Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение стратегического управления и конкурентоспособности организации на примере строительной компании ЗАО «Сургутремстроймонтаж»
Реализации поставленной цели потребовала решения ряда задач, важнейшими из которых стали следующие:
1) Изучение теоретических основ стратегического управления конкурентоспособностью предприятия в строительной отрасли;
2) Проведение анализа конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж»;
3) Разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ………………………………………5
1.1 Основные принципы управления конкурентоспособностью в строительстве………………………5
1.2 Методики анализа конкурентоспособности предприятия в строительстве…………………………………………………14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «СУРГУТРЕМСТРОЙМОНТАЖ»…...23
2.1 Анализ конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж»… 23
2.2 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж»……………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…… 43
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 45
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московская академия предпринимательства
при Правительстве Москвы
Сургутский филиал
Курсовая работа
Дисциплина: «Основы менеджмента»
Тема: Стратегическое управление и конкурентоспособность организации (на примере строительной компании ЗАО «Сургутремстроймонтаж»)
Выполнила: Кашапова Ксения Сергеевна |
Специальность: Менеджмент организации |
Группа: 93 |
Зачетная книжка: 37/09 |
Проверил: к.э.н., профессор кафедры менеджмента Варна Татьяна Павловна |
Дата: «___»______________2011 года |
Оценка________________________ |
г.Сургут, 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… | 3 |
ГЛАВА 1 Теоретические основы стратегического управления конкурентоспособностью предприятия в строительной отрасли……………………………………………. |
5 |
1.1 Основные принципы управления конкурентоспособностью в строительстве…………………………………………… |
5 |
1.2 Методики анализа конкурентоспособности предприятия в строительстве…………………………………………… |
14 |
ГЛАВА 2 Анализ управления конкурентоспособностью предприятия ЗАО «Сургутремстроймонтаж»……………….. |
23 |
2.1 Анализ конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж»… | 23 |
2.2 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж»…………………. |
35 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… | 41 |
СПИСОК использованных источников и литературы…… | 43 |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… | 45 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В принятой Правительством РФ концепции промышленной политики до 2013 года поставлена цель повышения эффективности и конкурентоспособности российской промышленности.
Достижение поставленной цели невозможно без подготовки и реализации соответствующих технологических, организационных и управленческих изменений в ведущих отраслях промышленности, без создания эффективных методов и механизмов реализации стратегии управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий на основе оценки уровня их конкурентоспособности. В рыночных условиях хозяйствования предприятие не сможет добиться успехов, если оно не уделяет должного внимания проблемам конкурентоспособности.
Однако, неразвитость и неэффективность действующих в России рыночных механизмов, декларируемое, но нереализуемое равноправие всех субъектов хозяйствования на рынке, непоследовательность государственного регулирования и слабость общественно-политических институтов не способствует обеспечению и росту конкурентоспособности отечественных предприятий.
Конкурентоспособность – основной критерий и главная цель для предприятия и организации в условиях рыночных отношений. Это основополагающий момент для функционирования, выживания и развития на рынке в условиях ужесточающейся конкуренции. Это – стратегическая цель развития промышленных предприятий.
Цель курсовой работы – изучение стратегического управления и конкурентоспособности организации на примере строительной компании ЗАО «Сургутремстроймонтаж»
Реализации поставленной цели потребовала решения ряда задач, важнейшими из которых стали следующие:
1) Изучение теоретических основ стратегического управления конкурентоспособностью предприятия в строительной отрасли;
2) Проведение анализа конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж»;
3) Разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж».
Предмет исследования. В качестве предмета исследования выступают организационно-экономические отношения и процессы, возникающие в процессе деятельности строительных организаций, обеспечивающие получение конкурентных преимуществ, повышение уровня конкурентоспособности.
Объект исследования – строительная организация ЗАО «Сургутремстроймонтаж».
Теоретико-методологическую основу курсовой работы составили положения действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации, труды классиков экономической теории, монографии и статьи современных исследователей: Г.А. Азоева, Ю.П. Анискина, Н.В. Войтоловского, М.И. Гельвановского, Н.И. Герчиковой, Е.А. Горбашко, А.П. Градовой, М.Г. Долинской, И.В. Липсица, А.Н. Литвиненко, Т.А. Салимовой, P.M. Тихонова, Р.А. Фатхутдинова, А.Ю. Юданова, Н.С. Яшина и др.
Информационную базу исследования составила бухгалтерская, финансовая и статистическая отчетность предприятия ЗАО «Сургутремстроймонтаж» за 2008-2010 годы, материалы публичной отчетности предприятий-конкурентов, дынные строительного рынка города Сургута за 2008-2010 годы.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, а также приложений.
ГЛАВА 1 Теоретические основы стратегического управления конкурентоспособностью предприятия в строительной отрасли
1.1 Основные принципы управления конкурентоспособностью в строительстве
Конкуренция — это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:
1. Конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг — состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг. Такое определение конкуренции предполагает, что: участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты; конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как: важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров, где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения; наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно «широкой» олигополии.
2. Конкуренция — борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. Это определение предполагает только конкуренцию продавцов, имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.
3. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов. Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.
Конкуренция на территории Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, в соответствии с нормами которого конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции. Многофакторный характер конкуренции. Конкуренция — это многофакторная категория. Интенсивность конкуренции зависит в первую очередь от: модели (качества) рынка (совершенный или несовершенный рынок); формы рынка по количественному распределению участников на стороне предложения и спроса (полиполия, олигополия, монополия и их модификации); стадии жизненного цикла товара, представленного на рынке; мотивов конкуренции, которыми руководствуются продавцы и покупатели; типа предпринимательских реакций на изменения на рынке; степени вмешательства государства в экономические процессы, совершаемые на рынке. Именно конкуренция:
заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять желания потребителей;
заставляет при вступлении в ту или иную отрасль новых фирм расширять производство и снижать цены продукта до уровня, соответствующего издержкам производства;
заставляет фирмы переходить на самые эффективные технологии производства;
обеспечивает обстановку, способствующую техническому и общественному прогрессу.
Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Различают рынки совершенной и несовершенной конкуренции. Рынок совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:
на нем существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом;
рынок характеризуется продуктовой однородностью, т. е. продукты по своим характеристикам должны быть существенно однородными;
покупатели должны быть хорошо информированы о рыночном предложении;
должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, т. е, должны отсутствовать рыночные барьеры;
производители и потребители имеют возможность формировать независимые решения.
Очевидно, что в реальных условиях рынки свободной конкуренции практически отсутствуют, так как на реальных рынках все эти условия в подавляющем числе случаев не удовлетворяются. Обычно как производители, так и торговцы, воздействуют на рыночную цену, на объемы выпускаемой продукции, вступают в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации; государство ограничивает доступ на рынок иностранных производителей.
В силу указанных причин подавляющее число рынков относятся к рынкам - несовершенной конкуренции. Классификация рынков несовершенной конкуренции приведена на рисунке 1
Рисунок 1- Типы рынков несовершенной конкуренции
Как мы видим из рисунка 1, классификационных признака два:
количество продавцов на рынке;
дифференцированность товара: под недифференцированным продуктом понимается массовая продукция с однородными свойствами — металл, нефть, зерно, сахарный песок и т. д. Свойства этих продуктов или заданы природой, или определяются стандартами. Все остальные продукты относятся к категории дифференцированных, характеристики которых производители могут менять.
Факторы, влияющие на конкурентную борьбу:
размер рынка - чем больше, тем сильнее конкуренты;
темпы роста рынка - быстрый рост облегчает проникновение на рынок;
мощности - излишние мощности приводят к падению цен;
препятствия для входа или выхода из рынка защищают позицию фирмы, их отсутствие делает рынки уязвимыми для проникновения туда неконкурентных новичков;
цена;
уровень стандартизации товаров — покупатели имеют преимущество, так как им легко переключиться с одного товара на другой;
мобильные технологические модули;
требования к размерам необходимых капитальных вложений - жесткие требования создают дополнительные барьеры входа-выхода;
вертикальная интеграция повышает требования к размерам капитала, приводит к сильным различиям в конкурентоспособности и затратах на производство интегрированных, частично интегрированных и неинтегрированных фирм;
экономия на масштабе – увеличивает долю рынка, необходимую для достижения конкурентоспособности товара;
быстрое обновление ассортимента продукции.
Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого можно контролировать внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, время для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается организация, обычно можно выделить в семь компонент.