Социальный менеджмент

Автор работы: Анна Воробьева, 26 Июля 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание

Все мы живем в системе управленческих и организующих отношений, которые становятся со временем все более сложными, и нельзя полагаться все время на прежний опыт отдельных руководителей или организации в целом. Ведь с каждым днём появляются новые задачи, которые требуют единственно правильного решения.
В настоящее время перед бизнес-сообществом стоит крупная проблема, которую пытаются решить уже многие годы — создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев нового уровня, способных думать и действовать в условиях сложившегося кризисного состояния общества, правильно использовать имеющиеся ресурсы и принимать сложные решения.
Основа успешного руководства при наличии власти заключается в управлении общественными делами, привлечении к этому общества в целом и отдельных граждан, делегируя им властные функции и вместе с ними развивая самостоятельность, самоуправление людей, направляя работу всего общества на путь социального прогресса. А огромная ошибка современной российского мировоззрения заключается в том, что всё сводится к захвату власти.

Работа состоит из  1 файл

мой.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)
  • разные эффекты не могут быть измерены в одних и тех же единицах;
  • эффекты могут иметь разную направленность, модальность (положительную, отрицательную);
  • не существует в полной мере стоимостных оценок некоторых результатов деятельности, например, человеческой жизни, культурных ценностей, гениальных идей, художественных произведений и т.п.37

       Значимость  действий субъектов управления в конечном счете определяется результатами развития общества, сбалансированностью интересов его членов, качеством их жизни.

       Универсальной схемой оценки эффективности является построение оптимальной теоретической модели объекта управления с учетом передового мирового и отечественного опыта и наложение этой модели на реальную жизнь. Так происходит оценка проблемной ситуации.

       Количественное  и качественное состояния процесса, объекта, которые отвечают всем общественно приятным характеристикам и ожиданиям, называется эталоном. Эталоны делятся на два типа:

       1) международные, разрабатываемые такими организациями, как ООН, МОТ, ЮНЕСКО и др.;

       2) национальные: федеральные, региональные (субъекта Федерации), местные, муниципальные.

       Об  эффективности управления обществом  можно судить, например, по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП), включающему три основные позиции: среднюю продолжительность жизни, уровень образования и доходы населения. По данным ООН, Россия фактически покинула группу развитых стран и сейчас по ИРЧП занимает 73 место в мире (рядом с Эквадором, Оманом и Саудовской Аравией).

         Так же для оценки эффективности управления обществом используются и другие показатели, в частности:

       - темпы и масштабы прироста национального богатства, исчисляемые по методике ООН;

       - уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по соответствующим его видам;

       - упорядоченность, безопасность и надежность общественных отношений, их воспроизводство с нарастающим позитивным результатом.

       - уровень благосостояния жизни  людей в расчете на душу населения и с разбивкой на доходы различных категорий, а также в сравнении со стандартами развитых стран;

       Например, по экспериментальным расчетам специалистов Института экономики РАН, выполненных на базе данных Всемирного банка, на начало третьего тысячелетия национальное богатство всех стран мира оценивалось в 550 трлн. долл. Национальное богатство США оценивалось примерно в 24 трлн. долл.

       Человеческий  капитал практически во всех странах  мира превышал половину накопленного национального богатства. Высокий удельный вес человеческого капитала свидетельствует об уровне развития стран и о неравномерном распределении природных элементов богатства.

       В рамках данного исследования национальное богатство России оценивалось в 60 трлн. долл., из которых на человеческий капитал приходилось 30 трлн. долл., природный 24 трлн. долл. и на воспроизводимый 6 трлн. долл. Удельный вес накопленного человеческого капитала в России был значительно ниже, чем в промышленно развитых странах.

       В расчете на душу населения Россия имела самый высокий показатель накопленного национального богатства  – 400 тыс. долл. США, что в 4 с лишним раза выше общемирового показателя.38

         Разрабатываются и другие количественные показатели, отражающие качество жизни людей. Такие усилия предпринимаются как по линии ООН, так и по линии национальных государств. Определением социальных показателей занимаются с конца 60-х гг. ряд различных международных и региональных межправительственных организаций. ВОЗ определяет показатели состояния здоровья и доступа к услугам в области здравоохранения. ЮНЕСКО совершенствует показатели в области образования, МОТ - в сфере контроля за занятостью и безработицей.

       Так, например, исследования Всемирной Организации  Здравоохранения показали, что в то время, пока в большинстве стран мира продолжительность жизни растет, в России этот показатель не просто остается на прежнем уровне, но даже падает. Средняя продолжительность жизни у мужчин в нашей стране сейчас меньше 59 лет. Тем не менее международное сообщество уделяет очень мало внимания здравоохранению, выделяя гораздо меньше финансовой помощи, чем следовало бы ожидать, исходя из состояния здоровья и доходов населения. Правительства стран региона также не уделяют должного внимания приоритетности здоровья населения; государственное финансирование почти не повлияло на существенную, постоянно растущую разницу в состоянии здоровья и доступе к медицинской помощи между бедными и богатыми слоями населения.

       В Российской Федерации эффективность  социального менеджмента в области  образования зависит от работы Министерства Образования и Науки РФ. 5 сентября 2005 года стартовал приоритетный национальный проект "Образование". Он  призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В национальном проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов.

       Поддержка на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные программы, способствует повышению открытости образовательной системы, её восприимчивости к запросам общества. Поощрение талантливых молодых людей призвано сформировать основу для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей.

       Государственная поддержка инновационных программ вузов, учреждений начального и среднего профессионального образования, а  также создание новых федеральных университетов направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений, внедрение новых программ и технологий и, в целом, повышение качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой страны и отдельных регионов. Открытие новых бизнес-школ также напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики, на формирование собственной системы подготовки управленческих кадров высочайшего класса.

       Таким образом, направления приоритетного  национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги.

       В результате проведения этого проекта  в 2008 году Ивановская область вошла в первую группу регионов России, в которых был отмечен высокий уровень проектных действий, качества планирования мероприятий нацпроекта "Образование" и принятия управленческих решений по их выполнению. Благодаря поддержке правительства региона и ивановской областной думы объем средств, направленных в 2008 году в сферу образования в рамках реализации нацпроекта "Образование", составил более 630 млн. рублей, в том числе 409 млн. рублей - из бюджета области. Общий объем средств областного и федерального бюджетов за время реализации проекта в 2006-2008 годах составляет свыше 1,5 млрд. рублей. По словам губернатора Ивановской области Михаила Меня, движение вперед в системе образования очевидно, и этот прорыв произошел за короткий период времени. "Теперь необходимо принять меры, чтобы кадровый потенциал не отставал от технического", - заметил он.

       Среди достижений проекта "Образование" можно выделить внедрение новой системы оплаты труда. Благодаря этому с 1 января 2008 года доходы учителей городских школ увеличились с 4 до 10 тысяч рублей.39

         Устойчивое развитие необходимо не только обществу, но и любой социальной организации. Однако, в отличие от общества, управление в них имеет другие цели. Например, фирма создается для выпуска определенной продукции (или оказания определенных услуг) и получения от ее реализации высокой прибыли. Здесь управление является не только средством выживания организации, но главное, средством получения прибыли.

         Об эффективности управления фирмой судят на основании анализа показателей ее финансово-экономической деятельности. В частности, для производственно-хозяйственных организаций такими показателями являются: прибыль и рентабельность предприятия, срок окупаемости инвестиций, капиталоемкость продукции, конкурентоспособность продукции, относительные затраты на управление, темпы роста производительности труда, эффективность инвестиций, материалоемкость продукции и др.

         Социальное управление применяется не только для управления социальными организациями, но и для решения сложных социальных проблем. В таких случаях эффективность управления можно оценивать по тому, насколько хорошо удается достичь поставленной цели.

         Выбор цели (целей) необходим для конкретизации конечного результата, ожидаемого от решения проблемы. Выбираемые цели должны быть реально достижимыми, иначе теряется смысл управления.

       Часто цели могут быть выражены количественно, например, увеличить к 2020г. среднюю продолжительность жизни населения России до 70 лет, снизить безработицу на 30%, темпы инфляции на 20% и т.п.

       Количественные  показатели, характеризующие цели, служат для оценки степени приближения  к ним в результате проведения тех или иных мероприятий. Такие показатели, называемые целевыми или результирующими, являются основой формирования критерия эффективности управления.

         Создавать и внедрять тот или иной проект имеет смысл, если это позволит полностью или хотя бы частично решить поставленную проблему. Однако убедиться в положительном влиянии данного проекта на проблемную ситуацию можно будет лишь после завершения всех работ, связанных с его разработкой и внедрением, а также получением конкретных социальных и экономических результатов. Поэтому, чтобы принять решение о начале разработке проекта, необходимо предварительно оценить его эффективность. В таких случаях говорят о предварительной, или расчетной, оценке эффективности управления.

       Как правило, предварительная оценка не совпадает с фактической, однако такое сравнение помогает в дальнейшем учитывать ошибки и уменьшать расхождение между предварительной и фактической оценкой.40

       Эффективное действие социального менеджмента в нашей стране ещё не достигнуто по многим причинам. И чтобы достичь этой эффективности необходимо разрабатывать новые социальные программы улучшения качества жизни населения, как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях управления.

 

Заключение

       Подводя итог рассмотрению темы социального менеджмента, можно прийти к выводу о том, что социальный менеджмент представляет собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов, направленное на регулирование отношений между различными группами. В рамках такого подхода к рассмотрению данного понятия обе стороны процесса управления выступают как активно действующие его субъекты. При этом объектом управления является их социальная деятельность.

       Для более полного представления  о социальном менеджменте в  ходе написания курсовой работы были изучены  этапы его становления и развития, как в зарубежной, так и в  отечественной науке.

       Так же были рассмотрены и проанализированы основные понятия, отражающие сущность изучаемого процесса, такие как законы, принципы и методы социального менеджмента. Являясь в определенной мере творчеством, эффективное действие социального менеджмента невозможно без познания его законов и принципов, позволяющих сократить время для принятия и реализации управленческих решений. Что же касается методов социального менеджмента, то они являются важнейшим средством реализации его законов и принципов. Все их многообразие является эффективным при использовании субъектом социального менеджмента на основе системного анализа той их совокупности, которая требуется в конкретной управленческой ситуации, представляющей комплекс разнообразных сложных явлений (экономических, социальных, политических и духовно-культурных). Одна из главных задач современного социального менеджмента заключается в создании благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, появляющихся лишь с расширением ответственности и инициативы каждого субъекта самоуправления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления. Для достижения этой цели, необходимо более широкое применение научных методов управления.

Информация о работе Социальный менеджмент