Совершенствование системы управления персоналом на примере МУП «Водоканал»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 09:42, дипломная работа

Описание

Объектом дипломного исследования является муниципальное унитарное предприятие (МУП) «Водоканал».
Предметом исследования является совершенствование системы управления персоналом в организации МУП «Водоканал».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………………………...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……………………………………………………………….......6
1.1. Сущность и структура системы управления персоналом………………….6
1.2. Нормативно-методическое обеспечение управления персоналом на предприятии……………………………………………………………………...22
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В МУП «ВОДОКАНАЛ»……………………………………………………….………...28
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………….28
2.2.Особенности системы управления персоналом в МУП «Водоканал»…...38
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МУП «ВОДОКАНАЛ»………………………...………………………………..55
3.1. Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом
в МУП «Водоканал»…………………………………………………………….55
3.2. Расчет экономического эффекта от внедрения бестарифной системы оплаты труда в МУП «Водоканал»…………………………………………....85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….91Список использованной литературы…………………………………………..96
Приложения…………………………………………………………………….100

Работа состоит из  1 файл

Аня_управление_персоналом1[1].doc

— 700.50 Кб (Скачать документ)

      Метод коллективного блокнота ("банка" идей) позволяет сочетать независимое выражение идей каждым экспертом с последующей их коллективной оценкой на совещании по поиску путей совершенствования системы управления персоналом.

      Метод контрольных вопросов заключается в активизации творческого поиска решения задачи совершенствования системы управления персоналом с помощью заранее подготовленного списка наводящих вопросов.

      Морфологический анализ является средством изучения всевозможных комбинаций вариантов организационных решений, предлагаемых для осуществления отдельных функций управления персоналом.

     Наиболее  эффективные изменения системы  управления персоналом достигаются  в том случае, когда применяется  система методов в комплексе, что позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, помогает избежать просчетов.

     Отбор персонала заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и все специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников, а наем на работу состоит в сопоставлении требований, предъявляемых работодателем, и квалификации кандидата.

     Кадровые  службы должны добиваться повышения  эффективности отбора персонала, что  предполагает учет таких факторов, как рынок рабочей силы, требования профсоюзов, особенности местоположения организации и параметры непосредственного  организационного окружения.

     Эффективный отбор персонала основывается на заранее выработанных критериях, в  которые чаще всего включаются данные о требуемом образовании, опыте  кандидата, физических, медицинских  и психологических характеристиках  личности, (методы оценки и отбора приводятся в таблице 1.4), где  ++ наиболее эффективный метод, + часто применяемый метод.

     Таблица 1.4

     Методы  оценки и отбора персонала

Наименования  оцениваемых качеств Анализ анкета данных Оценочные деловые  игры Квалификационное  тестирование Проверка отзывов Собеседование
1.Интелект   ++     +
2.Ирудиция +   ++   +
3.Проф. знания + + ++ + +
4.Организаторские  способности + ++ + + +
5.Комуникати-вные  способности   + ++   ++
6.Здоровье  и работоспособность +   +   ++
7.Внешний  вид и манеры   +     ++

      

     Процедура отбора персонала имеет определенную структуру: предварительная отборочная беседа, заполнение бланка заявления и автобиографической анкеты, беседа по найму, тестирование кандидатов, проверки рекомендаций и послужного списка, медицинский осмотр, принятие решения [14,с.128].

     Наем  персонала, в свою очередь, подразделяется на четыре этапа: описание требований к кандидату, поиск кандидата, отбор, выход человека на работу. Отбор  и наем – процедуры, требующие  финансовых затрат. Затраты определяются такими характеристиками, как стоимость, время и качество осуществления всех необходимых процедур [16,с.146].

     В любой управленческой деятельности по улучшению производственного  процесса должна использоваться теория мотивации. Это связано с тем, что мотивация влияет на поведение индивида, в частности на его целенаправленное поведение. Главная причина различия поведения служащих – это их разные потребности и цели. Социальные, культурные, наследственные и трудовые факторы влияют на мотивацию. Для того чтобы понять систему мотивации, менеджерам необходимо выяснить потребности подчиненных.

     Перемещение собственных сотрудников для  заполнения вакантных руководящих  должностей является наиболее предпочтительным методом, позволяющим осуществить  замещение вакантных должностей подготовленными преемниками наиболее качественно и эффективно. Система кадрового резерва состоит из трех основных этапов: планирование, формирование резерва и работа с резервистами, на каждом из которых проводится определенная работа для того, чтобы воспитать квалифицированных руководителей из внутренних кадровых резервов и затем, при освобождении вакантной должности, назначить резервистов, которые наиболее успешно прошли подготовку и соответствуют требованиям вакантной должности.

     Выдвижение  сотрудников в резерв осуществляется на основе четкого набора критериев. При этом учитывается не только готовность сотрудника к новой роли, но и результаты его предыдущее деятельности, приверженность интересам организации, авторитет в коллективе и, наконец, желание самого сотрудника.

     Организационная структура системы управления персоналом – это совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц.

     В ряде организаций создаются службы по управлению персоналом, объединяющие под единым руководством все подразделения, имеющие отношения к работе с кадрами (отдел охраны труда, отдел кадров, отдел профессиональной подготовки, отдел труда и заработной платы, отдел социально-трудовых отношений).

     Новые задачи служб управления персоналом заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами в организации, в изменении сознания работающих, в переходе от бездумного исполнения к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле и ориентированным на потребителя продукции. В связи с этим службы управления персоналом начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов [12, с.8].

     Структура службы управления персоналом во многом определяется характером и размерами  организации, а также существующей системой управления организацией. В  мелких и средних организациях многие функции по управлению персоналом выполняют линейные руководители. Крупные предприятия формируют самостоятельные структурные подразделения по реализации функций управления.

     Структура системы управления персоналом организации включает подсистему линейного руководства, осуществляющую управление организацией в целом, а так же следующие функциональные и обеспечивающие подсистемы:

    • подсистему планирования и маркетинга персонала;
    • подсистему управления наймом и учета персонала;
    • подсистему управления трудовыми отношениями;
    • подсистему обеспечения нормальных условий труда;
    • подсистему управления развитием персонала;
    • подсистему управления мотивацией поведения персонала;
    • подсистему управления социальным развитием;
    • подсистему развития организационной структуры управления;
    • подсистему правового обеспечения систему управления персоналом;
    • подсистему информационного обеспечения системы управления персоналом;
    • подсистему технического обеспечения системы управления персоналом.

     Подсистема  планирования и маркетинга персонала  выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организация кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.

     Подсистема  управления наймом и учетом персонала  осуществляет организацию найма  персонала, организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала; учет приема перемещений, поощрений, увольнения персонала; профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала; управление занятостью, документационное обеспечение системы управления персоналом.

     Подсистема  управления трудовыми отношениями  проводит: анализ регулирование групповых и личностных взаимоотношений; анализ регулирование отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами; социально-психологическую диагностику; соблюдение этических норм взаимоотношений; управление взаимодействием с профсоюзами.

     Подсистема  обеспечения нормальных условий  труда выполняет такие функции, как соблюдение требований психофизиологии  и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда  и окружающей среды, военизированной  охраны организации и отдельных должностных лиц.

     Подсистема  управления развитием персонала  осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых  работников, оценку кандидатов на вакантную  должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом.

     Подсистема  управления мотивацией поведения персонала  выполняет следующие функции: управление мотивацией трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале, разработка форм морального поощрения персонала, организация нормативно-методического обеспечения системы персоналом.

       Подсистема управления социальным развитием осуществляет: организацию общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитием культуры и физического воспитания; обеспечения охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями; управление социальными конфликтами и стрессами; организацию продажи продуктов питания и товаров народного потребления; организацию социального страхования.

     Подсистема  развития организационной структуры  управления выполняет такие функции, как анализ сложившийся оргструктуры управления, проектирование новой оргструктуры управления, разработка штатного расписания, формирование новой оргструктуры управления, разработка и реализация рекомендаций по развитию стиля и методов руководства.

     Кроме функциональных подсистем, систем управления персоналом содержит обеспечивающие подсистемы, основными из которых являются подсистема правового обеспечения, подсистема технического обеспечения и подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом.

     Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом осуществляет: решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности, проведение консультаций по юридическим вопросам.

     Подсистема  информационного обеспечения системы  управления персоналом выполняет следующие  функции: ведение учета и статистки  персонала, информационное обеспечение  системы управления персоналом, обеспечение  персонала научно-технической информацией, организация работы органов массовой информации организации, проведение патентно-лицензионной деятельности.

     Подсистема  технического обеспечения системы  управления персоналом выполняет сбор, регистрацию, копирование, накопление, преобразование, передачу, хранение, обработку и отображение информации с помощью технических средств и средств оргтехники.

     Деление системы управления персоналом на подсистемы не является однозначным. В зависимости от размера и специализации организации меняется только трудоёмкость их выполнения.

     Система управления персоналом включает следующие  основные элементы:

    • группу специалистов аппарата управления;
    • комплекс технических средств системы управления;
    • информационную базу для управления персоналом;
    • комплекс методов и методик организации труда и управления персоналом;
    • правовую базу;
    • совокупность программ управления информационными процессами решения задач управления персоналом.

     Система управления персоналом является непременной  составляющей управления и развития любой организации, она является объективной, т.к. возникает с возникновением самой организации и не зависимо от чьей-то воли. Являясь по сути, одной из важнейших подсистем организации, система управления персоналом определяет успех ее развития. Чтобы усовершенствовать систему управления персоналом необходимо рассматривать ее организационную структуру, модернизировать задачи служб управления, такие как; стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов [12, с.8].

Информация о работе Совершенствование системы управления персоналом на примере МУП «Водоканал»