Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:17, дипломная работа
Главная цель данной работы - исследовать систему сбыта товаров «Великолукская маслосырбаза» филиал ЗАО «Псковский молочный комбинат», выявить основные проблемы в формировании сбытовой политики фирмы – производителя и дать рекомендации по совершенствованию системы сбыта.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ 6
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ "ВЕЛИКОЛУКСКАЯ МАСЛОСЫРБАЗА -ФИЛИАЛ ЗАО "ПСКОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ" 29
2.1. Общая характеристика предприятия 29
2.2. Размеры производства и специализация предприятия 31
2.3. Организация оплаты труда и экономическая эффективность использования трудовых ресурсов 34
2.4. Обеспеченность основными производственными средствами и эффективность их использования 36
2.5. Финансовые результаты производственной деятельности 39
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ "ВЕЛИКОЛУКСКАЯ МАСЛОСЫРБАЗА -ФИЛИАЛ ЗАО "ПСКОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ" 40
3.1. Организация сбыта на предприятии 40
3.2. Анализ каналов реализации произведенной продукции и деятельности конкурентов 45
3.3. Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта 50
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ 55
4.1. Создание автоматизированного рабочего места маркетолога 55
4.2. Направления расширения методов и способов стимулирования сбыта товара на рынке 57
4.3. Улучшение качества упаковки, как эффективный маркетинговый инструмент стимулирования сбыта 62
4.4. Экономическая эффективность запланированных мероприятий по продвижению товара на рынок 63
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
По таблице 2 можно судить о том, что размеры предприятия ежегодно увеличиваются, возрастает стоимость основных фондов, численность работников, почти в половину за анализируемый период увеличился объем реализованной продукции. Объемы производства увеличивается в связи с увеличением покупательского спроса.
Данные таблицы 2 показывают, что в 2005 г. выручка от реализации продукции составляла 18146 тыс. рублей, т.е. увеличилась в 4,5 раза по сравнению с 2001 г., увеличение выручки произошло только на 6,2 раза. Причем за последние пять лет наибольшая выручка была в 2005 году. Среднегодовая стоимость основных производственных составляла в 2005 г. - 78040 тыс. руб. по сравнению с 2001 г. она увеличилась на 4,1%. Среднегодовая численность работников составляла 102 чел (выросла на 17,2%). Производственная площадь и годовая производственная мощность предприятия не изменились. Степень загрузки производственной мощности предприятия за анализируемый период (2001-2005 гг.) оставалась не высокой и существенно не изменялась. Так в 2005 г. она составляла - 73,3% (выросла на 1 % по сравнению с 2001 г.).
Отсюда можно сделать вывод, что производство продукции нацелено на изготовление продукции, удовлетворяющую потребности потребителей.
Таблица 3 - Размер и структура товарной продукции
Показатели | годы | В среднем за 5 лет | ||||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||||||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |
сыр колбасный | 461 | 16,2 | 470 | 13,3 | 1850 | 24,1 | 3000 | 24,3 | 4200 | 23,6 | 1996,2 | 22,6 |
сырки плавленые | 285 | 10,0 | 415 | 11,7 | 1067 | 13,9 | 1800 | 14,6 | 2400 | 13,5 | 1193,4 | 13,5 |
кетчуп | 365 | 12,8 | 520 | 14,7 | 1550 | 20,2 | 2000 | 16,2 | 3000 | 16,8 | 1487 | 16,8 |
майонез | 384 | 13,5 | 410 | 11,6 | 950 | 12,4 | 1500 | 12,2 | 3021 | 17,0 | 1253 | 14,2 |
цельномолочная продукция | 500 | 17,6 | 500 | 14,1 | 600 | 7,8 | 1200 | 9,7 | 1600 | 9,0 | 880 | 10,0 |
сыры сычужные | 300 | 10,5 | 501 | 14,1 | 550 | 7,2 | 1000 | 8,1 | 1300 | 7,3 | 730,2 | 8,3 |
маргарин | 250 | 8,8 | 300 | 8,5 | 500 | 6,5 | 600 | 4,9 | 800 | 4,5 | 490 | 5,5 |
масло | 300 | 10,5 | 426 | 12,0 | 600 | 7,8 | 1227 | 10,0 | 1500 | 8,4 | 810,6 | 9,2 |
итого | 2845 | 100,0 | 3542 | 100,0 | 7667 | 100,0 | 12327 | 100,0 | 17821 | 100,0 | 8840,4 | 100,0 |
Специализация предприятия определяется по структуре товарной продукции. Она показывает, какие главные виды товарной продукции производит предприятие, определяет его производственное направление. Структура товарной продукции в действующих ценах показана в таблице 3. Из данных этой таблицы видно, что предприятие специализируется на производстве сыра колбасного. В 2005 г. выручка от его реализации занимала 23,6 % в структуре общей выручки от реализации сыра колбасного, а в среднем за последние 5-и лет – 22,6 %. Значительную долю в структуре выручки составляет также реализация кетчупа – 16,8 %, плавленых сырков – 13,5 %.
Уровень специализации предприятия рассчитывается на основе коэффициента специализации (Кс).
Кс = 100 / ni=1 (хi2i-1), где
хi - удельный вес вида продукции в общем объеме, %;
i - порядковый номер вида продукции в ранжированном ряду по удельному весу.
Кс = 100/((22,6(2*1-1)+16,8(2*2-1)+
Коэффициент специализации = 0,16, что говорит о низком уровне специализации. Такой уровень специализации для предприятий позволяет обеспечивать различные потребности потребительского спроса.
Такой уровень специализации связан с разнообразным количеством выпускаемой продукции. Диверсификация производства – один из методов нейтрализации предпринимательских рисков.
Однако, если объединить все сыры, то их доля в товарной продукции вместе составит 39,4%.
Трудовые ресурсы - это совокупность людей, обладающих способностью трудиться. Производство всегда связано с трудовыми затратами и не может существовать без них. Можно сказать, что объем производства - это функция от наличия трудовых ресурсов и производительности труда. Увеличение и повышение экономической эффективности производства продукции в значительной мере зависит от уровня обеспеченности и степени использования трудовых ресурсов. В свою очередь на производительность труда, как мы уже отмечали, большое влияние оказывает его капиталовооруженность.
Степень использования трудовых ресурсов представлена в таблице 4.
Таблица 4- Наличие, обеспеченность и использование трудовых ресурсов
Показатели | Годы | 2005 г. в % к 2001 г. | ||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Среднегодовая численность работников, чел. | 87 | 89 | 94 | 97 | 102 | 117,2 |
Отработано за год, тыс. чел-ч. | 172,8 | 181,6 | 201,0 | 185,6 | 193,7 | 112,1 |
Годовой фонд рабочего времени, тыс. чел-ч. | 198 | 203 | 214 | 221 | 233 | 117,2 |
Использование годового фонда рабочего времени, % | 87,1 | 89,5 | 93,8 | 83,9 | 83,3 | -3,8 |
Из данных этой таблицы видно, что в 2005 г. по сравнению с 2001 г. среднегодовая численность работников увеличилась на 15 человек, или на 17,2 % и составила 102 чел. В тоже время общие затраты труда увеличились только на 12,1 %, что связано с уменьшением использования годового фонда рабочего времени на 3,8 %. Общие затраты труда составляли в 2005 г. – 193,7 тыс. чел-ч. Использование годового фонда рабочего времени составляло 83,3%.
Заработная является ценой труда и призвана выполнять две функции: воспроизводственную и стимулирующую. В то же время следует отметить, что она является частью издержек производства. В 2005 г. среднемесячная заработная плата одного работника маслосырбазы составляла 4,49 рублей, что в 1,6 раза больше по сравнению с 2001 г. Общие расходы на заработную плату включаемые в себестоимость продукции (без начислений во внебюджетные фонды) составляли – 5497,8 тыс. руб., т.е. увеличились в 1,8 раза. Расходы на оплату труда в расчете на один чел-ч затрат труда составляла в 2005 г. – 23,6 руб., т.е выросла в 1,8 раза, а на один рубль товарной продукции снизились на 70 % и составляли 0,3 руб.
Таблица 5 - Анализ показателей оплаты труда
Показатели | Годы | 2005 г. в % к 2001 г. | ||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Среднегодовая заработная плата в расчете на одного работника, руб. | 34,3 | 47,4 | 45,7 | 49,5 | 53,9 | 1,6 |
Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника, руб. | 2,86 | 3,95 | 3,81 | 4,13 | 4,49 | 1,6 |
Годовой фонд оплаты труда, тыс.руб. | 2984,1 | 4218,6 | 4295,8 | 4801,5 | 5497,8 | 1,8 |
Расходы на оплату труда в расчете на : один чел-ч затрат труда, руб. | 15,0 | 20,8 | 20,0 | 21,7 | 23,6 | 1,8 |
один рубль товарной продукции, руб. | 1,0 | 1,2 | 0,6 | 0,4 | 0,3 | 0,3 |
Возможность увеличения производства продукции при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от уровня производительности труда. Под производительностью труда понимается способность различных категорий работников производить в единицу рабочего времени определенное количество продукции или выполнять определенный объем работ. Производительность труда является важной экономической категорией, которая характеризует эффективность использования рабочей силы. Уровень производительности труда определяется стоимостными и натуральными показателями. К стоимостным показателям относятся: стоимость товарной продукции в расчете на одного среднегодового работника, на один чел-ч затрат труда, на один рубль расходов на оплату труда, а также трудоемкость производства одной тысячи рублей товарной продукции. Показатели, характеризующие производительность труда представлены в таблице 6.
Таблица 6 – Анализ производительности труда
Показатели | Годы | 2005 г. в разах к 2001 г. | ||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Стоимость товарной продукции, тыс.руб. | 2845 | 3542 | 7667 | 12327 | 17821 | 6,3 |
Произведено товарной продукции в расчете на : |
|
|
|
|
|
|
одного среднегодового работника, тыс.руб. | 32,7 | 39,8 | 81,6 | 127,1 | 174,7 | 5,3 |
один чел-ч. затрат труда, руб. | 16,5 | 19,5 | 38,1 | 66,4 | 92,0 | 5,6 |
За анализируемый период стоимостные показатели производительности труда на предприятии улучшились. Так производства товарной продукции на одного среднегодового работника увеличилось в 5,3 раза, на один чел-ч затрат труда в 5,6 раза, а на один рубль оплаты труда на 8,2 %. Однако эти данные не могут говорить о повышении производительности труда и объясняются ростом цен. В то же время натуральные показатели по которым можно судить об уровне производительности труда ухудшились.
Материально-техническая база предприятия - это совокупность вещественных элементов производительных сил, с помощью которых осуществляется производство продукции. Материально-техническая база формирует масштаб производства. Ее вещественными элементами являются : производственная площадь, машины и оборудования, производственные постройки и т.д. Основной составной частью МТБ являются производственные фонды, которые в зависимости от срока их службы, или временной характеристики издержек подразделяются на основные фонды (издержки длительного периода) и оборотные фонды (издержки короткого периода). Наличие, структура и движение основных производственных средств маслосырбазы представлена в таблице 7.
Таблица 7 - Наличие, структура и движение основных производственных средств
| Наличие на конец года | 2005 г. | |||||
2003 | 2004 | 2005 | в % к | ||||
тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | тыс. руб. | в % к итогу | 2003 г. | |
Основные производственные средства | 70960 | 100 | 72750 | 100 | 78040 | 100 | 110,0 |
здания | 33706 | 47,5 | 35938,5 | 49,4 | 38551,8 | 49,4 | 114,4 |
машины и оборудование | 25900,4 | 36,5 | 26408,3 | 36,3 | 28328,5 | 36,3 | 109,4 |
транспортные средства | 8089,44 | 11,4 | 7493,25 | 10,3 | 8038,12 | 10,3 | 99,4 |
производственный инвентарь | 2554,56 | 3,6 | 2255,25 | 3,1 | 2419,24 | 3,1 | 94,7 |
прочие основные производственные средства | 709,6 | 1 | 654,75 | 0,9 | 702,36 | 0,9 | 99,0 |
Среднегодовая стоимость основных производственных средств. | 70960 |
| 72750 |
| 78040 |
| 110,0 |
Ввод в действие новых средств | 354,8 |
| 800,25 |
| 1638,84 |
| 461,9 |
Коэффициент обновления | 0,005 |
| 0,011 |
| 0,021 |
| 0,016 |