Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:49, дипломная работа
Целью данной работы является исследование систем управления персоналом и предложение мероприятий по ее совершенствованию.А так же разработка системы стимулирования эффективного и качественного труда и выявлению возможностей для роста персонала с учетом субъективной потребности на основе внешних стимулов.
Для достижения поставленной цели необходимо определиться с задачами. К рассматриваемым задачам относятся:
- изучение понятий и сущности системы стимулирования эффективного и качественного труда на современном этапе, а так же мировые тенденции развития стимулирования труда;
- рассмотрение и изучение видов и форм стимулирования труда, раскрытие их структуры и содержания;
2. Правильность выбора исходной базы поощрения, определяющей норму выполнения показателей премирования. Если система премирования за выполнение или перевыполнение какого-либо показателя действует длительное время, то целесообразно установленную исходную базу сравнить со средним фактически достигнутым уровнем в период оценки эффективности, а также со средним и среднерегрессивным уровнем выполнения показателя в какой – либо достаточно длительный предшествующий период, принимаемый в качестве базового. Премирование производится в зависимости от коэффициента вклада в работу. Источником выплаты премии является доход, полученный от реализации изделий. План по реализации изделий необходимо пересматривать с учетом инфляции.
3. Заданность воздействия на материальную заинтересованность работников в нужном направлении. При решении этого вопроса необходимо учитывать целевое назначение системы. Если ее задачей является поддержание выполнения показателя на определенном, ранее достигнутом уровне, то при оценке эффективности нужно сопоставить средний фактически достигнутый уровень выполнения показателя с исходным. В случае их равенства или некоторого превышения исходного уровня система премирования, очевидно, положительно воздействует на материальную заинтересованность.
4. Обоснованность установления размеров поощрения. Эффективная система премирования предполагает соответствие размера поощрения величине трудового вклада работника. Компетенции позволяют определить индивидуально размер премии для сотрудника.
5. Правильность выбора круга премируемых. Необходимо выявить и исключить из круга премируемых работников со слабым уровнем влияния на показатель премирования. Это позволит более рационально использовать премиальные средства. Изучение круга премируемых дает возможность дифференцированно подойти к установлению исходных баз, условий премирования и размеров премий работникам отдельных профессий и видов работ с учетом влияния на изменение показателя премирования. Это позволяет обеспечить наилучшее соответствие размеров премий трудовому вкладу работников.
Рассмотрим количественную оценку эффективности премирования и рассчитаем показатели эффективности системы премирования работников торговой точки. Под абсолютной эффективностью системы премирования (Эабсол) понимается разница между эффектом от изменения уровня показателей премирования в рассматриваемом периоде (Э ден) и соответствующей этому изменению величиной выплачиваемых премий (П) с приходящимися на них отчислениями в социальные фонды:
Эабсол = Эден - П
Э абсол = (456000 – 351000) – 5250*1,39 = 105000 – 7297,5 = 97702,5 тг
.
Под относительной эффективностью (Эотнос) понимается отношение экономического эффекта от изменения уровня показателей премирования к сумме выплаченной премии:
Эотнос = Эден/П
Эотнос = 105000/5250 = 20
Показатели абсолютной и относительной эффективности используются для сравнения различных систем премирования и определения их выгодности для работодателя. Эффект в денежном выражении, полученный на основе непосредственного сопоставления достигнутого (У дост) и базового (Убаз) уровней показателей премирования рассчитывается по формуле:
Эден = Удост – У
баз
Э ден = 456000 – 351000 = 105000 тг.
Эффективная система стимулирования трудового поведения и трудовой активности работника и коллективов включает не только совокупность мер поощрения, но и обоснованную систему санкций, применяемых для наказания в случае причинения материального ущерба, нарушений норм поведения в сфере труда. Такими санкциями могут быть замечание, выговор, увольнение, лишение премии, перевод на ниже оплачиваемую работу, возмещение стоимости ущерба и т.п. Эффективность системы стимулирования повышается за счет избирательного отношения к каждому работнику. Система материального стимулирования должна содержать показатели, которые позволяли бы определить ее эффективность. Несоответствие целевых показателей плановому уровню является сигналом для пересмотра разработанной системы материального стимулирования и проведения детального анализа создаваемого этой системой мотивационного эффекта.
3.
.Рекомендации по соблюдению законодательства о безопасности
Сегодня проблемы предупреждения нарушений правил охраны труда актуальны. Соблюдение норм трудового законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях имеет большое значение, поскольку с этим связана защита прав и законных интересов граждан, охрана их здоровья и жизни.
Безопасные условия труда обеспечиваются не только экономическими, техническими, организационными мероприятиями, но методами правового характера, а именно: установлением в законодательном порядке необходимых гарантий, осуществлением строго контроля над деятельностью администраций предприятий всех форм собственности, за выполнением ими мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии.
В современных условиях обеспечение охраны труда остаётся важнейшей проблемой национального и межгосударственного масштаба. По данным Международной Организации Труда, ежегодно во всем мире происходит сто двадцать миллионов несчастных случаев на производстве. Из них двести десять тысяч – со смертельным исходом. Каждый день более пятисот мужчин и женщин не возвращаются домой, погибают в результате несчастного случая. По оценкам МОТ ежегодно, в связи с несчастными случаями и заболеваниями, связанными с трудовой деятельностью, государствами теряется 4% валового внутреннего продукта.
Большая роль в улучшении условий и охраны труда отводится профессиональным союзам, которые практически объединяют всех трудящихся Республики Казахстан. Именно здесь вся деятельность профсоюзов прямо и непосредственно связана с выполнением одной из главных их функций - защитой интересов трудящихся. Защитная функция профсоюзов направлена на обеспечение установленных законодательством прав работников в области безопасности и охраны труда, на предупреждение каких бы то ни было случаев несоблюдения их интересов, восстановление прав трудящихся, если они нарушены.
В Республики Казахстан эта проблема также стоит весьма остро. Отмечается рост производственного травматизма. Число погибших на производстве в 1999 году составило 280 человек, в 2000 г. - 300, 2001г. - 307, 2002 г. – 355, 2003 г. - 315, 2004 г. – 356, в 2005 г. – 384, 2006 г. – 414.
Как общественная организация, профсоюзы используют весьма разнообразные формы деятельности. Среди них, например, такие, как заключение с работодателем коллективного договора; вынесение решений по трудовым спорам, по возмещению ущерба, причиненного здоровью в связи с производственным травматизмом или профессиональным заболеванием.
Среди недавних важных достижений – разработка Глобальной стратегии по охране труда, которая содержит основные направления деятельности МОТ и трехсторонних партнеров на ближайшие годы. Такой стратегический подход основан на принципах профилактики и системного управления на всех уровнях. Система управления охраной труда на предприятии должна охватывать все аспекты и риски производственной деятельности – от несчастных случаев и асбестозов до зоонозов, от ВИЧ/СПИДа до потребностей молодых работников. Одновременно следует создать правоприменительную систему для национального законодательства и подзаконных актов, государствам – членам МОТ необходимо разработать систему сбора и распространения знаний и продвижения принципов охраны труда с тем, чтобы поддерживать, координировать и отслеживать положительные сдвиги в этой области.
Правила о безопасности и охране труда производственной санитарии (по источнику) содержатся в:
Конституции Республики Казахстан;
Трудовом Кодексе РК
Постановлениях Правительства РК;
ведомственных актах согласованных с профсоюзными органами санкционированных Правительством;
приказах и инструкциях предприятий изданных в соответствии с действующими нормативными актами.
По сфере действия правила по охране труда и технике безопасности бывают:
межотраслевые правила, утверждаемые Правительством РК;
отраслевые правила, распространяемые только на предприятия конкретной отрасли. Они утверждаются министерствами и ведомствами.
По своему содержанию правила об охране труда и технике безопасности и производственной санитарии могу быть запрещающие и предписывающие.
Единые правила устанавливаются постановлением Правительства РК и действуют во всех отраслях народного хозяйства Казахстана, распространяются на все предприятия, организации независимо от форм собственности.
Межотраслевые правила также устанавливаются Правительством РК и регулируют деятельность отдельных видов работ, эксплуатации конкретных видов оборудования, например, безопасная эксплуатация лифтов.
Отраслевые правила по технике безопасности и производственной санитарии устанавливаются министерствами, ведомствами, органами государственного надзора по согласованию с профсоюзными органами и относятся к конкретной отрасли народного хозяйства, с учетом специфики (например: правила техники безопасности и производственной санитарии для шахтных работ).
Республика Казахстан ратифицировала 17 основополагающих Конвенций МОТ, затрагивающих социальные проблемы трудящихся. Среди них Конвенций: №29 «О принудительном и обязательном труде», №100 «О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности», №105 «Об упразднении принудительного труда», №138 «О минимальном возрасте для приема на работу», №167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве» и др.
Культура безопасности и отношения к развитию условий труда в последние годы меняются в положительную сторону. Условия же труда, особенно физическая трудовая среда, меняется сравнительно медленно.
В соответствии с Трудовым кодексом Республики Казахстан профсоюзные органы с целью обеспечения общественного контроля в области безопасности и охраны труда завершают работу по назначению общественных инспекторов в сфере охраны труда. К настоящему времени, на предприятиях, где действуют профсоюзы, их число составило более 20 тысяч человек.
Общественный контроль за соблюдением трудового
законодательства Республики Казахстан
Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
Общественный инспектор по охране труда - представитель работников, осуществляющий общественный контроль в области безопасности и охраны труда.
Общественный инспектор по охране труда - это основное и самое массовое звено общественного контроля за охраной труда. Их активная и грамотная работа оказывает существенное влияние на обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве.
Общественный инспектор по охране труда, постоянно находясь среди работников своего производственного подразделения, как никто другой может повлиять на отношение участников производственного процесса к вопросам безопасности и охраны труда. Поэтому от грамотности общественных инспекторов по охране труда, от их активной деятельности зависит сохранение жизни, здоровья и трудоспособность работников.
Функции общественного инспектора по охране труда профсоюзной организации:
Осуществлять защиту прав работников на охрану труда перед работодателем посредством общественного контроля за соблюдением работодателями нормативных правовых актов по безопасности и охране труда, соглашений, коллективных договоров по созданию работодателем нормальных условий труда и техники безопасности на рабочих местах в организациях;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и в проводимых государственными инспекторами труда комплексных проверках состояния безопасности и охраны труда;
получать информацию и разъяснения, в том числе в письменном виде, от работодателей и иных должностных лиц организации необходимые для выполнения своих функций;
осуществлять проверки выполнения работодателями обязательств, предусмотренных соглашениями, коллективными договорами в части охраны труда, и вносить по итогам проверки на имя должностных лиц предложения об устранении выявленных нарушений;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства;
принимать участие в разработке нормативных правовых актов об охране труда, вносить свои предложения;
обращаться в соответствующие государственные органы с требованиями о привлечении к ответственности работодателей и иных должностных лиц организаций, которые виновны в нарушении законодательства Республики Казахстан о безопасности и охране труда, положений соглашений и коллективных договоров в части охраны труда, сокрытии несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с изменением условий труда, нарушением законодательства Республики Казахстан о безопасности и охране труда, невыполнением обязательств соглашений и коллективных договоров, а также трудовых договоров в части безопасности и охраны труда;