Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:08, курсовая работа
Формирующиеся рыночные отношения, децентрализация управления, быстрое устаревание информации обуславливает высокие требования к современному руководителю. Знание и умелое использование положений менеджмента существенно облегчают труд руководителя, помогают ему определять приоритеты и систематизировать работу.
Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные структуры [4]. Основной причиной создания организационной структуры являются ограничения, присущие диапазону управления. Несомненно, что если бы таких ограничений не существовало, то можно было бы иметь неорганизованное предприятие только с одним управляющим [5].
Введение
1 Теоретические основы организационной структуры управления предприятием
1.1 Понятие организационной структуры управления
1.2 Типы и виды организационных структур управления
1.3 Основные принципы эффективного управления предприятием
2. Анализ организационной структуры системы управления маркетинговым подразделением АО "Тяжекс"
2.1. Краткая характеристика деятельности АО "Тяжэкс"
2.2. Анализ организации маркетинга на уровне предприятия
2.3. Анализ организации маркетинга на уровне подразделения
3. Совершенствование системы управления маркетингового подразделения АО "Тяжэкс"
3.1.Формирование организационной структуры системы управления с маркетинговой ориентацией
3.2.Совершенствование организации отдела маркетинга на предприятии
Заключение
Глоссарий
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики и управления на предприятии
машиностроения
Курсовая работа
По дисциплине «Менеджмент предприятия»
Тема: «Совершенствование организационной структуры управления предприятием»
Выполнил: ст. гр.ЭК-092
Проверила:
Воронеж 2012
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Инженерно-экономический факультет
Кафедра экономики и управления на предприятии машиностроения,
Студент группы _____ЭК-092_____
Попов Игорь Вячеславович
Задание на курсовую работу
1.Тема: Совершенствование организационной структуры управления предприятием
2.Содержание и график выполнения
Раздел | Процент, % | Срок | Процент выполнения, % | Подпись руководителя |
Введение |
|
|
|
|
1 Теоретические основы организационной структуры управления предприятием 1.1 Понятие организационной структуры управления |
|
|
|
|
1.2 Типы и виды организационных структур управления |
|
|
|
|
1.3 Основные принципы эффективного управления предприятием |
|
|
|
|
2 Анализ организационной структуры системы управления маркетинговым подразделением АО "Тяжекс" 2.1 Краткая характеристика деятельности АО "Тяжэкс" |
|
|
|
|
2.2 Анализ организации маркетинга на уровне предприятия |
|
|
|
|
2.3 Анализ организации маркетинга на уровне подразделения |
|
|
|
|
3 Совершенствование системы управления маркетингового подразделения АО "Тяжэкс" 3.1 Формирование организационной структуры системы управления с маркетинговой ориентацией |
|
|
|
|
3.2 Совершенствование организации отдела маркетинга на предприятии |
|
|
|
|
Заключение |
|
|
|
|
Список литературы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Курсовая работа закончена «_____»________________2012__
Оценка руководителя ______________________________
Замечания
Содержание
Введение
1 Теоретические основы организационной структуры управления предприятием
1.1 Понятие организационной структуры управления
1.2 Типы и виды организационных структур управления
1.3 Основные принципы эффективного управления предприятием
2. Анализ организационной структуры системы управления маркетинговым подразделением АО "Тяжекс"
2.1. Краткая характеристика деятельности АО "Тяжэкс"
2.2. Анализ организации маркетинга на уровне предприятия
2.3. Анализ организации маркетинга на уровне подразделения
3. Совершенствование системы управления маркетингового подразделения АО "Тяжэкс"
3.1.Формирование организационной структуры системы управления с маркетинговой ориентацией
3.2.Совершенствование организации отдела маркетинга на предприятии
Заключение
Глоссарий
Список литературы
Введение
Формирующиеся рыночные отношения, децентрализация управления, быстрое устаревание информации обуславливает высокие требования к современному руководителю. Знание и умелое использование положений менеджмента существенно облегчают труд руководителя, помогают ему определять приоритеты и систематизировать работу.
Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные структуры [4]. Основной причиной создания организационной структуры являются ограничения, присущие диапазону управления. Несомненно, что если бы таких ограничений не существовало, то можно было бы иметь неорганизованное предприятие только с одним управляющим [5]. В последнее время появляются публикации, авторы которых утверждают, что талантливый руководитель способен привести свое предприятие к успеху, при любой организационной структуре.
Гибкость и адаптивность предприятия и, следовательно, успех его деятельности в значительной степени зависит от организационной структуры [1].
Организационная структура предприятия отражает состав подразделений производственной системы, связи между ними и отдельными элементами, возникающие в процессе поддержания и повышения уровня организованности системы [2].
Структура служит как бы фильтром определяющим чувствительность предприятия к воздействию внешней среды. Каждый элемент структуры воспринимает информацию и придает ей значимость, отвечающую его позиции. На нее влияют управленческая и социальная структуры предприятия и внутрифирменная культура [1].
Изучение различных теорий организации управления заранее заставляет предполагать, что организационные структуры управления предприятий могут быть чрезвычайно разнообразны. Это разнообразие еще более усиливается, если принять во внимание различия в размерах, сложности и области деятельности предприятий. Совершенно ясно, что структура какого-либо небольшого розничного магазина не может иметь ничего общего с организационной структурой крупного предприятия, производящего широкий ассортимент различных видов продукции. Организационная структура предприятия представляет собой совокупность всех его служб и существующий между ними органических связей как по горизонтали так и по вертикали от начальника к непосредственному исполнителю. Здесь нас главным образом будут интересовать связи по линии информации.
Между тем, если заняться изучением связей по линии информации и подчинения одновременно с изучением распределения задач между службами, то сразу станет ясно, что различные типы встречающихся организационных структур управления в действительности выражают идеи, исходящие из различных, если не противоположных, принципов, в которых сочетаются их идеи на различных уровнях управления более сложных типах структур [3].
Цель данной работы - охарактеризовать организационную структуру управления: место организационных структур; дать классификацию организационной структуре управления; методику организационного проектирования и создания менеджером структур управления предприятия; проектирование организационных структур, потребность в изменениях организационных структур управления, инновации в организационных структурах.
Рациональная организационная структура - это необходимое условие эффективной работы производственной системы [2].
Объект – организационная структура управления ОА «Тяжэкс». Исходя из данных полученных на данном предприятии, мы попытаемся дать характеристику предприятия и организационной структуры предприятия в целом. Опишем диагностику состояния организационной структуры управления и на основе этого проанализируем организационную структуру управления ОА «Тяжэкс»».
Нашей задачей является разработка рекомендаций по совершенствованию организационных структур управления предприятием, а также рекомендации по совершенствованию ОАО «Тяжэкс».
1 Теоретические основы организационной структуры управления предприятиями
1.1 Понятие организационной структуры управления
В простейшем случае под структурой понимается совокупность элементов системы и организация взаимосвязей между ними [4].
Организация как система может быть представлена в виде совокупности определенным образом взаимосвязанных подсистем (элементов), образующих единое целое, как отличает О.Г. Туровец [6]. М.М. Максимов в свою очередь считает, что организационная основа системы управления – ее структура. Она определяет состав подразделений, входящих в систему управления, их соподчиненности и взаимосвязи, форму разделения управленческих решений по уровням, а, следовательно, и само число уровней управления. Структура управления является той организационной формой, в рамках которой осуществляется процесс управления [7].
И. Н. Герчикова полагает, что организация управления предприятием представляет собой обширную проблему, которая в значительной мере обуславливается выбором определенного типа структуры управления или предшествовавшей его структурой. Структура предприятия представляет собой совокупность всех его служб и существующих между ними органических связей, как по горизонтальной линии, та и по вертикальной от начальника к непосредственному исполнителю [3].
А. И. Папкин характеризует организационную структуру, как совокупность устойчивых элементов организационной системы (структурных подразделений и должностей), обеспечивающая разграничение их компетенции, с одной стороны, и с другой стороны, их связь и взаимодействие [9].
О. Г. Туровец структуру организации рассматривает как форму распределения различных видов деятельности этих компонентов, направленной на достижение целей организации [6].
Организационная структура – совокупность взаимосвязанных элементов объекта управления. Оптимальная организационная структура предприятия должна: обеспечивать оптимальное взаимодействие штабного, научно-технического и линейного персонала фирмы, способствовать оперативному и эффективному взаимодействию с внешней средой; базироваться на стратегии предприятия; обеспечивать качественное, своевременное и эффективное достижение поставленных целей [10]. Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Поэтому ее можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования (как процесса реализации структурных связей системы управления). Связь структуры с ключевыми понятиями управления – его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями – свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации.
По мнению В. А. Горемыкина, организационная структура управления включает:
- состав и номенклатуру управленческих органов и должностей;
- распределение власти и ответственности между ними;
- информационные связи и взаимоотношения подразделений и должностей.
Звено (орган) управления – обособленная ячейка, выполняющие определенные функции управления.
Ступень (уровень) управления – совокупность звеньев управления на определенном уровне иерархии.
Количество звеньев управления отражает разделение функций по горизонтали, а количество ступеней – по вертикали. Увеличение числа звеньев и ступеней управления производством, снижению его оперативности, увеличению накладных расходов [12].
Основными типами связей являются вертикальные и горизонтальные. Вертикальные связи подразделяются на линейные (подчинение по всему кругу вопросов) и функциональные (подчинение в пределах определенной функции управления). Вертикальные связи характеризуются масштабом управляемости (число подчиненных), а горизонтальные – числом работников (ячеек), с которыми устанавливаются контакты в процессе управления.
Факторами, определяющими организационную структуру, являются:
- характеристика и сложность выпускаемой продукции, от которых зависит тип технологии, продолжительность серийного производства;
- номенклатура выпускаемой продукции, увеличение которой позволяет использовать преимущества унификации и специализации, формировать мощные функциональные подразделения, снижать накладные расходы при одновременном усложнении структуры предприятия;
- объем производства (продаж), увеличение которого позволяет лучше маневрировать всеми видами ресурсов фирмы, стабилизировать производство в динамике и по подразделениям предприятия;
- масштаб (годовая программа) производства основной продукции предприятия, увеличение которого позволяет повысить уровень автоматизации производства, его специализации, разделения труда, снизить потери материальных ресурсов, улучшить использование оборудования, резко снизить трудоемкость выпускаемой продукции;
- тип стратегии, реализуемой предприятием. Если стратегия предприятия ориентирована на постоянный выпуск сложной конкурентособной продукции, то ее структура должна быть мобильной, способной быстро перестраиваться и приспосабливаться к изменениям по обратной связи, требованиями потребителей;
Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления предприятием