Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:17, дипломная работа
Главная цель данной работы - исследовать систему сбыта товаров «Великолукская маслосырбаза» филиал ЗАО «Псковский молочный комбинат», выявить основные проблемы в формировании сбытовой политики фирмы – производителя и дать рекомендации по совершенствованию системы сбыта.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ 6
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ "ВЕЛИКОЛУКСКАЯ МАСЛОСЫРБАЗА -ФИЛИАЛ ЗАО "ПСКОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ" 29
2.1. Общая характеристика предприятия 29
2.2. Размеры производства и специализация предприятия 31
2.3. Организация оплаты труда и экономическая эффективность использования трудовых ресурсов 34
2.4. Обеспеченность основными производственными средствами и эффективность их использования 36
2.5. Финансовые результаты производственной деятельности 39
3. ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ "ВЕЛИКОЛУКСКАЯ МАСЛОСЫРБАЗА -ФИЛИАЛ ЗАО "ПСКОВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ" 40
3.1. Организация сбыта на предприятии 40
3.2. Анализ каналов реализации произведенной продукции и деятельности конкурентов 45
3.3. Организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта 50
4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ СБЫТА ПРОДУКЦИИ 55
4.1. Создание автоматизированного рабочего места маркетолога 55
4.2. Направления расширения методов и способов стимулирования сбыта товара на рынке 57
4.3. Улучшение качества упаковки, как эффективный маркетинговый инструмент стимулирования сбыта 62
4.4. Экономическая эффективность запланированных мероприятий по продвижению товара на рынок 63
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
С 2003 г. по 2005 г. размер основных производственных средств предприятия существенно не изменился. В 2005 г. их стоимость составляла 78040 тыс. руб, по сравнению с 2003 г. увеличение произошло на 10 %. Наибольший удельный вес в структуре основных производственных фондов занимают здания - 49,4 % в 2005 г. Значительный удельный вес занимают также - машины и оборудование (36,3 % в 2005 г.), транспортные средства (10,3 %).
Среднегодовая стоимость основных производственных средств составляла в 2005 г. - 78040 тыс.руб. За последние годы не происходило существенного обновления основных производственных фондов. Наибольший по стоимости ввод их в действие был осуществлен в 2005 г. – 1638,84 тыс.руб. Коэффициент обновления в 2005 г. составил - 0,021, по сравнению с 2003 г. он увеличился на 0,016.
Для осуществления производственной деятельности и ее результатов большое значение имеет обеспеченность основными производственными средствами и эффективность их использования. Эти показатели по маслосырбазе представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Обеспеченность и экономическая эффективность использования основных производственных средств
Показатели | Годы | 2005 г. в разах к 2001 г. | ||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Фондовооруженность, тыс.руб | 861,6 | 831,3 | 754,9 | 750,0 | 765,1 | 88,8 |
Фондообеспеченность (приходится основных производственных фондов на единицу производственной площади), тыс. руб. | 44,1 | 43,5 | 41,7 | 42,8 | 45,9 | 104,1 |
Показатели экономической эффективности | ||||||
Фондоотдача, руб. | 0,053 | 0,067 | 0,128 | 0,197 | 0,233 | 439,3 |
Фондоемкость, руб. | 18,9 | 14,9 | 7,8 | 5,1 | 4,3 | 22,8 |
Обеспеченность предприятия основными производственными фондами определяется по двум основным показателям: фондообеспеченности и фондовооруженности. Показатель фондообеспеченности для предприятий рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к производственной площади предприятия. Из данных таблицы 8. видно, что за рассматриваемые годы фондообеспеченность снизилась на 11,2 %, а фондовооруженность труда увеличилась на 4,1 %, что связано с увеличением количества работников и увеличением среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Считается, что фондовооруженность труда оказывает непосредственное влияние на результаты производства. Основные показатели экономической эффективности использования производственных фондов характеризуются фондоотдачей, фондоемкостью. В 2005 г. фондоотдача составляла – 0,23 руб, фондоемкость – 4,3 руб. Фондоотдача и фондоемкость за последние годы улучшилась. Так фондоотдача выросла в 4,4 раза, а фондоемкость снизилась на 87,2 %. Однако улучшение этих показателей связано со значительным ростом цен на реализуемую продукцию, и по ним нельзя судить об улучшении эффективности использования основных производственных фондов.
Маслосырбаза осуществляет два вида деятельности: производство молочной продукции и торгово-закупочную деятельность осуществляемую через покупателей. Основной целью деятельности любого коммерческого предприятия является получение максимальной прибыли. Формирование финансовых результатов представлено в таблице 9.
Прибыль от реализации молочной продукции составляла в 2005 г. - 108,7 тыс.руб. т.е. снизилась на 59,6 % по сравнению с 2006 г., что является существенным ухудшением экономической эффективности переработки молока, учитывая еще и инфляцию. Общая выручка за анализируемый период выросла в 2,5 раза, а полная себестоимость реализованной молочной продукции увеличилась в 3 раза.
Таблица 9 - Финансовые результаты производства молочной продукции
Показатели | Годы | 2005 г. в разах к 2001 г. | ||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||
Стоимость товарной продукции, тыс.руб. | 2845 | 3542 | 7667 | 12327 | 17821 | 6,3 |
Полная себестоимость произведенной продукции, тыс. руб. | 2786 | 3485 | 6857 | 10154 | 14562 | 5,2 |
Прибыль от реализации продукции, тыс.руб. | 59 | 57 | 810 | 2173 | 3259 | 55,2 |
Уровень рентабельности, % | 2,1 | 1,6 | 11,8 | 21,4 | 22,4 | 20,3 |
Уровень рентабельности производства продукции на маслосырбазе составлял в 2005 г. – 22,4 %, что на 20,3 % больше чем в 2001 г. Наибольшая прибыль была получена предприятием в 2005 г. - 3259,0 тыс.руб.
Существенное влияние на финансовое положение предприятия в последнее время оказывает организация деятельности по реализации произведенной продукции.
Организация службы сбыта на предприятии играет огромную роль в сфере сбыта продукции. Правильно отлаженная система сбыта может снизить уровень затрат на реализацию продукции и тем самым принести дополнительную прибыль предприятию.
Руководство «Великолукская маслосырбаза» филиал ЗАО «Псковский молочный комбинат» воспользовалось следующей стратегией охвата рынка - недифференцированный маркетинг, т.е. решили пренебречь различиями в сегментах и обратились ко всему рынку сразу с одним предложением – сыры плавленые фасованные, сконцентрировав усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в них общее.
Филиал разработал и выпускает продукт, который показался привлекательным большему числу покупателей, полагаясь на метод массового распределения и массовой рекламы. «Великолукская маслосырбаза» филиал ЗАО «Псковский молочный комбинат» стремится придать товару образ полезности и доступности в сознании людей.
Плавленые сыры - это такой продукт, который пользуется спросом у различных слоев населения, с различным уровнем дохода, отличается хорошими вкусовыми качествами, простотой в употреблении.
Продукция «Великолукская маслосырбаза» филиал ЗАО «Псковский молочный комбинат» занимает следующее место в классификации видов продуктов:
по назначению – это продукция потребительского назначения;
по потребительским привычкам – продукция повседневного спроса.
Планирование сбыта в филиале осуществляет по направлениям:
1) на известном рынке и 2) на свободном рынке.
Под известным рынком подразумеваются заказы постоянных покупателей и поставка товаров по заключенным договорам.
Выбор каналов сбыта и вся последующая организация распределение продукта зависит от влияния факторов, среды фирмы, как внутренних, так и внешних.
«Великолукская маслосырбаза» филиал ЗАО «Псковский молочный комбинат» предложила на рынок продукцию только высшего качества, не уступающую импортным аналогам, что позволило массовому потребителю получать любимый продукт отличного качества и разумной цене. Таким образом, приходим к выводу, что «Великолукская маслосырбаза» создала товар, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка.
Ассортиментом называют набор товаров предлагаемых предприятием на рынке. Управление ассортиментом - это координация взаимосвязанных видов деятельности предприятия - научно-технической и маркетинговой.
Планирование ассортимента - это умение воплощать уже имеющиеся и потенциальные технические и материальные возможности предприятия в продуктах, которые приносят прибыль, обладают потребительской ценностью.
За период своего существования ЗАО «Псковский молочный комбинат» произвел свыше 20 наименований плавленый сыров, что является достаточно высоким показателем среди российских лидеров – производителей. В настоящее время выпускается наиболее востребованные наименования плавленых сыров, среди которых 6 наименований – фирменная продукция.
Предприятие за последние годы максимально нарастило удельный вес фирменной продукции. Продукция Великолукская маслосырбаза – филиал ЗАО «Псковский молкомбинат» считается одной из лучших по-своему качеству среди своих конкурентов на территории Северо-Западного региона. Это объясняется тем, что изделия изготавливаются из натуральных обезжиренных и сычужных сыров, творога, сухого молока и масла крестьянского. Проверка качества продукции на заводе осуществляется не путем случайной выборки из произведенной партии продукции, а исследованием каждой партии произведенной продукции, согласно ГОСТам Российской Федерации.
Таблица 10 - Ассортимент выпускаемых предприятием плавленых сыров
Наименование изделия | Наличие фирменной принадлежности | 2004 год | 2005 год | 2005г в % к 2004г. |
Сыры плавленные колбасные |
| 1836,7 | 2073 | 113 |
плавленный сырный продукт Псковский 40% | фирм. | 1254,1 | 1425,1 | 114 |
плавленный сырный продукт Великолукский 30% | фирм. | 367,6 | 388,7 | 106 |
плавленный сырный продукт Закусочный 30% |
| 215,1 | 259,2 | 121 |
Сыры плавленные фасованные |
| 461,3 | 518,2 | 112 |
Сыр плавленный Городской 30% 100г. | фирм. | 58,4 | 64,9 | 111 |
Сыр плавленный Орбита 20% 100г. |
| 67,6 | 77,7 | 115 |
Сыр плавленный Дружный 55% 100г. |
| 95,3 | 103,6 | 109 |
Сыр плавленный Омичка 50% 100г.зап. |
| 33,2 | 38,9 | 117 |
Сыр плавленный Полянка с грибами 40% 100г. | фирм. | 29,2 | 31,1 | 106 |
Сыр плавленный Полянка с зеленью 40% 100г. | фирм. | 23,6 | 25,9 | 110 |
Сыр плавленный Янтарный 60% 100г. |
| 88,1 | 103,6 | 118 |
Сыр плавленный шоколадный 30% 100г. | фирм. | 65,9 | 72,5 | 110 |
За анализируемый период увеличено производство плавленых сыров всего ассортиментного ряда в среднем на 13-15%.
Ассортимент продукции находится в непосредственной зависимости от сезонного потребления, и поэтому его планирование осуществляется еженедельно, так как предприятию невыгодно, чтобы продукция одного вида задерживалась на складе, а продукции другого вида было недостаточно. Планирование осуществляется следующим образом. Сотрудники коммерческой службы изучают потребности покупателей и определяют количество изделий, которое необходимо произвести в следующем месяце. Один раз в неделю проводятся собрание под руководством директора. В собрании участвуют начальник производства, главный инженер, начальник коммерческой службы, главный бухгалтер. Начальник коммерческой службы выдает информацию о существующих потребностях на рынке. И, прежде чем запустить в производство продукцию в запланированном ассортименте, учитывается наличие необходимого количества сырья и материалов необходимых для изготовления продукции.
Потребности покупателей в продукции, выпускаемой на «Великолукская маслосырбаза» филиал ЗАО «Псковский молочный комбинат», определяются, сезонностью потребления приобретаемых продуктов.
Планирование выпуска продукции осуществляется только при наличии спроса. Проследить соотношение объемов реализации и объемов производства по месяцам можно на основе данных представленных в табл 11.
В общей сложности можно сказать, что разница в производстве и реализации по месяцам незначительна. Складской запас составляет не менее объема двухнедельной отгрузки продукции для реализации, на случай увеличения спроса или появления новых покупателей, а также на случай непредвиденных сбоев в поставке сырья, материалов и др.
Таблица 11 - Анализ производства и реализации продукции на предприятии
Изделия | месяц 2005 года | Всего | |||||||||||
01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | ||
Производство, т |
| ||||||||||||
Сыры колбасные | 197,6 | 210 | 208 | 210 | 214 | 216 | 218 | 215 | 217 | 220 | 228 | 238 | 2591 |
В т.ч. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сыры плавленные колбасные | 158 | 168 | 166 | 168 | 171 | 173 | 174 | 172 | 174 | 176 | 182 | 190 | 2073 |
Сыры плавленные фасованные | 39,6 | 42 | 41,6 | 42 | 42,8 | 43,2 | 43,6 | 43 | 43,4 | 44 | 45,6 | 47,6 | 518,2 |
Реализация, т |
| ||||||||||||
Сыры колбасные | 678,8 | 189 | 186 | 189 | 193 | 195 | 196 | 194 | 196 | 198 | 205 | 214 | 2332,4 |