Стратегическое планирование управленческой деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:52, курсовая работа

Описание

Стратегия – это основное направление деятельности, она должна отражаться в плане, предназначенном для того, чтобы обеспечить осуществление миссии – главной цели организации – и достижение других ее целей. Стратегия воплощается в детальный комплексный план.
Стратегическое планирование представляет собой предпринимаемые руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей. Процесс стратегического планирования - это инструмент принятия управленческих решений.
Стратегическое планирование реализуется последовательно в первые шесть этапов стратегиче-ского управления, замкнутый цикл которого состоит из восьми основных этапов:

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………………………………..
2. Раздел № 1. Организационная структура и функции менеджмента.
1.1. Термины и определения ……………………………………………………………………………….
1.2. Классификация функций управления ………………………………………………………………
1.3. Разделение труда организации …………………………………………………………………….....
1.4. Подходы к управлению ………………………………………………………………………………..
3. Раздел № 2. Функции управления.
2.1. Планирование деятельности предприятия ………………………………………………………..
2.2. Организация деятельности предприятия ………………………………………………………….
2.3. Мотивация ……………………………………………………………………………………………….
2.4. Контроль ………………………………………………………………………………………………….
4. Раздел № 3. Внутренняя и внешняя среда организации.
3.1. Внутренняя среда организации ……………………………………………………………………….
3.2. Внешняя среда организации ………………………………………………………………………….
5. Раздел № 4. Принятие управленческих решений………………………………………………………
6. Раздел № 5. Стратегическое планирование.
5.1. Стратегия организации …………………………………………………………………………………
5.2. Миссия организации …………………………………………………………………………………….
5.3. Цели организации…………………………………………………………………………………………
5.4. Анализ и оценка внешней и внутренней среды ……………………………………………………..
5.5. Управленческое обследование слабых и сильных сторон организации ………………………..
5.6. Реализация стратегии …………………………………………………………………………………..
5.7. Оценка плана …………………………………………………………………………………………….
5.8. Управление стратегическим планированием ……………………………………………………….
5.9. Разработка процесса стратегического планирования ……………………………………………..
7. Список используемой литературы ………………………………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

Стратегическое планирование управленческой деятельностью.doc

— 330.50 Кб (Скачать документ)

 

Рациональное  решение обосновывается с помощью  объективного аналитического процесса


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 5. Стратегическое планирование

5.1 Стратегия организации

 

 

Стратегия –  это основное направление деятельности, она должна отражаться в плане, предназначенном для того, чтобы обеспечить осуществление миссии – главной цели организации – и достижение других ее целей. Стратегия воплощается в детальный комплексный план.

Стратегическое  планирование представляет собой предпринимаемые  руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей. Процесс стратегического планирования  - это инструмент принятия управленческих решений.

Стратегическое  планирование реализуется последовательно  в первые шесть этапов стратегического управления, замкнутый цикл которого состоит из восьми основных этапов:

 

            Руководитель высшего звена инициирует процесс стратегического планирования, участвует в осуществлении, объединении и оценке этого процесса. 

 

    1. Миссия организации

 

Миссия организации  – это основная общая цель организации, ясно выраженная причина ее существования.

Значение  миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам  организации, очень велико. Выработанные на ее основе цели являются критериями оценки всех управленческих решений. Миссия детализирует статус организации и направления для определения целей и стратегии на различных организационных уровнях. Формулировка миссии должна включать: задачу организации по товарам и услугам, основным рынкам и технологиям; характеристику культуры организации, определяющую ее рабочий климат, тип людей, которых привлекает такой климат.

Одним из самых  существенных решений при планировании  является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия,  и все остальные цели  вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации,  то у них не будет логической точки отсчета  для выбора наилучшей альтернативы.  В качестве основы могли бы служить лишь  индивидуальные  ценности  руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:

  • выяснение, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;
  • определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;
  • выявление культуры фирмы.

 

В миссию  фирмы  также входит задача определения  основных потребностей потребителей и  их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.

Предназначение  фирмы в условиях постоянно меняющейся внешней среды является миссией  фирмы, которая определяется руководством фирмы и реализуется через ее стратегию.

Следует подчеркнуть, что миссия организации  — это скорее философское понятие, нежели управленческое. Однако она предполагает наличие определенных ценностей, правил и приемов, которыми пользуется фирма в своей деятельности. Это микрокультура фирмы, ее традиции, подход менеджеров к принятию решений, т. е. та уникальность, которая делает организацию неповторимой, отличной от других. Как правило, миссия организации формируется годами, оттачивается и редко меняется. На формирование миссии влияют:

  • собственники фирмы, развивающие организацию для того, чтобы за счет прибыли решать свои жизненные проблемы и интересы;
  • сотрудники фирмы, непосредственно создающие продукт, организующие получение необходимых ресурсов, обеспечивающие (через маркетинг) реализацию продукции и решающие таким образом свои жизненные проблемы и интересы;
  • покупатели продукции фирмы, за счет своих финансовых ресурсов приобретающие продукцию для удовлетворения своих потребностей и интересов;
  • деловые партнеры фирмы, оказывающие определенные коммерческие услуги фирме в своих интересах;
  • внешняя среда организации, требующая от фирмы поддержки для формирования социальной и экологической среды обитания фирмы.

 

При формировании миссии фирмы необходимо учитывать интересы всех пяти указанных субъектов, каждый из которых в разных решениях оказывает разное влияние. Четко сформулированная миссия показывает отличие фирмы от других, подобных ей. Для этого должны быть сформулированы следующие характеристики фирмы: философия фирмы, выбранная администрацией компании для организации работы; сфера деятельности фирмы, учет которой необходим для выбора ресурсов и продукта; система целей фирмы, показывающая, к чему стремится организация; технологические возможности фирмы.

Таким образом, миссия — это не конкретное указание о том, что и в какие  сроки сделать. Она формирует лишь направление движения организации с учетом ее внешних и внутренних условий.

Миссия  организации в известной степени влияет на прогноз действия фирмы, который определяется рыночными условиями и выбранным сроком существования фирмы. Именно здесь раскрывается управленческое содержание миссии, поскольку миссия — это совокупность стратегий, которые вырабатывает администрация компании для достижения глобальных целей.

При разработке миссии, т. е. совокупности стратегий, исследуются не только внешняя среда (политические, экономические и социальные условия), но и системные характеристики фирмы, совокупность ресурсов, производственных либо организационных процессов, продукции. При рассмотрении всех этих характеристик большое значение приобретают разработка и определение долгосрочных и краткосрочных целей организации.

Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли.  Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность,  фирма в конечном счете сможет выжить. Но, чтобы заработать  прибыль,  фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка. Миссия представляет чрезвычайное значение для организации,  нельзя забывать о ценностях и целях высшего  руководства.  Ценности,  формируемые нашим опытом,  направляют или ориентируют руководителей,  когда они сталкиваются с необходимостью принятия критических решений.

 

 

    1. Цели организации

 

 

Цели – обязательства действовать для выполнения миссии организации.

Цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования. В сущности, планирование — это разработка целей и задач фирмы, нашедших конкретное выражение в перспективных и текущих планах.

Цели должны быть:

  1. операционные, конкретные, достижимые, измеримые;
  2. должны служить базисом и мотивацией для эффективной работы;
  3. помогать концентрации ресурсов и усилий;
  4. быть селективными (не объяснять все сразу);
  5. ориентироваться во времени (долгосрочный – 5 лет, краткосрочные – на 1 год).

 

В зависимости  от сроков достижения целей различают  перспективное и текущее планирование.

Значение  целей велико. Во-первых, потому, что в организации должны приниматься только такие решения, которые реализуют ее цели функционирования. Во-вторых, во избежание такой деятельности, которая мешает достижению целей, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя. Для этого необходимы постоянный контроль за реальным состоянием системы и сравнение его с целями и задачами, стоящими перед фирмой.

Отсюда  следует, что любая деятельность в системе оправдана только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели. Иначе говоря, любая организация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся деятельность в системе реализовала только те цели, для которых она создавалась.

Поскольку задачей менеджмента является достижение цели, важно правильно ее определить. Если ставится задача совершенствования организации, не уточнив ее целей, то есть риск, что будут предложены лучшие способы выполнения ненужных функций или лучшие пути достижения неудовлетворительных конечных результатов, что может нанести материальный ущерб. Искусство выбора и формулирования правильной цели, управление процессом ее реализации, включая оценку достигнутой степени реализации, отличают действительно умелого руководителя.

Невозможно  управлять людьми, если и руководителям, и подчиненным цели совершенно не ясны. Управлять — значить побуждать других к достижению ясной им цели, а не заставлять делать то, что считаешь правильным.

Определение целей — один из наиболее важных этапов в деятельности фирмы. От того, насколько правильно выбрана цель, насколько четко она сформулирована, зависит успех деятельности.

                              5.4 Анализ и оценка внешней и внутренней среды

 

Для анализа  тенденций изменения внешней  среды фирмы используется техника  анализа ПЭСТ1, позволяющая более широко взглянуть на то, как влияет изучение четырех основных групп факторов, оказывающих влияние на фирму: политических, социальных, экономических, технологических. Однако на практике анализируется более широкий набор факторов.

 

Этапы анализа  внешней среды.

 

Технология  использования методики ПЭСТ достаточно проста и состоит из нескольких этапов:

  1. Выделяют факторы, определяющие состояние макросреды компании.
  2. Факторы выписывают в таблицу отдельно по каждой составляющей макросреды.
  3. Факторы анализируют и определяют состояние каждого фактора и тенденцию его изменения.
  4. Оценивают характер влияния факторов на деятельность компании (отрицательное или положительное).
  5. Оценивают степень влияния факторов на деятельность компании по шкалам от -5 (крайне отрицательное влияние) до +5 (крайне положительное влияние).
  6. Определяют суммарное влияние на фирму факторов внешней среды с учетом характера их влияния.
  7. Разрабатывают план ответных мер (возможных действий организации по ослаблению или предотвращению отрицательного воздействия на ее конкурентные позиции угроз и использованию открывающихся благоприятных возможностей).
  8. Оценивают степень влияния на деятельность компании каждого из факторов при условии, что компания соответствующим образом отреагирует на происходящие во внешней среде изменения (шкала от -5 до +5).
  9. Определяют силу и направленность суммарного влияния на компанию факторов внешней среды при условии, что компания соответствующим образом отреагирует на происходящее во внешней среде изменения.
  10. Определяют, не появились ли новые факторы макросреды, оказывающие влияние на деятельность компании, и возвращаются к первому этапу.

 

Анализ по методике ПЭСТ должен проводиться систематически. Частота его проведения зависит от сферы бизнеса и уровня нестабильности внешней среды.

 

Анализ внутренней среды.

 

Результаты анализа внутреннего состояния компании и состояния внешней среды позволяют оценить соответствие возможностей предприятия рыночным запросам, на основе чего разрабатываются обоснованные программы развития компании и ее поведения на рынке, принимаются решения по набору стратегических зон хозяйствования.

На основе анализа факторов, характеризующих  внутреннюю среду фирмы, с учетом результатов исследование внешней среды можно оценить состояние компании, ответив при этом на следующие вопросы:

1. Насколько  эффективна действующая стратегия? 

2. Каковы  сильные, слабые стороны компании, какие у нее есть возможности  и что  представляет для нее угрозу?

3. Являются  ли цены и издержки компании  конкурентоспособными?

4. Насколько  прочна конкурентная позиция  компании?

5. С какими  стратегическими проблемами сталкивается  компания?

 

Чтобы ответить на эти вопросы можно использовать различные аналитические инструменты, к которым, в частности относятся SWOT – анализ, цепочки ценностей и другое.

SWOT – анализ представляет собой оценку внутренней среды фирм (ее силы и слабости), а также внешних возможностей и угроз.

5.5 Управленческое обследование слабых и сильных сторон организации

 

Управленческое  обследование- это оценка функциональных сфер деятельности предприятия и анализ, направленный на выявление ее стратегически сильных и слабых сторон. В простейшем случае в обследовании рекомендуется включать пять функций - маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ организации.

 

Маркетинг. Необходимо выделить 7 областей для анализа:

  1. Доля рынка и конкурентоспособность.

Доля рынка  в процентах к его общей  емкости являются существенной целью  действующих предприятий. В процессе анализа необходимо установить тенденции изменения доли рынка предприятия по сравнению с конкурентами.

  1. Разнообразие и качество номенклатуры товаров и услуг.

Предприятия должны активно ее расширять. Номенклатура должна быть оптимальной по прибыльности. Анализ должен дать оценку отклонений от оптимальности.

Информация о работе Стратегическое планирование управленческой деятельностью