконтроль и самооценка своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Так что проблема требует решения в виде разработки соответствующего научно-методического аппарата самооценивания учащимися, студентами достижений в своей учебной деятельности, а также научно-методического аппарата самооценки педагогических кадров и руководителей образовательных учреждений.

       Внутренний  мониторинг качества. Во многих странах, в том числе и в России, в учебных заведениях распространен так называемый «внутренний мониторинг качества». Это регулярное, 2–3 раза в семестр, в полугодие проведение анкетирования среди учащихся, студентов, а также учителей, преподавателей. Анкеты содержат вопросы, касающихся всех сторон жизни учебного заведения: качества преподавания каждого учебного предмета, учебных материалов, объективности оценок, состояния учебных помещений, работы библиотеки и т.д. По каждому задаваемому вопросу учащийся, студент проставляет соответствующую оценку. Анализ таких анкет позволяет судить о деятельности каждого учителя, преподавателя, других работников и всех служб и своевременно принимать соответствующие меры.

       На  уровне образовательного учреждения оценка качества образования представлена двумя процедурами: государственной итоговой аттестацией выпускников и промежуточной, текущей аттестацией учащихся, студентов в рамках внутренней системы контроля качества образования.

       Если  в полной средней школе тестовый инструментарий для оценки качества подготовки учащихся вводится организацией ЕГЭ, то для выпускников основной школы, для учащихся и студентов учреждений профессионального образования в большинстве субъектов РФ инструментарий оценки разрабатывается самими образовательными учреждениями, т.е. производители образовательных услуг сами оценивают качество своей «продукции». Независимость оценочных процедур как основополагающий принцип организации контроля качества образования не реализуется.

       Оценки  органов управления образованием. В настоящее время органы управления образованием оцениваются только лишь соответствующими администрациями регионов или правительством РФ в зависимости от подчиненности. Органы управления образованием сегодня не подлежат никакой оценке со стороны ни обучающихся, ни обучающих, ни образовательных учреждений, ни со стороны внешних субъектов – родителей, общественности, производственных структур, политических организаций и т.п.

       В качестве методологической основы для  оценки качества деятельности территориальных образовательных систем может быть предложена так называемая потоковая модель. Как любая система, образовательная система характеризуется: составом, структурой, целями и функциями. Кроме того, она функционирует в некоторой внешней среде и описывается ограничениями, накладываемыми внешней средой, например, государственными образовательными стандартами, требованием доступности образования и т.д.

       Единицей  образовательной системы следует считать образовательное учреждение. Следует отдельно отметить, что органы управления не выполняют образовательной функции и должны рассматриваться как координирующие и «обеспечивающие». Это необходимо оговорить особо в виду сложившейся отрицательной традиции «вмешательства» работников органов управления в несвойственные им функции.

       Предметами оценки образовательных систем являются:

       1) На «входе» - спрос на образовательные  услуги.

       2) На «выходе» - спрос на выпускников.

       С точки зрения первых двух предметов  оценок одной из основных целей образовательной системы является согласование, удовлетворение и опережающее формирование спроса на образовательные услуги и выпускников в рамках заданных институциональных ограничений и существующего ресурсного обеспечения в территориальном, отраслевом и уровневом аспектах. Отметим, что первые две оценки являются по отношению к образовательной системе внешними и основными, а остальные (перечисляемые ниже) – внутренними (вспомогательными).

       3) состав образовательных учреждений  – полнота, оптимальность.

       В настоящее время существует проблема недостатка молодых специалистов, работающих в социальной сфере, в том числе и в области образования. Молодые специалисты составляют всего 3% от числа всех сотрудников социальной сферы г. Иваново (349 человек из 8 тыс. 812). Из них в сфере образования заняты 138 молодых людей. Как отметил исполняющий обязанности главы администрации г. Иваново Александр Кузьмичев на пресс-конференции, посвященной старту программы поддержки молодых специалистов: «Нехватка молодых специалистов в городе объясняется просто. Во-первых, в социальной сфере низкие зарплаты, во-вторых, не наблюдается большого количества вакансий».

          По словам начальника управления  образования администрации г.  Иваново Елены Юферовой, финансовая  часть программы версталась из  расчета на то, что программа быстро даст хорошие результаты. В частности, управление образования рассчитывает на то, что в следующем году в школах и детсадах будет работать уже 190 молодых специалистов34;

       4) структура образовательной системы – полнота охвата населения, соответствие потребностям производства и т.д.;

       5) ограничения деятельности образовательных  учреждений;

       6) ресурсное обеспечение образовательных систем: мотивационное, кадровое, научно-методическое, финансовое, материально-техническое, информационное.

       Подобная потоковая модель может стать основой для построения технологий оценок качества деятельности территориальных образовательных систем.

       Следует особо подчеркнуть, что важным фактором успешного развития региональных и  муниципальных образовательных  систем является широкое участие работодателей, общественных организаций, образовательного сообщества, населения в этих процессах. Одно из основных условий такого участия – «прозрачность» деятельности территориального органа управления образованием, полнота и доступность информации для всех социальных партнеров системы образования. Именно поэтому получаемая в рамках мониторинговых исследований информация о состоянии и тенденциях развития региональных и муниципальных систем образования должна быть представлена основным заказчикам и потребителям, социальным партнерам образования.

       Как таковые оценки со стороны населения  отсутствуют. Необходим «внешний мониторинг качества» образования:

       – степень удовлетворенности получаемым  образованием – уровнем осваиваемой образовательной программы и качеством обучения, а также условиями обучения – комфортность, личная безопасность и т. д.;

       – степень удовлетворенности полученным образованием – уровнем образовательной программы и качеством полученного образования;

       – уровень капитализации полученного общего и профессионального образования, выражающийся в повышении личных доходов человека.35

       Говоря  о специфике менеджмента в  образовании, нужно отметить, что  менеджмент и маркетинг в сфере  образования в России делают свои первые шаги. Только наиболее дальновидные организаторы и коллективы российских образовательных учреждений уже всерьез занимаются менеджментом и маркетингом. Вместе с тем, переход образовательных учреждений и потребителей образовательных услуг к рыночным отношениям стал свершившимся фактом. Чтобы придать им цивилизованный характер, нужно подготовить соответствующие научно-педагогические и управленческие кадры в сфере образования.

       Практика  показывает, что основной причиной невысокой эффективности управления образовательным процессом является формальная реализация системного подхода: его подмена набором рекомендаций конъюнктурного характера, замена деятельностной системы комплексом абстрактных и надуманных форм и структур и т.п. Все это приводит к серьезным противоречиям между субъектами, взаимодействующими в образовательном процессе, следствием чего и является жесткое разделение субъектов взаимодействия на субъект и объект. Возникает также диссонанс между целями, способами и содержанием деятельности, что, в свою очередь, приводит к несоответствию полученного результата с поставленными целями.36

       С позиций педагогического менеджмента  деятельность менеджеров образовательного процесса представляется как непрерывная  цепь разрешения постоянных противоречий между формализмом и творчеством в каждом управленческом аспекте, в каждом управленческом воздействии на подчиненных (учащихся).

       Никакое нововведение не терпит косности и  шаблона, так как нельзя приспосабливать  живой, развивающийся организм к  устоявшимся привычным формам. Наоборот, формы должны приводиться в соответствие с изменяющимися целями и задачами. Сказанное целиком и полностью относится к системе управления образованием, к педагогическому менеджменту как условию эффективного функционирования образовательной системы. Применительно к образовательному процессу и управлению им, понятие “педагогическая система” можно определить как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

       Однако  образовательный процесс не только управляется, но и самоуправляется. Такая система обязательно обладает свойством целостности, и добавление или изъятие какого-либо компонента преобразует ее в уже иную, новую систему, а иногда разрушает ее.

       Функционирование, развитие и саморазвитие образовательного процесса – главное условие его существования. Управлять познавательным самообразовательным процессом - это значит, в первую очередь, направлять, помогать, на основе четкого планирования, организации и контроля этого процесса в целом. Никакого человека, в принципе, ничему научить нельзя, если он того сам не захочет.

       В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что актуальная проблема в управлении образованием на федеральном, региональных и муниципальных уровнях остается в виде "государство – общество – личность". Чтобы в ней разобраться, необходимо не только её теоретическое осмысление в современных условиях России, но и практическая разработка её механизмов и их взаимодействия. При решении этих проблем необходимо учитывать ситуацию стратегической нестабильности Российского государства. Поэтому все проблемы, связанные с управлением образованием должны учитывать неустойчивость и необратимость социальных систем.

2.2 Эффективность социального  менеджмента

       Управление эффективно, если оно обеспечивает решение задач в возможно короткий срок с наименьшими затратами ресурсов: финансовых, экономических, трудовых, социальных и т.п. Нельзя рассматривать эффективность только как результат различных видов управленческой деятельности. Интегрирующим для общества остается социальный результат, повышение качества жизни граждан с наименьшими затратами всех остальных средств. Ведь главным критерием эффективности и основной целью общественного развития является именно качество жизни.

       Для оценки качественных параметров эффективности управленческой деятельности вначале необходимо соотнести цели, ведущее место среди которых занимают социальные, которые задают вектор развития всем остальным, а так же затраты на их осуществление. При этом эффективность оценивается как плодотворный результат усилий по достижению социальных целей и как степень приближенности к выполнению социальных нормативов.

       Необходимыми условиями высокой эффективности являются, во-первых, согласованность результатов с фундаментальными, перспективными целями развития социальной системы (общества), особенно в период его реформирования или модернизации; во-вторых, ориентация на человека, «человеческий ресурс». Оценку эффективности управления осложняет то, что:

Информация о работе Социальный менеджмент