Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 06:52, курсовая работа
Стратегия – это основное направление деятельности, она должна отражаться в плане, предназначенном для того, чтобы обеспечить осуществление миссии – главной цели организации – и достижение других ее целей. Стратегия воплощается в детальный комплексный план.
Стратегическое планирование представляет собой предпринимаемые руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей. Процесс стратегического планирования - это инструмент принятия управленческих решений.
Стратегическое планирование реализуется последовательно в первые шесть этапов стратегиче-ского управления, замкнутый цикл которого состоит из восьми основных этапов:
1. Введение ………………………………………………………………………………………………………..
2. Раздел № 1. Организационная структура и функции менеджмента.
1.1. Термины и определения ……………………………………………………………………………….
1.2. Классификация функций управления ………………………………………………………………
1.3. Разделение труда организации …………………………………………………………………….....
1.4. Подходы к управлению ………………………………………………………………………………..
3. Раздел № 2. Функции управления.
2.1. Планирование деятельности предприятия ………………………………………………………..
2.2. Организация деятельности предприятия ………………………………………………………….
2.3. Мотивация ……………………………………………………………………………………………….
2.4. Контроль ………………………………………………………………………………………………….
4. Раздел № 3. Внутренняя и внешняя среда организации.
3.1. Внутренняя среда организации ……………………………………………………………………….
3.2. Внешняя среда организации ………………………………………………………………………….
5. Раздел № 4. Принятие управленческих решений………………………………………………………
6. Раздел № 5. Стратегическое планирование.
5.1. Стратегия организации …………………………………………………………………………………
5.2. Миссия организации …………………………………………………………………………………….
5.3. Цели организации…………………………………………………………………………………………
5.4. Анализ и оценка внешней и внутренней среды ……………………………………………………..
5.5. Управленческое обследование слабых и сильных сторон организации ………………………..
5.6. Реализация стратегии …………………………………………………………………………………..
5.7. Оценка плана …………………………………………………………………………………………….
5.8. Управление стратегическим планированием ……………………………………………………….
5.9. Разработка процесса стратегического планирования ……………………………………………..
7. Список используемой литературы ………………………………………………………………………..
Необходимо оценить проблемы, связанные с изменениями на рынках и в интересах потребителей.
Еще одной проблемой исследования и разработки новых товаров и рынков. В конкурентной среде крайне необходимы исследования и разработки новых и лучших товаров и услуг.
Эффективное обслуживание помогает продать больше товаров, способствует формированию лояльности клиентов. Предприятие могут устанавливать высокие цены благодаря превосходному обслуживанию.
Координация и эффективность сбыта, рекламы, и продвижения товара является важнейшей управленческой функцией.
Постоянный контроль за валовым доходом и прибылью от различных товаров и услуг является важным рычагом управления при анализе функции маркетинга.
Финансы и бухгалтерский учет. Для многих российских предприятий обследование финансов и бухгалтерского учета абсолютно необходимо, поскольку функции управления финансами на некоторых из них полностью утрачены, и руководители даже не подозревают об истинных причинах их финансовых затруднений.
Детальный анализ
финансового состояния поможет
выявить уже имеющиеся и
Производство. Важным фактором развития предприятия является непрерывный анализ управления операциями, которые в узком смысле можно назвать производством. В ходе обследования необходимо ответить на следующие вопросы:
Человеческие ресурсы. Источники большинства проблем предприятий сосредоточенны в их персонале, в людях. Основные проблемы, связанные с человеческими ресурсами, можно выявить, отыскав ответы на следующие вопросы:
Культура и образ организации. Эти нетрадиционные для многих отраслей факторы имеют решающее значение для успешной деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.
Атмосфера или климат в организации называются культурой организации. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания на предприятии. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенных типов и стимулирования определенных типов поведения.
Имидж, образ предприятия, как внутри, так и вне ее, относится к тому впечатлению, которое создается ею с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения в целом. Культура и образ подкрепляются или ослабляются репутацией предприятия. При анализе этого фактора необходимо установить следующее: степень соответствия репутации предприятия его в целом; степень последовательности предприятия в своей деятельности; соотношение культуры и образа предприятия с культурой и образом других предприятий отрасли; степень привлекательности предприятия для хороших людей.
Метод достижения стратегических целей конкретизируется в дополнительных планах и указаниях, которые обеспечивают достижение промежуточных целей и определяют процесс реализации стратегического плана. Задачей этих планов и директив является ориентация будущих решений и поведения на реализацию альтернатив, которые, по мнению руководства, являются предпочтительными для достижения общей цели. Основными компонентами формального планирования являются тактика, политика, процедуры и правила.
Тактика. Руководство должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии и называют тактикой, подобно тому как, конкретный удар в военном сражении представляет собой тактику, определяемую стратегией. В качестве характеристик тактических планов можно указать следующие:
Политика. Руководство должно разрабатывать дополнительные ориентиры, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования планов. Эти ориентиры часто формулируют как политику организации.
Политика представляет собой общее руководство для достижения и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика обычно формулируется высшим руководством на длительный период времени.
Политика-это принципы и нормы, которые определяют в каком направлении могут осуществляться действия. Она направляет действия на достижение цели или выполнение задачи и объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели; предназначенные для сохранения постоянства целей, необходимых для предотвращения близоруких решений, основанных на сиюминутных требованиях.
Процедуры. Организации, как и люди, могут использовать прошлый опыт. Когда ситуация при принятии решений часто повторяется, руководство может считать правильным заново применить испытанный временем способ действий и вырабатывает стандартизированные указания. Выраженные формальным образом указания носят название «процедура».
Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации. По существу, процедура представляет собой алгоритмическое решение, которое исключает необходимость «изобретать велосипед». Процедуры описывают последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Работник, действующий согласно процедуре, обладает малой свободой действий и небольшим числом альтернатив.
Правила. Когда успешная реализация планов зависит от точного выполнения задания, руководство может предписать правила, полностью исключающие всякую свободу выбора. Например, руководители часто считают необходимым исключить возможность выбора, когда высока вероятность того, что люди склоны вести себя так, что это приведет к отрицательным последствиям. Во многих организациях требует, чтобы сотрудники находились на рабочем месте в конкретный период времени, например, с 09 до 13 часов. Это требование закрепляется в правилах внутреннего распорядка.
Правило точно определяет, что должно быть сделано в конкретной специфической ситуации. Правила отличаются от процедур тем, что они содержат ответ на конкретный и ограниченный вопрос.
Проблемы процедур и правил. Не редко работники воспринимают правила и процедуры как нечто, ограничивающее их действия, или что-то бессмысленное. Они могут протестовать против правил или даже не повиноваться руководству. В этом случае правила будут мешать достижению целей, независимо от того, обоснованы они или нет. Часто оказывается, что источником проблем является не правила и не процедуры, а конфликты возникают из-за способа, каким руководство представляет эти правила работникам.
Подчиненные могут требовать объяснить, почему необходимо выполнять работу именно так, как предписано правилами или процедурами. В большинстве случаев, если подчиненный понимает, что правила помогают организации осуществлять деятельность более эффективно, конфликтов не возникает, и правила выполняют добровольно.
Сложность стратегического планирования.
Разработка
и реализация стратегического плана
кажется простым процессом
Оценка стратегии проводиться путём сравнения результатов работы с поставленными в стратегическом плане целями. Процесс оценки используется в качестве механизма обратной связи для корректировки стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно.
При оценке процесса стратегического планирования следует ответить на 5 вопросов:
Существует ряд критериев, как количественных, так и качественных, которые применяются в процессе оценки.
. Количественные
и качественные критерии
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ | |
Доля риска Рост объёма продаж Дни, потерянные из-за забастовок Уровень затрат и эффективности производства Уровень затрат и эффективности сбыта Текучесть кадров Невыходы на работу |
Удовлетворённость работников Чистая прибыль Курс акций Норма дивидендов Доход в расчёте на акцию Прибыль на капитал Выплаты по ценным бумагам |
КАЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ | |
Способность привлечь высококвалифицированных менеджеров Расширение объёмов услуг клиентам Углубление знания рынка Снижение количества опасностей Использование возможностей |
Таблица №2
При определении количественных показателей и оценке стратегии возникают различные проблемы. Значительное влияние на оценку стратегии оказывает фактор времени, а в акционерных компаниях – давление со стороны акционеров, требующих немедленных результатов. Одной из причин успеха японского менеджера является приверженность долгосрочным программам.
Серьёзной проблемой является точность оценок. Руководители обладают возможностью поправить данные и отчёты так, чтобы улучшить результаты работы. Для того чтобы оценка процесса стратегического планирования была объективной, следует использовать стандартизированные критерии.
Проверка соответствия стратегии и структуры организации.
После выбора стратегии и разработки последующего плана, руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению целей. Стратегия определяет структуру. Концептуально структуры всегда должны отражать стратегию. Поэтому процесс реализации стратегии можно представить в виде последовательности действий, включающей 13 этапов, образующих замкнутую цепь:
Существует динамическое взаимодействие между стратегией, структурой и средой, в которой функционирует организация. Часто встречающаяся ошибка высшего руководства состоит в том, что новую стратегию они просто налагают на существующую структуру организации. Это приводит к неудачам. Структура зависит от стратегии, и этап формирования структуры в процессе планирования может представлять наиболее важную стадию успешной реализации стратегического плана.
Информация о работе Стратегическое планирование управленческой деятельностью