Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:32, реферат
Объект изучения – это управляемая подсистема, воспринимающая управляющее воздействие со стороны органов управления и действующая в соответствии с полученной командой.
Субъект управления – это управляющая подсистема, выступающая источником воздействия на объект управления.
4)
Организатор. Его выдвигают,
5) Соблазнители. Его выдвигают, так как умеет играть на слабостях людей.
6) Герой. Его выдвигают за то, что может пожертвовать собой ради других.
7)
Козел отпущения. Его
Основные концепции лидерства:
I) Личностные теории лидерства. Суть этих теорий – лучшие из руководителей обладают набором общих для всех личных качеств, при этом, эффективный руководитель не становится таковым только благодаря набору личных вещей и качеств, а вырабатывает их себя в процессе своей деятельности.
II) Поведенческие теории. Эффективность деятельности лидера определяется не его личными качествами, а манерой его поведения по отношении к подчиненным, то есть стилем руководства, при этом признается, что не существует оптимального стиля руководства, так как на его эффективность будет оказывать влияние характер конкретных ситуаций.
III) Ситуационные. Суть: На стиль поведения и личные качества лидеров наибольшее воздействие оказывают внешние факторы.
IV) Современные теории лидерства. 1) Теория атрибутивного лидерства. Действия лидера, а также поведение его последователей обусловлено реакцией лидера на поведение его окружения. 2) Теория харизматического лидерства. Харизматичным считается тот лидер, который в силу своих личных качеств способен оказывать глубокое воздействие на своих последователей. Он испытывает высокую потребность во власти, и имеет сильную потребность в деятельности, убежден в моральной правоте того, во что он верит. Потребность во власти мотивирует его в стремлении стать лидером. Классический пример – это Гитлер. 3) Концепция преобразующего лидерства. Предполагается наличие у лидера и его последователей определенного поведения, пригодного для решения проблемы в кризисные ситуации. 4) Концепция основ эффективного лидерства. Каждый лидер должен быть ориентирован на определенный уровень управления и должен соответствовать этому уровню.
Основные подходы к управлению персоналом:
1) Технократический (3 основных периода этого подхода: 1) Раннетехнократический. Человек есть придаток машины, поэтому надо совершенствовать технику и не обращать внимания на персонал – жестокая эксплуатация физических и духовных способностей человека. Жесткое управление. 2) Классический. Человек равен по своему значению машине, поэтому нужно принимать меры для поддержания его в рабочем состоянии – стиль управления игнорирует личность, особое внимание уделяется рационализации трудовых операций, выполняемых человеком, с учетом его способностей и особенностей организма. 3) Человек имеет большее значение, чем машина, но его индивидуальные особенности и интересы не учитываются – стиль обращен на человека, но не на конкретные личности.
2) Гуманистический (ориентирован на уникальность, неповторимость каждой личности). Стиль управления ориентирован на создание возможностей для сотрудников. Трудиться с максимальной отдачей, получать удовлетворение от работы, от отношений в коллективе, а главное, развивать и совершенствовать самого себя.
Стиль управления – это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителем в свое практической деятельности.
Основные компоненты стилей управления:
1) Закономерность управления.
2)
Специфика сферы конкретной
3)
Социально-психологические
4) Уровни иерархии управления.
5)
Способы и приемы управления,
используемые вышестоящим
Основные факторы, характеризующие стили управления:
1) Требования, предъявляемые к руководителю (компетентность, деловитость, ответственность, личные качества).
2) Специфика системы управления (цели, задачи, технологии управления и т.д.).
3)
Окружающая производственная
4)
Особенности руководимого
Стиль подчинения (способ обращения руководителя с вышестоящим руководителем или стиль работы руководителя) – это совокупность применяемых руководителем приемов и методов личной работы:
Классификация стилей управления:
I) Традиционный подход. Включает в себя все одномерные стили управления. Это теория X и теория Y Магредера, модель стилей управления Левина, модель стилей управления Лайкерта.
Теория
Х: Описывает тип руководителя, который
удовлетворяет элементарным потребностям
подчиненных и использует авторитарный
стиль управления, так как относятся
к своим подчиненным
Теория У: Описывает идеальную ситуацию, в которой взаимоотношения в коллективе складываются как партнерские и для которой приемлем демократический стиль управления.
Модель
стилей управления Левина: В основе
лежит положение о том, что
главную роль, при классификации
стилей управления, играет свойство личности
и особенности характера
Модель
Лайкерта: В основе лежит ориентация
руководителя либо на работу, либо на человека.
Исходя из этого, Лейкарт выделил 2 основных
типа руководителя: 1) Руководитель, сосредоточенный
на работе. 2) Руководитель сосредоточен
на человеке. Исходя из этого, он выделил
4 базовых стиля управления: 1) Эксплуататорско-авторитарный.
Руководитель жесткий единоначальник.
Все решения принимаются и единолично.
2) Благосклонно-авторитарный. Руководитель
разрешает подчиненным ограничено участвовать
в принятии решений. При этом его отношения
с подчиненными носят авторитарный характер.
3) Консультативно-
II) Современный подход (многомерные стили управления). Включают: Двумерный стиль управления («управленческая решетка» - Блейк и Муттон), многомерные стили управления.
Двумерный стиль управления: Управленческая решетка включает в себя 2 основных подхода. 1) Руководитель ориентируется на создание в коллективе благоприятного морально-психологического состояния, налаживание дружеских отношений с подчиненными. 2) Руководитель ориентируется на создание соответствующих организационных и технических условий, при которых сотрудник может полностью раскрыть свои способности.
В.Авторитарное руководство: руководитель заботится только о руководстве, но не осуществляет никакой социальной деятельности. Такой руководитель отличается высоким уровнем ответственности, высокой трудоспособностью, организаторским талантам и интеллектам. |
Г. Производственно-социально.е управление: руководитель умеет сочетать заботу о людях с заботой о производстве, решения принимаются руководителем, но обязательно обсуждаются и корректируются с подчиненными. | |
Д. Командное руководство: руководитель одинаково относится, как к людям, так и к производству. |
||
А.Примитивное руководство: руководитель равнодушно относится и к производству и к подчиненным, он не является лидером. |
Б.Социальное руководство: руководитель уделяет особое внимание нуждам и потребностям своих подчиненных, но процессу производства особого внимания не уделяет. |
Многомерные стили управления:
1)
Модель Танненбаума-Шмидта. Выбор
стили управления, согласно этой
модели, зависит от решения
2)
Модель эффективности
3)
Модель «Путь-Цель» - Митчелл и
Хаус. Суть этой модели: преуспевающий
руководитель обязан выполнять
3 вида задач: 1) Объяснить подчиненным,
как наилучшим образом достичь
поставленных целей. 2) Разработать
методы их достижения. 3) Внедрить
эти методы. Данная модель включает
4 стиля управления: 1) Стиль поддержки,
инструментальный стиль, стиль,
4) Модель жизненного цикла – Херсий и Бланшар. Суть – применение стилей и выбор стиля зависит от: 1) Степени зрелости подчиненных. 2) Их способности отвечать за свое поведение. 3) Образования и опыта решения конкретных задач. 4) Желание достичь поставленных целей.
В
рамках этой модели сформулированы 4 основных
стиля управления: 1) Давать указания
(сотрудники не способны и не желают
отвечать за результаты своей работы,
поэтому руководитель ориентируется
на решение организационно-
5)
Модель принятия решения
Критерии выбора стили руководства в этой модели: 1) Наличие достаточной информации и опыта у подчиненных. 2) Уровень требований, предъявляемых к решению проблемы. 3) Четкость и структурированность проблемы. 4) Степень причастности сотрудников к делам организации и необходимость согласования с ними решения. 5) Заинтересованность исполнителей в достижении целей. 6) Степень уверенности в том, что единоличное решение руководителя, получит поддержку исполнителей. 7) Степень вероятности возникновения конфликтов между подчиненными в результате принятия решений.
Основные
черты Американского стиля
1)
Деловитость. Основные
2)
Умение организовать. Признаки: 1) Знание
каждым сотрудником что, когда
и как делать. 2) Увязка целей
и задач деятельности с
3)
Обеспечение компетентности
4)
Развитость индустрии,
Современные проблемы и противоречия развития управления.