Соотношение стратегии и организационной структуры. Стратегия ОАО «ГАЗПРОМ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 05:17, курсовая работа

Описание

Организационная структура один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации.
Организационная структура управления — это совокупность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей. Она выражает определенную технологию управленческой деятельности, процессы разделения и кооперации труда в сфере управления, последовательность реализации управленческих процедур. Она также связывает структуру и функции управления.
Организационная структ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СООТНОШЕНИЕ СТРАТЕГИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 4
1.1 ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 4
1.2 ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР 6
1.3 ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ТИПОВ СТРУКТУР 10
1.4 ФАКТОРЫ ВЫБОРА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 12
1.5 СООТНОШЕНИЕ СТРАТЕГИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ 14
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЯ ОАО «ГАЗПРОМ» 16
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ИСТОРИЯ 16
2.1.1 История газовой промышленности России, ОАО «ГАЗПРОМ» 16
2.1.2 Общие сведения 21
2.2 СОБСТВЕННИКИ И РУКОВОДСТВО 25
2.3 СТРАТЕГИЯ ОАО «ГАЗПРОМ» 27
2.4 ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕРАБОТКА 33
2.5 МАРКЕТИНГ ОАО «ГАЗПРОМ» 37
2.6 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОАО «ГАЗПРОМ» 42
2.7 ПЕРСПЕКТИВЫ «ГАЗПРОМА» 45
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ОАО «ГАЗПРОМ» 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54

Работа состоит из  1 файл

курсовая ГАЗПРОМ.doc

— 414.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное Агентство железнодорожного транспорта

Иркутский Государственный университет путей  сообщения

Факультет: «Экономика и управление»

Специальность: «Менеджмент организации» 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа по стратегическому менеджменту 

на  тему: «Соотношение стратегии и организационной структуры.

Стратегия ОАО «ГАЗПРОМ»» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                       Выполнил: студент

      Гр. М-06-1,

      Кокашвили Г.О.

      Проверил: канд. экон. наук,                                                                                                   

      доцент  каф. менеджмент

                                                                                                       Кулеш М. И. 
 
 
 
 
 

Иркутск

2010

Содержание

  1. Введение
  1. ГЛАВА 1. Соотношение стратегии и организационной структуры
    1. Понятие организационной  структуры

     Организационная структура один из основных элементов управления организацией. Она характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками организации.

     Организационная структура управления — это совокупность всех элементов и звеньев системы управления и установленных между ними постоянных связей. Она выражает определенную технологию управленческой деятельности, процессы разделения и кооперации труда в сфере управления, последовательность реализации управленческих процедур. Она также связывает структуру и функции управления.

     Организационная структура управления определяет субординацию и координацию производственных подразделений и управленческих служб организации.

     Организационная структура управления представляет собой сочетание отдельных звеньев  в их взаимосвязи и соподчиненное, выполняющих различные функции  управления организации, и характеризует  собой один из базовых элементов  системы управления.

     Организационная структура управления, ее типы и параметры зависят от многих факторов и определяются размером организации, характером и типом производства, видом деятельности, уровнем внутрипроизводственной специализации и кооперации, характером и сложностью продукции.

     В первую очередь оргструктура управления определяется производственной структурой организации. Вместе с тем она  оказывает существенное влияние  на изменение производственной структуры, поскольку усложнение первой приводит к созданию излишних цехов, участков и служб.

     Организационная структура органа (аппарата) управления представляет собой единство подразделений, каждый из которых предназначен для  выполнения определенных функций по управлению организацией и находится во взаимосвязи и соподчиненности другими подразделениями.

     Аппарат управления организации строится таким  образом, чтобы в его структуре  можно было выделить звенья и ступени.

     Звено аппарата управления — это структурное подразделение, выполняющее определенную функцию по осуществлению процесса управления.

      Ступень представляет собой совокупность звеньев управления на одном иерархическом уровне управления.

     Количество  звеньев и ступеней в аппарате управления организации определяется следующими факторами: производственной структурой; характером, номенклатурой и объемом выпускаемой продукции (оказываемых услуг); численностью работников; уровнем механизации и автоматизации (компьютеризации) труда менеджеров и специалистов; сложностью технологического процесса производства; уровнем специализации производства и степенью развития кооперирования.

    1. Типы  организационных  структур

      Может быть проведено несколько различных  классификаций организационных  структур, каждая из которых будет  отражать определенный подход к анализу  взаимосвязей между частями организации. Широко признано, что существует пять типов организационных структур:

  1. элементарная,
  2. функциональная,
  3. дивизиональная,
  4. структура по стратегическим единицам бизнеса,
  5. матричная структура.

      Элементарная  организационная  структура отражает двухуровневое разделение, которое может существовать только в маленьких организациях. При такой структуре в организации выделяется верхний уровень — руководитель, и нижний уровень — исполнитель.

      Линейно-функциональная организационная структура возникает там, где появляется разделение труда и специализация (рис.1). Как только отдельные функции, например, производство, или маркетинг, или финансы получают организационное закрепление, так сразу в организации складывается функциональная организационная структура, связывающая эти подразделения в единое целое и устанавливающая связи подчинения в организации.

      Дивизиональная(процессная) организационная структура складывается в тех организациях, в которых в силу определенных обстоятельств выделяются относительно обособленные и наделенные большими правами в осуществлении своей деятельности(процесса) структурные подразделения-отделения (рис. 2). Основаниями для их выделения может быть производство различных продуктов в специализированных подразделениях, либо осуществление деятельности на относительно изолированных территориях, либо же работа с различными специализированными покупателями и т.п. Руководство таких подразделений имеет право само вырабатывать стратегию для руководимого ими отделения(процесса) и подчиняется непосредственно высшему руководству организации.

      Организационная структура на базе стратегических единиц бизнеса применяется в организации тогда, когда у нее имеется много самостоятельных отделений близкого профиля деятельности. В этом случае для координации их работы создаются специальные промежуточные управленческие органы, располагаемые между отделениями и высшим руководителем. Данные органы возглавляются заместителями высшего руководства организации (обычно это вице-президенты), и этим частям корпорации придается статус стратегических единиц бизнеса.

      Организационная структура на базе стратегических единиц бизнеса применяется в организации тогда, когда у нее имеется много самостоятельных отделений близкого профиля деятельности. В этом случае для координации их работы создаются специальные промежуточные управленческие органы, располагаемые между отделениями и высшим руководителем. Данные органы возглавляются заместителями высшего руководства организации (обычно это вице-президенты), и этим частям корпорации придается статус стратегических единиц бизнеса.

      Матричная организационная  структура. Матричные структуры совмещают принципы построения функциональных и процессных систем. В этих структурах существуют жестко регламентированные процессы, находящиеся под управлением менеджера процесса. При этом деятельность осуществляется работниками, находящимися в оперативном подчинении менеджера процесса и в административном подчинении руководителя в функциональном «колодце». По существу, роль менеджера процесса состоит в координации действий внутри процесса (рис. 3).

      Подобное  решение, с одной стороны, не полностью  реализует преимущества процессного  подхода, а с другой стороны, не полностью  устраняет недостатки функциональной системы. На практике матричные структуры хорошо применимы для организации управления проектной деятельностью и мало подходят для регулярного менеджмента, так как содержат в своей природе некоторое двоевластие процессов и функций.

      Смешанные структуры. Если применять различные модели организации деятельности в пределах отдельных бизнес-процессов, то можно использовать преимущества той или иной организационной модели. При этом для организации в целом будет применяться процессная организация основных структурных блоков, а в рамках отдельных блоков могут применяться различные модели. Например:

    • для организации структурного блока, реализующего бизнес-процесс разработки новых и совершенствования существующих продуктов, целесообразно использовать матричную структуру;
    • при определенных условиях для организации процессов воспроизводства ресурсов (зависимость от монополистов-поставщиков), воспроизводства средств производства (использование подрядчиков для выполнения работ), продвижения и продаж (работа с ограниченными клиентскими группами) целесообразно использовать модели, ориентированные на контрагента;
    • структура финансовых служб будет выглядеть привычнее при функциональной организации.
    1. Особенности отдельных типов  структур

      Прежде  чем перейти к рассмотрению вопроса  о недостатках и достоинствах ранее охарактеризованных типов организационных структур, необходимо подчеркнуть, что их достоинства и недостатки нельзя абсолютизировать. Каждая организационная структура проявляет себя в зависимости от тех условий, в которых функционирует организация. Поэтому о недостатках и достоинствах отдельных типов организационных структур можно говорить только в самом общем плане.

      Для элементарных организационных структур характерно то, что они позволяют быстро принимать решения, быстро реагировать на изменения во внешней среде и обеспечивать неформальный подход к мотивированию и контролю деятельности сотрудников. Это, несомненно, дает определенные преимущества организации. В то же время элементарные оргструктуры открывают простор для волюнтаризма руководителя и сосредотачивают его внимание на текущих делах, не давая ему возможности уделять должное внимание будущему.

      Линейно-функциональные организационные структуры обладают следующими положительными чертами:

  • они позволяют высшему руководству сосредоточиться на стратегических вопросах.
  • они создают условия для достижения высокой эффективности за счет специализации.

      Отрицательными  чертами функциональных организационных  структур является то, что они:

  • приводят к межфункциональным конфликтам;
    • затрудняют межфункциональную координацию;
    • ограничивают возможности выращивания в организации менеджеров-дженералистов, т.е. менеджеров, способных решать вопросы стратегического управления.

      У дивизиональных организационных структур довольно много достоинств:

  • обеспечивают передачу прав в отделения организации, способствуют увеличению гибкости и адаптивности организации к условиям внешней среды;
    • полностью освобождают высшее руководство от решения текущих вопросов и дают ему возможность заниматься только стратегическими вопросами;
    • с их помощью в организации устанавливается на более низких уровнях зависимость финансового состояния подразделений от результатов их функционирования;
    • создает условия для формирования в организации менеджеров-дженералистов.

      К существенным недостаткам дивизиональных организационных структур относятся:

  • возможность возникновения стратегической несовместимости отдельных самостоятельных подразделений организации;
    • трудности распределения общеорганизационных ресурсов и издержек между автономными отделениями организации.

Информация о работе Соотношение стратегии и организационной структуры. Стратегия ОАО «ГАЗПРОМ»