Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение стратегического управления и конкурентоспособности организации на примере строительной компании ЗАО «Сургутремстроймонтаж»
Реализации поставленной цели потребовала решения ряда задач, важнейшими из которых стали следующие:
1) Изучение теоретических основ стратегического управления конкурентоспособностью предприятия в строительной отрасли;
2) Проведение анализа конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж»;
3) Разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ………………………………………5
1.1 Основные принципы управления конкурентоспособностью в строительстве………………………5
1.2 Методики анализа конкурентоспособности предприятия в строительстве…………………………………………………14
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «СУРГУТРЕМСТРОЙМОНТАЖ»…...23
2.1 Анализ конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж»… 23
2.2 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж»……………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…… 43
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 45
Произведем оценку предприятий (табл.4).
Таблица 4 - Информационный массив
Критерии | Весовой коэффициент | «Сургутремстроймонтаж» | «Запсибинтерстрой» | «ЛЭК» | «Северстрой» | «Сургутинтерстрой» | «Запсибпроектстрой» |
Цена | 0,3 | 3 | 4 | 6 | 5 | 2 | 1 |
Продолжительность строительства (в переводе 1 м2) | 0,2 | 5 | 4 | 6 | 3 | 6 | 3 |
Качество объекта, квартиры (по пятибалльной шкале) | 0,5 | 4 | 2 | 3 | 6 | 2 | 5 |
Условия платежей (кредит, рассрочка) | 0,1 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Репутация организации (по данным СМИ) | 0,2 | 6 | 4 | 3 | 4 | 5 | 2 |
Рентабельность предприятия | 0,3 | 5 | 4 | 1 | 6 | 3 | 2 |
Квалификация рабочих (в среднем по предприятию) | 0,2 | 3 | 5 | 4 | 1 | 6 | 2 |
Расчёт конкурентоспособности по качественным и количественным параметрам
1. Расчёт по качественным параметрам:
Определение единичного показателя конкурентоспособности
qi = Σa*Б
где qj, qj – единичные показатели конкурентоспособности i и j – предприятия по качественным параметрам; ai – весовой коэффициент i-го параметра, Бi – балл по i-му параметру.
«Сургутремстроймонтаж»
qi = 3*0,3+5*0,2+4*0,5+6*0,1+6*0,2+
«Запсибинтерстрой»
qi = 4*0,3+4*0,2+2*0,5+6*0,1+4*0,2+
«ЛЭК»
qi = 6*0,3+6*0,2+3*0,5+6*0,1+3*0,2+
«Северстрой»
qi = 5*0,3+3*0,2+6*0,5+6*0,1+4*0,2+
«Сургутинтерстрой»
qi = 3*0,3+6*0,2+2*0,5+6*0,1+5*0,2+
«Запсибпроектстрой»
qi = 2*0,3+3*0,2+5*0,5+6*0,1+2*0,2+
Расчет конкурентоспособности по количественным параметрам:
Qij = Рi / Pj
где Qij- единичный показатель конкурентоспособности предприятия по количественным параметрам; Рi Pj - сравниваемые количественные показатели деятельности i и j - предприятия.
Рассмотрим соотношение качественных параметров у двух сильнейших предприятий:
Qij = 7,8 / 8,5 = 0,92
Полученные данные свидетельствуют о том, что ЗАО «Сургутремстроймонтаж» занимает второе место по уровню конкурентоспособности, незначительно отстав от ООО «Северстрой». Остальные предприятия, так же имеют высокие результаты, что напрямую свидетельствует об острой конкурентной борьбе на строительном рынке, эти данные также подтверждаются тем, что эти конкуренты имеют одинаковую рыночную долю. Кроме того, каждый из конкурентов не планирует останавливается на достигнутом, а стремится расширить сферу своего влияния и увеличить количество покупателей, поэтому конкуренция в данном сегменте рынка будет только расти.
Для выработки стратегии дальнейшего поведения компании проведем SWOT – анализ.
SWOT-анализ позволит выявить и структурировать сильные и слабые стороны компании, а также потенциальные возможности и угрозы [12;с.132-133].
На основе данного анализа будут выработаны стратегии дальнейшего поведения для преодоления опасностей и усиления сильных сторон компании (табл.5).
Таблица 5 - SWOT-анализ ЗАО «Сургутремстроймонтаж»
| Сильные стороны компании Широкий ассортимент и высокое качество предоставляемых услуг; Собственная система кредитования; Обширные технические возможности | Слабые стороны компании Недостаточное финансирование маркетинговых программ; Небольшое количество представительств, при широких географических возможностях. |
Возможности рынка Наличие пространства для расширения; Рост целевой аудитории; Тенденция роста все большего числа людей, предпочитающих участвовать в кредитных программах. | Следование выбранной стратегии и удержание конкурентных преимуществ. Необходимо постоянно удовлетворять возникающие потребности клиентов. | Увеличение затрат маркетинга, особенно, что касается новых кредитных программ; Увеличение з/платы работников, премирование по итогам работы и т.д. |
Опасности рынка Растущая конкуренция в данной сфере; Появление на рынке конкурентов, предлагающих более выгодные условия приобретения недвижимости (отсрочки, индивидуальное проектирование и т.д.) | Расширение комплекса предоставляемых услуг, т.е. предложение недвижимости фирм-партнеров в центральных регионах России; Введение новых конкурентных преимуществ и поддержание старых. | Снижение интереса населения к ипотечным программам; Стабилизация цен на рынке недвижимости при растущих ценах на расходные материалы. |
Учитывая данные SWOT-анализа можно сделать вывод, что увеличение финансирования маркетинговых программ позволит совершенствовать управление в таких направлениях как:
Анализ потенциальных клиентов;
Анализ конкуренции;
Разработка новых услуг;
Анализ продвижения услуг;
Ценообразование;
Прогнозирование;
Позиционирование
Таким образом, проведенный анализ конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж» позволил сделать вывод, что на Сургутском рынке недвижимости нет явно выраженного рыночного лидера – вследствие этого все конкуренты представляют собой рыночных претендентов в той или иной степени, опережая или отставая друг от друга.
На основании этого, можно сделать заключение, что конкуренция на этом рынке довольна острая. Появление на этом рынке новых конкурентов может вызвать изменение в сложившейся ситуации на рынке, но только если его появление будет правильно продуманным и реализованным.
Проведем анализ рыночных долей предприятий конкурентов на строительном рынке города Сургута, для этого определим какую долю в общем объеме строительства жилых домов занимают предприятия (таблица 6)
Таблица 6 - Анализ рыночных долей предприятий конкурентов на строительном рынке города Сургута
Наименование предприятия | 2008 год | 2009 год | 2010 год | |||
кв.м | доля рынка, % | кв.м | доля рынка, % | кв.м | доля рынка, % | |
ЗАО "Сургутремстроймонтаж" | 4478 | 2,65 | 4590 | 2,62 | 5470 | 2,91 |
ООО "Запсибинтерстрой" | 32110 | 19,00 | 31858 | 18,20 | 32952 | 17,53 |
Строительная компания "ЛЭК" | 29866 | 17,67 | 29920 | 17,10 | 32122 | 17,09 |
ООО "Северстрой" | 35214 | 20,84 | 35652 | 20,37 | 37212 | 19,79 |
ООО "Сургутинтерстрой" | 12000 | 7,10 | 12100 | 6,91 | 13900 | 7,39 |
ООО "Запсибпроектстрой" | 45988 | 27,21 | 46522 | 26,58 | 48520 | 25,81 |
Другие строительные фирмы | 9344 | 5,53 | 14358 | 8,20 | 17824 | 9,48 |
Итого | 169000 | 100,00 | 175000 | 100,00 | 188000 | 100,00 |
По результатам проведенного анализа рыночных долей предприятий-конкурентов можно сделать следующие выводы. В 2008 году наибольшая доля рынка в размере 27,21% принадлежит предприятию ООО "Запсибпроектстрой". В 2009 и 20910 годах предприятие также занимает самую значительную рыночную долю, однако она снижается к уровню 2008 года до 26,58% и 25,51% соответственно.
В графическом виде рыночные доли предприятий-конкурентов представлены на рисунке 4
Рисунок 4 - Рыночные доли предприятий-конкурентов в 2008-2010 гг., %
Значительные рыночные доли в динамике 2008-2010 годов занимают также предприятия:
ООО "Запсибинтерстрой" – 19%, 18,20%, 17,53% соответственно;
Строительная компания "ЛЭК" – 17,67%, 17,10%, 17,09% соответственно;
ООО "Северстрой" – 20,84%, 20,37%, 19,79% соответственно;
Следует отметить, что рыночные доли данных компаний, как и лидера рынка ООО "Запсибпроектстрой" в динамике 2008-2010 годов снижаются, это прежде всего связано с выходом на рынок жилого строительства новых строительных компаний-конкурентов, что напрямую подтверждается ростом рыночной доли других строительных фирм с 5,53% в 2008 году до 9,48% в 2010 году.
Динамика рыночных долей ООО "Сургутинтерстрой" не имеет четко выраженной тенденции ни к росту ни снижению, так в 2008 году доля предприятия на рынке составляла 7,10%, в 2009 году снизилась до 6,91%, а в 2010 году увеличилась до 7,39%.
Что касается исследуемого предприятия ЗАО "Сургутремстроймонтаж", то объемы строительства жилых домов являются самими низкими по сравнению с конкурентами. Так рыночная доля предприятия в 2008 году составляет 2,65%, то в 2009 году снижается до 2,62%, в 2010 году увеличивается до 2,91%.
Предприятию необходимо наращивать производственные мощности и увеличивать объемы строительства жилья, для этого необходимо разрабатывать мероприятия направленные на повышение конкурентоспособности предприятия.
2.2 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ЗАО «Сургутремстроймонтаж»
Немаловажную роль в повышение конкурентоспособности предприятия строительного комплекса играют средства маркетинга.
Управление маркетингом ЗАО «Сургутремстроймонтаж» осуществляет отдел маркетинга. В его состав входят два менеджера и руководитель отдела Структура отдела по существу еще не сложилась. Он занимается планированием и осуществлением сбыта, разработкой наиболее эффективной сбытовой политики, важным составным элементом которой является ценовая стратегия, включающая методы и формы расчетов с потребителями, условия платежей, разрабатывает меры по совершенствованию управления и организации производства.
Основными целями деятельности ЗАО «Сургутремстроймонтаж» в области маркетинга являются:
завоевание доверия у покупателей,
занятие лидирующего положения на рынке строительства и ремонта недвижимости;
оказание дополнительных услуг населению;
расширение границ деятельности.
Для повышения конкурентоспособности предприятия ЗАО «Сургутремстроймонтаж» можно предложить следующие меры:
проведение маркетинговых промо-акций направленных на повышение эффективности продаж;
индивидуальное сотрудничество с ипотечными и жилищными банками города Сургута;
индивидуальное сотрудничество с агентствами недвижимости города Сургута по реализации квартир;
Рассмотрим подробнее каждое из маркетинговых мероприятий.
А) Проведение маркетинговых промо-акций направленных на повышение эффективности продаж.
Средства маркетинга направленные на повышение эффективности продаж в рамках промо-акций для ЗАО «Сургутремстроймонтаж» будут включать следующие акции (приложение Д). При разработке мероприятий следует также учитывать уровень предполагаемых затрат на их проведение (приложение Е). Таким образом общие затраты на реализацию данных мероприятий составят 3238,8 тыс. рублей.
Б) Индивидуальное сотрудничество с ипотечными и жилищными банками города Сургута. В рамках комплекса маркетинга необходимо заключить договоры с крупнейшими банками на индивидуальные условия кредитования при покупке квартир ЗАО «Сургутремстроймонтаж». Такими банками в настоящее время на рынке города Сургута являются: ВТБ 24 и Сбербанк России.
Рассмотрим условия по индивидуальному договору с ВТБ 24 (таблица 7)
Таблица 7 - Сравнение базовых условий кредитования ВТБ 24 и индивидуальных условий кредитования для покупателей ЗАО «Сургутремстроймонтаж»
Размер первоначального взноса, % | Стандартные условия | По соглашению с ЗАО «Сургутремстроймонтаж» | ||||||
до 7 лет | до 15 лет | до 25 лет | до 50 лет | до 7 лет | до 15 лет | до 25 лет | до 50 лет | |
Более 60 | 10,00 | 12,25 | 12,55 | 12,85 | 8,50 | 9,55 | 9,75 | 10,00 |
Менее 60, но более 40 (включительно) | 12,95 | 13,25 | 13,55 | 13,85 | 10,25 | 10,75 | 11,05 | 11,55 |
Менее 40, но более 20 (включительно) | 13,35 | 13,75 | 14,05 | 14,35 | 11,05 | 11,35 | 11,75 | 12,00 |