Социальный менеджмент

Автор работы: Анна Воробьева, 26 Июля 2010 в 21:24, курсовая работа

Описание

Все мы живем в системе управленческих и организующих отношений, которые становятся со временем все более сложными, и нельзя полагаться все время на прежний опыт отдельных руководителей или организации в целом. Ведь с каждым днём появляются новые задачи, которые требуют единственно правильного решения.
В настоящее время перед бизнес-сообществом стоит крупная проблема, которую пытаются решить уже многие годы — создать инновационную теорию и практику управления, сформировать управленцев нового уровня, способных думать и действовать в условиях сложившегося кризисного состояния общества, правильно использовать имеющиеся ресурсы и принимать сложные решения.
Основа успешного руководства при наличии власти заключается в управлении общественными делами, привлечении к этому общества в целом и отдельных граждан, делегируя им властные функции и вместе с ними развивая самостоятельность, самоуправление людей, направляя работу всего общества на путь социального прогресса. А огромная ошибка современной российского мировоззрения заключается в том, что всё сводится к захвату власти.

Работа состоит из  1 файл

мой.doc

— 287.00 Кб (Скачать документ)

       Краткое изложение основных направлений  развития теории социального менеджмента указывает на постоянный поиск новых форм и методов его рационализации. При этом теория и практика менеджмента как любого социального явления имеет свои закономерности. Часть из них проявляется в смене лидирующих позиций профессиональных групп в постановке и разработке основных проблем теории управления на определенном историческом этапе развития менеджмента.

       Развитие  мирового менеджмента проходило ряд взаимосвязанных стадий. Сначала высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры, стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; им на смену пришли экономисты и финансисты, видевшие главную задачу в получении максимально возможной прибыли за счет эффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало «рекрутировать» юристов, считая, что главное в бизнесе и менеджменте — соблюдение формальных предписаний, различных инструкций, нормативных актов и законности в целом. В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, ставящие в центр современной концепции управления человека.

1.3. Законы, принципы  и методы социального  менеджмента

       Далее рассмотрим подробнее законы, принципы и методы социального управления.

       К законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

       К основным законам социального менеджмента относятся:

  • единство систем социального управления, обусловленного культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи отношений управления (от высших органов административно-государственного управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов менеджмента;
  • пропорциональность управляющей и управляемой подсистем социальной системы, предполагающей рациональную соотносительность внутри них, а также между ними с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования этих подсистем;
  • оптимальное соотношение централизации и децентрализации функций социального управления. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каждого уровня общественного развития должен быть свой оптимальный уровень централизации;
  • участие различных слоев населения  в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.14

       Существуют  и другие основополагающие законы социального управления.

       Закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное совершенствование образа жизни.

       Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнёрству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. 15

       Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений является то, что, отношения людей, складывающиеся в процессе управления, в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная — объективно-субъективная16.

       Принципы  управления представляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми должны руководствоваться органы управления в определенных социальных условиях. С их помощью определяются требования к процессу, системе, структуре и механизму социального управления. Под принципами социального управления следует понимать результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, общих черт присущих им, характерных признаков и фактов, которые становятся единым началом их деятельности.17 Таким образом, можно сделать вывод, что принципы социального управления являются руководящими идеями, исходными положениями, которые отражают законы развития отношений управления. При этом нужно подчеркнуть важное отличие принципов от методов социального управления, которое состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют.

       К основным принципам социального  управления относят принципы:

  • гуманизма, предполагающий признание человека высшей ценностью, защиту его прав, создание условий для социально-экономического благополучия человека;
  • общественной целесообразности – основываясь на этом принципе, государство должно оказывать поддержку гражданам, которые в силу объективных причин не могут себя обеспечить;
  • приоритета государственных начал в социальной защите населения заключается в том, что государство гарантирует гражданам экономическое обеспечение на минимальном уровне;
  • экономической эффективности – соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование, отчисления на социальную сферу должны соотноситься с макроэкономическими показателями (валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др.) – оптимальное соотношение между социальными выплатами и заработной платой;
  • экономической самостоятельности; 18
  • единства воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
  • приоритетности в достижении стратегических целей;
  • сочетания территориального и отраслевого управления;
  • мотивации (стимулирования) труда; 19
  • системности (объект или субъект управления рассматривается как система, состоящая из различных звеньев);
  • необходимого разнообразия (предполагает, что управляющая система обладает не меньшим разнообразием и сложностью, чем управляемая система);
  • иерархичности (системы управления рассматриваются как многоступенчатые, многоуровневые, которые требуют деления на элементы; причем каждый уровень управляет нижестоящим уровнем и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);
  • обязательности обратной связи (информация о результатах воздействия управляющей системы на управляемую систему образуется в результате сравнения фактического состояния с заданным);
  • рационального подбора, подготовки, расстановки и использования кадров;
  • сочетания единоначалия и коллегиальности;
  • делегирования полномочий;
  • гласности в принятии решения;
  • ситуационного управления по прогнозированию возмущений.20

       Принципы  управления позволяют формировать  систему методов и выбирать каждый метод в отдельности; однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

       Системы принципов управления изменяются в  процессе развития социального управления. Тем не менее, основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы же и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.

       Реализация  рассмотренных ранее законов  и принципов управления осуществляется путем применения различных методов социального менеджмента.

       Методы  управления - способы и средства непосредственного воздействия  на людей и социальные субъекты, входящие в состав объекта управления, заставляющие их действовать или  вести себя определенным образом.  
     Наиболее распространенными в наше время методами управления являются административные, законодательные, экономические, мотивации и социально-психологические. 
     Административные (директивные) методы основаны на дисциплине, четкой субординации и строгой регламентации деятельности, характерных для формальных организаций. Формами выражения этих методов являются приказы, распоряжения, директивные указания вышестоящих органов управления, которые имеют обязательный характер для нижестоящих. Методы предполагают четкое определение прав, обязанностей и ответственности каждого руководителя и подчиненного, которые отражены в их должностных инструкциях.21 В целом объективной основой использования этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача директивных методов состоит в координации действий подчиненных.22

       Законодательные методы, в отличие от административных, основаны 
не на директивном, а на законодательном воздействии на людей и социальные субъекты с помощью норм права. При этом если административные методы имеют локальный характер, то законодательные методы могут распространяться на всю территорию страны.

       Экономические методы воздействуют на материальные интересы людей и социальных субъектов. К многообразным экономическим методам управления, прежде всего, следует отнести экономическое стимулирование. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, нацеленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли.23 При этом существует несколько уровней управления, на которых используются свои средства воздействия. Так, на индивидуальном уровне используются различные системы оплаты труда, премирования, возможности использования общественных фондов и т.п. На уровне подразделений и предприятий используются различные формы хозрасчета, цены на изделия и ресурсы, штрафы, нормы отчислений, нормы образования фондов (зарплаты, материального поощрения), налоги, кредитные ставки и т.п. На государственном уровне используются различные формы регулирования предпринимательской деятельности путем владения контрольным пакетом акций, контроль за качеством продукции, выдача лицензий, контроль за ценами, налоги и налоговые льготы, финансовая помощь и многое другое.24

       Методы  мотивации действуют на индивидуальном уровне. Они основаны на использовании разнообразных стимулирующих средств и создании материальной и моральной заинтересованности, побуждающей людей добиваться высоких результатов в своей работе.

       Мотивация предполагает вознаграждение работников в соответствии с их индивидуальными потребностями. Они делятся, согласно А.Маслоу, на:

  1. физиологические потребности, необходимые для выживания, включающие потребности в еде, воде, жилье, отдыхе и сексуальные потребности;
  2. потребности в безопасности, включающие потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира;
  3. социальные потребности, т.е. потребности принадлежать к определенной социальной группе, чувствовать взаимность и поддержку;
  4. потребности в уважении, включающие уважение личных достижений, компетентности, общественном признании;
  5. потребности самовыражения, т.е. потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

       Указанные потребности образуют иерархическую  структуру, показывающую, что для удовлетворения потребностей более высокого уровня (например, потребности в уважении) необходимо сначала удовлетворить потребности более низких уровней (физиологические, потребности в безопасности, социальные).

       Если  руководитель знает потребности своих подчиненных, то, используя иерархию потребностей, он может мотивировать их строго индивидуально, ориентируясь на их потребности более высокого уровня.

       Социально-психологические  методы основаны на моральном воздействии коллектива на своих членов. Каждый человек испытывает на себе воздействие не только со стороны своего начальства и официальных законов, но также со стороны неформальных лидеров, друзей и врагов, неформальных законов, незримо действующих в любых коллективах. Методы направлены на формирование новых духовных ценностей или укрепление старых. Они включают меры воспитания, средства морального поощрения и взыскания, учет психологических особенностей характера и индивидуальных потребностей человека. Руководители должны  не только хорошо знать индивидуальные потребности своих подчиненных, мотивируя их соответствующим образом, но и уметь формировать и искусно поддерживать в них соответствующий образ организации с ее целями и задачами, с которыми коллектив организации должен успешно справиться.25

       По  мнению других авторов, выделяются также  личностно-психологические методы образования, самообразования, самоорганизации и самоконтроля управленца, где субъект является одновременно и объектом управления. К психологическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающиеся на объективные законы социального развития и законы психологии.

       Сила  таких научных методов, как моделирование, прогнозирование состоит в том, что они позволяют получить достоверную информацию об объекте анализа, обеспечивают надежную проверку знаний, дают возможность прогнозировать будущее состояние объекта, указывают необходимые средства воздействия, обеспечивающие желанное изменение его. Они могут рационализировать процесс принятия решений в социальной сфере.26

       Итак, все методы управления, которые субъектом управления используются целостно, системно как средства объяснения и изменения окружающей действительности, основаны на выражении закономерностей движения человеческого мышления.

 

Глава 2. Особенности менеджмента  в социальной сфере

2.1 Особенности управления  в системе образования

       Социальный  менеджмент в обществе в определенной степени направлен на урегулирование процессов, происходящих в социальной сфере. Менеджмент в социальной сфере  уделяет большое внимание работе социальных организаций, обеспеченности социальных групп соответствующими благами, услугами, необходимыми для поддержания жизни людей и их развития, а также определению источников финансирования и экономической эффективности. Предметом социального менеджмента в этом случае будет образование, социальная защита различных слоев населения, здравоохранение, искусство, культура и др.

       Особое  внимание в данной курсовой будет  уделяться образованию как одной  из самых массовых сфер деятельности, поскольку более 2/3 жителей страны практически повседневно (прямо или косвенно) с ней соприкасаются. Так же инвестиции в образование относятся к наиболее эффективным с точки зрения как общества, так и отдельных индивидов. Образование – один из важнейших компонентов социальной сферы. Его можно рассматривать и как вид деятельности людей, и как процесс взаимодействия различных социальных общностей, вовлеченных в обучение и воспитание, и как социальную систему, и как социальный институт.

Информация о работе Социальный менеджмент