Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:32, реферат
Объект изучения – это управляемая подсистема, воспринимающая управляющее воздействие со стороны органов управления и действующая в соответствии с полученной командой.
Субъект управления – это управляющая подсистема, выступающая источником воздействия на объект управления.
Характер взаимодействия человека и группы:
1)
Кооперация. Устанавливаются
2)
Слияние. Человек считает себя
частью группы, а группа рассматривает
этого человека как
3) Конфликт. Характер противоборства.
Методы управления.
Понятие, характеристика, классификация
методов управления. Особенности
и характерные черты
Метод – это прием практической реализации задач и функций органов управления на основе, закрепленной за ним компетенции в установленной форме и в соответствующих границах.
Основные характеристики методов управления:
1) Направленность (ориентация на систему управления).
2) Содержание метода (специфика приемов и способов воздействия).
3)
Организационная форма (
Классификация методов управления:
I) По отраслям знания: общенаучные, исторические, системные, комплексные, то есть методы, которые используются в различных отраслях знаний.
II) Специфические (частные) методы включают множество методов, которые можно классифицировать по разным основаниям:
I) Содержание: экономические (основываются
на правильном использовании экономических
законов развития общества), организационно-
II) Организационная форма: индивидуальные (применяются к отдельно взятому человеку), коллективные (применяются к определенным группам людей, коллективам), коллегиальные (применяются к большим группам людей).
III) Мотивационное воздействие: морального стимулирования, материального, убеждения, принуждения.
IV) Сфера применения: общие (применяются ко всей системе управления) и локальные (к отдельным частям управления).
V) Объект управления: методы управления производством, методы управления кадрами и т.д.
Особенности
проявления методов управления: 1) Выражают
управляющее воздействие
Взаимосвязь методов управления: 1) используется одними и теми же субъектами управления. 2) Реализуют единую конечную цель управления – достижение определенных результатов. 3) Используются в отношении одних и тех же объектов управления. 4) Реализуются в рамках единой правовой формы. Все методы воздействия в рамках одной организации закрепляются соответствующим правовым актом.
Экономические методы управления – это совокупность способов и средств экономического (косвенного воздействия) со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления.
Специфика экономических методов управления заключается в их воздействии на материальные интересы людей (материальная мотивация, ориентированная на выполнение определенных заданий и на получение за это вознаграждения).
Методы экономического воздействия:
I) Применяемые на макро уровнях: методы национальной программы, государственные заказы, налоговая политика и т.д.
II) Применяемые на уровне организации: планирование, самофинансирование и т.д.
III) Применяемые в отношении отдельного работника: заработная плата, премирование, субсидии, ссуды и т.д.
Организационно-
Базируются на:
1)
Нормативно-правовые акты
2)
Локально-нормативные правовые
3)
Документы нормативно-
4)
Документы оперативного
Формы проявления:
1)
Обязательные предписания (
2)
Согласительные процедуры (
3)
Рекомендации и пожелания (
Организационно-
С
методом принуждения
1)
Вынужденная (внешне
2) Пассивное подчинение.
3) Осознанное (внутренне обоснованное).
Социально-психологические методов управления – это совокупность способов и средств воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления в целях создания в организации благоприятного морально-психологического климата, способствующего наиболее эффективному решению поставленной задачи.
Объектом воздействия являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам производства и к окружающей среде.
Деление таких методов:
1) Методы управления социально-массовыми процессами.
2)
Методы управления группами
3)
Методы управления
4)
Методы управления
Масштаб и способ воздействия таких методов позволяет выделить среди них 2 класса этих методов:
1)
Социологические методы, направленные
на группы людей и их
2)
Психологические методы, которые
направлены на личность
Социологические
методы управления позволяют установить
назначение и место сотрудников
в коллективе, выявить лидеров
и обеспечить их поддержку, связать
мотивацию сотрудников с
Существующие методы:
1) Анкетирование.
2) Интервьюирование.
3) Социометрия.
3) Наблюдение.
4) Собеседование.
Что можно регулировать социологическими методами:
1)
Личностные качества
2)
Готовность личности к
3)
Нацеленность личности на
4)
Способность личности к
5)
Способность личности к
6) Конфликтность личности.
Психологические методы – это методы, которые обращены к внутреннему миру человека (личности, интеллекту, чувству и т.д.) в целях направления его внутреннего потенциала на решение конкретных задач, стоящих перед организацией.
Основные психологические методы:
1) Убеждение.
2) Подражание.
3) Вовлечение.
4) Побуждение.
5) Принуждение.
6) Осуждение.
7) Требование.
8) Запрещение.
9) Плацебо.
10) Порицание.
11) Команды.
12) Обманутые ожидания.
13)
Взрыв. Когда человек
14) Метод Сократа. Когда человек говорит нет, его трудно в чем-то переубедить. Надо, чтобы собеседник говорил всегда да.
15) Намек.
16) Комплимент.
17) Совет.
Что регулируется психологическими методами:
1)
Тип личности (внутренний потенциал
человека и его направленность
на выполнение определенных
2) Темперамент.
3) Характер.
4)
Определяет направленность
5) Направленность личности (потребности, интересы, мотивы, убеждения).
6) Интеллектуальные способности.
7)
Поведение (совокупность
8) Чувства и эмоции.
9) Стрессоустойчивость.
10)
Коммуникационная
11)
Разработка психологических
Результатом психологического планирования являются:
1) Формирование команд на основе психологической совместимости.
2)
Комфортный психологический
3) Формирование личной мотивации людей.
4)
Минимизация психологических
5) Разработка планов служебной карьеры.
6)
Рост интеллектуальных
7) Формирование корпоративной культуры на основе норм поведения и представлений об образе идеального сотрудника.
Мотивация в системе управления.
Понятие, характеристика мотивации, её
роль в развитии интереса и удовлетворении
потребностей. Основные мотивационные
концепции. Механизмы мотивации
работников. Формы и методы мотивации
в современной мировой
Потребность – это осознанная необходимость в тех или иных благах или ценностях.
О потребностях можно судить только по поведению людей.
Толчком к действию для удовлетворения потребностей являются мотивы.
Мотив – это осознанное индивидом побуждению к деятельности.
В основе мотива лежит цель.
Цель – это ориентир, на который направлен мотив деятельности, раскрывающий возможности и способы его реализации, а также объект мотивации.
Стимул – это определенный раздражитель, вызывающий действие мотивов.
Процесс
использования различных
О потребностях человеческих.
Классификация:
I) Первичные (которые являются по своей природе физиологическими). Примером является потребность человека в воде, еде, во сне.
II) Вторичные (психологические). Это потребности, которые осознаются только с опытом. Например, курение.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают её границы и формы, придают ей направленность, ориентировано на достижение определенных целей.
Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов.
Что можно мотивировать в деятельности человека:
1)
Усилие. Одну и ту же работу
человек может выполнять,
2) Старание.
3) Настойчивость.
4) Добросовестность.
5) Направленность. С помощью мотивации человека можно ориентировать на эффективные действия в направлении определенных целей.
Основные стадии мотивационного процесса:
1) Возникновение потребностей.
2)
Поиск путей устранения
3)
Определение направления
4) Осуществление действия.
5) Получение вознаграждения за осуществление действия.
6) Устранение потребностей.
Основные мотивационные концепции:
Все
мотивационные концепции
I) Первоначальные концепции мотивации: 1) Теория кнута и пряника. Хорошо работает – вознаграждение. Плохо – санкции. 2) Теория мотивации Тейлора (В основе научно-обоснованная система норм расходования времени на каждый вид работ или выполнение тех или иных операций. Ориентирована на самых сильных и умных сотрудников. 3) Теория Х и теория У. Автор – Мак-Грегор. Выражает 2 основных принципа влияния на людей. Теория Х - Человек ленив, не любит ответственность, противится переменам и самое главное, что нужен над ним постоянный контроль. Теория У – человек не является по природе пассивным, он становится таким в результате не внимания к ним руководителя и руководитель должен помочь раскрыться сотруднику. 4) Теории мотивации, основанные на результатах Хатторнских экспериментов (социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности труда большее влияние, чем физические).
II)Вторая группа концепций мотивации – содержательные теории мотивации. В основе этих теорий – изучение потребностей человека, которые являются основными мотивами их поведения и деятельности. 1) Теория иерархии потребностей А. Маслоу. Все потребности Маслоу разделил на 5 групп. Витальные, экзистенциальные, социальные, уважении, духовные. 2) Теория человеческих потребностей от Альдерфер. В отличии от Маслоу все потребности разделил на 3 группы: экзистенциальные, социальные, потребности развития. От пирамиды Маслоу отличается тем, что удовлетворение следующей по значимости потребности зависит от удовлетворения предыдущей. Если низшая потребность не удовлетворена, то высшая не проявится. 3) Двухфакторная теория мотивации. Автор – Герцберг. Сущность – удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами. На удовлетворенность влияют мотивационные факторы (квалификация, признание успеха, интерес к работе и заданию, ответственность, карьерный рост и профессиональное развитие). На неудовлетворенность работой влияют внешние факторы (способ управления, политика организации, межличностные отношения, заработная плата, влияния работы на личную жизнь). 4) Теория потребностей Маквеленда. Он разделил все потребности по определенным группам. Потребность в успехе, высшей власти, признании. 5) Теория потока. Ксикцентмихаил. 6) Процессуальные теории. Раскрывают распределение усилий работников и выбор ими определенного вида поведения для достижения конкретных целей. Теория ожиданий. Автор Врумм. Сущность теории – необходимым условием мотивации человека для достижения цели является не только потребность, но и выборный тип поведения сотрудника и его руководителя. 7) Теория справедливости мотивации. Автор Адамс. Сущность – эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно, с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работником, работающим в аналогичных условиях.