Сущность, особенности и цели управления. Эволюция управленческой мысли. Содержание понятия управления. Эволюция теории управления. Разви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:32, реферат

Описание

Объект изучения – это управляемая подсистема, воспринимающая управляющее воздействие со стороны органов управления и действующая в соответствии с полученной командой.

Субъект управления – это управляющая подсистема, выступающая источником воздействия на объект управления.

Работа состоит из  1 файл

Основы Управления.docx

— 88.00 Кб (Скачать документ)

Семенов Владимир Дмитриевич

Кафедра на Комсомольской. 50 каб. на 5 этаже.

Миханский, Наумов, «основы управления», «управление».

Альбрехт, Хидаури «основы менеджмента».

Сущность, особенности и цели управления. Эволюция управленческой мысли.

Содержание понятия управления. Эволюция теории управления. Развитие управления в России.

У – управление.

О – объект.

S – субъект.

 

Управление  – это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды (общество живо или неживой природы, техники).

 

Предмет управления – это все общие  принципы, методы, формы управления пригодные для любой человеческой организации.

 

Объект  изучения – это управляемая подсистема, воспринимающая управляющее воздействие  со стороны органов управления и  действующая в соответствии с  полученной командой.

 

Субъект управления – это управляющая  подсистема, выступающая источником воздействия на объект управления.

 

Продукт управления – это управленческое решение.

 

Управление  можно представить как процесс (совокупность функций, операций и процедур воздействия субъекта управления на объект управления, осуществляющаяся в рамках организационной структуры управления).

Элементы  процесса управления:

1) Управленческая деятельность.

2) Предмет управления (информация).

3) Средства управления.

4) Управленческое решение.

И как систему управления (совокупность действий необходимых для согласования совместной деятельности людей, а также  совокупность определенных элементов, осуществляющих управление и связей между ними).

Элементы  системы управления:

1) Управляющая подсистема.

2) Управляемая подсистема.

3) Связи (коммуникации) между ними.

 

Технология  управления – это совокупность операций, процессов и процедур управленческой деятельности, последовательно выполняемых руководителем для достижения поставленной цели.

 

Основная  цель управления – это достижение высокой эффективности деятельности производства путем лучшего использования  ресурсного потенциала организации (материальные, человеческие, финансовые и т.д.)

Задача  управления – это организация  деятельности с учетом потребностей общества на основе имеющихся ресурсов.

 

Впервые, литература по управлению появилась  в трудах Конфуция, а затем и  Макиавелли.

Основные  школы научного управления:

1) Классическая школа управления. Временные рамки: Конец 19 века  – середина 20 века. Основное направление  – это поиск путей хорошего  выполнения работы каждым сотрудником  на основе разработки научных  принципов управления, рационализации  выполнения работ и разделения  труда.

2 основных направления в классической школе управления: 1) Научно-управленческий подход (научная организация труда). Представители: Ф. Тейлор и супруги Гилберт. 2) Административно управленческий подход. Представители: Анри Фай Ой, М. Вебер.

Считалось, что если выработать четкие принципы организации и подобрать правильных работников, то организация будет  работать эффективно и главное, если эти принципы будут соблюдаться  человеком, то он будет талантливым  управляющим. Вебер исследовал бюрократию как систему рационального управления.

2) Школа человеческих отношений. Временные рамки: 1930-ые годы – настоящее время.

В этой школе выделяется 4 основных направления: 1) Школа человеческих отношений  и хаттонский (по месту расположения) эксперимент. Суть данного эксперимента была в том, чтобы определить воздействие на сотрудников внешние и внутренние условия. Представители: Мейо Михаил, Фаллетт, Барнард. 2) Групповая динамика и индустриальные отношения. Рамки: 1940-1950 годы. Представители: Куртлевин, Марена Жако. Суть: разработка вопросов лидерства и вопросов исследования малых групп. 3) Организационный гуманизм. Рамки: 1960-1970 годы. Представители: Бак, Маслоу, Макгрегор, Френч, Герцберг. Суть: Основное внимание было уделено вопросам мотивации. 4) Индивидуализм и системная взаимосвязь. Рамки: 1980 - настоящее время. Представители: Кохан, Рейчь, Тунг, Шулер. Суть: Поиск новых подходов управления персоналом в условиях глобализации и усиления международного сотрудничества. Применение количественных объектов исследования и развитие информационных технологий в области управления.

3) Школа науки управления.

Направления: 1) Количественный подход. В основе применения методов количественных исследований, моделирования и вычислительной техники. Представители: Виннер, Бир и Акофф. 2) Процессный подход. Рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Представители: Вейк, Урвик и Нонака. 3) Системный подход. В основе этого направления разработка вопросов взаимодействия и взаимозависимости всех компонентов организации. Разработчики: П. Друкер, Эмели, Боулдинг. 4) Ситуационный подход. Выявление и учет ситуационных переменных. Предствители: Ансофф, Морита.

Развитие управления в России.

Основные  периоды:

1) 17 век – 1917 год. Реформы Петра.  Екатерина II. Александр I, Александр II.

2) 20-ые – 50-ые годы 20 века. 1) Организационно-техническое управление – концепция организационного управления автор Богдан. Концепция физиологического оптимума. Автор Ерманский. Суть: У каждого руководителя должно быть определенное количество подчиненных. Концепция трудовых установок Иркутской базы. Автор Гастиев. Суть: Должны быть определенные стандарты выполнения работы. Труд каждого работника должен включать в себя разнообразные элементы, которые поддаются стандартизации (количественному выражению). Концепция производственная трактовка. Автор Розмирович. Суть: управление есть процесс чисто технический, поэтому его можно рационализировать и механизировать. Роль человека при этом снижается. 1) Социальные концепции управления: Концепция организационной деятельности. Автор Керженцев. Суть: В работе по руководству различных организаций есть общие черты, поэтому необходимо обмен и формулировка на этой основе общих принципов управления. Социально-трудовая концепция управления производство. Автор Витке. Суть: Управление состоит в целесообразном сочетании воль, множества идеи. Главная задача руководителя создание благоприятной ситуации. Концепция административной емкости. Автор Дунаевский. Определенной ситуации.

3) 60-ые 20 века – настоящее время. Реформы управления 79 года. Усиление социально-экономического воздействия (86). Переход к рыночным отношениям.

Методологические основы управления. Сущность и типология организаций. Организационные структуры управления.

Основные  законы управления. Отношение между  явлениями, выражающие наиболее важные внутренние черты, особенности того или иного процесса.

I группа законов:

1) Общие законы управления. К этим  законам относится закон специализации  управления, интеграции, экономия времени.

2) Всеобщие универсальные законы. Законы приемлемые не только  для управления. Допустим, закон  конкуренции.

3) Специфические или частные законы. Законы мотивации, организации.

Изучение  взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными процессами и явлениями.

Соотносительность  и адекватность. Управляющий и  управляемый подсистемой.

Принципы (основополагающие правила, в соответствии с которым осуществляется регулирование) управления:

1) Законность. Всякое управление строится  на нормативно-правовых актов.

2) Управленческое воздействие должно  быть гуманным.

3) Единоначалие.

4) Единство теории и практики.

5) Принцип непрерывности.

Каждый  руководитель должен принимать полномочия в рамках своих полномочий.

6) Сочетания единоначалия и коллегиальности. Организация есть функция управления.

Группа  лиц взаимодействует с помощью  материальных правовых, экономических  и иных условий ради достижения поставленных целей.

Признаки  организации:

1) Внутренний центр.

2) Обособленность.

3) Организационная культура.

4) Цели.

Причины возникновения организаций:

1) Ограниченность возможностей человека.

2) Общая причина.

3) Частная причина.

4) Требования. Наличие двух или  более человек, каждый из которых  считает себя частью группы.

Единство  цели участников группы.  Совместная работа.

Поставщики, потребители. Финансовой организации, источников организаций. Социально культурные, политические, национальные факторы. Внутренняя среда организации.

Типология организаций: Основным критерием заката той или иной организации является её отношение с чем-то.

1) Отношение организаций с внешней  средой. В соответствии с этим  критерием выделяют механистические  организации (жесткие) и органические  организации (быстроадаптируемые).

2) Взаимодействие организаций с  её структурными подсистемами. Выделяют  организации: Традиционные, матричные,  дивизиональные (организация, во  главу деятельности ставится  конкретный продукт).

3) Взаимодействия с человеком. Выделяют: Корпоративная организация (четкие  права, доступ закрыт, вертикаль  управления) и индивидуалистская  организация (открытая).

4) Партисимпативные (в основе таких организаций лежит участие всех сотрудников в принятии решения), многомерные организации.

Виды  организаций:

Критерии  классификации видов организаций:

1) Форма собственности: Частные,  государственные, муниципальные  и т.д.

2) Формализация: Формальные и неформальные.

3) Организационные: Коммерческие и  некоммерческие.

4) Размер организации: Крупные,  мелкие, средние.

5) Методы работы и приспособляемость  к изменениям внешней и внутренней  среды: Адаптивные и механистические.

Основная  общая.

Цели  организации:

Критерии:

1) По Временной интервал, необходимый  для реализации цели. Выделяют стратегические цели (перспективные, реализация которых займет 5 или более лет), оперативные (3-5 лет), тактические, краткосрочные, сиюминутные (ближайшие).

2) Уровень обоснования. По этому  критерию выделяют научно-обоснованные  цели и эмпирические цели.

3) Степень определенности. Выделяют: планируемые и прогнозируемые. Комплексные  и частные.

4) Направленность цели: Траекторные  цели (общая динамика цели) и точечные  цели (цели имеют конкретные направленность).

 

Требования  к целям организаций:

1) Гибкость.

2) Достижимость.

3) Комплексность.

4) Конкретность.

5) Приемлемость.

6) Согласованность.

7) Своевременность.

Управление как деятельность по выработке и принятию решения. Природа  и состав функций управления.

Сущность и содержание процесса принятия управленческих решений. Технология разработки и принятия управленческого  решения. Функции управления.

Зарождение  теории управления связано с началом  Второй Мировой Войны.

 

Управленческое  решение – это действие субъекта управления по разрешению проблемы ситуации.

 

Отличие управленческого решения от решения  в том, что просто решение не есть управление.

 

Роль  управленческого решения заключается  в том, что он присутствует при  осуществлении всех функций управления. Управленческое решение пронизывает все функции. Место управленческого решение в деятельности руководителя определяется тем, что именно с решения начинается сам процесс управления.

Значение  управленческого решения в деятельности руководителя состоит в том, что  он является сутью управленческой деятельности.

Требования  к управленческим решениям:

1) Ясная целевая направленность.

2) Обоснованность. Значит, что тот  вариант решения, который принимается,  должен быть обоснован.

3) Адресность.

4) Непротиворечивость. Принятое управленческое  решение не должно противоречить  другим принятым ранее решениям  и решениям, которые будут приняты  потом.

5) Правомочность.

6) Эффективность. Каждое принимаемое  управленческое решение должно  быть наилучшим из различных  вариантов, которые существуют.

7) Конкретность. Каждое управленческое  решение должно быть конкретным и отвечать на 3 вопроса.

8) Своевременность.

9) Полнота, краткость и четкость.

 

Особенности принятия решения:

1) Большинство проблемных ситуаций, с которыми столкнулись организации,  ранее мета не имели.

2) Выбор вариантов решений происходит, как правило, в условиях риска  и неопределенности. Это означает, что ситуация бывает настолько  сложная и непонятная, что придется  рисковать.

3) Жесткое ограничение во времени.  Дефицит практически всех видов  ресурсов. Временной фактор становится  преобладающим.

4) Необходимость поиска компромиссов.

 

Классификация управленческих решений.

Существует  множество критериев, по которым  можно классифицировать управленческие решения.

Критерии:

I) Объектно-субъектные отношения:

   1) Решение, принимаемое на уровне  государства.

   2) Решение, принимаемое на уровне  субъекта федерации.

   3) Решения, принимаемые муниципальными  органами.

   4) Решения, принимаемые на уровне  организации.

   5) Решения на уровне структурного  подразделения организаций.

II) Содержание решений:

   1) Экономические.

   2) Политические.

   3) Кадровые.

   4) Организационное и т.п.

III) Форма решений:

   1) Письменные.

   2) Устные.

   3) Кодированные.

IV) Время действий:

   1) Стратегические.

   2) Среднесрочные.

   3) Краткосрочные.

   4) Разовые.

V) Способы принятия решений:

   1) Интуитивные.

   2) Адаптационные.

   3) Инновационные.

VI) Юридическое оформление:

   1) Закон

   2) Указ

   3) Постановление

   4) Приказ и т.п.

VII) Методам разработки:

   1) Формальные.

   2) Неформальные.

   3) Экспертные.

 

Проблема  – это задача или трудность, которую  необходимо преодолеть или разрешить  в интересах деятельности организаций.

Структура проблемы:

1) Объект проблемы. Где возникает  проблем?

2) Предмет проблемы. Что необходимо  разрешить?

3) Связи проблемы.

4) Субъект проблемы. Кто связан  с этой проблемой?

5) Цель решения проблемы.

Информация о работе Сущность, особенности и цели управления. Эволюция управленческой мысли. Содержание понятия управления. Эволюция теории управления. Разви