Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение стратегического управления и конкурентоспособности организации на примере строительной компании ЗАО «Сургутремстроймонтаж»
Реализации поставленной цели потребовала решения ряда задач, важнейшими из которых стали следующие:
1) Изучение теоретических основ стратегического управления конкурентоспособностью предприятия в строительной отрасли;
2) Проведение анализа конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж»;
3) Разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ………………………………………5
1.1 Основные принципы управления конкурентоспособностью в строительстве………………………5
1.2 Методики анализа конкурентоспособности предприятия в строительстве…………………………………………………14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «СУРГУТРЕМСТРОЙМОНТАЖ»…...23
2.1 Анализ конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж»… 23
2.2 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж»……………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…… 43
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 45
6. Андрианов В.С. Конкурентоспособность России в мировой экономике //Экономист. 2009. №10.
7. Бобрышев Д.К. Конкурентоспособность – стратегическая цель фирмы //Проблемы технологии, управления и экономики /Под общ. ред. Панкова В.А. - Ч.1. – Н.Новгород, 2010. – С.158-160.
8. Бондаренков А.П., Оценка конкурентного статуса предприятия /2-я междунар. конф. студентов и молодых ученых «Экономика и маркетинг в ХХI веке». Н.Новгород, 2010. - С.20-21.
9. Вигдорчик Е., Нещадин А., Липсиц И.И др. Пути повышения конкурентоспособности предприятий. // Экономист. 2008. №11.
10. Воронкова А.Э. Стратегическое управление конкурентоспособным потенциалом предприятия: диагностика и организация /Монография. – Луганск: Изд-во ВНУ, 2010. – 315 с.
11. Захарченко В.И. Оценка и анализ конкурентоспособности предприятий //Машиностроитель. - 2010. - №11. С. - 13-17.
12. Коман С., SWOT-анализ как база для оценки конкурентоспособности предприятия / «Экономика и маркетинг в ХХI веке». Н.Новгород, 2009 год, С.83-84.
13. Кузин Д.В. Российская экономика на мировом рынке: проблемы конкурентоспособности. // Общество и экономика. 2009 . № 3-4.
14. Литвиненко B.C. Методы обеспечения конкурентоспособности продукции. // Стандарты и качество. 2010. №1.
15. Моисеева Н., Конышева М. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы //Маркетинг. – 2010 - №6. - С.22-34.
16. Моисеева Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. М. 2011 г.
17. Печенкин А., Фомин В.Н. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей //Маркетинг. - 2010. - №2. - С.23-26.
18. Печенкин А.И., Фомин В.Н. О критериях конкурентоспособности продукции и подходах к ее оценке //Надежность и контроль качества. –2010 №2.
19. Печенкин А.Н., Фомин В.Н. Конкурентоспособность продукции и производителя //Надежность и контроль качества. - 2010. - №10.
20. Поклонский Ф.Е., Корпоративная культура как основа управления конкурентоспособностью предприятия //ЭКО – 2010. - №3(5). - С.117-123.
21. Решетникова Т.П. Методика оценки конкурентоспособности предприятия //Мат. Методы в экономике. - 2010. - №3-4, - С.74-82.
22. Решетникова Т.П. Методы оценки конкурентоспособности предприятия //Вестник Нижегородського ун-та. - 2010. - №9. - С.166-173.
23. Скударь Г.М. Обеспечение конкурентоспособности машиностроительной продукции: проблемы и решения //ЭКО. - 2010 - №1. -С.101-113..
24. Шакум М. О стратегии посткризисного развития российской экономики в 21 веке// Вопросы экономики. 2010.№9. .
25. Щиборщ К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона //Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. - №5. – С.92-111.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Характеристики строительного рынка, соответствующие конкурентным силам
Конкурентные силы | Анализируемые характеристики строительного рынка |
Конкуренция среди существующих продавцов | |
Количество и сила фирм, конкурирующих на рынке | Распределение сил участников строительного рынка, наличие и количество фирм, существенно опережающих подавляющее большинство компаний. |
Стратегии участников рынка | Продуктовые, ценовые, распределительные, стратегии, их агрессивность или пассивность. |
Барьеры входа на рынок | Начальные инвестиции в организацию строительного бизнеса, условия подрядных торгов. |
Барьеры выхода с рынка | Ликвидность активов компании, обязательства перед инвесторами и дольщиками. |
Динамика платежеспособного спроса | Эластичность спроса на строительную продукцию, формы финансирования строительства со стороны инвесторов. |
Характеристики продукта | Стандартизация/дифференциация продукции. |
Лояльность потребителей | Возможность смены потребителями подрядчика, издержки, связанные с завоеванием потребителей. |
Привлекательность рынка | Перспективы роста рынка, динамика спроса на строительную продукцию. |
Смежные рынки | Уровень конкуренции на смежных рынках, возможность диверсификации участников рынка |
Конкуренция со стороны товаров-заменителей | |
Качество | Возможности дифференциации продукта. |
Цена | Цены товаров-заменителей, возможности снижения издержек, связанных с производством товаров-заменителей. |
Угроза со стороны потенциальных конкурентов
| |
Проникновение на рынок | Объем первоначальных инвестиций, необходимых для проникновения на рынок, правовые ограничения по отношению к новым фирмам. |
Отраслевые преимущества | Наличие преимуществ у участников строительного рынка по отношению к вновь входящим , сложность овладения этими преимуществами. |
Сбытовая сеть | Вид и структура посредников, их количество, размеры, сила и доступность для подрядчиков, осваивающих рынок. |
Позиции поставщиков | |
Структура поставщиков | Количество, размеры, мощности поставщиков, доля крупных поставщиков (или монополистов) в их общем объеме. |
Значимость покупателей | Важность существующих строительных фирм-клиентов для поставщика. |
Влияние со стороны покупателей | |
Структура покупателей | Соотношение корпоративных и индивидуальных заказчиков, инвесторов и дольщиков. |
Значимость товара Для покупателей | Необходимость приобретения именно данной продукции, степень ее стандартизации. |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Развёрнутая форма SWOT-анализа
| Список сильных сторон: 1. … 2. … 3. … | Список слабых сторон: 1. … 2. … 3. … |
Список возможностей: 1. … 2. … 3. … | - Каким образом можно использовать сильную сторону для развития бизнеса благодаря использованию возможности? - Каким образом можно использовать возможность рынка для усиления сильной стороны? | Каким образом можно использовать возможности внешней среды для снижения негативного влияния слабых сторон на развитие предприятия? |
Список угроз: 1. … 2. … 3. … | Каким образом можно использовать сильную сторону для снижения негативного влияния проявления угроз на развитие предприятия? | (Не заполняется) |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Основные технико-экономические показатели за 2008-2010 г.г.
Наименование показателя | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||||||
план | факт | % | план
| факт | % | план
| факт | % | |
Объем строительно-монтажных работ (тыс. руб.) | 112920 | 139657 | 123,7 | 143500 | 143552 | 100,1 | 171200 | 171350 | 100,2 |
Объем строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами (тыс. руб.) | 111907 | 138278 | 123,5 | 142102 | 141935 | 99,6 | 168885 | 168494 | 99,4 |
Объем строительно-монтажных работ, выполненных субподрядными организациями (тыс. руб.) | 1012 | 1379 | 136,1 | 1398 | 1617 | 115,7 | 2315 | 2856 | 123,4 |
Среднесписочная численность (чел.)* | 89 | 80 | 88,7 | 91 | 83 | 91,2 | 95 | 85 | 89,5 |
- руководители | 12 | 11 | 91,7 | 13 | 12 | 92,3 | 13 | 12 | 92,3 |
- служащие | 9 | 8 | 88,9 | 10 | 8 | 80 | 11 | 9 | 81,8 |
- квалиф. рабочие | 58 | 54 | 93,1 | 58 | 55 | 94,8 | 57 | 61 | 93,4 |
- разнорабочие | 10 | 7 | 70 | 10 | 8 | 80 | 10 | 7 | 70 |
Фонд оплаты труда (тыс. руб.) | 21974,4 | 21674,4 | 98,63 | 33830,1 | 32490,3 | 96,04 | 41190 | 35749 | 86,79 |
Среднемесячная зар. плата (руб.) |
| 37180 |
|
| 42100 |
|
| 44200 |
|
Среднегодовая стоимость основных фондов (тыс. руб.) |
| 64509 |
|
| 85362,8 |
|
| 100461,5 |
|
- основные |
| 12742,3 |
|
| 18072,4 |
|
| 16427,9 |
|
- оборотные |
| 51766,7 |
|
| 67290,4 |
|
| 84033,6 |
|
Фондоотдача (тыс. руб.) |
| 11 |
|
| 7,9 |
|
| 10,4 |
|
Оборачиваемость оборотных средств (дни) |
| 87 |
|
| 90 |
|
| 94,5 |
|
Себестоимость (тыс. руб.) |
| 127782 |
|
| 129674 |
|
| 155151 |
|
Чистая прибыль (тыс. руб.) |
| 11 875 |
|
| 13 878 |
|
| 16 199 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Анализ себестоимости 1 кв.метра жилья, переданного в эксплуатацию
Наименование | 2008 год | 2009 год | 2010 год | Абс.откл., тыс. руб. | Относит. откл., % |
Себестоимость строительно-монтажных работ выполненных своими силами, тыс. руб. | 124420 | 127890 | 152656 | 24766,00 | 119,37 |
Себестоимость строительно-монтажных работ выполненных силами сторонних организаций, тыс. руб. | 1379 | 1617 | 2856 | 1239,00 | 176,62 |
Количество кв.метров жилья сданного в эксплуатацию, кв.м. | 4478 | 4590 | 5470 | 880,00 | 119,17 |
Себестоимость 1 кв.м. жилья сданного в эксплуатацию, тыс. руб. | 28,093 | 28,215 | 28,430 | 0,215 | 100,76 |
Себестоимость 1 кв.м. жилья выполненного своими силами, тыс. руб. | 27,785 | 27,863 | 27,908 | 0,045 | 100,16 |
Себестоимость 1 кв.м. жилья выполненного сторонними организациями тыс. руб. | 0,308 | 0,352 | 0,522 | 0,170 | 148,21 |
Прибыль, тыс. руб. | 11875 | 13878 | 16199 | 2321 | 116,72 |
Прибыль на 1 кв.м. жилья сданного в эксплуатацию, кв.м. | 2,652 | 3,024 | 2,961 | -0,062 | 97,95 |