Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 19:13, курсовая работа
Целью исследования является разработка предложений по повышению эффективности управления на ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий», для чего ставятся следующие задачи:
- изучить проблемы и основные направления адаптации предприятия в условиях глобализации,
- провести анализ развития управления ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий»,
- разработать предложения по повышению эффективности управления ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий»;
- провести расчет экономического эффекта.
Введение 4
1 Совершенствование управления предприятием: проблемы и основные направления адаптации предприятия в условиях глобализации 6
1.1 Основные тенденции развития внутрифирменного управления 6
1.2 Внедрение стратегического подхода к управлению 13
1.3 Развитие маркетинга и основных функций менеджмента 18
2 Анализ развития управления на предприятии в новых условиях хозяйствования 22
2.1 Характеристика предприятия 22
2.2 Анализ рыночной позиции предприятия 22
2.3 Анализ результатов производственно-сбытовой деятельности 23
2.3 Анализ организации планирования и управления деятельностью предприятия 31
2.4 Результаты анализа 32
3 Предложения по Совершенствованию управления на предприятии 33
3.1 Конкретные предложения по развитию форм и методов современного менеджмента на предприятии 33
3.2 Оценка экономического эффекта внедрения предложений 35
Заключение 44
Список использованных источников 47
Рассмотрим рынок основной услуги, оказываемой ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий», нанесение защитных покрытий.
Объектом настоящего исследования являются многофункциональные защитные покрытия. В рамках данного исследования под многофункциональными защитными покрытиями следует понимать множество покрытий, которые можно классифицировать по следующим признакам:
1. По функциональному назначению:
- термобарьерные;
- износостойкие;
- коррозионно-стойкие;
- электроизоляционные;
- сверхпроводящие.
2. По области применения:
- детали
газотурбинных и
- детали МНЛЗ (машин непрерывного литья заготовок);
- строительные металлоконструкции;
- запорно-регулирующая арматура (ЗРА);
- детали
насосов для перекачивания
- детали
полиграфического, бумагоделательного
и деревообрабатывающего
- емкостное оборудование;
- аппараты нефтепереработки и нефтехимии.
3. По технологии нанесения:
- гальванические;
- газотермические;
- вакуумные.
Существующее
в Республике Беларусь услуга по нанесению
защитных покрытий ориентировано в
основном на выполнение индивидуальных
заказов и на небольшие заказы
со стороны отечественных
Основными отечественными потребителями услуг по нанесению защитных покрытий являются предприятия машино- и тракторостроительной отраслей, среди них ОАО «МАЗ», РУП «МТЗ», ОАО «Амкодор», УП «Белкоммунмаш», рост потребности которых определяет объем потребления услуги по нанесению защитных покрытий на отечественном рынке. Прогноз рыночного объема производства тракторо- и машиностроительной отраслей представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Прогноз выпуска продукции тракторостроительной и машиностроительной отраслей
Наименование |
Выпуск единиц техники по годам | ||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 | |
РУП «МТЗ» |
65700 |
68459 |
71335 |
74331 |
77453 |
ОАО «МАЗ» |
29800 |
30694 |
31615 |
32563 |
33540 |
ОАО «Амкодор» |
7562 |
7630 |
7699 |
7768 |
7838 |
РУП «Белкоммунмаш» |
1067 |
1104 |
1143 |
1183 |
1224 |
РУП «Минский электромеханический завод» |
315 |
321 |
328 |
334 |
341 |
Итого: |
104444 |
108209 |
112119 |
116179 |
120396 |
Прогноз потребности в услуге по нанесению защитных покрытий в метрах квадратных, из расчета того, что в среднем на технику приходится от 2 до 5 м2 покрытия, представлен в таблице 2.2.
Таблице 2.2 - Прогноз потребности в услуге по нанесению защитных покрытий в метрах квадратных
Наименование |
Потребность | ||||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 | |
РУП «МТЗ» |
229950 |
239607 |
249673 |
260159 |
271086 |
ОАО «МАЗ» |
104300 |
107429 |
110653 |
113971 |
117390 |
ОАО «Амкодор» |
26467 |
26705 |
26947 |
27188 |
27433 |
РУП «Белкоммунмаш» |
3735 |
3864 |
4001 |
4141 |
4284 |
РУП «Минский электромеханический завод» |
1103 |
1124 |
1148 |
1169 |
1194 |
Итого: |
365554 |
378732 |
392417 |
406627 |
421386 |
На основании данных таблицы 2.2, можно сделать вывод, что рынок по нанесению защитных покрытий на ближайшие 5 лет предполагает его рост на 12-15%.
Доля рынка основной услуги, оказываемой ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий», - нанесение защитных покрытий в 2011 г. по организациям представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Доля рынка в 2011 г.
Показатели |
ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» |
СПУ РУП «МТЗ» |
ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» в г. Могилеве |
Другие производственные предприятия, применяющих нанесение защитных покрытий для собственных нужд |
Доля рынка, % |
36,5 |
27,6 |
31,2 |
4,7 |
Объем продаж, млн.руб. |
35720,5 |
27010,5 |
30533,7 |
4599,6 |
На основании данных из таблицы 2.5 сделаем вывод, что главным лидером в отрасли является ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий», которому принадлежит 36,5% рынка. Сильными конкурентами также является СПУ РУП «МТЗ» и ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» в г. Могилеве (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Доля предприятий, оказывающий услугу по нанесению защитных покрытий на рынке Республики Беларусь, %
Из данных рисунка 2.1 следует, что ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» в г. Минске является лидером на рынке по объему оказываемых услуг по нанесению защитных покрытий, ему принадлежит 36,5%.
Рассмотрим динамику ценового предложения основных конкурентов в ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» в г. Минске по гальваническим и вакуумным защитным покрытиям (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Цена 1 м2 защитных покрытий, руб.
Что касается ценовой конкуренции, то самые низкие цены предлагает СПУ РУП «МТЗ», самые высокие цены небольшие предприятия, использующие защитные покрытия для собственных нужд.
Сравним ближайших конкурентов по различным показателям, таким как: доля рынка, технология производства, реклама и другим показателям. Оценку проведем по пяти бальной шкале, где 5 баллов возьмем за высший балл, например, отражающий занимаемую максимальную долю на рынке или максимальный количественный ассортимент продукции, работ, услуг. Единицу рассмотрим как минимальный балл. Тройка отражает средний результат, двойка – ниже среднего, четверка – выше среднего. Например, ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» в г. Минске занимает наибольшую долю на рынке, поэтому в критерии «Доля рынка» он получает 5 баллов. Компания ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» и ЧПТУП «Слуцкое пожарно-спасательное дело» РГОО «БДПО» имеют похожие позиции, поэтому их оценка по критерию «Доля рынка» равна 4 баллам. И так далее. Результаты приведем в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Анализ конкурентов на основании экспертных оценок
Критерии |
Вес крите-рия |
ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» |
СПУ РУП «МТЗ» |
ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» в г. Могилеве |
Другие предприятия (для собственных нужд) |
Доля рынка |
0,25 |
1,25 |
1,00 |
1,00 |
0,25 |
Используемая технология производства |
0,25 |
1,25 |
1,25 |
1,00 |
1,00 |
Квалификация |
0,1 |
0,50 |
0,50 |
0,50 |
0,30 |
Реклама и продвижение |
0,05 |
0,20 |
0,25 |
0,15 |
0,05 |
Цена продукции, работ, услуг |
0,35 |
1,40 |
1,75 |
1,40 |
1,40 |
Итого: |
1 |
4,60 |
4,75 |
4,05 |
3,00 |
На
основании вышеприведенных
Из этого можно заключить, что для завоевания большей доли рынка ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» необходимо повысить эффективность ценовой политики организации.
Обобщим данные проведенного анализа.
Анализ рыночной конкуренции в сегменте услуг ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Анализ рыночной конкуренции в Республике Беларусь
Экономические показатели |
Описание |
Примечание |
Размер рынка (объем продаж), млн. руб. |
2010г. – 92788,2 2011г. – 97864,3 |
Доля продаж ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» составляет 36,5% рынка |
Темпы роста размеров рынка |
Рост в последние 5 лет примерно 5%, плавный рост |
Повышение спроса увеличивает соперничество |
Скорость изменения, новые технологии |
Новые технологии появляются достаточно быстро |
Необходимо осуществлять постоянный мониторинг новых технологий. |
Экономия на масштабах производства |
Значительная |
Увеличивает объем и размеры рынка, необходимые при ценовой конкуренции |
Рентабельность отрасли |
Около 12% |
- |
Таким образом, объём рынка услуг по нанесению защитных покрытий в 2011 г. составил 97864,3 млн. руб., доля компании ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» составила 36,5%. Рентабельность отрасли составляет 12%, основная характеристика отрасли - необходимо осуществлять постоянный мониторинг новых технологий.
Динами рынка в целом и продаж ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 – Динамика рынка в 2009-2011 гг., темп роста в %
В 2011 г. в целом по рынку произошло повышение темпов роста, в то время как по ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» за последние 2 года наблюдается резкое снижение объемов оказываемых услуг.
На
основании проведенного анализа
рынка конкурентоспособности
- рынок
является перспективным,
- объём рынка услуг по нанесению защитных покрытий в 2011 г. составил 97864,3 млн. руб., доля компании ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» составила 36,5%. Рентабельность отрасли составляет 12%;
- с целью удержания позиций на рынке и наращивания объемов производства ОХСП «Институт сварки и защитных покрытий» в г. Минске необходимо придерживаться инновационной политики и осуществлять постоянный мониторинг новых технологий;
- ОХСП
«Институт сварки и защитных
покрытий» занимает наибольшую
долю рынка, однако
Основные экономические показатели УП «НПО «Центр» за 2008-2011гг. предоставлены в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Основные экономические показатели УП «НПО «Центр» за 2008 -2011гг.
Наименование показателей |
Значение по годам |
Темп роста, % | ||||
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2011/ 2008 |
2011/ 2010 | |
Объем товарной продукции в сопоставимых ценах, млн. руб. |
36090 |
35195 |
44644 |
47652 |
132,0 |
106,7 |
Объем товарной продукции в действующих ценах, млн. руб. |
32987 |
32785 |
43207 |
60619 |
183,8 |
140,3 |
Объем экспорта, тыс.долл. |
5687,2 |
4048,4 |
5139,6 |
5880 |
103,4 |
114,4 |
Внешнеторговое сальдо, тыс.долл. |
3906,4 |
2803,7 |
3420,2 |
3987,3 |
102,1 |
116,6 |
Удельный вес экспорта в объеме промышленной продукции, % |
42,3 |
43,4 |
38,9 |
43,8 |
103,5 |
112,6 |
Удельный вес новой продукции в общем объеме промышленной продукции, % |
22,1 |
28,1 |
30,6 |
32,4 |
146,6 |
105,9 |
Доля сертифицированной |
36,4 |
38,7 |
48,8 |
49,5 |
136,0 |
101,4 |
Розничный товарооборот, млн. руб. |
734,3 |
731,0 |
784,5 |
896,3 |
122,1 |
114,3 |
Платные услуги населению, млн. руб. |
411,6 |
415,4 |
499,6 |
599,8 |
145,7 |
120,1 |
Целевой показатель по энергосбережению, % |
2.3 |
3,6 |
-23,2 |
-12 |
-521,7 |
51,7 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
13,1 |
11,7 |
12,9 |
11,8 |
90,1 |
91,5 |
Чистая прибыль, млн. руб. |
3228 |
1510 |
2993 |
4955 |
153,5 |
165,6 |
Информация о работе Совершенствование управления предприятием в условиях глобализации