Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:17, дипломная работа
Главная цель данной работы - исследовать систему сбыта товаров «Великолукская маслосырбаза» филиал ЗАО «Псковский молочный комбинат», выявить основные проблемы в формировании сбытовой политики фирмы – производителя и дать рекомендации по совершенствованию системы сбыта.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ 6
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ "ВЕЛИКОЛУКСКАЯ МАСЛОСЫРБАЗА -ФИЛИАЛ ЗАО "ПСКОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ" 29
2.1. Общая характеристика предприятия 29
2.2. Размеры производства и специализация предприятия 31
2.3. Организация оплаты труда и экономическая эффективность использования трудовых ресурсов 34
2.4. Обеспеченность основными производственными средствами и эффективность их использования 36
2.5. Финансовые результаты производственной деятельности 39
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ "ВЕЛИКОЛУКСКАЯ МАСЛОСЫРБАЗА -ФИЛИАЛ ЗАО "ПСКОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ" 40
3.1. Организация сбыта на предприятии 40
3.2. Анализ каналов реализации произведенной продукции и деятельности конкурентов 45
3.3. Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта 50
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ 55
4.1. Создание автоматизированного рабочего места маркетолога 55
4.2. Направления расширения методов и способов стимулирования сбыта товара на рынке 57
4.3. Улучшение качества упаковки, как эффективный маркетинговый инструмент стимулирования сбыта 62
4.4. Экономическая эффективность запланированных мероприятий по продвижению товара на рынок 63
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Кроме того, предприятие принимает участие в выставках-ярмарках, которые носят отраслевой характер. Здесь тоже можно изучить закономерности покупательского поведения, находясь в непосредственном общении с покупателем.
Но для того, чтобы осуществлять эффективную сбытовую деятельность, этих данных о покупательском поведении и спросе на продукцию недостаточно.
В связи с тем, что в филиале производится довольно широкий ассортимент продукции, у завода множество конкурентов (таблица 14).
Таблица 14 - Изготовители – конкуренты предприятия
Наименование предприятия, местонахождение | Тип продукции | Программа выпуска на 2005 год, тн. | Средняя отпускная цена 1 кг, руб. | Примечание |
ЗАО «Порховский молочный завод» | Сыры плавленые колбасные | 4800 | 49-00 | Ниже на 10-00 руб. |
ЗАО «Великолукский молочный комбинат» | Сыры плавленые колбасные | 600 | 63-00 | Выше на 4-00 руб. |
Сыры плавленые фасованные | 120 | 104-00 | Выше на 18-00 руб. | |
ЗАО «Стародубский молочный завод» Ивановская обл. | Сыры плавленые колбасные | 2000 | 51-00 | Ниже на 8-00 руб. |
ЗАО «Воронежский молочный завод» г. Воронеж | Сыры плавленые колбасные | 1200 | 58-00 | Ниже на 1-00 руб. |
Изучив таблицу 14, можно сделать вывод, что ближайшим конкурентом – изготовителем плавленых сыров, является расположенное в нашем городе ЗАО «Великолукский молочный комбинат», но цены на аналогичные продукты выше на 6-8 рублей. Весьма существенные ценовые колебания для провинциального города. Второй серьезный конкурент предприятию ЗАО «Порховский молочный завод», цена па продукцию почти на 10 рублей ниже, однако вкусовые характеристики значительно ниже. Остальные изготовители – конкуренты находятся в других регионах – Ивановская обл., г. Воронеж, – и поэтому покупатели Северо-запада должны нести дополнительные транспортные расходы на доставку приобретенной продукции. Логично предположить, что скорее они отдадут предпочтение предприятию-изготовителю, расположенному ближе.
Проанализировав все данные о конкурентах, выпускающих плавленые сыры, можно определить, что преимущество «Великолукская маслосырбаза» филиал ЗАО «Псковский молочный комбинат» имеет место быть, но к сожалению, очень не устойчивое. Весьма крупным поставщиком плавленых сыров является ЗАО «Порховский молочный завод», который выигрывает за счет невысоких, по сравнению с другими производителями цен, но, тем не менее, проигрывает за счет широты ассортимента и вкусовых качеств продукта. Другие предприятия-изготовители, хотя и имеют высокие вкусовые качество и довольно привлекательный внешний вид, но проигрывают вследствие узкого ассортимента продукции, низкого качества и высоких отпускных цен.
Великолукская маслосырбаза производит продукцию под торговой маркой «Псковушко», которая является синтезом рекламы и гарантией высокого качества товара и уровня услуг.
Предприятие за изготовление плавленых сыров «Псковушко» получило диплом лауреата регионального конкурса «100 лучших товаров России», награждено дипломом «Премия Псковской области по качеству». Настоящий диплом свидетельствует о том, что продукция высокого качества.
На выставке в Москве, организованной Госстандартом России, за плавленые колбасные сыры Великолукская маслосырбаза удостоена золотыми медалями.
Важным шагом вперед для коллектива стала работа по внедрению в производство менеджмента качества на свою продукцию и получение международного сертификата по ИСО 9001-2000г.
Международный сертификат является эффективным рычагом, который позволит находить надежных партнеров и клиентов и который необходимо подтверждать, проходя ежегодный аудит.
Приятно отметить, что российский рынок плавленых сыров приобретает цивилизованный вид. Долгое время о нем говорили, как о динамично развивающемся сегменте рынка, но события последних лет свидетельствуют о новом этапе развития. Отечественные производители также начали активно работать над расширением ассортимента, его сегментацией, дизайном упаковки и, что не менее важно, внедрением мировых стандартов качества. В ближайшие 2-3 года на рынке плавленых сыров по аналогии с рынком молочной продукции прогнозируется конкуренция на уровне брэндов.
В условиях конкуренции отечественным производителям плавленых сыров необходимо позаботиться о модернизации производственных мощностей, ассортимента и внешнего вида своей продукции. Также надо отметить, что повышение конкурентоспособности плавленых сыров за счет снижения себестоимости уже невозможно, потому что всеядность регионов небезгранична. Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в секторе плавленых сыров, позволяет сформировать ряд факторов, влияющих на формирование и развитие спроса на продукцию этого типа: По данным компании Capital Research Group, 50 % населения РФ потребляет плавленый сыр 3-4 раза в неделю, что является высоким показателем для продукта ситуационного спроса[7].
Так, обычные плавленые сыры в основном используются как «бутербродное сопровождение», но в то же время воспринимаются, в качестве формирующих образ жизни.
Небольшая фасовка, удобство транспортирования и длительные сроки хранения обеспечивают возможность неограниченного распространения продукта по территории страны, экстенсивно повышая уровень продаж.
Однако, необходимо отметить, что отечественные производители, как небольшие местные, так и крупные, выпускающие сыры в широком ассортименте, сейчас находятся в сложной ситуации размытого восприятия ассортиментного ряда по маркам с высокой и низкой узнаваемостью. Следовательно, отечественным производителям необходимо создавать свои стандарты качества и продвигать новые брэнды на плавленые сыры и плавленые сырные продукты.
Система мер ФОССТИС на предприятии состоит из:
рекламы;
связи с общественностью (PR – «паблик рилэйшнз);
стимулирования сбыта.
В противоречивых рыночных условиях для филиала ЗАО «Псковский молочный комбинат» очень важно не только разобраться в системе применяемых ею мер ФОССТИС, но и установить их пропорции. Большинство современных предприятий и фирм при выборе мер ФОССТИС отдает предпочтение рекламе как наиболее известному, понятному и действенному способу продвижения товаров на рынок. С учетом того, что продукция предприятия повседневного спроса, для продвижения товаров используются следующие виды рекламы:
размещение рекламы в местной прессе;
размещение рекламы на известных радиостанциях, работающих в городе «Радиопилот», «Авторадио», «Еропа-плюс»;
рассылка рекламно-информационных материалов о деятельности предприятия: прайс-листы, рекламные проспекты различных видов товаров, выпускаемых на заводе (приложения 2);
рассылка коммерческих предложений (осуществляется по почте или по факсу; адреса потенциальных клиентов берутся из справочников и каталогов);
обмен рекламно-информационными листами между участниками ярмарок-распродаж, выставок;
размещение рекламы на транспортных средствах (автобусы, маршрутные такси);
аудиовизуальная реклама в крупных универсамах торговых сетей (например, сеть универсамов «Телекс»).
При всей разнородности рекламных средств, они преимущественно являются высокозатратными, а отдача, получаемая в результате их применения, связана не только с качеством и своевременностью рекламного сообщения, но и с массой других, часто случайных, факторов, которые могут свести на нет эффект рекламы.
Для оптимизации мер ФОССТИС «Великолукская маслосырбаза» филиал ЗАО «Псковский молочный комбинат» включать в свою сбытовую политику меры по стимулированию продаж.
Подобные меры используются с учетом сезонного потребления товаров, те товары, которые пользуются особым спросом, например, зимой (в предпраздничный период) устанавливаются 5% скидки. Скидки также предоставляются при закупке крупной партии товара.
Недоработка сотрудников коммерческая служба в том, что они недостаточно не осуществляют связи с общественностью. Единственная метод в области паблик рилэйшнз, применяемый на «Великолукской маслосырбазе» - это участие в выставках и ярмарках, которое включает в себя все элементы формирования спроса и стимулирования сбыта:
1. Паблик рилэйшнз. Принимая участие в выставках, предприятие находится в непосредственном общении с потенциальными потребителями. Таким образом, можно выяснить их отношение к предприятию и его продукции, учесть замечания и устранить недостатки.
2. Выставки-ярмарки, в которых участвует «Великолукская маслосырбаза»», имеют, в основном, отраслевой характер, поэтому здесь наибольшая концентрация покупателей, которые смогли бы стать постоянными клиентами завода.
3. Стимулирование сбыта. Участники выставки имеют возможность поближе познакомиться с продукцией, предлагаемой заводом, определить для себя все достоинства и недостатки товаров. После выставок, как правило, увеличивается количество предложений, результатами которых являются заключения договоров и дальнейшее сотрудничество.
Имидж предприятия подтверждается значительным получением дипломов на выставках-ярмарках и Международного сертификата по ISO 9001-2000 г. О всех достижениях филиала ЗАО «Псковский молочный комбинат» - «Великолукская маслосырбаза» освещается в местной и областной печати. Так, в газете в областной газете «Псковская правда» статья «Сырная радость» посвящена «Великолукской маслосырбазе в связи получением звания лауреата в конкурсе «Премия Псковской области по качеству», в которой участвовало 25 предприятий, но только 7 названы лауреатами.
Особое внимание в статье уделяется развитию производства, ассортименту продукции, способам продвижения на рынке. О полученном филиалом международном сертификате качества ISO 9001-2000г. также рассказывает областная газета "Псковская правда» в статье «В соответствии с требованиями международного стандарта». Это событие стало знаменательным для пищевой индустрии области и значимым для города: маслосырбаза - первое продовольственное предприятие Великих Лук имеющее международный сертификат. В статье говорится, что достижения сегодняшнего дня - результат верно выбранных приоритетов, заключающихся в разработке и внедрения на предприятии системы менеджмента качества, базирующихся на международных стандартах.
Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы маркетолога, и целей фирмы надо отметить, что его эффективная работа зависит от оснащения офиса фирмы электронным оборудованием (компьютеры, средства связи, копировально-множительная техника, программное обеспечение и т.д.) Использование компьютеров в качестве информационных машин позволяет сократить время, требуемое на подготовку рабочих документов, уменьшить непроизводительные затраты при их создании, исключить возможность появления ошибок в подготовке маркетинговых отчетов и заключений, бухгалтерской и других видов документации, что дает фирме прямой экономический эффект.
Мероприятие основывается на том, что при создании офисной ЛВС, установки Интернет и пакета создания презентаций уменьшается время на поиск, сбор, обработку, рассылку информации, согласование и заключение договоров, увеличивается рынок сбыта, количество клиентов, тем самым, увеличивая прибыль фирмы.
Кроме того, предприятию необходимо размещение информации в сети Internet для того чтобы:
создать благоприятный имидж своей фирмы или своей продукции;