Сущность, особенности и цели управления. Эволюция управленческой мысли. Содержание понятия управления. Эволюция теории управления. Разви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:32, реферат

Описание

Объект изучения – это управляемая подсистема, воспринимающая управляющее воздействие со стороны органов управления и действующая в соответствии с полученной командой.

Субъект управления – это управляющая подсистема, выступающая источником воздействия на объект управления.

Работа состоит из  1 файл

Основы Управления.docx

— 88.00 Кб (Скачать документ)

 

Типы  проблем:

1) Хорошоструктурированные. Зависимость  между элементами можно выразить  символами или определенными  числовыми значениями.

2) Слабоструктурированные проблемы. Проблемы, зависимость между элементами  которых выражается в качественных  показателях.

3) Неструктурированные проблемы. Проблемы, которые содержат лишь описания ресурсов. Наиболее многочисленные.

 

Источники проблемы:

1) Внутренняя среда организации.

2) Внешняя среда проблемы.

3) Ситуация взаимодействия внутренней  и внешней среды.

 

Описание  проблемы включает в себя

1) Что, когда, почему произошло?

2) Где произошло?

3) Информационная обеспеченность. Структурированность  проблемы.

4) Последствия развития проблемы.

5) Показатели описания проблемной  ситуации.

 

Технологии  разработки и принятия управленческого  решения – это состав и последовательность процедур, приводящих к решению возникшей проблемы.

 

Информация  – совокупность знаний, сведений, сообщений, характеризующие среду управления, в которой действует организация.

Требования  к информации:

1) Ценность информации. Способ и  скорость её передачи. Своевременность.  Достоверность. Надежность. Объем  информации. Полнота информации.

Ленин про манифест Карла Маркса: «Эта тоненькая книжечка стоит сотни  томов»

2) Затраты на получение информации, её передача и обработка в  месте приема.

3) Целевое назначение.

4) Не избыточность информации.

 

Методы  разработки управленческого решения:

I) Эвристические (неформальные) – это методы, в основе которых лежат приемы мыслительной деятельности, опирающиеся на определенный алгоритм.

   1) Ненаправленные методы (аналогия, инверсия, эмватия, идеализация).

   2) Направленные методы (мозговая  атака, метод ассоциаций, метод  библиотека эвристических приемов).

II) Формальные методы – это принятие решений на основе логической схемы открытой системы.

   1) Метод транжирования и взвешивания.

   2) Метод экстраполяции.

   3) Метод моделирования.

   4) Аналитический метод.

III) Экспертные методы:

   1) Метод комиссий.

   2) Метод мозгового штурма.

   3) Метод сценариев.

   4) Метод суда.

Выбор вариантов решения:

Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, сравнение определением в процессе его выбора.

 

Этапы процесса принятия решения:

1) Анализ проблемы.

2) Определение цели решения и  установление критериев её достижения.

3) Выработка альтернативных вариантов.

4) Принятие или выбор окончательного  варианта решения.

5) Реализация решения и её контроль.

 

Модели (копия или аналог, включающая в  себя набор определенных элементов, исследуемых в процессе решения) разработки управленческих решений:

Классификация моделей:

I) Целевое назначение. Выделяют: Описательные (существуют) модели и нормативные (не существуют).

II) Зависимость объекта моделирования от времени. Выделяют: Статические модели (отражают состояние реального объекта, которое не меняется) и динамические модели.

III) Принцип моделирования. По этому критерию выделяют: аналитические модели и имитационные.

IV) Метод моделирования. Выделяют: материальные физические) и аналоговые модели.

 

Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый специальными приемами и способами.

Классификация:

I) Управляемый объект: 1) Функции организации. 2) Конкретного работника. 3) Структурного подразделения.

II) Род деятельности: 1) Организации. 2) Социальные. 3) Экономические.

III) Временной цикл: 1) Постоянно-выполняемые. 2) Периодически-выполняемые.

IV) Содержание деятельности: 1) Финансовые. 2) Производственные и т.д.

V) Масштабность функции: 1) Основные (общие). 2) Конкретные (частные).

 

Основные  функции:

1) Планирование или целеполагание.

2) Организация. Формирование структуры  организации и обеспечение её  всеми необходимыми ресурсами.

3) Мотивация. Создание у сотрудников  внутренних побуждений к действиям.

4) Координация. Достижение согласованности  в работе всех структурных подразделений организации путем установления рациональных связей между ними.

5) Контроль. Количественный и качественный учет и оценка результатов работы.

 

Конкретные  функции – это узкоспециализированные виды управленческой деятельности по управлению конкретными объектами.

Выделяют:

1) Управление персоналом.

2) Управление финансами.

3) Управление производством.

4) Маркетинг. 

5) Управление НИОКР.

Каждая  конкретная функция управления является комплексной и включает в себя все базовые.

Человеческий фактор в управлении.

Взаимодействие человека и организации. Вхождение человека в организацию. Критериальная основа поведения  человека в организации. Взаимодействие человека и группы.

Генри Форд говорил «отберите у меня все мои заводы и машины, но оставьте моих людей и через 5 лет я буду таким же богатым».

 

Поведение человека в организации может  быть представлено с двух позиций:

1) Взаимодействие человека с организационном окружении. В этом случае человек является главным в организации и вокруг него все крутится.

2) Организация, включающая в себя  индивидов. В этом случае во  главу ставится организация, которая  соединяет в себе различных  людей.

 

Организационное окружение – это та часть организации, с которой сталкивается человек во время своей работы.

Оно включает:

1) Рабочее место сотрудника.

2) Руководство организации.

3) Коллегии по работе.

4) Организационная структура.

5) Правило поведения или внутренний  распорядок.

6) Условия работы.

7) Система оплаты и социальные  гарантии.

 

Возможность вхождения человека в организационное  окружение называется социализацией. Успех социализации зависит от 2 факторов:

1) Человек.

2) Сама организация.

В основе конфликта человека и организации  во взаимодействии человека с организационным  окружением лежат:

1) Ожидания и представления сотрудника  или индивида об организационном  окружении и его месте в  нем.

2) Ожидание организацией в отношении  индивида и его роли в ней.

 

Основные  ожидания индивида при включении  в организационное окружение:

1) Ожидания в отношении содержания, смысла и значимости работы.

2) Оригинальности и творчества  и характера работы.

3) Увлекательность и интенсивность  работы.

4) Престижность и статусность работы.

5) Заработная плата и социальная  защищенность  и других соц.  благ представляемых организацией.

6) Признание и поощрение за хорошую  работу.

7) Гарантии роста и развития.

8) Хороших отношений с коллегиями  и руководством.

 

Организация ожидает от индивида, что он проявит себя как:

1) Специалист в определенной области., обладающий соответствующими знаниями и квалификациями.

2) Человек, обладающий определенными  личностными и моральными качествами.

3) Преданный организации и готовый  отстаивать её интересы.

4) Способный занять определенное место в организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность.

5) Следующий принятым в организации нормам поведения.

6) Устанавливающий и поддерживающий хорошие отношения с коллегами.

7) Разделяющий ценности организации.

8) Готовые осуществлять полученную работу с должной отдаче и на высоком качественном уровне.

Организация перечень этих требований зависит от должности.

 

Вхождение человека в организацию.

Связано с решением трех основных проблем:

1) Адаптация человека к новому  окружению.

2) Коррекция или изменение поведение  человека.

3) Изменение и модификация самой  организации.

 

Задачи, которые должна решить организация  при вхождении в неё нового сотрудника:

1) Разрушить старые поведенческие  нормы входящего человека.

2) Привить сотруднику новые нормы  поведения.

3) Заинтересовать сотрудника в  эффективной работе.

 

Роль – это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми в определенной ситуации и отражающий социальнотипический аспект поведения.

 

Основные  функции роли?

1) Ориентирующие. Указывают на должное  поведение человека.

2) Формирующая. Суть этой функции  в том, что она формирует  определенные ожидания партнера  от поведения исполнителя.

 

Ясность роли предполагает, что человеку её исполняющему известно и понятно содержание роли, а также связь с целями и задачами организации и его место в деятельности организации.

 

Приемлемость  роли означает, что человек готов  выполнять эту роль исходя из того, что его действия приведут к достижению определенного результата.

Структура роли:

1) Ролевые предписания (социальные  и групповые нормы поведения,  требования конкретной профессии,  должность и т.д.).

2) Ролевые ожидания. Означает, что  окружающие вас люди, когда ожидают  от вас ту или иную роль.

3) Ролевое поведение. Исполнение  этой роли.

4) Оценка ролевого поведения.

5) Санкции, в случае неисполнения  роли.

 

Восприятие  человеком организационного окружения  складывается из двух процессов:

1) Отбор информации.

2) Систематизация информации путем  её логической обработки или  использованием чувств, эмоций и  убеждений.

 

Факторы, влияющие на восприятие человеком организационного окружения:

1) Внутренние факторы: узнаваемость сигнала, эмоциональность сигналов, последовательность восприятия сигнала.

2) Внешние факторы. Это интенсивность передаваемого сигнала, подвижность сигнала, размер, состояние окружения в котором находится человек.

 

Критериальная основа поведения человека в организации:

Существует 3 понятия: человек, личность и индивид.

 

Характеристики  индивидуальности человека. Структура  личности человека имеет несколько  сторон:

1) Индивидуально-психологическая. Отражает специфику функционирования психических процессов, свойств, состояний и образований.

2) Мировоззренческая сторона. Отражает  общественнозначимые качества и  особенности личности, позволяющие  занимать достойное место в  обществе. Мировоззренческая сторона  включает: мировоззрение личности, моральный облик личности, нравственный  облик личности.

3) Социальнопсихологическая сторона  личности. Отражает основные качества  и характеристики личности, позволяющие  ей играть определенные роли  в обществе и занимать определенное  положение среди людей. Включает  в себя: отношение к другим  людям, социальные роли личности, социальные позиции личности  и социальные установки личности.

 

Индивидуальность  человека формируется под воздействием 3 групп факторов:

1) Наследственность и физиологические  особенности.

2) Факторы, проистекающие из окружения  человека (культура, семья, принадлежность  к определенным группам, организациям).

3) Черты и особенности характера  человека, его индивидуальность.

 

Взаимодействие человека и группы.

Группа – это 2 лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким способом, что каждый из них оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.

 

Характерные особенности группы:

1) Члены группы идентифицируют  себя и свои действия с группой  в целом.

2) Взаимодействие между членами  группы носит характер непосредственного  общения.

3) Наряду с формальным распределением  ролей в группе обязательно  складывается неформальное обычно признаваемое группой.

 

Существуют 2 типа групп:

1) Формальная – это группа, созданная решением руководителя, деятельность которой определяется нормативно-правовыми документами.

Особенности формальной группы:

1) Рациональность.

2) Обезличенность. Членом этой группы может быть любой человек.

Типы  формальных групп:

1) Группы руководителей. Например, совет директоров.

2) Производственные. Например, экипаж  самолета.

3) Комитеты. Группы внутри организаций  для решения конкретных вопросов.

2) Неформальные – это спонтанно образовавшиеся группы людей, вступивших или вступающих в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

Характеристика  неформальных групп:

1) Наличие неформального лидера.

2) Жесткий социальный контроль.

3) Неформальная группа жестко следит  за действиями своих членов.

4) Тенденция к сопротивлению переменам.

Классификация неформальных групп:

1) Просоциальные группы. Группы социально  положительные

2) Асоциальные. Группы социально  нейтральные.

3) Антисоциальные группы. Группы социально  отрицательные.

Обще  в формальных и неформальных групп:

1) Иерархическая подчиненность.

2) Цели и задачи.

3) Наличие руководителей или лидеров.

4) Неписаные правила или нормы  поведения, подкрепляемые системой  поощрения и санкций.

Отличия формальных групп от неформальных:

1) Создаются по воле руководства.

2) Руководители назначаются.

3) Связи между членами группы  носят официальный характер.

Взаимодействие  человека и группы складывается под  влиянием 3 факторов:

1) Характеристика членов группы.

2) Структурные характеристики группы.

3) Ситуационные характеристики.

Информация о работе Сущность, особенности и цели управления. Эволюция управленческой мысли. Содержание понятия управления. Эволюция теории управления. Разви