Совершенствование организационной структуры управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание

Формирующиеся рыночные отношения, децентрализация управления, быстрое устаревание информации обуславливает высокие требования к современному руководителю. Знание и умелое использование положений менеджмента существенно облегчают труд руководителя, помогают ему определять приоритеты и систематизировать работу.
Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные структуры [4]. Основной причиной создания организационной структуры являются ограничения, присущие диапазону управления. Несомненно, что если бы таких ограничений не существовало, то можно было бы иметь неорганизованное предприятие только с одним управляющим [5].

Содержание

Введение
1 Теоретические основы организационной структуры управления предприятием
1.1 Понятие организационной структуры управления
1.2 Типы и виды организационных структур управления
1.3 Основные принципы эффективного управления предприятием
2. Анализ организационной структуры системы управления маркетинговым подразделением АО "Тяжекс"
2.1. Краткая характеристика деятельности АО "Тяжэкс"
2.2. Анализ организации маркетинга на уровне предприятия
2.3. Анализ организации маркетинга на уровне подразделения
3. Совершенствование системы управления маркетингового подразделения АО "Тяжэкс"
3.1.Формирование организационной структуры системы управления с маркетинговой ориентацией
3.2.Совершенствование организации отдела маркетинга на предприятии
Заключение
Глоссарий

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Куссяк Менеджмент Предприятия.doc

— 312.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.10 – Схема связей подразделений для информационного обеспечения функции планирования

 

Как видно из рисунка 10 для обеспечения адекватного планирования развития предприятия необходимы взаимосвязи маркетинга со следующими функциональными областями:

-                   научные исследования и опытно – конструкторские работы;

-                   отдел главного технолога;

-                   финансовый отдел;

-                   бухгалтерия;

-                   отдел труда и заработной платы;

-                   планово – экономический отдел.

В существующих условиях наиболее значительной и необходимой является взаимодействие отдела маркетинга и планово – экономического отдела, так как в последнем традиционно представлена концентрированная информация о деятельности и потенциале предприятия. Другой важный аспект, которому в плановой экономике не придавали значения – это необходимость контроля издержек по объектам различного уровня с целью выявления рентабельности и элементов системы маркетинга.

В отделе маркетинга рационально сконцентрировать принятие решений по поводу направления инвестиций на стратегическом уровне. Тогда для реализации этого положения  необходима информация о потоках наличности в разрезе каналов сбыта, региональных представительств, а также конкретных товаров, которую должен предоставлять финансовый отдел.

Немаловажным условием построения маркетингового управления является приспособление к требованиям внешней среды таких общих функций менеджмента, как организация, мотивация, координация.

Также в качестве условия жизнеспособности рассматриваемой концепции необходимо рассмотреть систему контроля.

Систему контроля целесообразно условно разделить на две составляющие: оперативный контроль и контроль маркетинга. Оперативный контроль является традиционным для предприятия и в общем не нуждается в  значительной модификации с рассматриваемой точки зрения.

Контроль маркетинга носит глобальный характер и должен включать изучение следующих ключевых областей:

1)                 макроокружение организации (изучение состояния политических, экономических, демографических, технологических и других факторов);

2)                 микроокружение организации (поставщики, потребители, конкуренты, контактные аудитории);

3)                 система маркетинга (продукты, ценообразование, продвижение товара и коммуникации, распределение);

4)                 организация маркетинга (необходимо выделить формальную организацию и эффективность взаимодействия с другими подразделениями предприятия);

5)                 эффективность мероприятий маркетинга.

Таблица 1-Укрупненная схема взаимосвязей подразделений для информационного обеспечения

                                                                                                           

Подразделение

Выходящая информация

1. Бухгалтерия

Информация об издержках и прибылях товаров, каналов сбыта.

2. Отдел главного конструктора

Технические эксплуатационные характеристики продукции предприятия.

3. Отдел главного технолога

Информация об уровне технологии на предприятии и её развитии.

 

Как видно из таблицы, подразделения предприятия могут представить информацию лишь об отдельных объектах маркетингового контроля, основная часть работы возлагается на отделе маркетинга, организация которого рассмотрена в предыдущем подразделе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Совершенствование организации отдела маркетинга на предприятии.

 

В этом подразделе приведены рекомендации по организации отдела маркетинга с акцентом на обеспечение информационной поддержки функции планирования, которая является первым шагом в построении маркетингового управления на предприятии.

В этом подразделе необходимо рассмотреть организационную структуру отдела, его функции и соответствующие должности.

Как известно, построение организационной структуры подразделения начинается с определения его целей и задач, далее определяются соответствующие функции и процедуры; на основе выделенных процедур формируются должностные положения персонала. С другой стороны, учитывается оптимальность структуры с точки зрения простоты координации работ и минимума потери информации.

Целью проектируемого подразделения должно стать полное, своевременное и адекватное информирование руководства о внешней среде организации, а также выдача рекомендаций по оптимизации деятельности в следующих условиях.

Следовательно, для достижения цели необходимо выполнение следующих укрупненных задач:

1)                 систематическое изучение рынков предприятия, конкурентов, потребителей с целью получения информации о внешней и внутренней среде предприятия;

2)                 планирование маркетинговой деятельности в разрезе элементов маркетинговой системы (продукт, ценообразование, продвижение и коммуникации, распределение);

3)                 ревизия маркетинга с целью корректировки выбранных целей, стратегии, мероприятий маркетинг – сабмикс.

Для реализации поставленных перед подразделением задач в аспекте стратегического планирования необходимо выполнение функций представленных в таблице 2.

 

Основные функции отдела маркетинга                                         Таблица 2

 

Задачи

Функции

1. Маркетинговые исследования

1. Анализ и прогноз спроса.

2. Анализ и прогноз предложения.

3. Анализ и прогноз конъюктуры рынка.

4. Изучение продукции конкурентов.

5. Изучение технологии конкурентов.

6.Изучение внешних связей предприятия.

7. Анализ конкурентных преимуществ.

8. Анализ перспективных товаров фирмы.

2. Планирование маркетинга

1. Постановка целей деятельности.

2. Формирование стратегий маркетинга.

3. Ценообразование.

4. Разработка рекомендаций по продукту.

5. Коммуникации и реклама.

6. Тактика распределения товаров.

3. Контроль маркетинга

1. Оценка состояния макросреды.

2. Оценка состояния микросреды.

3. Оценка стратегии маркетинга.

4. Контроль организации маркетинга.

5. Ревизия системы маркетинга.

6. Ревизия результативности маркетинга.

7. Ревизия функционального состояния маркетинга.

 

В приведенной выше таблице представлены функции, которые необходимы для осуществления маркетингового управления (в частности такого элемента, как стратегическое планирование). Другие стандартные функции маркетинга полностью или частично реализованы на предприятии в отделе сбыта, внешней кооперации, материально – технического снабжения, транспортном цехе. Для полноценной реализации рыночных стратегий эти службы должны войти в состав отдела маркетинга, что ускорит решение возникающих проблем и упростит координацию, а также потерю информации.

Следующая группа факторов влияющих на организационную структуру управления маркетингом – это факторы внутренней и внешней среды организации. Основными из них являются потребители, рынки сбыта, продукция предприятия.

Клиентами предприятия являются фирмы из различных отраслей промышленности с различной спецификой производства, что значительно влияет на требуемые характеристики товара. Кроме того, каждая отрасль имеет собственные тенденции развития, и, соответственно ему, изменение потребностей предприятия.

ОАО “Тяжэкс” имеет широкую сбытовую сеть, сравниваемую с размером страны. В следствии этого различные рынки имеют различные климатические,  политические и экономические условия, что значительно сказывается на восприятие продукции предприятия. Следовательно, для успешного продвижения товара необходим детальный учет потребностей конкретного рынка.

Продукцию предприятия логично разделить по назначению: на продукцию производственного назначения и на продукцию потребления. Производство, продвижение и распределение этих групп в значительной степени различается, поэтому этот фактор имеет большее влияние на организационную структуру всего предприятия.

С точки зрения маркетинга наиболее приемлемым и значительным для оптимизации и управления является деление по рынкам сбыта, так как учитывает факторы, которые в конечном итоге влияют на потребителей.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что для учета факторов внешней среды организационная структура отдела маркетинга должна быть распределена по дивизиональному типу с объектом деления рынок сбыта.

Однако, на современном этапе развития маркетинга на ОАО “Тяжэкс” не представляется возможным революционно внедрить обозначенную выше структуру, в первую очередь, в следствие недостатка опыта у персонала. Для решения этой проблемы необходимо достижения компромисса между желаемым состоянием и существующими условиями. Такой компромис, может быть достигнут путем комбинации функциональной и дивизиональной структур, что позволяет устранить некоторые недостатки обеих схем (такие структуры также носят название матричных).

 

                                                           

             

       

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

Рис.11. – Организационная структура управления отдела маркетинга.

 

Структура представленная на рисунке 11  сочетает в себе матричную и функциональную схемы управления.

Такая схема была выбрана в следствии того, что в обязанности отдела маркетинга входят, как жестко определенные стандартные задачи, так и задачи требующие творческого подхода и высококвалифицированных специалистов.

Таким образом, отдел сочетает в себе гибкость, необходимую для решения слабо структурированных задач, и в тоже время имеет необходимую для управления степень директивности.

Необходимо отметить также слабое место предложенной структуры – это ее матричная часть. Здесь вероятно возникновение конфликтов по поводу компетенции функциональных и линейных руководителей, что может перечеркнуть все положительные стороны данного типа организации подразделения. Решить эту проблему можно путем четкого разграничения полномочий руководителей (так советуют в литературе), однако, такая схема не учитывает людей, как личность, следовательно не принесет желаемой эффективности. Другой вариант решить эту проблему, является вариант так называемого лизинга персонала. Для этого необходимо внедрить систему бюджетирования хотя бы в рамках рассматриваемого подразделения, где каждому руководителю будет выделяться определенная сумма средств на решение стоящих перед ним задач. Тогда для привлечения необходимых специалистов линейному руководителю достаточно составить контракт на выполнение определенных услуг за полагающееся вознаграждение с функциональным руководителем. Такая схема несколько усложнит документооборот, но позволит построить взаимоотношения между руководителями на экономической основе, что бесспорно эффективнее административных методов управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данном курсовом проекте проведена работа по совершенствованию организационной структуры управления маркетингового подразделения на предприятии, ОАО “Тяжэкс” имени Коминтерна.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления предприятием