Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:32, реферат
Объект изучения – это управляемая подсистема, воспринимающая управляющее воздействие со стороны органов управления и действующая в соответствии с полученной командой.
Субъект управления – это управляющая подсистема, выступающая источником воздействия на объект управления.
Типы проблем:
1)
Хорошоструктурированные.
2)
Слабоструктурированные
3) Неструктурированные проблемы. Проблемы, которые содержат лишь описания ресурсов. Наиболее многочисленные.
Источники проблемы:
1) Внутренняя среда организации.
2) Внешняя среда проблемы.
3)
Ситуация взаимодействия
Описание проблемы включает в себя
1) Что, когда, почему произошло?
2) Где произошло?
3) Информационная обеспеченность. Структурированность проблемы.
4) Последствия развития проблемы.
5)
Показатели описания
Технологии разработки и принятия управленческого решения – это состав и последовательность процедур, приводящих к решению возникшей проблемы.
Информация – совокупность знаний, сведений, сообщений, характеризующие среду управления, в которой действует организация.
Требования к информации:
1) Ценность информации. Способ и скорость её передачи. Своевременность. Достоверность. Надежность. Объем информации. Полнота информации.
Ленин про манифест Карла Маркса: «Эта тоненькая книжечка стоит сотни томов»
2)
Затраты на получение
3) Целевое назначение.
4) Не избыточность информации.
Методы разработки управленческого решения:
I) Эвристические (неформальные) – это методы, в основе которых лежат приемы мыслительной деятельности, опирающиеся на определенный алгоритм.
1) Ненаправленные методы (аналогия, инверсия, эмватия, идеализация).
2) Направленные методы (мозговая
атака, метод ассоциаций, метод
библиотека эвристических
II) Формальные методы – это принятие решений на основе логической схемы открытой системы.
1) Метод транжирования и
2) Метод экстраполяции.
3) Метод моделирования.
4) Аналитический метод.
III) Экспертные методы:
1) Метод комиссий.
2) Метод мозгового штурма.
3) Метод сценариев.
4) Метод суда.
Выбор вариантов решения:
Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, сравнение определением в процессе его выбора.
Этапы процесса принятия решения:
1) Анализ проблемы.
2)
Определение цели решения и
установление критериев её
3)
Выработка альтернативных
4)
Принятие или выбор
5)
Реализация решения и её
Модели (копия или аналог, включающая в себя набор определенных элементов, исследуемых в процессе решения) разработки управленческих решений:
Классификация моделей:
I) Целевое назначение. Выделяют: Описательные (существуют) модели и нормативные (не существуют).
II) Зависимость объекта моделирования от времени. Выделяют: Статические модели (отражают состояние реального объекта, которое не меняется) и динамические модели.
III) Принцип моделирования. По этому критерию выделяют: аналитические модели и имитационные.
IV) Метод моделирования. Выделяют: материальные физические) и аналоговые модели.
Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, осуществляемый специальными приемами и способами.
Классификация:
I) Управляемый объект: 1) Функции организации. 2) Конкретного работника. 3) Структурного подразделения.
II) Род деятельности: 1) Организации. 2) Социальные. 3) Экономические.
III) Временной цикл: 1) Постоянно-выполняемые. 2) Периодически-выполняемые.
IV) Содержание деятельности: 1) Финансовые. 2) Производственные и т.д.
V) Масштабность функции: 1) Основные (общие). 2) Конкретные (частные).
Основные функции:
1)
Планирование или
2)
Организация. Формирование
3)
Мотивация. Создание у
4)
Координация. Достижение
5) Контроль. Количественный и качественный учет и оценка результатов работы.
Конкретные функции – это узкоспециализированные виды управленческой деятельности по управлению конкретными объектами.
Выделяют:
1) Управление персоналом.
2) Управление финансами.
3) Управление производством.
4) Маркетинг.
5) Управление НИОКР.
Каждая конкретная функция управления является комплексной и включает в себя все базовые.
Человеческий фактор в управлении.
Взаимодействие человека и организации. Вхождение человека в организацию. Критериальная основа поведения человека в организации. Взаимодействие человека и группы.
Генри Форд говорил «отберите у меня все мои заводы и машины, но оставьте моих людей и через 5 лет я буду таким же богатым».
Поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций:
1) Взаимодействие человека с организационном окружении. В этом случае человек является главным в организации и вокруг него все крутится.
2)
Организация, включающая в
Организационное окружение – это та часть организации, с которой сталкивается человек во время своей работы.
Оно включает:
1) Рабочее место сотрудника.
2) Руководство организации.
3) Коллегии по работе.
4) Организационная структура.
5)
Правило поведения или
6) Условия работы.
7) Система оплаты и социальные гарантии.
Возможность вхождения человека в организационное окружение называется социализацией. Успех социализации зависит от 2 факторов:
1) Человек.
2) Сама организация.
В основе конфликта человека и организации во взаимодействии человека с организационным окружением лежат:
1)
Ожидания и представления
2)
Ожидание организацией в
Основные ожидания индивида при включении в организационное окружение:
1)
Ожидания в отношении
2) Оригинальности и творчества и характера работы.
3)
Увлекательность и
4)
Престижность и статусность
5)
Заработная плата и социальная
защищенность и других соц.
благ представляемых
6)
Признание и поощрение за
7) Гарантии роста и развития.
8)
Хороших отношений с
Организация ожидает от индивида, что он проявит себя как:
1)
Специалист в определенной
2)
Человек, обладающий
3)
Преданный организации и
4) Способный занять определенное место в организации и готовый взять на себя соответствующие обязательства и ответственность.
5) Следующий принятым в организации нормам поведения.
6) Устанавливающий и поддерживающий хорошие отношения с коллегами.
7) Разделяющий ценности организации.
8) Готовые осуществлять полученную работу с должной отдаче и на высоком качественном уровне.
Организация перечень этих требований зависит от должности.
Вхождение человека в организацию.
Связано с решением трех основных проблем:
1) Адаптация человека к новому окружению.
2)
Коррекция или изменение
3) Изменение и модификация самой организации.
Задачи, которые должна решить организация при вхождении в неё нового сотрудника:
1)
Разрушить старые
2)
Привить сотруднику новые
3) Заинтересовать сотрудника в эффективной работе.
Роль – это устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми в определенной ситуации и отражающий социальнотипический аспект поведения.
Основные функции роли?
1)
Ориентирующие. Указывают на
2)
Формирующая. Суть этой
Ясность роли предполагает, что человеку её исполняющему известно и понятно содержание роли, а также связь с целями и задачами организации и его место в деятельности организации.
Приемлемость роли означает, что человек готов выполнять эту роль исходя из того, что его действия приведут к достижению определенного результата.
Структура роли:
1)
Ролевые предписания (
2) Ролевые ожидания. Означает, что окружающие вас люди, когда ожидают от вас ту или иную роль.
3) Ролевое поведение. Исполнение этой роли.
4) Оценка ролевого поведения.
5)
Санкции, в случае
Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов:
1) Отбор информации.
2)
Систематизация информации
Факторы, влияющие на восприятие человеком организационного окружения:
1) Внутренние факторы: узнаваемость сигнала, эмоциональность сигналов, последовательность восприятия сигнала.
2) Внешние факторы. Это интенсивность передаваемого сигнала, подвижность сигнала, размер, состояние окружения в котором находится человек.
Критериальная основа поведения человека в организации:
Существует 3 понятия: человек, личность и индивид.
Характеристики индивидуальности человека. Структура личности человека имеет несколько сторон:
1) Индивидуально-психологическая. Отражает специфику функционирования психических процессов, свойств, состояний и образований.
2)
Мировоззренческая сторона.
3)
Социальнопсихологическая
Индивидуальность человека формируется под воздействием 3 групп факторов:
1)
Наследственность и
2)
Факторы, проистекающие из
3) Черты и особенности характера человека, его индивидуальность.
Взаимодействие человека и группы.
Группа – это 2 лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким способом, что каждый из них оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.
Характерные особенности группы:
1)
Члены группы идентифицируют
себя и свои действия с
2)
Взаимодействие между членами
группы носит характер
3)
Наряду с формальным
Существуют 2 типа групп:
1) Формальная – это группа, созданная решением руководителя, деятельность которой определяется нормативно-правовыми документами.
Особенности формальной группы:
1) Рациональность.
2) Обезличенность. Членом этой группы может быть любой человек.
Типы формальных групп:
1)
Группы руководителей.
2) Производственные. Например, экипаж самолета.
3)
Комитеты. Группы внутри организаций
для решения конкретных
2) Неформальные – это спонтанно образовавшиеся группы людей, вступивших или вступающих в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.
Характеристика неформальных групп:
1) Наличие неформального лидера.
2) Жесткий социальный контроль.
3)
Неформальная группа жестко
4)
Тенденция к сопротивлению
Классификация неформальных групп:
1) Просоциальные группы. Группы социально положительные
2) Асоциальные. Группы социально нейтральные.
3) Антисоциальные группы. Группы социально отрицательные.
Обще в формальных и неформальных групп:
1) Иерархическая подчиненность.
2) Цели и задачи.
3)
Наличие руководителей или
4)
Неписаные правила или нормы
поведения, подкрепляемые
Отличия формальных групп от неформальных:
1) Создаются по воле руководства.
2) Руководители назначаются.
3) Связи между членами группы носят официальный характер.
Взаимодействие человека и группы складывается под влиянием 3 факторов:
1) Характеристика членов группы.
2)
Структурные характеристики
3) Ситуационные характеристики.