Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:10, курсовая работа
Цель исследования – исследование системы отбора персонала и формирование рекомендаций по совершенствованию системы отбора персонала в Банк Русский Стандарт.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические аспекты формирования и реализации процессов отбора и подбора персонала;
проанализировать данные процессы в Банк Русский Стандарт России;
по результатам анализа предложить направления по усовершенствованию рассматриваемых процессов в Банке Русский Стандарт.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….……………...3
Глава І. Теоретические аспекты найма, подбора и отбора и оценки персонала
Технологии найма персонала и основные принципы отбора персонала …………………………………………………….…………………………..……....6
Собеседование, как основной метод оценки кандидатов……………………………………………………………………….…20
Глава ІІ. Анализ системы отбора персонала в Банк Русский Стандарт е России
2.1.Общая характеристика Банка ……………………………………………………………………………….….…...29
2.2. Анализ структуры и движения персонала ЗАО «Банк Русский Стандарт» в дополнительном офисе «Ткацкий»…..……………………………………….…...31
2.3. Анализ системы отбора персонала Банка…………………………………………………………………………..….…41
Глава ІІІ. Совершенствование системы отбора персонала Банк Русский Стандарт
3.1. Разработка и организация профессионального отбора специалистов и подбора кандидатов на должности номенклатуры Банка ……………………………………………………………..……..…………..….......43
3.2. Проектные технологии проведения личных собеседований с кандидатами на вакантные должности …………………………………………………………..……………………......….49
3.3. Расчет и эффективность от внедрения усовершенствованной системы отбора и оценки персонала…………………………………………………………….…….………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….....65
Список используемой литературы……………………………....…..……68
Порядок подбора
кандидатов на должности номенклатуры
банка.
Подбор кандидатов
– это сопоставление профессионально-
Кандидаты
на должности номенклатуры Банка проходят
согласование в Банке. Для этого кадровой
службой филиала в кадровую службу Банка
направляются представления, анкеты (резюме)
кандидатов, копии документов об образовании
и повышении квалификации.
Кандидаты
на руководящие должности номенклатуры
Банка проходят согласование в профильных
подразделениях Банка и индивидуальные
собеседования с заместителями Председателя
Правления банка, курирующими эти подразделения.
Листы согласования с заключениями соответствующих
руководителей передаются в кадровую
службу Банка, которые затем направляют
в главное территориальное Управление
Банка о согласовании кандидатов на должности
руководителей (их заместителей), главных
бухгалтеров (их заместителей) филиалов
Банка с приложением документов, предусмотренных
Инструкцией Банка России.
Можно сделать вывод,
что кандидаты на высшие должности учетной
номенклатуры Банка при проходят индивидуальные
собеседования в профильных подразделениях
аппарата Банка. О результатах согласования
кандидатов в аппарате Банка кадровая
служба Банка уведомляет письменно.
Доступ к сведениям, полученным в результате
отбора, подбора и оценки кандидатов, разрешается
только специально уполномоченным работником
кадровой службы и подразделения безопасности.
3.2 Проектнтые технологии проведения личных собеседований с кандидатами на вакантные должности
Поскольку
для оценки кандидатов на вакантные
должности персонала Русский
Стандарт (банковских менеджеров) определено
собеседование, нами разработана технология
проведения личных собеседований, т.к.
грамотно проведенное собеседование
- это не только возможность найти
подходящего сотрудника и правильно
выявить мотивы его деятельности,
но и способ поднять престиж банка.
Критерии
оценки кандидата и определения его соответствия
вакантной должности
Трудность отбора кандидата на основе
оценки в ходе собеседования состоит в
том, что этот отбор делается среди работников,
которые нередко с формальной точки зрения
являются в равной мере квалифицированными.
Сложность задачи - в поиске таких признаков,
по которым можно судить не только о результатах,
которых работник добивался в прошлом,
но и о том, как он поведет себя на новой
работе, каких результатов можно ожидать
от него в будущем.
Таблица 10 - Критерии оценки кандидата
и определения его соответствия рассматриваемой
должности (основные признаки хорошего
работника)
|
|
|
|
|
|
|
|
Общие требования
к вопросам.
1. Вопросы должны позволять извлечь информацию,
с помощью которой можно судить о том,
насколько успешно претенденты будут
справляться с должностными обязанностями.
2. Вопросы не должны быть случайными.
3. Вопросы не должны быть бессистемными.
4. Вопросы не должны дублировать друг
друга (если только интервьюер не ставит
задачи поймать претендента на неточностях
и противоречиях в ответах на вопросы).
Общие требования к интервьюеру.
Уметь формулировать
вопросы так, чтобы большую часть времени
говорил претендент. Вопросы, начинающиеся
со слов «Почему...?», «Как...?», «Что...?» предполагают
развернутые ответы. Вопросы типа «Были
ли вы...?», «У вас есть...? и т.п. неизбежно
заставят давать краткие ответы.
Уметь контролировать
ход собеседования, т.е. способствовать
тому, чтобы кандидат говорил именно то,
о чем менеджер хотел бы узнать.Наиболее
очевидным средством контроля является
форма задаваемых вопросов. Вопрос, формулированный
следующим образом: «Сконцентрируем на
минутку внимание на...», «Мне хотелось
бы услышать о...» или « Расскажите, как...»,
позволяет лучше контролировать ситуацию.
Уметь слушать, «держать
открытым свой ум», концентрируя все органы
чувств на восприятии поступающей информации.
В большей степени результат собеседования
зависит от сведений о кандидатах, собранных
главным образом с помощью органов зрения
и слуха. На основе этого менеджер сможет
сделать верный выбор.
Уметь выносить суждения.
На протяжении всего собеседования оставаться
объективным: не выносить предвзятых суждений,
не поддаваться соблазну принять решение
в самом начале собеседования, подыскивая
затем доказательства правильности своего
мнения о претенденте.
Технология личного собеседования с кандидатом
Личное собеседование
ставит следующие задачи:
- информирование претендентов о деятельности
организации и объяснение им преимуществ
работы в ней;
- реалистичное описание содержания работы,
включая процесс введения в должность
и испытательный срок;
- выяснение вопросов, подойдут ли претенденты
для выполнения работы и какими качествами
значимыми для этой работы они обладают;
- прояснение ожиданий обеих сторон, включая
реалистичное обсуждение возможных трудностей
в работе;
- предоставление претендентам возможности
оценить, действительно ли они хотят получить
предлагаемую работу.
При проведении личного
собеседования можно выделить следующие
основные этапы:
Первый этап - предварительная подготовка
к собеседованию.
Второй этап - введение в интервью (установление
личного контакта).
Третий этап - основной этап (сбор информации
о кандидате).
Четвертый этап - представление кандидату
своей компании.
Пятый этап - решение дополнительных вопросов.
Шестой этап - подведение итогов переговоров.
Седьмой этап - принятие решения.
Применение проективных методик (вопросов).
Претенденту предлагается отвечать на
ряд вопросов, основанных на проективных
методиках (разновидность психологических).
Проективные вопросы помогают понять
реальные мотивы потенциального сотрудника,
определить сценарии его поведения и действия
в различных ситуациях. Это так называемые
проективные вопросы, которые не апеллируют
напрямую к характеристикам человека,
но дают довольно достоверную (примерно
90% попаданий) картину: мотиваторов; предпочтений
и избеганий по отношению к коллективу
и дополнительных мотиваторов; предпочтений
по должностным взаимоотношениям.
Метод провокаций. Применение провокационных
методов требует от интервьюера высокого
профессионализма.
1. Провокационный вопрос.Существуют определенные
провокационные вопросы, которые позволяют
определить, насколько человек искренен
или же склонен давать так называемые
социально желательные ответы.
Например. Вы всегда пунктуальны? Ответ:
Всегда - свидетельствует о неискренности.
Вы всегда выполняете свои обязательства?
Вы употребляете алкоголь? Нормальный
ответ: Да, иногда, Да по случаю или что-то
подобное. Ответ типа: Нет, никогда, - заставляет
задуматься об искренности отвечавшего.
Так же можно задать следующие вопросы:
Всегда ли Вы говорите правду? Вы всегда
переходите улицу на зеленый свет? Вы иногда
сердитесь?
2. Неконкретный вопрос. Кандидату задается
очень неконкретный, расплывчатый вопрос.
Слабый кандидат начинает отвечать и «плывет».
Сильный кандидат начинает уточнять, что
именно интересует интервьюера. Определяется
способность кандидата к эффективной
устной коммуникации.
3. Пауза.Интервьюер, выслушав ответ на
вопрос, молчит и наблюдает за кандидатом.
Уверенный в себе и стрессоустойчивый
кандидат хорошо держит паузу. Но кто-то
не выдерживает, напрягается и опять начинает
что-то рассказывать.
4. Активное слушание.Интервьюер применяет
приемы активного (зрительный контакт,
заинтересованная поза, кивки, поддакивания
и одобряющие междометия, конспектирование).
Но при этом интервьюер не задает никаких
дополнительных вопросов. Кандидат, плохо
контролирующий свою речь и ситуацию общения,
впадает в многословие.
5. Побуждение к откровенности.Интервьюер
ведет себя максимально доброжелательно,
демонстрирует интерес и одобрение. На
этом фоне интервьюер побуждает кандидата
к болтливости и выдаче интервьюеру той
информации, которую лучше было бы не сообщать.
6. Непонимание.Кандидат достаточно полно
и содержательно ответил на вопрос. Интервьюер
говорит «Не понимаю!» и демонстрирует
неудовлетворенность, создавая тем самым
для кандидата стрессовую ситуацию.
Кандидат может ее не выдержать и начать
рассказывать еще раз, добавляя подробности
и детали. Можно опять сказать «Опять не
понял» и т.д. стрессоустойчивый и искусный
в общении кандидат обычно начинает уточнять,
что именно интервьюеру показалось непонятным.
Раздражительный и склонный к агрессии
кандидат может не выдержать ситуации
и проявить встречную агрессию.
7. Приписывающие высказывания.Например,
кандидат рассказывает о своем опыте выполнения
какой-то работы. А интервьюер вдруг заявляет:
«Если я правильно понял, вы очень мало
этим занимались». Или, например, выслушав
достаточно «гладкий» ответ об отношениях
с руководством, сказать: «Если я правильно
понял, отношения были не очень хорошие,
да?» иногда в таких ситуациях кандидат
соглашается, что позволяет начать цепочку
вопросов и выяснить действительное положение
дел.
8. Обобщающая итоговая провокация.Вы видите,
что кандидат подходит для рассматриваемой
должности и заинтересован в ней. Но интервьюер
с серьезным видом заявляет: «Мне кажется,
что ваш опыт и ваши интересы таковы, что
рассматриваемая работа вам не подходит».
Сильный и действительно заинтересованный
кандидат в такой ситуации не поддается
на провокацию и продолжает «продавать
себя», стараясь переубедить интервьюера.
Деловая игра «Assessment
Centre» (комплекс оценки персонала).
В ситуациях, когда главное для сотрудника
- навыки взаимодействия с людьми, как,
например, для банковских менеджеров,
целесообразно провести игру в полном
объеме (но это требует специальных временных
и денежных затрат), но можно и ее элемент.
[27,с.321]
Ситуация 1. Вы секретарь. Звонит клиент
компании (это - я), просит срочно предоставить
коммерческую информацию, которой Вы не
располагаете, а менеджера нет на месте.
Ваши действия.
Ситуация 2. Ваша задача - убедить меня
купить ваш товар X. Я - директор магазина.
Ситуация 3. Вы руководитель, я подчиненный.
Ваша задача - поставить передо мной цель,
определить мотиваторы и формы контроля,
исходя из полученной обратной связи.
Ситуация 4. Вы менеджер по продажам на
нашем предприятии. Как вы начнете поиск
новых клиентов.
Ситуация 5. Вы звоните по телефону, представляетесь
сотрудником компании. В ответ вы слышите
ругань и категоричную просьбу не звонить.
Ваши действия.
Подобный сокращенный вариант
игры позволяет быстро выяснить реальные
навыки и умение ориентироваться в новой
ситуации.
Так, негативная реакция на подобное предложение
со стороны кандидата – уже сама по себе
диагностическая - она свидетельствует
или о неуверенности в себе, или о завышенной
самооценке, или о нежелании сотрудничать
с вами. Предстоит решать, нужен ли вам
такой сотрудник.
Методы выявления
дезинформации, неискренности в процессе
личного собеседования
Указанные выше
методы позволяют получить максимально
развернутую информацию, но все-таки кандидат
может попытаться скрыть часть информации
о себе. К признакам, указывающим на вероятную
ложь, относятся определенные физиологические
симптомы, своеобразные мимика и жестикуляция
человека, некоторые его слова и фразы.
Как выявить дезинформацию? Следует обратить
внимание:
- на невербальные средства общения: изменение
темпа речи (резкое убыстрение или замедление);
избежание глазного контакта после какого-то
вопроса; «бегающий взгляд»; жесты «прикрытия
рта», «оттягивание воротничка», «нервозные
жесты»; изменение размера зрачка, положение
зрачка в течение разговора; ложь всегда
связана с расширением сосудов и учащением
сердцебиения, поэтому можно обратить
внимание на цвет лица говорящего (вспомните:
«врет и не краснеет»);
- на рационализации - попытки длинно, заумно
или теоретизированно ответить на вопрос
или уйти от ответа; типичный вариант ухода
от вопроса: «Вы справитесь с машинописными
работами?»: «Мне приходилось выполнять
различные виды работ». «Шеф всегда был
мной доволен и т.д.» Ответивший так, не
уверен в своей квалификации в выполнении
таких работ;
- на наличие слов-паразитов.
Если видите один из сигналов лжи или сокрытия
информации, неискренности, попробуйте
затронуть тему вторично через какое-то
время. Ситуация повторится - значит, здесь
действительно проблема, нет - попробуйте
«копать» дальше. Понятно, что если сигналов
неискренности слишком много, возникают
серьезные сомнения в возможностях сотрудничества.
Приведенные ниже факты
окажут помощь в диагностики лжи, однако
нужно иметь в виду, что описываемые признаки
могут указывать на неискренность человека,
но ни в коем случае не являются однозначным
доказательством этого.
Представление кандидату своей компании.
На данном этапе интервьюер
рассказывает кандидату о компании, его
будущих должностных обязанностей и функциях.
Если интервьюер решил, что претендент
не подходит, то можно убедить претендента
в этом, показав разницу между его возможностями
и реальными требованиями. Но можно этого
и не делать, все зависит от личной позиции
интервьюера. Если претендент интересен,
то необходимо его мотивировать на сотрудничество
с компанией. Делать это можно, исходя
из тех мотивов, которые, были выявлены
в предыдущей части переговоров.
Решение дополнительных вопросов.
На этом этапе имеет смысл
предложить кандидату задать вопросы
(что даст возможность еще раз определить
приоритеты кандидата) и ответить на них.
В любом случае это - последний шанс разрешить
сомнения, свои и кандидата. Только вопросы
о профессиональной деятельности и ни
одного о людях и взаимодействиях - возможна
ориентация на работу без учета интересов
людей.
Подведение итогов переговоров и принятие
решения.
Здесь - краткое подведение
итогов, в любом случае взаимную благодарность
за уделенное время, а также четкую договоренность
о дальнейшем взаимодействии: кто, когда
и по какому решению кому звонит, какова
дальнейшая процедура принятия решения.
На этом этапе нужно быть честным с кандидатом
и говорить, что звонок ему последует только
в случае положительного решения, и при
этом приблизительно обговаривать сроки:
ведь человек ждет и может отказаться
от каких-то других возможностей.
Этап принятия решения.
После ухода кандидата
необходимо сразу систематизировать и резюмировать
всю собранную информацию о нем, проанализировать
плюсы и минусы, в том числе признаки, создающие
негативное впечатление о кандидате, значимость
каждого признака для будущей работы,
и принять взвешенное решение. [28,с.344]
В
резельтате проведения личных собеседований
с кандидатами на вакантные должности,
происходит отбор кандидатов, оценка качества
и способностей, которыми обладает кандидат,
на предмет их соответствия рассматриваемому
виду трудовой деятельности.
Для эффективного отбора первостепенное
значение имеет определение критериев,
на основании которых будет приниматься
решение о преимуществах соискателей,
которые отсекают тех претендентов, которые
не соответствуют установленным критериям.
3.3. Расчет и эффективность от внедрения усовершенствованной системы отбора и оценки персонала
На
этапах внедрения усовершенствованной
системы отбора и оценки персонала
строится перечень необходимых мер
с указанием их содержания, срока
выполнения, ответственного исполнителя
и формы завершения работ; разрабатывается
конкретная рабочая документация, необходимая
для практического внедрения
системы оценки, проведения приемо-сдаточных
работ, а также обеспечения
Необходимое условие
для успешной реализации усовершенствованной
системы отбора и оценки персонала - поддержка
со стороны руководства - в конечном счете,
поддержка даже более важна, чем разработка
тонких и сложных методов оценки или процедур.
Кроме этого, для внедрения
усовершенствованной системы отбора и
оценки персонала необходимо развитие
организационного механизма:
- тесное увязывание с существующей в Русском
Стандарте, поддерживаться существующими
процедурами и организационной культурой;
- она должна вносить свой вклад в эффективную
работу и других программ: обучения и повышения
квалификации, расстановки кадров, мотивации
персонала и др.;
- результаты дадут ценную информацию
о качестве используемых в организации
методов отбора и о том, насколько используемые
критерии отбора способны прогнозировать
будущие профессиональные достижения;
- также может быть определена эффективность
действующих в организации программ обучения
и повышения квалификации;
- активное вовлечение руководителей Русского
Стандарта в систему оценки персонала
– они могут выступать в роли экспертов,
оценивая предлагаемые подходы к определению
эффективности работы, принимают участие
в разработке методов отбора, оценки и
выработке критерий разных категорий
работников. Личное участие руководителей
в проектировании и разработке системы
оценки повышает их личную заинтересованность
в успешном внедрении и функционировании
системы;
- необходима организация обучения работников,
участвующих в подготовке и проведении,
т.к. недостаточный уровень необходимых
знаний и навыков, производящих отбор
и оценку персонала, является одной из
наиболее серьезных причин того, что те
задачи, которые, собственно, и должны
решаться при оценке персонала, не решаются.
На наш взгляд, обучение должно рассматриваться
как важнейшее направление работы по совершенствованию
системы отбора и оценки персонала, т.к.
оно обеспечивает освоение новых методов
отбора и оценки персонала и навыков проведения
оценочных интервью.
Предлагаемые в данной
работе процедуры отбора и оценки персонала
имеются ряд отличий, что в общем виде
отражено в таблице 11.
Таблица 11 – Матрица методов отбора и
оценки персонала