Совершенствование управления предприятием в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание

Целью исследования является разработка предложений по повышению эффективности управления на ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий», для чего ставятся следующие задачи:
- изучить проблемы и основные направления адаптации предприятия в условиях глобализации,
- провести анализ развития управления ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий»,
- разработать предложения по повышению эффективности управления ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий»;
- провести расчет экономического эффекта.

Содержание

Введение 4
1 Совершенствование управления предприятием: проблемы и основные направления адаптации предприятия в условиях глобализации 6
1.1 Основные тенденции развития внутрифирменного управления 6
1.2 Внедрение стратегического подхода к управлению 13
1.3 Развитие маркетинга и основных функций менеджмента 18
2 Анализ развития управления на предприятии в новых условиях хозяйствования 22
2.1 Характеристика предприятия 22
2.2 Анализ рыночной позиции предприятия 22
2.3 Анализ результатов производственно-сбытовой деятельности 23
2.3 Анализ организации планирования и управления деятельностью предприятия 31
2.4 Результаты анализа 32
3 Предложения по Совершенствованию управления на предприятии 33
3.1 Конкретные предложения по развитию форм и методов современного менеджмента на предприятии 33
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений 35
Заключение 44
Список использованных источников 47

Работа состоит из  1 файл

9851 Совершенствование управления предприятием в условиях глобализации.docx

— 1.69 Мб (Скачать документ)

2.2 Анализ рыночной  позиции предприятия

Рассмотрим  рынок основной услуги, оказываемой  ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий», нанесение защитных покрытий.

Объектом  настоящего исследования являются многофункциональные  защитные покрытия. В рамках данного  исследования под многофункциональными защитными покрытиями следует понимать множество покрытий, которые можно  классифицировать по следующим признакам:

1. По функциональному  назначению:

- термобарьерные;

- износостойкие;

- коррозионно-стойкие;

- электроизоляционные;

- сверхпроводящие.

2. По области  применения:

- детали  газотурбинных и гидротурбинных  двигателей;

- детали  МНЛЗ (машин непрерывного литья  заготовок);

- строительные  металлоконструкции;

- запорно-регулирующая  арматура (ЗРА);

- детали  насосов для перекачивания нефти  и нефтепродуктов и поршневых  компрессоров;

- детали  полиграфического, бумагоделательного  и деревообрабатывающего оборудования;

- емкостное  оборудование;

- аппараты  нефтепереработки и нефтехимии.

3. По технологии  нанесения:

- гальванические;

- газотермические;

- вакуумные.

Существующее  в Республике Беларусь услуга по нанесению  защитных покрытий ориентировано в  основном на выполнение индивидуальных заказов и на небольшие заказы со стороны отечественных предприятий, с учетом имеющихся производственных мощностей.

Основными отечественными потребителями услуг  по нанесению защитных покрытий являются предприятия машино- и тракторостроительной отраслей, среди них ОАО «МАЗ», РУП «МТЗ», ОАО «Амкодор», УП «Белкоммунмаш», рост потребности которых определяет объем потребления услуги по нанесению защитных покрытий на отечественном рынке. Прогноз рыночного объема производства тракторо- и машиностроительной отраслей представлен в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Прогноз выпуска продукции тракторостроительной и машиностроительной отраслей

Наименование

Выпуск единиц техники  по годам

2012

2013

2014

2015

2016

РУП «МТЗ»

65700

68459

71335

74331

77453

ОАО «МАЗ»

29800

30694

31615

32563

33540

ОАО «Амкодор»

7562

7630

7699

7768

7838

РУП «Белкоммунмаш»

1067

1104

1143

1183

1224

РУП «Минский электромеханический завод»

315

321

328

334

341

Итого:

104444

108209

112119

116179

120396


 

Прогноз потребности в услуге по нанесению  защитных покрытий в метрах квадратных, из расчета того, что в среднем  на технику приходится от 2 до 5 м2 покрытия, представлен в таблице 2.2.

 

Таблице 2.2 - Прогноз потребности в услуге по нанесению защитных покрытий в метрах квадратных

Наименование

Потребность

2012

2013

2014

2015

2016

РУП «МТЗ»

229950

239607

249673

260159

271086

ОАО «МАЗ»

104300

107429

110653

113971

117390

ОАО «Амкодор»

26467

26705

26947

27188

27433

РУП «Белкоммунмаш»

3735

3864

4001

4141

4284

РУП «Минский электромеханический завод»

1103

1124

1148

1169

1194

Итого:

365554

378732

392417

406627

421386


 

На  основании данных таблицы 2.2, можно  сделать вывод, что рынок по нанесению  защитных покрытий на ближайшие 5 лет  предполагает его рост на 12-15%.

Доля рынка основной услуги, оказываемой ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий», - нанесение защитных покрытий в 2011 г. по организациям представлена в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 –  Доля рынка в 2011 г.

Показатели

ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий»

СПУ РУП «МТЗ»

ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» в г. Могилеве

Другие производственные предприятия, применяющих нанесение защитных покрытий для собственных нужд

Доля рынка, %

36,5

27,6

31,2

4,7

Объем продаж, млн.руб.

35720,5

27010,5

30533,7

4599,6


 

На  основании данных из таблицы 2.5 сделаем вывод, что главным лидером в отрасли является ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий», которому принадлежит 36,5% рынка. Сильными конкурентами также является СПУ РУП «МТЗ» и ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» в г. Могилеве (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.1 – Доля предприятий, оказывающий услугу по нанесению защитных покрытий на рынке Республики Беларусь, %

Из  данных рисунка 2.1 следует, что ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» в г. Минске является лидером на рынке по объему оказываемых услуг по нанесению защитных покрытий, ему принадлежит 36,5%.

Рассмотрим  динамику ценового предложения основных конкурентов в ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» в г. Минске по гальваническим и вакуумным защитным покрытиям (рисунок 2.2).

 

Рисунок 2.2 – Цена 1 м2 защитных покрытий, руб.

 

Что касается ценовой конкуренции, то самые  низкие цены предлагает СПУ РУП «МТЗ», самые высокие цены небольшие предприятия, использующие защитные покрытия для собственных нужд.

Сравним ближайших конкурентов по различным  показателям, таким как: доля рынка, технология производства, реклама и другим показателям. Оценку проведем по пяти бальной шкале, где 5 баллов возьмем за высший балл, например, отражающий занимаемую максимальную долю на рынке или максимальный количественный ассортимент продукции, работ, услуг. Единицу рассмотрим как минимальный балл. Тройка отражает средний результат, двойка – ниже среднего, четверка – выше среднего. Например, ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» в г. Минске занимает наибольшую долю на рынке, поэтому в критерии «Доля рынка» он получает 5 баллов. Компания ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» и ЧПТУП «Слуцкое пожарно-спасательное дело» РГОО «БДПО» имеют похожие позиции, поэтому их оценка по критерию «Доля рынка» равна 4 баллам. И так далее. Результаты приведем в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Анализ конкурентов на основании экспертных оценок

Критерии

Вес крите-рия

ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий»

СПУ РУП «МТЗ»

ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» в г. Могилеве

Другие предприятия (для собственных  нужд)

Доля рынка

0,25

1,25

1,00

1,00

0,25

Используемая технология производства

0,25

1,25

1,25

1,00

1,00

Квалификация производственного  персонала

0,1

0,50

0,50

0,50

0,30

Реклама и продвижение

0,05

0,20

0,25

0,15

0,05

Цена продукции, работ, услуг

0,35

1,40

1,75

1,40

1,40

Итого:

1

4,60

4,75

4,05

3,00


 

 

На  основании вышеприведенных показателей, можно сделать вывод, что ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий»  занимает наибольшую долю рынка, однако проигрывает СПУ РУП «МТЗ» по цене и рекламе продукции, работ, услуг.

Из  этого можно заключить, что для  завоевания большей доли рынка ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий»  необходимо повысить эффективность  ценовой политики организации.

Обобщим данные проведенного анализа.

Анализ  рыночной конкуренции в сегменте услуг ОХСП «Институт сварки и  защитных покрытий» представлен  в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Анализ рыночной конкуренции в Республике Беларусь

Экономические показатели

Описание

Примечание

Размер рынка (объем продаж), млн. руб.

2010г. – 92788,2

2011г. – 97864,3

Доля продаж ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» составляет 36,5% рынка

Темпы роста размеров рынка

Рост в последние 5 лет примерно 5%, плавный рост

Повышение спроса увеличивает соперничество

Скорость изменения, новые технологии

Новые технологии появляются достаточно быстро

Необходимо осуществлять постоянный мониторинг новых технологий.

Экономия на масштабах производства

Значительная

Увеличивает объем и размеры рынка, необходимые при ценовой конкуренции

Рентабельность отрасли

Около 12%

-


 

Таким образом, объём рынка услуг по нанесению защитных покрытий в 2011 г. составил 97864,3 млн. руб., доля компании ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» составила 36,5%. Рентабельность отрасли составляет 12%, основная характеристика отрасли - необходимо осуществлять постоянный мониторинг новых технологий.

Динами  рынка в целом и продаж ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий»  представлена на рисунке 2.3.

 

Рисунок 2.3 – Динамика рынка в 2009-2011 гг., темп роста в %

В 2011 г. в целом по рынку произошло  повышение темпов роста, в то время  как по ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» за последние 2 года наблюдается резкое снижение объемов оказываемых услуг.

На  основании проведенного анализа  рынка конкурентоспособности услуги можно сделать следующие выводы:

- рынок  является перспективным, прогноз  на ближайшие 5 лет предполагает рост рынка на 12-15%.

- объём рынка услуг по нанесению защитных покрытий в 2011 г. составил 97864,3 млн. руб., доля компании ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» составила 36,5%. Рентабельность отрасли составляет 12%;

- с  целью удержания позиций на  рынке и наращивания объемов  производства ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» в г. Минске необходимо придерживаться инновационной политики и осуществлять постоянный мониторинг новых технологий;

- ОХСП  «Институт сварки и защитных  покрытий» занимает наибольшую  долю рынка, однако проигрывает  СПУ РУП «МТЗ» по цене и рекламе продукции, работ, услуг. Из этого можно заключить, что для завоевания большей доли рынка ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» необходимо повысить эффективность ценовой и коммуникационной политики организации.

2.3 Анализ результатов производственно-сбытовой деятельности

Основные  экономические показатели УП «НПО «Центр» за 2008-2011гг. предоставлены в таблице 2.4.

 

 

Таблица 2.4 – Основные экономические показатели УП «НПО «Центр» за 2008 -2011гг.

Наименование показателей

Значение по годам

Темп роста, %

2008

2009

2010

2011

2011/

2008

2011/

2010

Объем товарной продукции в сопоставимых ценах, млн. руб.

36090

35195

44644

47652

132,0

106,7

Объем товарной продукции в действующих  ценах, млн. руб.

32987

32785

43207

60619

183,8

140,3

Объем экспорта, тыс.долл.

5687,2

4048,4

5139,6

5880

103,4

114,4

Внешнеторговое сальдо, тыс.долл.

3906,4

2803,7

3420,2

3987,3

102,1

116,6

Удельный вес экспорта в объеме промышленной продукции, %

42,3

43,4

38,9

43,8

103,5

112,6

Удельный вес новой продукции в общем объеме промышленной продукции, %

22,1

28,1

30,6

32,4

146,6

105,9

Доля сертифицированной продукции, %

36,4

38,7

48,8

49,5

136,0

101,4

Розничный товарооборот, млн. руб.

734,3

731,0

784,5

896,3

122,1

114,3

Платные услуги населению, млн. руб.

411,6

415,4

499,6

599,8

145,7

120,1

Целевой показатель по энергосбережению, %

2.3

3,6

-23,2

-12

-521,7

51,7

Рентабельность реализованной продукции, %

13,1

11,7

12,9

11,8

90,1

91,5

Чистая прибыль, млн. руб.

3228

1510

2993

4955

153,5

165,6

Информация о работе Совершенствование управления предприятием в условиях глобализации