Совершенствование управления предприятием в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание

Целью исследования является разработка предложений по повышению эффективности управления на ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий», для чего ставятся следующие задачи:
- изучить проблемы и основные направления адаптации предприятия в условиях глобализации,
- провести анализ развития управления ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий»,
- разработать предложения по повышению эффективности управления ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий»;
- провести расчет экономического эффекта.

Содержание

Введение 4
1 Совершенствование управления предприятием: проблемы и основные направления адаптации предприятия в условиях глобализации 6
1.1 Основные тенденции развития внутрифирменного управления 6
1.2 Внедрение стратегического подхода к управлению 13
1.3 Развитие маркетинга и основных функций менеджмента 18
2 Анализ развития управления на предприятии в новых условиях хозяйствования 22
2.1 Характеристика предприятия 22
2.2 Анализ рыночной позиции предприятия 22
2.3 Анализ результатов производственно-сбытовой деятельности 23
2.3 Анализ организации планирования и управления деятельностью предприятия 31
2.4 Результаты анализа 32
3 Предложения по Совершенствованию управления на предприятии 33
3.1 Конкретные предложения по развитию форм и методов современного менеджмента на предприятии 33
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений 35
Заключение 44
Список использованных источников 47

Работа состоит из  1 файл

9851 Совершенствование управления предприятием в условиях глобализации.docx

— 1.69 Мб (Скачать документ)

Преимуществами  стратегического управления предприятием для достижения желаемого результата являются [17, c. 66]:

- обеспечение  направленности всей деятельности  предприятия на реализацию его  миссии и стратегических целей  развития в ближней и дальней  перспективе;

- необходимость  и обязательность для менеджеров  четко реагировать на появляющиеся  перемены, новые возможности и  угрозы;

- возможность  оценивать альтернативные варианты  капитальных вложений (инвестиций) и своевременно переориентировать  ресурсы (в том числе персонал) в стратегически обоснованные  привлекательные сферы бизнеса  (высокоэффективные отрасли, проекты);

- возможность  объединить решения руководителей  всех уровней управления, связанных  с обеспечением успешной (эффективной)  деятельности предприятия, для  целенаправленной выработки и  реализации его стратегических целей, в максимальной степени учитывающих возможности предприятия и сложившуюся конъюнктуру рынка;

- создание  среды (инфраструктуры), благоприятствующей  активному руководству предприятием, направленному на разработку  стратегий, которые ведут к  улучшению результатов деятельности  конкретного предприятия в долгосрочной  перспективе.

При стратегическом управлении ничто не является постоянным и однозначно определенным для достижения желаемого результата деятельности предприятия в любой  длительной перспективе. Все определенные изначально или в процессе корректировок  действия по достижению целей, как и  сами' цели предприятия, претерпевают трансформацию в зависимости  от изменений окружающей среды и  выявления новых возможностей, способных  улучшить намеченный ранее результат  и выбранную стратегию. Поэтому  стратегическое управление предприятием следует рассматривать как непрерывный  процесс, представляющий собой повторяющийся  замкнутый цикл. Естественными и  необходимыми составляющими этого  процесса являются: анализ изменений  внешней среды, оценка работы предприятия  с учетом этих изменений, корректировка  целей и (или) действующей стратегии.

Стратегия предприятия обновляется по мере его развития. Необходимость и  объекты изменений всегда появляются тогда, когда менеджер видит пути улучшения стратегии или необходимость  привести существующую стратегию в  соответствие с новыми рыночными  условиями и возможностями.

Стратегическое  управление заключается в определении  наилучшего результата, которого может достичь предприятие в ближайшей и долгосрочной перспективе с учётом поведения внешней среды и его возможностей, а также в создании и реализации плана конкретных действий по проведению необходимых изменений для достижения этого результата.

Стратегическое  управление реализует следующие  основные задачи [17, c. 67]:

1. Определение вида предпринимательской  деятельности предприятия и основных  стратегических направлений его  развития.

2. Превращение общих целей в  конкретные направления работы.

3. Умелая организация реализации  плана для достижения желаемых  показателей.

4. Эффективная реализация выбранной  стратегии.

5. Оценка проделанной работы, анализ  ситуации на рынке, внесение  корректив в долгосрочные основные  направления деятельности.

1.3 Развитие маркетинга и основных функций менеджмента

Современный менеджмент основывается на использовании  системного анализа и синтеза, компьютерных технологий сбора, передачи, обработки и хранения информации; развитие получили ситуационный и маркетинговый подходы в управлении организаций, базирующиеся на интеграции различных концепций.

Ситуационный  подход исходит из того, что пригодность и эффективность различных методов управления определяется конкретной ситуацией [11; с. 63]. Данный подход к процессу управления в современных условиях может применяться в управлении любой организацией, независимо от ее вида, и предполагает (при общности процесса управления) использование специфических подходов и приемов.

Современный рынок охватывает все свободные или частично монополизированные торговые операции (сделки), в которых процесс купли-продажи различных товаров и оказания услуг с помощью современной электронной техники осуществляют высококвалифицированные специалисты маркетинга [15; с. 49].

В то же время, основу маркетинговой деятельности промышленного предприятия составляют: исследования рынка, разработка программы создания и производства товара, налаживание коммуникаций, установление цен, организация и стимулирование сбыта, развертывание служб сервиса и т.д. [20; с. 221]

Задача  маркетингового подхода заключается  в воздействии на спрос (его уровень, время и характер) в соответствии со стоящими целями.

Маркетинговая деятельность может выступать как  самостоятельный вид предпринимательской  деятельности, так и как функция интеграции всех звеньев предпринимательской и производственной деятельности при достижении целей предприятия(удовлетворения спроса и получения прибыли).

Особенность маркетинговой деятельности как  вида и функции предпринимательской деятельности заключается в том, что она должна осуществляться при любой модели рыночной экономики, так как такая модель предполагает создание условий для интеграции всех факторов производства с целью удовлетворения спроса на товары и услуги и получения прибыли [4; с. 15-16].

Управление  маркетингом, или маркетинговый подход в менеджменте включает анализ, планирование, осуществление бизнес-плана, а также контроль за проведением мероприятий, направленных на установление, укрепление и поддержание выгодного обмена с целевыми покупателями в процессе достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема продаж, увеличение доли рынка и т.п. Схема процессов маркетингового подхода управления организацией представлена на рисунке 1.3.

 

Внешняя среда


- прямого воздействия

- косвенного воздействия

Внутренняя  среда


- цель

- ресурсы

- оргструктура управления





Цели организации


- получение прибыли

- выполнение социальных обязанностей

 

Цели маркетинга


- удовлетворение потребностей

- достижение превосходства над  конкурентами

- завоевание доли рынка

- обеспечение роста продаж

 



 


    Планирование


 

Выбор рынка     Управление производством

       и продажами товаров

 

   Прогнозирование рынков





Маркетинговые решения: товары (услуги), сегментирование  рынка, позиционирование товара, система  формирование спроса, ценовая политика





Контролинг (анализ, контроль, учет и регулирование) рынка, покупателей, конкурентов, партнеров, товара



 

Рисунок 1.3 – Схема маркетингового подхода управления организацией

 

Менеджмент как научная дисциплина изначально изучался в основном как техническая дисциплина, и основное внимание уделялось структуризации трудовой деятельности, при этом организация представлялась как механизм, в котором люди являлись составными элементами.

Начиная с 1930-х годов теория менеджмента  стала пополняться другими концепциями, в которых последовательно учитывались отличие трудовой деятельности и работы механизмов, вероятностный характер реакции людей на управляющие воздействия, эволюция экономики и экономических отношений, научно-технический прогресс, информационная революция и компьютеризация принятия решений.

В современных  условиях менеджмент развивается в  следующих направлениях:

- углубленного  изучения психологических аспектов  управления;

- компьютеризации  принятия управленческих решений  на основе системного подхода,  который включает в себя «методологию  исследования объектов как систем»  [14; с. 62];

- учета глобализации  информационно-экономического пространства.

По мнению И.И. Семеновой современная концепция  менеджмента основывается на пяти следующих  положениях:

1)  успех организации определяется не рациональной организацией производства, а ее способностью адаптироваться к изменениям;

2)  организация рассматривается как открытая система, на которую оказывает влияние большое количество внешних факторов;

3)  процесс управления организацией позиционируется как непрерывный, целенаправленный, постоянно повторяющийся, т.е. процесс, на который оказывают воздействие факторы внешней и внутренней среды, при чем процессный подход рассматривает функции управления во взаимосвязи;

4)  применение к процессу управления организацией ситуационного подхода позволяет принимать управленческие решения в зависимости от сложившейся ситуации и достигать поставленных целей;

5)  происходит переориентация на человека и его возможности, поэтому основное внимание уделяется демократизации управления, проблемам руководства и лидерства [16; с. 173].

Таким образом, изменения в менеджменте происходят под влиянием информатизации, глобализации и интернационализации современного общества, усиления конкуренции и  скорости перемен. Суть происходящих изменений  можно проследить в разрезе следующих  тенденций современного менеджмента:

1) большое значение в управлении коммерческими организациями приобретает ориентация на улучшение качества жизни, которое обеспечивается за счет производства высококачественных товаров и услуг с гарантией со стороны продавца, его бесперебойной работой и надлежащим уровнем обслуживания покупателя.

2)  в процессе овладения рынком. на первый план выдвигают не традиционное удовлетворение спроса, а его формирование; овладение товаропроводящей сетью путем ее дополнения системой электронных магазинов; элиминирование возрастающих рисков от изменения цен на продукцию, а также рисков, связанных с финансированием, инвестированием, кредитованием, поведением поставщиков, потребителей и конкурентов, за счет чего и происходит повышение активности деятельности предприятия.

3)  происходит децентрализация выполнения функций управления, организационная структура управления предприятием характеризуется сокращением уровней управления до двух или трех; уменьшением числа центральных функциональных и штабных подразделений; преобразованием бюрократических элементов, отношений и процедур самоуправляемыми адаптивными подразделениями, в которых связи руководства – подчинения заменяются или дополняются отношениями сотрудничества коллег, выполняющих совместную работу, основанную на новой схеме делегирования задач, полномочий и ответственности.

Основными формами  современных организационных структур управления на предприятиях становятся маркетингоориентированные, клиентоориентированные, инновационные, венчурные, матричные, сетевые, бригадные структуры. К ним предъявляются все более высокие требования в отношении гибкости, адаптивности, быстроты реакции на изменения во внешней и внутренней среде, оперативности принятия управленческих решений, ориентации на конкурентоспособность, качество, сервисное обслуживание, органичность функционирования. В целом в построении организации акценты смещаются в направлении от вертикальных связей к горизонтальным.

 

2 Анализ развития управления на предприятии в новых условиях хозяйствования

2.1 Характеристика предприятия

Обособленное  хозрасчетное структурное подразделение  «Институт сварки и защитных покрытий» (далее «Подразделение») создано  приказом по ГНУ «Институт порошковой металлургии» (далее «Институт») от 05.04.2006 г. № 52 в соответствии с Законом Республики Беларусь «О предприятиях» и Уставом института [1].

На  основании приказа по ГНУ ИПМ  от 29.05.2007 г. № 90 внесены изменения  в Положение об обособленном хозрасчетном структурном подразделении «Научно- исследовательский и конструкторско-технологический  институт сварки с опытным производством» от 30.05.2006 г. и подготовлена новая  редакция Положения об хозрасчетное структурное подразделение «Институт  сварки и защитных покрытий».

Подразделение является структурным подразделением Государственного научного учреждения «Институт порошковой металлургии», действует на основании законодательства Республики Беларусь, Устава института  и настоящего положения.

Подразделение не является юридическим лицом, имеет  круглую печать, штампы и бланки.

Подразделение имеет право открывать счета  в учреждениях банков, иметь необходимые  для своей деятельности реквизиты.

Подразделение использует для обозначения выпускаемой  продукции товарный знак и торговую марку Института.

Подразделение осуществляет свою деятельность на основе самоуправления и полного хозрасчета.

Подразделение имеет право вести внешнеэкономическую  деятельность.

Подразделение имеет в составе 2 аккредитованные  лаборатории (контрольно- измерительную  и контрольно-испытательную), которые  имеют свои круглые печати.

Подразделение является налогоплательщиком. Формой отчетности Подразделения является, отдельный баланс.

Место нахождения Подразделения: 220005, г. Минск, ул. Платонова 12 Б, к.311.

Основной  задачей Института является организация и проведение научных исследований в области порошковой металлургии, импульсной обработки, сварки, технологий защитных и функциональных покрытий [2].

Информация о работе Совершенствование управления предприятием в условиях глобализации