Совершенствование системы мотивации трудовой деятельности молодого специалиста организации (на примере ОАО "Золото Якутии")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование теоретических основ управления мотивацией труда молодых специалистов на предприятиях и определение основных направлений по активизации мотивации труда молодых специалистов ОАО “Золото Якутии”.
Задачи исследования.
1. Охарактеризовать теоретические основы управления мотивацией труда персонала на предприятии.
2. Проанализировать состояние мотивации труда персонала ОАО “Золото Якутии”.
3. Сформулировать предложения по активизации мотивации труда работников ОАО “Золото Якутии”.

Содержание

Введение.............................................................................................................3
1. Теоретические основы организации и мотивации труда на предприятии... …………………………………………………………………..5
1.1.Сущность и содержание категории "мотивация руда"......................................................................................................................5
1.2.Теории мотивации, их суть и значение ..................................................13
2. Оценка состояния мотивации труда молодых специалистов в ООО “Милена” ………………………………………………………………….........24
2.1 Общая характеристика организации ООО “Милена”…………………………………………...…………………………...24
2.2 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов …………………………………………………………………………………....25
2.3 Анализ существующей системы мотивации персонала ............................................................................................................................... 27
2.4 Оценка эффективности существующей системы мотивации.………..32
3. Проект улучшения мотивации труда работников ОАО «Золото Якутии»…….37
3.1 Разработка плана мероприятий по улучшению мотивации труда работников …………………………………………………………………….37
3.2 Усиление мотивационных факторов в области оплаты труда………..38
3.3 Ожидаемая эффективность предлагаемых мероприятий……………...45
Заключение ....................................................................................................48
Список использованных источников .............................................................50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая мотивация мол.спец-ста.docx

— 122.81 Кб (Скачать документ)

Вообще поведение человека формируется  слаженным стабильным взаимодействием  стимулов и мотивов. Стимулы представляют собой внешние воздействия, побуждающие  субъект действовать определенным образом. Можно предложить высокие  стимулы, но, если они не согласуются  с внутренними мотивами человека, то будут безрезультатны, или, в лучшем случае, их результаты окажутся намного  ниже ожидаемых. Проходя через сознание, стимулы трансформируются во внутренние побудительные причины, иначе говоря, в мотивы поведения человека. Причем между мотивами и стимулами - целая гамма опосредуемых звеньев — это интересы, ценностные ориентации, социальные ожидания, возможности и способности их реализации и др. При определенных условиях они становятся мотивами действий. Словарь иностранных слов трактует это понятие следующим образом: «стимул (лат. stimulus, букв. Остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало) - побуждение к действию, побудительная причина». Таким образом, стимул - внешняя побудительная причина к какой-либо деятельности, не зависящая от работника. Задача менеджера - создать такие условия труда, чтобы стимул был направлен на возникновение мотива, т.е. внутреннего, субъективно значимого и отвечающего потребностям субъекта трудовой деятельности стимула. В этом случае будет максимальная заинтересованность персонала в качественном, эффективном и результативном исполнении работы /3/.

В процессе мотивации могут участвовать  лишь две последних формы стимулов, так как принуждение не может  стать мотивом трудовой деятельности. Косвенно порицание может иметь  мотивирующее воздействие, так как  порицание может вызвать, с одной  стороны, досаду, неудовлетворенность  собой, растерянность, но с другой стороны, - желание действовать. Чтобы порицание  дало положительный результат, необходимо знание работников, их нравственно-психологические  особенности. В этом случае порицание  будет мотивом трудовой деятельности. Дальнейшее развитие этой зависимости - психологическое поведение человека, конкретный результат деятельности, совершаемой для реализации определенной потребности (результат в материальной форме - количество произведенной продукции, работ, услуг; интенсивность труда; производительность; эффективность  и т.д.). Нас интересует именно психологическое  поведение человека, так как определение  степени влияния мотивов на конкретный результат деятельности, осознанное поведение работника может дать положительный результат предприятию и способствовать управлению мотивацией. Именно на этапе формирования мотива поведение работника становится волевым, т.е. он определяет, стоит ли выполнять какую-либо работу; если стоит, то, как; оценивает все «плюсы» и «минусы» своей предполагаемой деятельности. Чтобы заинтересовать работника трудиться с полной отдачей, необходимо на этапе процесса мышления (когда определяется поведение, наиболее целесообразное для человека) дать импульс активности в виде стимула, актуального для работника именно в этой ситуации, который станет мотивом деятельности для работника /6/.

Таким образом, мотивация является побуждением к деятельности, с  целью удовлетворения определенных потребностей. Мотивация осуществляется в несколько этапов: возникновение  потребностей, выявление потребностей в сознании, формирование мотива к  деятельности по удовлетворению потребностей.

 

  1. 1.2 Методы мотивации персонала

 

Методы мотивации  персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности  системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

Классификация методов мотивации может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические  и социально-психологические является одной из наиболее широко распространенных. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:

- Экономические  методы управления, обусловленные  экономическими стимулами.

Они предполагают материальную мотивацию, то есть ориентацию на выполнение определенных показателей  или заданий, и осуществление  после их выполнения экономического вознаграждения за результаты работы. Использование экономических методов  связано с формированием плана  работы, контролем за его осуществлением, а также экономическим стимулированием  труда, то есть с рациональной системой оплаты труда, предусматривающей поощрение  за определенное количество и качество труда и применение санкций за несоответствующее его количество и недостаточное качество.

- Организационно-административные  методы, основанные на директивных  указаниях. Эти методы базируются  на властной мотивации, основанной  на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п., и опирающейся на возможность  принуждения. Они охватывают организационное  планирование, организационное нормирование, инструктаж, распорядительство, контроль. В управлении властная мотивация  играет весьма существенную роль: она предполагает не только  безусловное соблюдение законов  и нормативных актов, принятых  на государственном уровне, но  и четкое определение прав  и обязанностей руководителей  и подчиненных, при которых  исполнение распоряжения руководства  обязательно для подчиненных.  Властная мотивация создает необходимые  условия для организации и  взаимодействия, а сами организационно-распорядительные  методы призваны обеспечить эффективную  деятельность управления любого  уровня на основе его научной  организации.

- Социально-психологические  методы, применяемые с целью повышения  социальной активности сотрудников.  С помощью этих методов воздействуют  преимущественно на сознание  работников, на социальные, эстетические, религиозные и другие интересы  людей и осуществляют социальное  стимулирование трудовой деятельности. Данная группа методов включает  в себя разнообразный арсенал  способов и приемов, разработанных  социологией, психологией и другими  науками, изучающими человека. К  числу этих методов относятся  анкетирование, тестирование, опрос,  интервью и т.п. "Применение  социально-психологических методов  в менеджменте в торговле рассматривается  в двух аспектах: в традиционном  аспекте их применения при  руководстве персоналом и с  точки зрения управления поведением  покупателя (при выборе социальной  мишени торговой фирмой, в рекламной  деятельности и др.)" /4/.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и  их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в  управлении предприятием все три  группы методов. Так, использование  только властных и материальных мотиваций  не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.

Отмечаемый  рядом авторов, рост роли экономических  методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и  совершенствованием рыночной экономической  системы. В условиях рынка экономические  методы управления неизбежно получат  дальнейшее развитие, повысится действенность  и результативность экономических  стимулов, что позволит поставить  каждого работника и коллектив  в такие экономические условия, при которых появиться возможность  наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями.

Однако, акцентирование внимания на экономических методов  стимулирования, зачастую приводит к  снижению внимания к социально –психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала /7/.

Приведенная схема классификации методов  стимулирования является классической. В современном менеджменте применяются  и иные группировки методов стимулирования. Укрупнено все методы стимулирования можно так же сгруппировать в  следующие четыре вида:

1. Экономические  стимулы всех типов (зарплата  во всех ее разновидностях, включая  контрактную, премии, льготы, страховки,  беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их воздействия определяется  тем, насколько коллектив понимает  принципы системы, признает их  справедливыми, в какой мере  соблюдается неотвратимость поощрения  (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.

2. Управление  по целям. Эта система широко  используется в США и предусматривает  установление для личности или  группы цепи целей, способствующих  решению главной задачи организации  (достижение определенных количественных  или качественных уровней, повышение  квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически  означает повышение уровня зарплаты  или другую форму поощрения.

3. Обогащение  труда - эта система в большей  степени относится к неэкономическим  методам и означает предоставление  людям более содержательной, перспективной  работы, значительной самостоятельности  в определении режима труда,  использовании ресурсов. Во многих  случаях к этому добавляется  и рост оплаты труда, не говоря  уже о социальном статусе.

4. Система  участия в настоящее время  существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива  к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия) /6/.

Особое место  занимают методы мотивации результативной деятельности персонала.

 

 

Экономические (прямые)

Сдельная оплата

Повременная оплата

Премии за рационализацию

Участие в доходах

Оплата обучения

Выплаты за отсутствие невыходов (в  отличие от выплат по болезни)


 

Экономические (косвенные)

Льготное питание

Доплаты за стаж

Льготное пользование жильем, транспортом  и т.п.



Нематериальные

Обогащение труда

Гибкие рабочие графики 

Охрана труда

Программы повышения качества трудовой жизни

Продвижение по службе

Участие в принятии решений на более  высоком уровне


 

Рисунок 2 – Методы мотивации результативной деятельности.

 

В рамках этих групп методов сегодня  разрабатываются отдельные методики и системы стимулирования персонала /9/.

Таким образом, в организациях применяются  различные методы мотивации, направленные на повышение эффективности деятельности работников.

 

 

1.3 Мотивация труда в системе  управления персоналом на предприятии

 

На современном этапе хозяйствования на успешных предприятиях изменились принципы мотивации труда в корпоративной  системе управления персоналом, предусматривающей  создание условий для повышения  эффективности деятельности предприятия  за счет активизации трудовой активности работников и повышения производительности труда.

Схематически изменение приоритетов  в деятельности менеджеров среднего и высшего звена можно представить  в виде схемы представленной на рис. 2. Менеджеры от управления производственными  процессами («Производственный менеджмент»), когда приходится заниматься вопросами  обеспечения производственной деятельности подчиненных работников («Управление  персоналом») переходят к форме  сотрудничества с персоналом, осуществляя  при этом только «Контроль производства». При этом первостепенное значение принимает  «Развитие персонала».

 


  •  

    Рисунок 3 - Изменение позиции менеджеров по отношению к персоналу и  производству

     

    Исходя из этого, приоритет деятельности менеджеров будет обращен на человека, и построение компании должно быть ориентировано на потребности людей. Для удовлетворения их потребностей в самореализации и обеспечения  потребности компании в развитии, очевидно, нет другого варианта, кроме как построить ее на основе системы мотивации персонала /1/.

    Исследование развития трудовых теорий о содержании и регулировании  мотивационных процессов позволило  определить, что по мере изменения  развития общества меняется и направление  развития мотивации. Именно грамотное  применение стимулов, позволит пробудить  в человеке мотивы, которые должны повысить эффективность его трудовой деятельности.

    Успех любого предприятия зависит  в конечном итоге от оптимального сочетания двух условий: повышения  благосостояния работников, заинтересованных в высокопроизводительном труде, и  эффективного производства. Постоянные преобразования в системе оплаты и премирования работников - основная задача в вопросах повышения мотивационного потенциала предприятия. Поэтому мотивационный  механизм должен включать новые методы стимулирования, побуждающие работников трудиться более эффективно. Сегодня  целью мотивационного механизма  любого предприятия должно быть стимулирование оптимального корпоративного результата на основе повышения производительности труда каждого работника посредством  создания специальных систем премирования, направленных на развитие профессиональных знаний, высокий уровень теоретических  и практических навыков для достижения намеченных результатов, стремление к  поиску инновационных решений в  управлении производством /7/.

    Информация о работе Совершенствование системы мотивации трудовой деятельности молодого специалиста организации (на примере ОАО "Золото Якутии")